Урок литературы по творчеству М.И.Цветаевой в 11 классе
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Замешаева Алла Александровна

Урок литературы по творчеству М.Цветаевой "Моим стихам настанет свой черёд..." в11классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_11_klasse_po_tvorchestvu_m.tsvetaevoy.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок литературы в 11 классе    по творчеству  М. И. Цветаевой

«Моим стихам, написанным так рано…»

Цели: рассмотреть разнообразие тематики поэзии М. Цветаевой, отметив важность темы Родины и темы творчества в стихах поэта; углубить понятия стихотворного лирического цикла и лирического героя; развивать навыки анализа поэтического текста.

 Оборудование: портрет поэтессы,  её семьи, музыкальные записи В.Моцарта, Л.Бетховена,  Ф.Шопена.

Вступительное слово учителя

Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Эти женщины по силе своего дарования ни в чем не уступали поэтам-мужчинам.

Предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, её историей, культурой, виртуозное владение словом позволило ей встать в один ряд с крупнейшими лириками ХХ века.

Тягчайшие испытания уготовила ей судьба: стремительный взлет к вершинам поэзии, обожание, поклонение сменились жестоким, унизительным, нищенским существованием после Октября 1917 года (отсутствие собственного угла, постоянная тревога за судьбу своих близких и друзей, сплетни, травля, невозможность печататься…). Единственное, что спасало, – творчество, осознание своего избранничества. «Ни на какое другое дела своего не променяла бы», – признавалась М. И. Цветаева.

Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии. Бытие, произраставшее из упорного подвижнического труда, побеждало быт. «Стихи – есть бытие», – так утверждала Марина Цветаева. И можно добавить: «Её бытие – в стихах».

Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы творчества этого поэта и проследим, как в стихах отразилась судьба.

Предоставим  слово самой Цветаевой, послушаем  строки из автобиографии.

Ученица в роли М.Цветаевой: Родилась 26 сентября 1892 года в Москве.

Отец – сын священника, европейский филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России Музея изящных искусств.  Герой труда. Умер в Москве, вскоре после открытия музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал нуждающимся) оставил на школу в Талицах. Библиотеку, огромную, трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей… Мать – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от неё, библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас, Цветаевых, Москве три библиотеки. Отдала бы и свою, если бы за годы революции не пришлось продать.

…Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…

Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.

Полное равнодушие к общественности, театру, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями».

Звучит 1 часть концерта №2 для фортепиано с оркестром  С.Рахманинова

 На фоне музыки слова:

 Ученица читает:

Моим стихам, написанным так рано
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

В2: В дневнике матери есть строки: 4-х летняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы. Может быть, будет поэт?

В1: Отец?  Иван Васильевич Цветаев, в 29 лет уже был профессором  Московского  Университета, создатель первого в дореволюционной  России Государственного Музея изобразительных искусств. Мария Александровна Цветаева  была незаурядным человеком. Упоение музыкой, громадный талант,   способность к языкам , блестящая память, великолепный слог, стихи на русских и немецких языках,  занятие живописью …» Она открыло детям глаза  на никогда не изменяющее человеку вечное чудо природы , одарило их многими радостями детства. Дала им  в руки лучшие книги

Звучит «Лунная соната» Л. Бетховена

 На презентации репродукция картины Наумова «Дуэль».

Ученица в роли Цветаевой:  Была картина в спальне матери «Дуэль». Первое, что я узнала о Пушкине, это –что убили. Потом я узнала, что Пушкин –поэт «мой первый поэт, и моего первого поэта убили». Мне нравилось к нему бежать и, добежав, обходить… Пушкин меня заразил любовью… Том, огромный сине-лиловый  том с золотой надписью вкось- «Собрание сочинений А.С.Пушкина».

 «Мне было 6, и это был мой первый музыкальный год…  Давали сценку из «Русалки». Потом «Рогнеду» и  «Евгения Онегина»» .

Звучит фрагмент из увертюры

к опере П.Чайковского «Е.Онегин».

 Ученик читает:  

Теперь в сад перелетим,

 Где встретилась Татьяна с ним,

Мать спросила: «Что же тебе, Муся, понравилось?»

Марина: Татьяна и Онегин.

Мать: Это как же может быть? Ну что ты могла понять?

 Ученица в роли Цветаевой: Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он не любил меня (я это поняла), она любила, он ушёл, она осталась… Это моя первая любовная сцена предопределила все мои последующие , всю страсть во  мне несчастной , невзаимной, невозможной любви.

