Чацкий в поединке с обществом
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Зверева Ольга Алексеевна

Конспект урока литературы  9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chatskiy_v_poedinke_s_obshchestvom.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Чацкий в поединке с «обществом».

                                                                    «Будущее оценит достойно

                                                                      сию комедию и поставит

                                                                      ее среди первых творений

                                                                      народных…»

                                                                                            А.Бестужев.  

                                                                                                                                           

Цели:    - проанализировать третье действие комедии;

              - развивать умение социально-психологической   характеристики персонажа;

          - формировать навыки анализа драматического произведения;

          -стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов;

          - воспитывать бережное отношение к предмету.

Оборудование: портрет писателя, фамилии героев, написанные на карточках, схема.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть трех монологов из второго действия: монолога Чацкого «А судьи кто?», монологов Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Петрушка, вечно ты с обновкой!».

III. Работа с текстом.

1 беседа.

- Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во втором действии?

(Любовь к Софье.)

- В третьем действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича.

- С какой целью на этот раз?  (Добиться признания Софьи.)

- Меняется ли Чацкий? Каким вы видите его на балу?

- Как встречает его Софья?  (Она недовольна его приходу.)

- Что отталкивает ее от Чацкого?

- В разговорах Чацкий неосторожно упоминает имя Молчалина, и Софья снова замолкает. Чацкий решает: «Раз в жизни притворюсь?». Он перечисляет достоинства Мочалина. Какие? Проследите по тексту. Каких достоинств он не находит в нем?

(Не грешен, смирен, глупец. Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та?)

- Почему Чацкий думает, что Софья смеется над ним, говоря, что любит – Молчалина?

(У Чацкого единая норма оценок для всех. По его мнению, Молчалин – «жалкое создание», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется над ним. Чацкий думает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а выдуманного ею.)

- Действительно ли Софья любит «выдуманного» героя или видит все те недостатки, которые перечислил Чацкий?

(Она видит все недостатки Молчалина.)

- Почему Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях: «Что мне молва? (1д. явл.5), или «Да что мне до кого? (2д. явл.11), - предпочитает Молчалина?

(Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще больше возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им, как она думает. Обстановка в доме Фамусова: лицемерие, сентиментальность, ханжество, - приближают героиню к «веку минувшему».)

- Проследив диалог Чацкого с Молчалиным, ответьте на вопрос, права ли Софья в оценке Молчалина?

(Нет, она не права.)

- Каким видится вам Молчалин?

(Молчалин – «деловой» человек, человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой ситуации, всем угодить. Для Молчалина, Чацкий, который не хочет сделать карьеру, жалок и заслуживает презрения. Он даже хочет оказать ему покровительственную помощь. Но Чацкий не воспринимает Молчалина всерьез, и совершенно напрасно. Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца ,услужливого и аккуратного.)

- С пятого явления в доме Фамусова появляются гости. Кто появляется сначала? (Горичи.)

- Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло?

(Горич попал под каблук жены ,которая изменила в нем все: привычки, движения ,взгляды, - опекает его как ребенка, превратила его в «дряхлую развалину». Чацкому не о чем с ним даже поговорить.)

Появляются Тугоуховские.

- Что важно в жизни родителей и дочерей Тугоуховских?

(Важна мода, наряды.)

- Что представляет собой графиня «внучка» Хрюмина?

(Московская модница)

- Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлестову?

(Ей 65 лет, с арапкой-девкой и собачкой, болтливая сплетница.)

С 13-го явления снова продолжает развиваться любовная линия. Чацкий высказывает свои мысли о Молчалине, Софья злится на него.

- Кто автор сплетни о сумасшествии Чацкого?  (Софья.)

- Софья сделала это нарочно?

- Что происходит на сцене в явлениях с 15-го по 22-е (до приезда Чацкого)?

(Распространение сплетни о том, что Чацкий сошел с ума.)

- Почему все подхватывают сплетню?

(Сплетня связывает любовный и социальный конфликт. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой стороны, его поведение расценивается как социальное безумие.)

- Где, с вашей точки зрения, происходит кульминационный момент произведения?

(Столкновение Чацкого с «больным» обществом.)

Сам того не осознавая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем (вопросов культуры, воспитания, говорит и о судьбе России.)

- В чем вы видите комизм ситуации?

Итак, Чацкий оказывается одновременно и в комическом и в трагическом положении. Трагизм в том, что он поднимает действительно важные вопросы, пытается «открыть глаза» московскому обществу. Комизм – его никто, оказывается, не слушал. Он зря потратил весь пыл своего красноречия. И на кого? « На княжан? На Хрюминых…».

2. Чтение по ролям.

Явление 21.

IV. осмысление сюжетной линии, связанной с рождением и      распространением сплетни.

Чацкий  →  Софья →  Г.№ → Г.Д. → Загорецкий → Графиня внучка →Графиня бабашка →князь Тугоуховский    и т.д.

V. Итог урока

- По вашему мнению, Чацкий был умным человеком?

- В чем смысл заключительного монолога Чацкого?

VI. Домашнее задание.

Чтение и анализ IV действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и математики по теме: "А.А. Чацкий: победитель или побежденный?"

Бинарный урок литературы и математики объединяет две дисциплины. На уроке исследуется образ главного героя комедии – Чацкого не только привычными для урока литературы средствами, но и с помощью матема...

«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.

Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых  сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...

«УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ». ПУТЬ ЧАЦКОГО К «СУМАСШЕСТВИЮ».. (ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ КОМЕДИИ А.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».)

Авторский инновационный взгляд на главного героя комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" - Чацкого....

Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Данная работа представляет собой  разработку урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" , которая дает возможность учащимся расширить свои знания, привести весь материал...

"Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Предлагается на примере героев взглянуть на молодое поколение того времени и сопоставить с современными молодыми людьми...

Репортаж о съемках программы Поедем, поедим!

Репортаж о съемках программы Поедем, поедим...