правда и ложь
план-конспект урока по литературе на тему

Дудаева Вера Владимировна

Тема:  «Правда, ложь, вера  и  человек  в  спорах  героев  и  размышлениях  автора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravda_i_lozh.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Правда, ложь, вера  и  человек  в  спорах  героев  и  размышлениях  автора»

Цели  урока: выявить  позиции  героев  пьесы  и  авторскую  позицию  по  отношению  к  вопросу  о  правде.

Эпиграф:   «Что  лучше: истина  или  сострадание?»                                                М.Горький         

Слово  учителя.   1902 год.  Время и обстоятельства  жизни  породили  социальное  дно.  В  Казани,  в  Нижнем  Новгороде,  в  Москве  и  Петербурге  писатель  видел  обездоленных,  изгоев  общества,  босяков,  сброшенных  в  подвалы  и  ночлежки,  и  у него  явилась  жгучая  потребность  рассказать  о  них  и  даже  представить  на  театральных  подмостках.  Горький  создаёт  пьесу,  ставшую,  пожалуй,  наиболее  важным  звеном  во  всей  философско-художественной  системе  писателя – драму  «На дне».

        Наваждение  или  событие?

  • Успех  пьесы  - исключительный, я   ничего  подобного  не  ожидал…   /М. Горький/
  • « --Поразительная  разница  впечатлений. Я  вспоминаю  тот  московский  вечер,  когда  впервые  я  увидел «Дно».  Тот  вечер  и  сегодняшний.  Тогда  было  впечатление,  которое  можно  назвать  потрясающим…Теперь  я  ясно  отдаю   себе  отчёт,  что  пьеса  -  средняя,  кое-где  фальшивая.

В  конце  урока  нам  предстоит  ответить  и  на  этот  вопрос:  наваждение  или  событие?  А  пока  давайте  посмотрим,  какие  герои  населяют   дно  и  как они  живут,  как  сюда  попали.

        Беседа  по  вопросам.

1.Как  изображается  место  действия?

2.Какие   люди являются  обитателями  ночлежки?

3.Кто  виноват,  что  они  оказались  на  дне  жизни?  Что  привело  в  ночлежку  её  обитателей – Сатина,  Барона,  Настю,  Клеща,  Бубнова,  Актёра,  Пепла?

4.В  чём  особенность  социального  конфликта  каждого  обитателя  ночлежки?

5.Каковы  взаимоотношения  среди  ночлежников?

Вывод.  Ночлежка  Костылёва – приют  для  людей,  чьё  существование  ничтожно  и  чудовищно.  Герои  обречены  здесь  жить  допотопной,  доисторической  жизнью.  Судьбы  их  различны,  а  общее  у  них  то,  что  обществу  они  не  нужны,  уних  нет  права  на  труд,  на  счастье,  на  свободу,  ведь  не  случайно  же  они  ночлежку  воспринимают  как  тюрьму.

        В  этом  социальный  конфликт  драмы.

Однако  основной  вопрос  пьесы  другой:  что  важнее  для  этих  людей – истина  или  сострадание.  (Обращаем  внимание  на  эпиграф)  Социальный  конфликт – это  фон  для  решения  сложнейшей  философской  проблемы.  Сегодня  на  уроке  нам  предстоит  выявить  позиции  героев  пьесы  и  авторскую  позицию по  отношению  к  вопросу  о  правде. Вопрос  о  правде  многогранен. Каждый  человек  понимает её  по-своему,  у  каждого  своя  правда.  А как  понимают  правду  ночлежники  и  как  к  ней  относятся?

        Квашня:А-а! Не  терпишь  правды!

Клещ. Работы  нет… силы нет!  Вот – правда!  Пристанища… пристанища  нету!  Издыхать  надо…вот  она,  правда!

Бубнов. Люди  все  живут… как  щепки  по  реке  плывут… Все  люди  на  земле  лишние.

У  Бубнова  и  Барона  правда  реальности.

Лука. Во  что  веришь – то  и  есть
            человек - всё  может, лишь  бы  захотел...

И … чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…

У Бубнова, Клеща,  Барона, например, правда реальности.  Найдите  в  тексте фразы,  подтверждающие  мысль.

«Люди все живут… как  щепки  по  реке, плывут»

«….как  себя  ни  раскрашивай,  всё  сотрётся,  один  голый человек  останется»

 « А-а! Не терпишь  правды!

Клещ. Работы  нет… силы нет!  Вот – правда!  Пристанища… пристанища  нету!  Издыхать  надо…вот  она,  правда!

Вывод. Эти персонажи  ни  во что  не верят, ни  о  чём  не  мечтают.  Они  считают,  что  в  жизни человек ничего изменить  не  может. Бубнов исповедует философию голого факта. Правда его – это очень жестокая,  бескрылая правда. Это «частная» правда, которую  отстаивают  герои для себя.

А  какая правда у Актёра и Насти? Они  мечтают, фантазируют. Мечта Актёра – вернуться  на сцену, фантазии Насти помогают ей выжить в этом страшном мире.