 Учащиеся под гитару исполняют песню из К/ф «Ирония судьбы» , сл.М.Цветаевой, музыка М.Таривердиева  

«Мне нравится, что вы больны не мною…».

Ученица в роли Цветаевой: Но ещё не одно, не одно, а многое предопределил во мне «Е.Онегин». Если я потом всю жизнь первая писала, первая протягивала руку и руки, не страшась суда, то только потому что на заре моих дней Татьяна это на моих глазах  - сделала. Если я потом, когда уходили (всегда уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна  застыла статуей.

В2: Урок смелости. Урок гордости, Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.

Учащиеся  под гитару исполняют песню из к/ф «Ирония судьбы»  

«Хочу у озера, где муть…»

В1:  В 1910, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник  «Вечерний альбом». Его заметили. Первый заметил её стихи поэт М.Волошин, встретился с Мариной, написал статью на её сборник, а затем стихи.

Ученик читает:

Кто вам дал такую ясность красок?

Кто вам дал такую точность слов?

 До весенних новолунных слов?

Ученик: Когда Марина Цветаева отдала в печать  сборник  «Вечерний альбом», ей только что исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу: любовь к маме, любимой сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной (как недолго будет это длиться!).

Ученик читает  на фоне музыки:

В старом вальсе штраусовском впервые

Мы услышали твой тихий зов.

С той поры нам чужды все живые

И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты,

Упиваясь близостью конца.

Все, чем в лучший вечер мы богаты,

Нам тобою вложено в сердца.

…Все бледней лазурный остров – детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно, грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!

В2: М. Волошин знакомит Марину с Сергеем Эфроном, будущим мужем Марины. Они  встретились  5 мая 1911г. на морском  берегу 17 -летний  и 18- летняя Марина. Марину поразила его внешность.

Ученик читает:

Есть такие голоса,

Что смолкаешь, им не вторя.

Что предвидишь чудеса

Есть огромные глаза

Цвета моря.

Звучит Соната №3  Шопена.

В1:  Это была любовь с первого же дня – и на всю жизнь.

Вдумайтесь:  Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, Марина была годом старше.

– 16 октября 1941 года расстреляли Сергея.

– 31 августа 1941 года покончила с собой Марина.

Если кто-то скажет, что это – случай, совпадение – ошибется. Это судьба. Горькая!

Поэтическая зарисовка:

Девушка.«Сергей – имя тонкое, но несколько хрупкое, без стержня, и Сергею требуется какая-то парность…»

Юноша.Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину…

Биограф. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистолярного жанра. Это – потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.

Юноша.Сергей – Марине: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы…

Берегите себя, заклинаю Вас… Храни Вас Бог. Ваш С.»

Девушка.Марина – Сергею: «Мой Сереженька!.. Не знаю, с чего начинать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам…»

Биограф.Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях – но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость суверенностью ближнего, уважение к его сложности.

Девушка.Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в вечности жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге…

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

Юноша.Разве  это  не  поэтическое  предвидение,  не  роковое  пророчество  гениального  поэта  и  любящей  женщины?  Судьба,  господа, судьба…

В1:  Обвенчались Серёжа  и Марина в январе 1912г. и короткий промежуток  между встречей их и началом  Первой Мировой войны был единственным в их жизни  периодом  бестревожного счастья.

Ученица в роли Цветаевой:

 Аля. Ариадна Эфрон  родилась 5 сентября 1912г., в половине 6, под звон колоколов.

 Ученица читает:

"Девочка! - Царица бала!

Или схимница, - Бог весть!

- Сколько времени? - Светало.

Кто-то мне ответил: - Шесть.

Чтобы тихая в печали,

Чтобы нежная росла, -

Девочку мою встречали

Ранние колокола!"

В2: Первая Мировая война, год 1914.  В 1914г. Серёжа отправляется на фронт с санитарным поездом, в качестве брата милосердия. После Октября С.Эфрон был рядах белой армии. М. Цветаева голодала,  к этому времени у  неё было двое детей.  Аридна и Ирина. Пришлось отдать детей в Кунцевский приют, где умирает Ирина.

В сборнике « Лебединый  стан»  прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому что там был её возлюбленный. С 1914г. по 1922г., вплоть до отъезда за границу, Цветаева жила в Москве. В течение 17 лет жизни в Германии, Чехословакии, Франции мысленно возвращалась к своему дому в Москве, к этому времени уже разрушенному. В 1933г.  в Париже  её спросили, помнят ли о ней на Родине, она ответила, что её просто не знают. С1912 по 1922- ни одной книги.  За границей - без читателя.  В России – без книг. Уезжает к мужу, к любимому. Рождается сын -Георгий, очень светлый и счастливый период; издаётся сборник «Разруха и Психея», «Царь-девица», «Ремесло», 1928 г. «После России» и перестала издаваться. В эмиграции она, увы, не прижилась - возникает общество « Дружбы с СССР»,  и муж её –активный деятель этого союза, на западе их воспринимают чуть ли не как предателей и отступников.

