Урок литературного чтения в 5 классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Содержание урока связано со знакомством с разными авторами произведений о лесе, с фольклорными традициями народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 70.5 КБ |
Презентация урока литературного чтения | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ.
Степанова Алина Юрьевна, учитель русского языка и литературы
ТЕМА: „Леса учат понимать прекрасное”.
ЦЕЛЬ: Пробудить любовь и бережливое отношение к родной природе.
Задачи урока:
- создать на уроке хорошее настроение, способствующее эмоциональному восприятию материала;
- познакомить с произведениями писателей и поэтов о лесе, проанализировать их;
- обогатить речь учащихся с помощью загадок, пословиц, поговорок;
- воспитывать в ребенке нравственные качества.
Учебные материалы: карточки с текстами произведения; карточки с пословицами, листья деревьев; медиапроектор, презентация.
Практическая значимость и актуальность:
Содержание урока связано со знакомством с разными авторами произведений о лесе: с фольклорными традициями народа, работая с загадками, пословицами и поговорками, ребята развивают мышление, обогащают свою речь. Сочиняя синквейны, дети развивают свою речь. Знакомство с картинами Шишкина о лесе помогает расширить детям свой кругозор.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Звучит отрывок из оперы Верди „Травита”
- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим с вами о красоте и богатстве русского леса. Тема урока „Леса учат понимать прекрасное”. Эти замечательные слова сказал известный русский писатель Антон Павлович Чехов.
I часть урока. Работа с текстами.
Ученикам раздаются тексты произведений.
1.Чтение первого текста произведения (В. Бианки „Лес зимой”) учителем. Приложение №1.
А) Беседа по прочитанному.
-Понравилось ли вам это произведение? О чем идет речь в этом произведении? (слайд 2)
б) Работа с текстом. (слайд 3)
-Что нового вы узнали, прочитав это произведение?
-Какой вопрос ставит автор перед нами?
-Может ли мороз убить дерево?
-Как спасается дерево?
-Что оно для этого делает?
2. Чтение учениками текста второго произведения (И. Соколов-Микитов „Лес осенью”) . Приложение №2.
А) Беседа по прочитанному. (слайд 4)
- О чем пишет автор?
- Какая картина предстает перед вами? Опишите ее.
- Какими словами автор передает красоту леса? Перечислите эти слова.
3. Выразительное чтение третьего произведения (И. Бунин „Листопад”). Приложение №3.
А) Беседа про прочитанному. (слайд 5)
- Какое настроение возникает у вас при чтении стихотворения И. Бунина.
- Какую картину рисует автор?
- Какие изобразительно-выразительные средства использует Бунин, чтобы передать красоту и очарование осеннего леса.
Слово учителя:
В природе все устроено так, что все приспособлено к выживанию в любых суровых условиях и если даже сами деревья защищают себя, то мы тем более должны беречь их. Ведь наше с вами здоровье в значительной мере зависит от здоровья леса – источника свежего и чистого воздуха. Не повреждайте деревья и кустарники. Даже небольшие повреждения коры опасны тем, что на них могут попасть и поселиться мельчайшие болезнетворные грибы, разрушающие древесину. Лес дает нам древесину, пушнину, орехи, лекарственные растения, грибы, ягоду, дичь и многое другое. В лесу мы отдыхаем. Самый страшный враг леса – пожар. Не разжигайте костров в лесу. Ведь даже, если ваш костер не вызовет пожара, то может повредить поверхностные корни растений. «Рана», оставшаяся после костра, не заживает в течение 5-7 лет.
II часть урока. Пословицы и поговорки.
- Дети, а теперь, давайте, мы с вам вспомним пословицы о лесе.
Ученикам раздаются таблицы с пословицами, где они должны установить соответствие.
Лес видит, | а волки и леший будут. |
Возле лесу жить - | не темный лес. |
Был бы лес, | а море по рыбине тоскует. |
Одно дерево - | а поле слышит. |
Вырос лес, | скоро вырастет. |
Лес по дереву, | будет и топорище. |
Недорубленный лес, | голоду не видеть. |
Правильные ответы: ( слайд 6 )
Лес видит, а поле слышит.
Возле лесу жить – голоду не видеть.
Был бы лес, а волки и леший будут.
