Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Тараскина Вера Владимировна

Рабочая программа по литературе 9 класс. Программа В.Коровиной, учебник В.Коровиной.102 часа в год, 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_9_klass_.docx71.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Юсуповская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 _____________

Протокол №___ от

«__» ___________ 2014г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Юсуповская СОШ»

_____________ Каплина Л.Ю.

«__» ___________ 2014 г

«Утверждено»

Директор МОУ «Юсуповская СОШ»

___________  Березина Г.В.

Приказ № __ от «__» ____ 2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9  класс

Базовый уровень

учителя II квалификационной категории

Тараскиной Веры Владимировны

 

                                                                                           Принято на заседании

                                                                                           педагогического совета школы

                                                                                           протокол № __ от «__» ______

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко- культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.

Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.

Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе — подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

В 10—11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Необходимость переработки и переиздания предлагаемой программы была обусловлена изменением учебного плана и переходом на базовый и профильный уровни изучения предмета в средней (полной) школе. Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе следующим образом определяет специфику изучения литературы на базовом уровне: «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи».

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и" зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе — литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. В 10 и 11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX и XX веков).

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы желательно в конце курса в каждом классе, но возможна и некоторая перестановка в изучении того или иного текста (например, как это сделано в учебнике 6 класса). i        Авторы программы избегают жесткой регламентации, предоставляя право

творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, ка— читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредмет- ные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий. особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи в средних классах первого концентра и на уроках риторики в старших классах. В учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т. п.). В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного ' высказывания школьника.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

Введение

1

1

Литература и ее роль в духовной  жизни человека.

1

Древнерусская литература

6

2

«Слово о полку Игореве» . История открытия памятника, проблема авторства

1

3

Сюжет произведения и композиция

1

4

Художественное своеобразие «Слова...»

1

5

Анализ эпизода  «Плач Ярославны»

1

6

«Слово о полку Игореве» в искусстве

1

7

Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве»

1

Русская литература XVIII века

7

8

Классицизм в русском и мировом искусстве

1

9

М.В.Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величии»

1

10

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол...»

1

11

Г.Р.Державин. «Властителям и судиям». Тема поэта и поэзии в лирике Державина

1

12

А.Н.Радищев. «Вольность».

«Путешествие из Петербурга в

Москву». Черты классицизма и сентиментализма

1

13

Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме

1

14

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

1

Русская литература XIX века

62

15

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века

1

16

В.А.Жуковский. «Море», «Невыразимое»

1

17

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады

1

18

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга

1

19

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Прототипы комедии и история создания

1

20

Система образов комедии

1

21

Сюжет и конфликт комедии. Общественный конфликт в комедии

1

22

Анализ монологов действующих лиц

1

23

Анализ сцены на балу. Новые персонажи

1

24

Афоризмы в комедии «Горе от ума». Подготовка к классному  сочинению

1

25

Классное сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума»

1

26

А С. Пушкин. Жизнь и творчество

1

27

Друзья и дружба в лирике Пушкина

1

28

Свободолюбивая лирика Пушкина

1

29

Любовь в жизни и творчестве Пушкина

1

30

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

1

31

Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция

1

32

День Онегина

1

33

Онегин и Ленский в деревенском кругу

1

34

Анализ письма Татьяны

1

35

Анализ сцены в саду

1

36

Анализ сцен «Сон Татьяны», «Именины»

1

37

Анализ сцен дуэли

1

38

Татьяна и Онегин в 8 главе

1

39

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

40

Автор как идейно - композиционный и лирический центр романа

1

41

«Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

1

42

Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению

1

43

Сочинение по роману А.С.Пушкина«Евгений Онегин»

1

44

А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

1

45

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин.  «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

46

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество

1

47

Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

48

Образ поэта - пророка в лирике Лермонтова

1

49

Адресаты любовной лирики Лермонтова

1

50

Эпоха безвременья в лирике поэта

1

51

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Сложность композиции

1

52

Повесть Лермонтова «Бэла»

1

53

Повесть «Максим Максимыч» и «Тамань»

1

54

Печорин в системе мужских и женских образов

1

55

Споры о романтизме и реализме романа

1

56

Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1

57

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества

1

58

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Души живые и мертвые

1

59

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

60

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

1

61

Эволюция образа автора

1

62

Поэма в оценке В.Г.Белинского, подготовка к домашнему сочинению

1

63

Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1

64

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

1

65

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок»

1

66

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы

1

67

Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» .

