Проблема ума в комедии "Горе от ума". Урок в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Урок-раздумье об уме. Размышления на примере комедии А. С. Грибоедова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_uma_v_komedii_a.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МОУ Мордово-Белоключёвская СОШ

Урок-диспут в

9 классе по теме

Автор учитель русского языка и литературы Ажина Альфия  Гильмановна

2014 год

             Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

                                         Урок-диспут в 9 классе.

ЦЕЛИ: - знакомство с проблематикой комедии, идейно-художественным своеобразием, мнением критиков на героев, проблематику произведения;

- обучение умению участвовать в дискуссии, рассуждать по теме, сопоставлять различные точки зрения на проблему;

- обогащение речи, развитие интеллекта учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: портреты А. С.Грибоедова, А. С. Пушкина, И. А. Гончарова,  иллюстрации к комедии, фонограмма песни Б. Окуджавы из кинофильма «Из жизни начальника уголовного розыска», Толковый словарь, ЛШ 90, №4, с. 32-33

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

1. Портреты А. С.Грибоедова, А. С. Пушкина, И. А. Гончарова,  иллюстрации к комедии.

2. Слова А. С. Грибоедова о замысле комедии: «…девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку… (в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека), и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим…)

2. Вопросы диспута:

-Кто умён в комедии?

- Как об этом думает сам автор?

-Как об этом думают критики?

-Что такое ум?

- Хорошо ли быть умным?

-Какова судьба умных людей в обществе?

-Современна ли эта проблема в наши дни?

3. Стихотворение Ф. А. Конн «Беда от сердца»

Судьба – проказница-шалунья

Определила так сама:

Всем глупым – счастье от безумья,

Всем умным – горе от ума.

Но вы хоть слабость пощадите,

И если вышла кутерьма,

Беду – от сердца извините,

Простите горе – от ума.

                              ХОД УРОКА.

I. Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшней дискуссии – проблема ума в комедии «Горе от ума».

Сегодня мы будем рассуждать о том, как решается эта проблема в комедии, совпадает ли ваша точка зрения с мнением автора, критиков. Прошу вас высказывать своё мнение, даже если оно расходиться с общепризнанным.

Д/З Написать сочинение на тему: Проблема ума в комедии «Горе от ума», поэтому интересные мысли, фразы, касающиеся темы можете фиксировать в тетрадь.

                     СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Проблема- вопрос, требующий разрешения.

Ум. 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мылить.

        2. Сознание, рассудок.

        3. Общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества, а также общество, люди или отдельные личности как носители определённых представлений, умственных запросов.

        4. Человек с точки зрения его умственных, интеллектуальных способностей.

ВОПРОС: Какие из этих значений встречаются в комедии? /Все/

ВОПРОС: Какие фразеологизмы знаете вы с использованием слова «ум»?

1).Свести с ума. 1. Довести до сумасшествия, до потери рассудка.

                             2. Увлечь, очаровать.

2). Сойти с ума. 1. Потерять рассудок, стать помешанным, сумасшедшим.

              2. О ком-либо, поступающем необдуманно, делающим нелепости.

3). С умом. Разумно, основываясь на здравом смысле.

4). Жить своим умом, жить чужим умом. 1.Быть самостоятельным, независимым в решении жизненных вопросов, в принятии решения

2. Быть нерешительным, принимать решения, опираясь на авторитеты.

5). Уму-разуму учит. Учить, как следует поступать.

6) Взяться за ум. Стать благоразумнее, рассудительнее, образумиться.

7) Не моего ума дело. Меня это не касается.

8) Из ума не идёт. Не забывается

 II. Подготовка к основному этапу.

ВОПРОС: Какие вопросы вы хотели бы сегодня задать друг другу, какие проблемы обсудить?              /вопросы выносятся на доску/

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

-Кто умён в комедии?

- Как об этом думает сам автор?

-Как об этом думают критики?

-Что такое ум?

- Хорошо ли быть умным?

-Какова судьба умных людей в обществе?

-Современна ли эта проблема в наши дни?                                

УЧИТЕЛЬ:  Само название комедии свидетельствует о том, что это одна из важнейших тем в произведении.

Предлагаю принять участие в викторине и убедиться, что слова ум, глупость, безумие – ключевые в комедии. /Помощник раздаёт фишки/

ЗАДАНИЕ ВИКТОРИНЫ: Кто, кому или о ком говорит слова?

1.Уж если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко.