Одно дерево – не тёмный лес.
Вырос лес, будет и топорище.
Лес по дереву, а море по рыбине тоскует.
Недорубленный лес скоро вырастет.
- А теперь, дети, попробуем отгадать с вами загадки, связанные с лесом. За каждый правильный ответ вы получите лист дерева. Кто больше листиков соберет, тот получит хорошую оценку.
Один ученик читает загадки, подготовленные заранее.
Приходи ко мне в лесок!
Я раскидист и высок.
У меня среди ветвей
Много крепких желудей. (Дуб)
Вот любимица Руси -
Всех и каждого спроси.
Белоствольная краса
Украшает нам леса. (Береза)
Под раскидистой сосной
Небоскреб стоит лесной.
Из хвоинок этажи.
Этот дом не вороши! (Муравейник)
В тишине холодных ночек,
После часа или двух
Мы услышим среди кочек
Неожиданное: "Ух!"
Птицы хищные летят,
Ловят мышек и зайчат. (Совы, филины)
Мы стоим на крепких ножках
На лесной тропинке,
На опушках и дорожках,
Просимся в корзинки. (Грибы)
На опушке слышен храп:
Спит зимой медведь Потап.
Где он спит, скажите,
Домик назовите. (Берлога)
Приглашаю в летний зной
Я к себе народ лесной.
Я журчу среди корней
И пою водой зверей. (Родник, ручей)
Съел его рогатый лось,
Вызвать доктора пришлось.
В красной шляпке, ядовит,
На опушке он стоит. (Мухомор)
Вся в иголочках и в шишках,
Я хвоинками шуршу,
А к девчонкам и мальчишкам
В Новый год я прихожу (Елка)
Встречу радостным "хрю-хрю"
На опушке я зарю.
Познакомьтесь все со мной -
Свинка я, но зверь лесной. (Кабан)
Прискакал бельчонок, рад:
Два гриба принес на склад.
В этой комнатке, в тепле,
Он зимует на стволе. (Дупло)
Я живу в глухой избушке,
Знаю каждую опушку,
Каждый холмик и нору,
Ведь работаю в бору. (Лесник)
- Молодцы, отлично справились с заданиями.
III часть. Знакомство с творчеством И. И. Шишкина.
- Ребята, мы с вами сегодня познакомились с произведениями разных авторов, составили пословицы, отгадывали загадки. Очень много вы узнали сегодня о русском лесе, научились понимать прекрасное. Прекрасное же умел не только понимать и видеть И. И. Шишкин – известный русских художник. Я хочу вас познакомить с его картинами, которые Иван Иванович посвятил русскому лесу. (слайды)
Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно понравилось на уроке?
Выставление оценок
Домашнее задание.
- Составить синквейн о лесе.
Приложение №1.
В.Бианки Лес зимой.
Может ли мороз убить дерево?
Конечно, может.
Если дерево промерзнет всё насквозь, до самой сердцевины, — оно умрёт. В особенно суровые, мало - снежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью — молоденьких. Пропали бы и все деревья, если б каждое дерево не хитрило, чтобы сберечь в себе тепло, не допускать мороз глубоко внутрь себя.
Кормиться, расти, производить на свет потомство — всё это требует большого расхода сил, энергии, — большого расхода своего тепла. И вот деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти, не тратят силы на размножение. Становятся бездеятельным, погружаются в глубокий сон.
Много выдыхают тепла листья, — долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.
Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий живую плоть растения от мороза. Всё лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую пробковую ткань — мёртвую прослойку. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в ее порах и не даёт источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, — тем толще в нём пробковый слой, вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями.
Но самая лучшая защита от морозов — пушистое снежное покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховиком, покрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.
Нет, как ни лютуй мороз — не убить ему нашего северного леса!
Приложение №2.
И. Соколов-Микитов.
Лес осенью
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Приложение №3
И. Бунин
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс.
Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....
Урок литературного чтения 3 класс.
Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".
В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс
Материал для учителей начальных классов...
урок литературного чтения 2 класс 7 вида
Два ленивца (сербская народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)1. Цель урока: стимулировать интере...
Урок литературного чтения 4 класс. Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Урок литературного чтения 4 класс.Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»Цели: Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения п...