1

68

Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания.

1

69

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника»

1

70

А.П.Чехов. «Тоска»

1

71

Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос

72

Внеклассное чтение.  Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

1

73

И.А.Бунин. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича

1

74

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи»

1

75

М.А.Булгаков. «Собачье сердце» как социально - философская сатира на современное общество

1

76

Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце»

1

77

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа

1

78

Особенности авторского повествования

1

79

А.И.Солженицын «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе.

1

80

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

1

81

Урок - зачет по русской литературе второй половины 19 века и 20 века

1

Русская поэзия Серебряного века

16

82

Русская поэзия Серебряного века

1

83

А.А.Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен.

1

84

С.А.Есенин. Биография. Тема Родины в лирике Есенина.

1

85

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина.

1

86

В.В.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского.

1

87

Маяковский о труде поэта

1

88

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти

1

89

Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве»

1

90

А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике

1

91

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии

1

92

Н.А.Заболоцкий. Стихотворения о человеке и природе

1

93

Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

1

94

А.Т.Твардовский. Раздумья о природе и Родине в лирике поэта

1

95

Урок внеклассного чтения. «Песни и романсы на стихи русских поэтов»

1

96

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

97

Урок - зачет по русской лирике 20 века

1

Из зарубежной литературы

6

98

Гай Валерий Катулл.

Квинт Гораций Флакк. Обзор стихотворений

1

99

Данте Алигьери. «Божественная комедия». Обзор

1

100

Шекспир. «Гамлет» Обзор. Трагизм любви Гамлета и Офелии

1

101

Гете «Фауст». Обзор .Трагизм любви Фауста и Гретхен

1

102

Тестирование по русской литературе 18-20 века

1

103-105

Резерв

1

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятел ьности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты

русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). 

Из русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Милъон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух

персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Пет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет..», «Есть * речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой i эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви —воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия)

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений

 Из русской литературы XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондер-ства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. ' Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

 Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...»,

«Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворе ния о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта- мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».

Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:

«Пролог на небесах», «У городских

'ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. * Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
  2. Тексты художественных произведений.
  3. Сюжет, особенности композиции.
  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.
  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
  6. Изобразительно-выразительные средства языка.
  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно- критической статей.
  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
  10. Писать        рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

11 .Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

12.Пользоваться словарями различных типов и справочниками.


Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Формы работы на уроке

Повторение

Примечание

План

Факт

Введение

1

1

Литература и ее роль в духовной  жизни человека.

1

02.09

Вводный урок. Лекция учителя. Устные выступления.

«Литературные произведения», жанры литературы

Древнерусская литература

6

2

«Слово о полку Игореве» . История открытия памятника, проблема авторства

1

04.09

Комбинированный

урок. Чтение и обсуждение произведения. Лекция учителя. Устные выступления.

Древнерусская

литература, жанры

ДЛ, «поучение», «повесть», «слово», «хождение», «житие», «жанр», «летопись»

3

Сюжет произведения и композиция

1

06.09

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения. Беседа. Пересказ

«Слово», «сюжет», «композиция»

4

Художественное своеобразие «Слова...»

1

09.09

Урок- практикум. Чтение и обсуждение произведения.

«Идея», «система образов», «пейзаж»

5

Анализ эпизода  «Плач Ярославны»

1

11.09

Урок- практикум. Чтение и обсуждение произведения.

«Идея», «система образов», «пейзаж»

6

«Слово о полку Игореве» в искусстве

1

13.09

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения. Лекция учителя. Устные выступления

«Слово», анализ художественного произведения

7

Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве»

1

16.09

Урок развития речи

Русская литература XVIII века

7

8

Классицизм в русском и мировом искусстве

1

18.09

Урок изучения нового. Лекция учителя. Игра.

«Эпиграф», «трагедия», «ода», «комедия», «басня»

9

М.В.Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величии»

1

20.09

Комбинированный урок. Слово учителя. Устные выступления. Беседа. ПК

«Жанр», «ода

10

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол...»

1

23.09

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения.

«Жанр», «ода», «архаизмы», средства выразительности (метафора, сравнение, гипербола и т.д.)

11

Г.Р.Державин. «Властителям и судиям». Тема поэта и поэзии в лирике Державина

1

25.09

Комбинированный урок. Слово учителя.

