Чацкий в поединке с обществом
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Конспект урока литературы 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chatskiy_v_poedinke_s_obshchestvom.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Чацкий в поединке с «обществом».
«Будущее оценит достойно
сию комедию и поставит
ее среди первых творений
народных…»
А.Бестужев.
Цели: - проанализировать третье действие комедии;
- развивать умение социально-психологической характеристики персонажа;
- формировать навыки анализа драматического произведения;
-стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов;
- воспитывать бережное отношение к предмету.
Оборудование: портрет писателя, фамилии героев, написанные на карточках, схема.
Ход урока.
- Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть трех монологов из второго действия: монолога Чацкого «А судьи кто?», монологов Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Петрушка, вечно ты с обновкой!».
III. Работа с текстом.
1 беседа.
- Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во втором действии?
(Любовь к Софье.)
- В третьем действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича.
- С какой целью на этот раз? (Добиться признания Софьи.)
- Меняется ли Чацкий? Каким вы видите его на балу?
- Как встречает его Софья? (Она недовольна его приходу.)
- Что отталкивает ее от Чацкого?
- В разговорах Чацкий неосторожно упоминает имя Молчалина, и Софья снова замолкает. Чацкий решает: «Раз в жизни притворюсь?». Он перечисляет достоинства Мочалина. Какие? Проследите по тексту. Каких достоинств он не находит в нем?
(Не грешен, смирен, глупец. Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та?)
- Почему Чацкий думает, что Софья смеется над ним, говоря, что любит – Молчалина?
(У Чацкого единая норма оценок для всех. По его мнению, Молчалин – «жалкое создание», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется над ним. Чацкий думает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а выдуманного ею.)
- Действительно ли Софья любит «выдуманного» героя или видит все те недостатки, которые перечислил Чацкий?
(Она видит все недостатки Молчалина.)
- Почему Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях: «Что мне молва? (1д. явл.5), или «Да что мне до кого? (2д. явл.11), - предпочитает Молчалина?
(Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще больше возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им, как она думает. Обстановка в доме Фамусова: лицемерие, сентиментальность, ханжество, - приближают героиню к «веку минувшему».)
- Проследив диалог Чацкого с Молчалиным, ответьте на вопрос, права ли Софья в оценке Молчалина?
(Нет, она не права.)
- Каким видится вам Молчалин?
(Молчалин – «деловой» человек, человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой ситуации, всем угодить. Для Молчалина, Чацкий, который не хочет сделать карьеру, жалок и заслуживает презрения. Он даже хочет оказать ему покровительственную помощь. Но Чацкий не воспринимает Молчалина всерьез, и совершенно напрасно. Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца ,услужливого и аккуратного.)
- С пятого явления в доме Фамусова появляются гости. Кто появляется сначала? (Горичи.)
- Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло?
(Горич попал под каблук жены ,которая изменила в нем все: привычки, движения ,взгляды, - опекает его как ребенка, превратила его в «дряхлую развалину». Чацкому не о чем с ним даже поговорить.)
Появляются Тугоуховские.
- Что важно в жизни родителей и дочерей Тугоуховских?
(Важна мода, наряды.)
- Что представляет собой графиня «внучка» Хрюмина?
(Московская модница)
- Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлестову?
(Ей 65 лет, с арапкой-девкой и собачкой, болтливая сплетница.)
С 13-го явления снова продолжает развиваться любовная линия. Чацкий высказывает свои мысли о Молчалине, Софья злится на него.
- Кто автор сплетни о сумасшествии Чацкого? (Софья.)
- Софья сделала это нарочно?
- Что происходит на сцене в явлениях с 15-го по 22-е (до приезда Чацкого)?
(Распространение сплетни о том, что Чацкий сошел с ума.)
- Почему все подхватывают сплетню?
(Сплетня связывает любовный и социальный конфликт. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой стороны, его поведение расценивается как социальное безумие.)
- Где, с вашей точки зрения, происходит кульминационный момент произведения?
(Столкновение Чацкого с «больным» обществом.)
Сам того не осознавая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем (вопросов культуры, воспитания, говорит и о судьбе России.)
- В чем вы видите комизм ситуации?
Итак, Чацкий оказывается одновременно и в комическом и в трагическом положении. Трагизм в том, что он поднимает действительно важные вопросы, пытается «открыть глаза» московскому обществу. Комизм – его никто, оказывается, не слушал. Он зря потратил весь пыл своего красноречия. И на кого? « На княжан? На Хрюминых…».
2. Чтение по ролям.
Явление 21.
IV. осмысление сюжетной линии, связанной с рождением и распространением сплетни.
Чацкий → Софья → Г.№ → Г.Д. → Загорецкий → Графиня внучка →Графиня бабашка →князь Тугоуховский и т.д.
V. Итог урока
- По вашему мнению, Чацкий был умным человеком?
- В чем смысл заключительного монолога Чацкого?
VI. Домашнее задание.
Чтение и анализ IV действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и математики по теме: "А.А. Чацкий: победитель или побежденный?"
Бинарный урок литературы и математики объединяет две дисциплины. На уроке исследуется образ главного героя комедии – Чацкого не только привычными для урока литературы средствами, но и с помощью матема...
«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.
Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...
«УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ». ПУТЬ ЧАЦКОГО К «СУМАСШЕСТВИЮ».. (ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ КОМЕДИИ А.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».)
Авторский инновационный взгляд на главного героя комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" - Чацкого....
Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Данная работа представляет собой разработку урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" , которая дает возможность учащимся расширить свои знания, привести весь материал...
"Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Предлагается на примере героев взглянуть на молодое поколение того времени и сопоставить с современными молодыми людьми...
Конспект урока литературы "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"«Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы» (урок 1).
В данной разработке представлен анализ повести "Княжна Мери" (первый урок) с применением проблемной технологии....
Репортаж о съемках программы Поедем, поедим!
Репортаж о съемках программы Поедем, поедим...