Второй уровень правды, мировоззренческий – в репликах Луки.

Лука. Во  что  веришь – то  и  есть
            человек - всё  может, лишь  бы  захотел...

И … чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…

--А нужна ли правда вообще?

Компромиссной  позиция Луки,  как видим, противостоит  позиция Бубнова.

--Виноват ли Лука в том, что  Актёр  повесился?

--В том, что Пепла  арестовали?

--В убийстве Костылёва?

--В увечье Наташи?

--Как подействовало на Анну его утешение?

                Ответы учащихся.

--Какова роль Сатина в пьесе? Кто он? Можно ли назвать его положительным героем?

Нет, конечно.  Сатин – карточный шулер. Циничная правда  Бубнова  противостоит утешительной проповеди Луки, Но эта проповедь дала импульс ещё  одной жизненной позиции. Её выразителем стал Сатин.

--Кто он? Почему именно в его  уста  вложил Горький  высокие  слова о человеке?

Ответы учащихся.

Сравним  позицию Луки с позицией Сатина. В чём их позиции сходны?

Оба утверждают, что человека нужно уважать. Только Лука считает, что уважать – значит утешать, сочувствовать им.  Найдите в тексте высказывания Луки о человеке.

Лука много видел, многое испытал, вот почему он так тепло и доброжелательно относится даже к людям «дна».

«Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают.»

На вопрос, для чего люди живут, Лука отвечает: «Для лучшего…»

Вывод. Лука – идеолог  пассивного  сознания. Его  позиция неприемлема  для Горького.  По  мысли  писателя,  пассивная  идеология  может  лишь  примирить  героя  сего нынешним  положением  и  не  подвигнет    к  попытке  это  положение  изменить. Ночлежка – дно  жизни, обитатели  ночлежки  никому  не  нужны,  у  них  нет  будущего, сострадательная  ложь  только  примирит  с действительностью,  но  не   изменит  её.

А теперь давайте найдём в пьесе высказывания Сатина о человеке.

Сатин. Ложь – религия  рабов  и  хозяев!  Правда – бог  свободного  человека!

Человек – вот  правда!

Существует  только  человек,  всё  же  остальное – дело  его  рук  и  его  мозга!

Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную жизненную позицию.  Эти слова в устах шулера  и  пьяницы  звучат  не  очень-то органично. Скорее, это мысли принадлежат самому  автору,  для  которого  Человек  находится  в  центре  модели  мира.

Сатин  предлагает любовь не к конкретному  человеку,  а к дальнему (ницшеанские  взгляды): «Что  такое человек?  Это не ты, не я, не они…нет! Это ты, я, старик,  Наполеон,  Магомет  в  одном!»

-А  нужна ли  вообще  правда?

-А ночлежникам?

        Высказывания  учащихся.

-Можно ли так ставить  вопрос – что  важнее?

-Есть ли у них  будущее?  Почему?

-Что надо изменить, чтобы  для  тех,  кто  стремится  к  лучшему,  появился  шанс?

На  мой  взгляд,  в  условиях  бесчеловечно  устроенного  общества,  это  невозможно.  А  Горький  писал  свою пьесу именно  в  таких  условиях.

Можно сколько  угодно  спорить о  вопросе,  что  лучше: истина  или  сострадание. Что важнее, зависит  от  обстоятельств.    Я  считаю,  что  никогда  не  надо  опускать  руки,  следует  хотя  бы  пытаться хоть что-то изменить в  жизни.

        Так   событие  или  наваждение,

                -Конечно, событие.

Слово  учителя.  Герои  Горького  отражают  двойственность,  противоречивость,  мятежность  самого  автора.  Поэтому  некоторые  позиции  в пьесе  являются  спорными. Но в  ней  поднимаются  очень  важные  проблемы,  актуальные  во  все  времена,  поэтому  не  затухает  интерес  к драме  Горького


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока . Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».

Урок входит в серию занятий по творчеству писателей  20 века, что соответствует программе по литературе 11 класса. Это 3-й урок по пьесе М Горького "На дне"...

Правда и ложь о курении

Разработка классного часа для 9 класса...

классный час "Правда и ложь"

классный час ,презентация...

Классный час по теме "Правда и ложь. Бывает ли ложь во благо?"

Классный час "Правда и ложь. Бывает ли ложь во благо?" для учащихся 6-7 классов. Цели: выяснить значение слов обман и ложь,изучить взгляды мудрецов и учёных-психологов на проблему ...

Правда и ложь

Форма проведения :тренинг-исследование в  рамках ЕМД:« Системно-деятельностный подход в обучении» Цель: формирование самостоятельной  деятельности, социальной ответственности, способности...

Правда и ложь

Мероприятие проведено в рамках ЕМД:« Системно-деятельностный подход в обучении»   Цель: формирование самостоятельной  деятельности, социальной ответственности, способности  поним...

ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ?

Данная презентация была создана для школьной кругосветки "Поезд безопасности" (8 - 11  классы), станция "Правда или ложь?" (правда об алкоголе)Можно использовать на уроке ОБЖ в 10 классе...