Лекция. Устные выступления. Беседа

«Ода», «устаревшие слова», «тема»

12

А.Н.Радищев. «Вольность».

«Путешествие из Петербурга в

Москву». Черты классицизма и сентиментализма

1

27.09

Комбинированный урок. Лекция. Чтение произведений и обсуждение

«Ода», «элегия», «эмоционально - экспрессивная лексика»

13

Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме

1

30.09

Комбинированный урок. Лекция

Литературные течения: классицизм, «писатель - публицист»

14

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

1

02.10

Комбинированный урок. Чтение произведения и обсуждение

«Повесть»

Русская литература XIX века

62

15

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века

1

04.10

Комбинированный урок. Лекция учителя. Устные выступления

«Классицизм», «сентиментализм», «классическая литература»

16

В.А.Жуковский. «Море», «Невыразимое»

1

07.10

Комбинированный урок. Анализ стихотворений

Анализ стихотворений

17

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады

1

09.10

Урок - практикум. ПК

Жанры литературы, «баллада», «фольклор»

18

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга

1

11.10

Комбинированный урок. Лекция. Устные выступления. Просмотр видеофильма

«Драма», «драматург»

19

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Прототипы комедии и история создания

1

14.10

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения.

«Комедия»

20

Система образов комедии

1

16.10

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения.

«Комедия», характеристика героев

21

Сюжет и конфликт комедии. Общественный конфликт в комедии

1

18.10

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения Устные выступления

«Конфликт», «сюжет», «кульминация»

22

Анализ монологов действующих лиц

1

21.10

Урок - семинар. Анализ сцен.

«Комедия», анализ сцен

23

Анализ сцены на балу. Новые персонажи

1

23.10

Комбинированный

урок. Чтение и обсуждение, анализ сцен

«Комедия», анализ сцен

24

Афоризмы в комедии «Горе от ума». Подготовка к классному  сочинению

1

25.10

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения.

«Комедия», «сюжет», «афоризм»

25

Классное сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума»

1

28.10

Урок развития речи

26

А С. Пушкин. Жизнь и творчество

1

30.10

Урок - конференция. Лекция. Беседа. Устные выступления. ПК

«Классицизм», «сентиментализм», «романтизм», «конспект»

27

Друзья и дружба в лирике Пушкина

1

01.11

Урок - конференция. Лекция. Беседа. Устные выступления

«Лирика», «эпиграф», «тема»

28

Свободолюбивая лирика Пушкина

1

11.11

Урок - практикум. Лекция. Беседа. Устные выступления

Лирика», «тема»

29

Любовь в жизни и творчестве Пушкина

1

13.11

Устный журнал Лекция. Беседа. Устные выступления

«Лирика», «тема»

30

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

1

15.11

Комбинированный урок.Лекция. Чтение и

обсуждение стихотворений. Анализ Устные выступления

«Лирика», «эпиграф», «тема»

31

Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция

1

18.11

Комбинированный урок. Лекция. Чтение и обсуждение произведения.

«Роман», «замысел», «композиция»

32

День Онегина

1

20.11

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения.

«Реализм», Анализ сцен

33

Онегин и Ленский в деревенском кругу

1

22.11

Комбинированный урок.. Беседа. Устные выступления

«Роман»,' «Реализм», Анализ сцен

34

Анализ письма Татьяны

1

25.11

Урок - практикум. Чтение, обсуждение и анализ сцены произведения.

«Реализм», Анализ сцен, «Роман»

35

Анализ сцены в саду

1

27.11

Урок - практикум. Чтение, обсуждение и анализ сцены произведения.

Анализ сцен

36

Анализ сцен «Сон Татьяны», «Именины»

1

29.11

Урок - практикум. Чтение, обсуждение и анализ сцен произведения

«Реализм», Анализ сцен

37

Анализ сцен дуэли

1

02.12

Урок - практикум. Чтение, обсуждение и анализ сцены произведения ПК

«Роман», «Реализм»,

Анализ сцен, «Онегинская строфа»

38

Татьяна и Онегин в 8 главе

1

04.12

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение

«Реализм», характеристика героев

39

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

06.12

Комбинированный урок. Чтение и

Обсуждение произведения. Характеристика героев

«Реализм», характеристика героев

40

Автор как идейно - композиционный и лирический центр романа

1

09.12

Урок - семинар. Беседа. Устные выступления

«Реализм», Анализ сцен, «автор»,

«Роман», «композиция»

41

«Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

1

11.12

Урок - конференция. Лекция. Беседа. Устные выступления

«Роман», «Реализм», средства выразительности

42

Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению

1

13.12

Круглый стол. Беседа. Устные выступления.