/Софья Лизе о Чацком/

2. Вдруг милый человек…

Явился тут со мной, и вкрадчив, и умён

Но робок… Знаете, кто в бедности рождён…

/Софья рассказывает свой сон о Молчалине отцу/

3. Он слова умного не выговорил сроду.

/Софья Лизе о Скалозубе/

4. Остёр, умён, красноречив,

В друзьях особенно счастлив.

/Лиза Софье о Чацком/

5. Ум с сердцем не в ладу

/Чацкий в разговоре с Софьей о своём состоянии/

6. И точно начал свет глупеть,

Сказать вы можете, вздохнувши.

/Чацкий Фамусову после монолога о Максиме Петровиче/

7. Жаль, очень жаль,

Он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть,

Что с эдаким умом…

/Фамусов о Чацком Скалозубу/

8. Молчалин! Как во мне рассудок цел остался?!

/Софья Молчалину после его падения с лошади/

9. В науки он вперит ум, алчущий познаний.

/Строчка из монолога Чацкого «А судьи кто?/

10.Молчалин прежде был так глуп,

Жалчайшее созданье! Уж разве поумнел?

/Чацкий о Молчалине один/

11. Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый.

Но есть ли в нём та страсть?

То чувство? Пылкость та?

/Чацкий о Молчалине Софье/

12. Вот нехотя с ума свела!

/Софья в разговоре с Чацким (про себя)/

13. Конечно, нет в нём этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума.

/Софья Чацкому о Молчалине/

14. Он не в своём уме

/Софья Г.N. о Чацком/

15. С ума сошёл.

/ Г.N, Г.Д., Загорецкий, Хлёстова о Чацком/

16. Покойница с ума сходила 8 раз.

/Фамусов гостям о матери Чацкого/

17. Фу! Сколько, братец, там ума!

Всю ночь толкуют, не наскучат…

/Репетилов Чацкому о тайном обществе/

18.Не впрямь ли я сошёл с ума?

/Чацкий ночью видит Софью, которая спускается по лестнице/

19. Сама его безумным называла!

/Фамусов Софье о Чацком/

20. Безумным вы меня прославили всем хором…

/Чацкий в последнем монологе/

ВОПРОС: Какие из значений встречаются в этих строчках?

  III. Обобщение и систематизация знаний.

                 АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

ВОПРОС: Кто по-вашему умён в комедии? Почему?

                            ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

ВОПРОС:  Как об этом думает сам автор?

                                                /На доске/

Сам Грибоедов говорит о замысле комедии в письме к другу П. А. Катенину:

«Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется он прост и ясен по цели и исполнению; девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку… (в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека), и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает»

ВОПРОС: О ком говорит автор? Согласны ли вы с его мнением?

ВОПРОС: Каков  конфликт комедии?

                                        /1 сообщение о конфликте*/

УЧИТЕЛЬ:  Век нынешний и век минувший противопоставлены друг другу, они антагонисты, противники в понимании цели и смысла жизни, в понимании счастья, ума.

ВОПРОС: На что направлен ум каждого?

                   В чём заключён ум Фамусова?

/Обретение собственного благосостояния, поиск жениха, достойного тестю (богатого и знатного), ограждение дома от неприятностей/

ВОПРОС: Что вы можете сказать об уме Скалозуба?

/Воплощение тупой военщины, весь его недалёкий ум направлен на продвижение по службе. Именно такие, как Скалозуб, будут стрелять в декабристов на Сенатской площади в14 декабря 1825 года)

ВОПРОС: Чацкий часто говорит об уме Молчалина: «Молчалин прежде был так глуп, жалчайшее созданье», «Уж разве поумнел», «ума в нём только мало». Так ли это?

/Молчалин чертовски умён, когда дело касается карьеры/

ВОПРОС: Жалок или опасен Молчалин?

                           /2 сообщение о Молчалине*/

/Его способность выйти сухим из воды делает его опасным. Недаром Чацкий скажет о нём: «Молчалины блаженствуют на свете!» Опасен ум Молчалина и в плане историческом, и в плане судеб следующего поколения. Этот ум делает свою крысиную работу, незаметно пробираясь к благополучию, силе, власти, отравляя вокруг себя общественную атмосферу. Опасайтесь таких, как Молчалин. Такие люди идут по головам, походя разбивая чужие судьбы/.

ВОПРОС: Что вы можете сказать о гостях в доме Фамусова?

                   Для чего они приехали?

/Горич Н. Д. продемонстрировать мужа-мальчика, княжны похвастаться нарядами, княгиня найти достойных женихов своим дочерям, Молчалин – услужить, тётушка Софьи Хлёстова привезла арапку-девочку, Г. N и Г. Д посплетничать, кто-то пообедать, кто-то поиграть в вист, развлечься и т.д./

ВОПРОС: На что же направлен ум людей фамусовского круга? Чацкого?