 В1:   В 1939г. вернулась с сыном в Россию, вслед за мужем, за дочерью. Они там с1937г. Цветаеву терзают две боли: боль за сына и боль её самой за Россию. Сын её и дитя России ведь- родины нет, её предстоит обрести, в стихах- глубочайший психологический анализ.  Два года стали расплатой – за что? – непохожесть, нетерпимость? Неумение приспосабливаться к чему бы то ни было? За право быть самой собой?

Ученица читает:

С фонарем обшарьте

Весь подлунный свет!

Той страны на карте

Нет, в пространстве – нет!

Выпита как с блюдца, –

Донышко блестит!

Можно ли вернуться

В дом, который срыт?

 Ученица читает (из дневника): Если бы сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю, какого-то тоскливого, умилённого.Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил… Буду любить его каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, за то, что он есть».

В2: В Москве Цветаева оказалась в отчаянном положении, вот  часть её письма  Павленко, писателю, заместителю А.А. Фадеева, секретаря Союза Советских писателей: Многоуважаемый т.Павленко. Вам пишет человек в отчаянном положении…  Итак, я буквально на улице, со всеми вещами и книгами… 1 сентября мой сын пойдет в 167 школу – откуда? Частная помощь друзей и все их усилия не привели ни к чему. Положение безвыходное. Загород я не поеду, потому что там умру – от страха и черноты и полного одиночества. Я не истеричка, я совершенно здоровый, простой человек, спросите Бориса Леонидовича. Но – меня жизнь за этот год – добила. Исхода не вижу. Взываю о помощи».

В1:  Есть у Цветаевой цикл стихов о Блоке. Блок у неё - рыцарь без укоризны, почти божество. Хотя с ним незнакома. Она  очень ценила Б. Пастернака. Их близость в философичности и интеллектуальности.

Ученик в роли Б.Пастернака: « Марина,  золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное, родное  предназначенье, душа моя,  Марина. Какие удивительные стихи Вы пишете. Как больно, что сейчас Вы больше меня. Вообще- Вы- возмутительно большой поэт…»

В2: Но годы шли. Устами письма Б.Пастернака Марина перестала вызывать их на себя. Незадолго до смерти: « Мне все эти дни хочется написать завещание. Мне вообще хотелось бы не быть».

В1:Без мужа и дочери, без жилья и друзей, без «надобы в себе» и абсолютно без всяких надежд… Следующий документ обличает всех убийц на свете: «В совет Литфонда.

Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. М. Цветаева».

Не приняли.

В1: Война 1941г. С сыном уехала в Елабугу. Неустроенность. Мысли о муже, кризисе, полное одиночество, полная депрессия. 3 августа 1941г.  покончила с собой. Тут и настиг её  «одиночества верховный час». Город  Елабуга  –  последнее  земное  пристанище  неукротимой  души поэта.

Ученица в роли Цветаевой: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже… Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».

Ученик: Мур не смог ничего передать. Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич будет скоро расстрелян, сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте.

 В2: Моим стихам, как драгоценным винам,
      Настанет свой черед.- Слова её были пророческими. Интерес и любовь к поэзии М. Цветаевой возрастает, а  не угасает.

 

Звучит песня на сл. М.И.Цветаевой, музыка М.Мягкова

«Уж сколько их упало в эту бездну…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Жизнь и творчество М.И.Цветаевой"

Урок-знакомство с творчеством М.И.Цветаевой...

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Разработка урока "Жизнь и творчество М.И. Цветаевой"

Разработка урока отражает жизнь и творчество поэткссы Марины Цветаевой....

Урок литературы по творчеству А. Фета в 10 классе

Урок- литературный салон в 10 классе "А.Фет. Поэт- художник.Поэт-музыкант"...

Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе

Урок литературы  по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе...

Урок литературы по творчеству М.И.Цветаевой в 11 классе

Урок литературы по творчеству М.Цветаевой "Моим стихам настанет свой черёд..." в11классе...

Урок литературы по творчеству Есенина С.А. 11 класс

Урок разработан с учётом требований ФГОС. Даны рекомендации по индивидуальной работе на каждом этапе урока....