«Роман», «Реализм», «критика», «критик»

43

Сочинение по роману А.С.Пушкина«Евгений Онегин»

1

16.12

Урок развития речи

44

А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

1

18.12

Комбинированный урок. Чтение и

Обсуждение произведения. Характеристика героев

«романтизм», «поэма», характеристика героев

45

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин.  «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

20.12

Комбинированный урок. Чтение и

Обсуждение произведения. Характеристика героев

«Трагедия»,

46

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество

1

23.12

Комбинированный урок. Лекция. Беседа. ПК

«Пафос», «автор»

47

Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

25.12

Комбинированный урок. Лекция. Чтение и обсуждение, анализ стихотворений.

Средства художественной выразительности, «инверсия», «тема», «мотив»

48

Образ поэта - пророка в лирике Лермонтова

1

27.12

Урок - практикум. Чтение и обсуждение стихотворений

«Образ»,«инверсия»,«метафора»,«эпитет», «микротема»

49

Адресаты любовной лирики Лермонтова

1

10.01

Урок - конференция. Беседа. Устные выступления

Лирика,«инверсия», «метафора»,

«эпитет», «микротема»

50

Эпоха безвременья в лирике поэта

1

13.01

Урок - практикум. Чтение, обсуждение стихотворений

Лирика, средства художественной выразительности

51

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Сложность композиции

1

15.01

Комбинированный урок. Лекция. Чтение и обсуждение произведения.

«Сюжет», «композиция», «роман»

52

Повесть Лермонтова «Бэла»

1

17.01

Комбинированный урок. Лекция. Беседа. Устные выступления

«Повесть», «фабула», «образ»

53

Повесть «Максим Максимыч» и «Тамань»

1

20.01

Комбинированный урок. Беседа. Устные выступления

«Повесть», «фабула», «образ»

54

Печорин в системе мужских и женских образов

1

22.01

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения. Характеристика героя

«Повесть», «система образов»

55

Споры о романтизме и реализме романа

1

24.01

Урок - семинар. Беседа. Устные выступления

«Роман», «романтизм», «реализм»

56

Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1

27.01

Урок развития речи

57

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества

1

29.01

Урок - конференция. Лекция. Беседа. Устные выступления. ПК

«Автор», «эпиграф»

58

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Души живые и мертвые

1

31.01

Урок - практикум. Лекция. Беседа. Характеристика героев. Устные выступления

«Поэма», «система

59

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

03.02

Урок - экскурсия. Лекция. Беседа. Устные выступления

«Поэма», характеристика героя

60

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

1

05.02

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения. Характеристика героя

«Поэма», характеристика героя

61

Эволюция образа автора

1

07.02

        Урок- семинар. Беседа. Устные выступления

Поэма», «эволюция», «образ», «автор»

62

Поэма в оценке В.Г.Белинского, подготовка к домашнему сочинению

1

10.02

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения

«критика», «критик», «поэма»

63

Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1

12.02

Урок развития речи

64

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

1

Урок контроля

65

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок»

1

14.02

Комбинированный урок. Лекция. Беседа

Жанры художественной литературы

66

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы

1

17.02

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения. Тестирование

Литературные течения : классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм

67

Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» .

19.02

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения.

«Повесть», анализ художественного произведения.

68

Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания.

21.02

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения.

«Повесть», анализ художественного произведения.

69

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника»

1

24.02

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения.

«Автор», Жанры художественной литературы, «юмор»

70

А.П.Чехов. «Тоска»

1

26.02

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения.

«Юмор», «сатира»,

анализ художественного произведения, «сюжет»

71

Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос

28.02

Урок развития речи

«В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)

72

Внеклассное чтение.  Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

1

03.03

Урок внеклассного чтения

«Лирика», «тема»

средства художественной выразительности

73

И.А.Бунин. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича

1

05.03

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения.

74

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи»

1

07.03

Урок - практикум.. Лекция. Беседа. Устные выступления..