                          /Составляем таблицу в процессе разговора/

                   ЧАЦКИЙ                                  ФАМУСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО

                     /умён/                                                                   /глупцы/

служение                      проповедь                   «награжденья               стремиться  

Родине,                         прогрессивных                 брать,                   к  знатности,

народу             УМ        взглядов                            весело         УМ     богатству

                                                                                 пожить»                отстаивание  борьба с                    свободолюбивые          сделать карьеру              устоев крепостничеством             идеи                                                    крепостничества

            сохранить чувство                                           проявить унижение

                 собственного                                                     угодничество

                  достоинства                                              низкопоклонничество

 Ф.о.:   «безумный по всему»                          Ч.:  «прошедшего житья

                                                                                         подлейшие черты»

ВОПРОС: Почему «девушка сама неглупая предпочла дурака умному человеку»?

Какой была Софья раньше? /Остроумная, весёлая, любила пошалить, посмеяться вместе с Чацким. Свобода и независимость взглядов привлекает нас в Софье, не случайно Чацкий полюбил её/.

И теперь она симпатична нам тем, что  не расчётлива, не может скрыть своих чувств, любит Молчалина, не лицемерна. Но она создала в воображении романтический образ, а Молчалину остаётся только играть эту роль. Фамусовское общество наложило свой отпечаток на идеалы девушки: «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей».

ВОПРОС: Как вы относитесь к Софье?

                                     /3 сообщение* о Софье/

ВОПРОС: Как о героине думают критики?

Пушкин: «Софья начертана не ясно»

Гончаров: «Характер Софьи сложен: «это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения», «в ней есть задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил её и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство…»».

ВОПРОС: Можно ли считать Софью трагическим образом?

                        /Да, ей достаётся свой миллион терзаний/.

ВОПРОС: Умён ли Чацкий?

                                       ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

                                     /4 сообщение о Чацком*/

ВОПРОС: Могли бы вы назвать сцены, в которых Чацкий поступает не совсем рассудочно?

/Часто Чацкий произносит речи никому и в никуда. У него нет слушателей. Он хочет переубедить людей силой слова, но его никто не слушает. Н-р, монолог «Французик из Бордо»/

А вот мнение А. С. Пушкина: «А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что он говорит очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными».

ВОПРОС: Как Гончаров характеризует грибоедовского героя?

/Восхищается его умом, остроумием, его идеалами, принципами жизни, осуждает за вспыльчивость, за излишнюю эмоциональность по отношению к Софье, за придирчивость, желчность/.

ВОПРОС: В чём смысл финала? Чацкий – победитель или побеждённый этим фамусовским обществом?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

Мнение Гончарова: «Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва». «Чацкого роль – роль страдательная: она иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие…»

ВОПРОС: Бесследно ли прошло пребывание Чацкого в Москве?

/Нет, разоблачён Молчалин, возможно, спасена Софья, взволновано всё фамусовское общество, он пошатнул его устои, страх и паника заставили Москву объявить его сумасшедшим/

IV. Контроль знаний.

Итак подводим итоги сегодняшнего разговора.

ВОПРОС:  Обратимся к смыслу заглавия пьесы. Первоначально Грибоедов хотел назвать своё произведение «Горе уму». Почему изменил свой замысел.

/Горя уму Чацкого никто в пьесе причинить не в состоянии. Сам ум неуязвим. Но герой страдает/

ВОПРОС:  Можно ли допустить мысль о том, что Чацкий – это прообраз декабристов?

/Да, декабристы пошатнули устои крепостнической действительности. Они, как и Чацкий потерпели поражение, но остались в истории России как первые революционеры, застрельщики, а значит, обречённые герои./

ВОПРОС: Что такое ум в понимании Чацкого, Грибоедова?

/ В эпоху Грибоедова «умный» означало «вольнодумный», т.е. человек независимых, свободных взглядов. именно такой ум в фамусовском обществе расценивался как безумие, сумасшествие. Ум – великая сила в борьбе с косностью, деспотизмом. Ум Чацкого торжествует над косностью и глупостью, когда мы видим, что один в поле воин. Один человек, если он вооружён передовыми идеями, убеждениями, отвагой, может успешно противостоять целой армии своих противников/.

ВОПРОС: Хорошо ли быть умным?

                                   Обратимся к эпиграфу.