«Рассказ», «сюжет»

75

М.А.Булгаков. «Собачье сердце» как социально - философская сатира на современное общество

1

10.03

Комбинированный урок. Лекция. Беседа. ПК

«Повесть», «сатира», «система образов»

76

Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце»

1

12.03

Урок - практикум. Проверочная работа.

«Повесть», «гротеск», «сатира»

77

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа

1

14.03

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения.

«Рассказ», «сюжет»

78

Особенности авторского повествования

1

17.03

Урок - практикум. Анализ произведения. Устные выступления

«Рассказ», «сюжет», «автор»

79

А.И.Солженицын «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе.

1

19.03

Комбинированный урок. Чтение и обсуждение произведения.

«Рассказ», «сюжет», «тема»

80

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

1

21.03

Комбинированный урок. Беседа. Устные выступления.

«Рассказ», «сюжет» «система образов»

81

Урок - зачет по русской литературе второй половины 19 века и 20 века

1

02.04

Урок контроля ЗУН

Русская поэзия Серебряного века

16

82

Русская поэзия Серебряного века

1

04.04

Комбинированный урок. Лекция.

«Поэзия», жанры, виды лирической поэзии

83

А.А.Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен.

1

07.04

Урок - практикум. Лекция. Беседа. Устные выступления.

«Идеал», средства художественной выразительности

84

С.А.Есенин. Биография. Тема Родины в лирике Есенина.

1

09.04

Урок - практикум. Лекция. Беседа. Устные выступления.

Лирика», «тема»

средства художественной выразительности

85

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина.

1

11.04

Урок - практикум. Беседа. Устные выступления.

«Лирика», «тема»

средства художественной выразительности

86

В.В.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского.

1

14.04

Комбинированный урок. Лекция. Беседа

«Лирика», «тема»

средства художественной выразительности, «новатор»

87

Маяковский о труде поэта

1

16.04

Урок - практикум. Беседа. Устные выступления.

«Лирика», «тема»

средства художественной выразительности

88

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти

1

18.04

Урок - практикум. Лекция. ПК

«Лирика», «тема»

средства художественной выразительности

89

Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве»

1

21.04

Урок - практикум. Беседа

«Лирика», «тема»

средства художественной выразительности

90

А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике

1

23.04

Комбинированный урок. Беседа. Устные выступления.

«Лирика», «тема»

средства художественной выразительности

91

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии

1

25.04

Урок - практикум. Беседа. Устные выступления.

«Лирика», «тема»

средства художественной выразительности

92

Н.А.Заболоцкий. Стихотворения о человеке и природе

1

28.04

Урок - практикум. Беседа. Устные выступления.

«Лирика», «тема»

средства художественной выразительности

93

Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

1

30.04

Урок - практикум. Беседа. Устные выступления.

«Лирика», «тема»

средства художественной выразительности

94

А.Т.Твардовский. Раздумья о природе и Родине в лирике поэта

1

02.05

Урок - практикум. Беседа. Устные выступления.

«Лирика», «тема» , анализ стихотворений

95

Урок внеклассного чтения. «Песни и романсы на стихи русских поэтов»

1

05.05

УВЧ. ПК

«Композиция»,

анализ стихотворений

96

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

07.05

Урок - концерт. ПК

«тема» , анализ стихотворений

97

Урок - зачет по русской лирике 20 века

1

12.05

Урок контроля

Из зарубежной литературы

6

98

Гай Валерий Катулл.

Квинт Гораций Флакк. Обзор стихотворений

1

14.05

Комбинированный

урок. Комментированное чтение и обсуждение произведения.

Зарубежная литература, анализ стихотворений

99

Данте Алигьери. «Божественная комедия». Обзор

1

16.05

Комбинированный

урок. Комментированное чтение и обсуждение произведения.

«Комедия», анализ художественного произведения.

100

Шекспир. «Гамлет» Обзор. Трагизм любви Гамлета и Офелии

1

19.05

Комбинированный

урок. Комментированное чтение и обсуждение произведения.

«Трагедия», «конфликт», «образ»

101

Гете «Фауст». Обзор .Трагизм любви Фауста и Гретхен

1

21.05

Комбинированный

урок. Комментированное чтение и обсуждение произведения.

«Трагедия», «конфликт», «образ»

102

Тестирование по русской литературе 18-20 века

1

23.05

Урок контроля

103-105

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....