В своём стихотворении Кони затрагивает тоже проблему горя от ума. К сожалению, слова пророческие. Ум во все времена претерпевал гонение.

 ВОПРОС: Какова судьба умных людей в обществе?

Чаадаев объявлен сумасшедшим.

Разгром восстания декабристов.

Лучшие люди сосланы в Сибирь.

Эпоха революций тяжкой болью отозвалась на интеллектуальным состоянии нашего общества. Сотни тысяч россиян (преимущественно интеллигенция) оказались за границей

/Факты из ЛШ 90, №4, с. 32-33/

Годы сталинских репрессий, когда умнейшие люди страны бесследно исчезали из своих квартир, следы их вели на Соловки, Беломоро-Балтийский канал, Архипелаг ГУЛАГ и т.д.

ВОПРОС: Современна ли эта проблема в наши дни?

                   Оценён ли ум в наше время?

/Нет, сейчас в нашем обществе, где всё покупается и продаётся, нет цены уму/.

Проведём опрос: Кто считает себя умным, поднимите руки.

                              А кто не считает себя умным.

ВОПОС: К какому итогу мы придём?

Об этом – песенка Б. Ш. Окуджавы из кинофильма «Из жизни начальника уголовного розыска».

                         ТЕКСТ.

Антон Палыч Чехов однажды заметил,

Что умный любит учиться, а дурак - учить.

Скольких дураков в своей жизни я встретил,

Мне давно пора уже орден получить.

Дураки обожают собираться в стаю,

Впереди их главный во всей красе.

В детстве я верил, что однажды встану,

А дураков нету – улетели все.

Ах, детские сны мои, какая ошибка,

В каких облаках я по глупости летал,

У природы на устах коварная улыбка,

Видимо чего-то я не рассчитал.

А умный в одиночестве гуляет кругами,

Он ценит одиночество превыше всего,

И его так просто взять голыми руками,

Скоро их повыловят всех до одного.

Когда же всех повыловят,

Наступит эпоха, которую не выдумать и не описать.

С умным хлопотно, с дураком плохо.

Надо что-то среднее, да где ж его взять.

Дураком быть выгодно, да очень не хочется,

Умным очень хочется, да кончиться битьём.

У природы на устах коварное пророчество,

Что, может быть, когда-нибудь к среднему придём.

Что, может быть, когда-нибудь к среднему придём.

ВОПРОС: Чего опасается А. П. Чехов?

 / «С умным хлопотно, с дураком плохо»,

«…у природы на устах коварное пророчество,

что может быть, когда-нибудь к среднему придём»/

- В чём же смысл этой песенки? /Ответы учащихся/

V. Подведение итогов урока.

ИТОГ : Чем обогатил вас урок?

Получили ли мы ответы на все вопросы:

-Кто умён в комедии?

- Как об этом думает сам автор?

-Как об этом думают критики?

-Что такое ум?

- Хорошо ли быть умным?

-Какова судьба умных людей в обществе?

-Современна ли эта проблема в наши дни?

Д/З Написать сочинение на тему: Проблема ума в комедии «Горе от ума»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы подростков. Урок 7 класс

Урок- Возможные пути решения проблем подростков("Howtotacklewithourproblems?")Цели урока:Цели урока:познавательный аспект- знакомство с высказываниями сверстников о проблемах молодёжи;развивающи...

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

В статье представлены требования ФГОС, а также методы и приемы, которыми можно пользоваться на уроках для его успешной реализации....

Проблема формирования универсальных учебных действий на уроках геометрии в 7 классе, конспект урока на тему:"Сумма углов треугольника"

Данный конспект будет полезен учителям математики при объяснении новой темы: "Сумма углов треугольника"...

8 класс. История. Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма (урок 2)

Дата:  10.09.2015Класс: 8а, 8бТема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма (урок 2)Цели:- Рассмотреть основные черты индустриального общ...

Мастер-класс по проблеме «Использование инфомационно - коммуникативных технологий на уроке истории, организация работы в группах», урок по теме "Реформы Петра I"

Тема. Реформы Петра I. Цели урока: 1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России в петровское время. 2. Сформировать представление у учащихся о преобразованиях центральн...

Методические проблемы, связанные с изучением эпизода на уроках литературы в старших классах

В статье предложены приемы и методы работы с пизодом художественного текста в старших классах....

Урок- дискуссия по теме : "Проблемы экологии и пути их решения". 8-9 классы

Урок - дискуссия был разработан как итоговый урок по теме: "Проблемы экологии и пути их решения". На данном уроке присутствуют два класса 8 и 9. Этот урок расчитан на развитие монологической речи и яв...