БИОГРАФИЯ ГИ де МОПАССАНА. МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ В НОВЕЛЛЕ ГИ ДЕ МОПАССАНА «ПЫШКА»
тест по литературе (10 класс) на тему
БИОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ПИСАТЕЛЯ:
КВАНТОВАННЫЙ ТЕКСТ И ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ (К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mopassan.docx | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Ги де Мопассан - известный французский писатель-реалист XIX века.
Детство
Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в замке Миромениль около г. Дьеппа (департамент Сена Приморская). Отец (Гюстав де Мопассан) - из обедневшего лотарингского дворянского рода, мать (Лаура ле Пуатвен) из буржуазной семьи. Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать, приятельница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а младший брат, по профессии врач, умер в лечебнице для душевнобольных. Ги был воспитан в краю Ко, на крутых берегах, размытых дождем, среди кошуанских рыбаков и фермеров. Он говорил на их наречии, любил их рассказы, усвоил их добродетели и их пороки.
Образование
Проучившись недолго в семинарии, Мопассан перешёл в руанский лицей, где и окончил курс обучения. Во время учёбы в лицее он зарекомендовал себя способным учеником, увлеченным поэзией и театральным искусством. В этот период времени Мопассан близко сходится с Луи Буйе — поэтом и смотрителем руанской библиотеки и особенно с Флобером, который стал наставником юноши. Окончив лицей в 1869 году и посоветовавшись с матерью и Флобером, отправился в Париж, чтобы приступить к изучению права.
Военная служба
Разразившаяся война нарушила все планы. В 1870-1871 годах принимал участие во франко-прусской войне, служа рядовым. После возвращения из армии, так как семья была разорена, поступил на службу в Морское министерство, где пробыл около десяти лет.
Учёба у Флобера
На протяжении шести лет Ги учился у Флобера писательскому искусству, и только в 1880 году была опубликована первая новелла: рассказ «Пышка» был напечатан в сборнике «Меданские вечера».
Смена места службы
В 1880 году, после публикации первого рассказа и пьесы «Histoire du vieux temps», Мопассану предложили место хроникера в газете «Голуа», что позволило ему оставить чиновничью службу в министерстве.
Литературные учителя
Литературными учителями Ги де Мопассана, по его словам, были Гюстав Флобер (мать и дядя будущего писателя с детства были друзьями Флобера) и И.С. Тургенев, благодаря которому он познакомился с русской литературой.
Изменение круга друзей
Смерть Флобера в 1880 году оборвала связи молодого автора с миром серьезных писателей и художников, и он стал реже видеться с Эмилем Золя и его друзьями, среди которых были Сезанн, Моне и Мане. Изменение круга друзей писателя отражается и на его образе жизни.
Творческое одиннадцатилетие
Мопассан за одиннадцать лет создал целый ряд сборников небольших повестей, обозначенных в заголовке по имени первого рассказа (до 16 томов); в то же время им написано 6 романов: «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (1888), «Сильна как смерть» (1889) и «Наше сердце» (1890), а равно как и описания пережитого и передуманного за время экскурсий: «Под солнцем» (1884);«На воде» (1888) и «Бродячая жизнь» (1890). Эти произведения позволили Мопассану занять одно из первых мест в новейшей французской новеллистике. Лучшие французские критики единогласны в восторженных отзывах о Мопассане.
Популярность произведений Мопассана в России
В России первое отдельное собрание произведений Мопассана было издано в 1894 году, второе издание - в 1896 году. Многие романы и новеллы Ги де Мопассана были инсценированы и экранизированы.
Большой успех Мопассана
Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье писателя.
Последствие чрезмерного умственного напряжения
С 1884 года он начал страдать от нервных расстройств, навязчивых идей и галлюцинаций. В декабре 1891 года Мопассан был помещен в клинику доктора Бланша в Пасси (предместье Парижа), где находился до самой смерти.
Смерть писателя
Умер Ги де Мопассан 6 июля 1893 года душевнобольным в полусознательном состоянии; причиной смерти был назван прогрессивный паралич мозга.
Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов.
Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:
1. ГИ ДЕ МОПАССАН {родился, окончил лицей, опубликовал первую новеллу, был помещён в клинику, умер} В
1) 1850 4) 1869
2) 1880 5) 1893
3) 1891 6) 1894 ГОДУ
2. {отец, мать } ПИСАТЕЛЯ БЫЛ(А) ИЗ
1) буржуазной семьи
2) обедневшего дворянского рода
3. МОПАССАН С ДЕТСТВА
1) мучился неврозами
2) отличался прекрасным здоровьем
4. ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛУЧИЛ В
1) лицее
2) семинарии
5. ВО ВРЕМЯ УЧЁБЫ В ЛИЦЕЕ УВЛЕКАЛСЯ
1) поэзией 3) изучением права
2) рыбалкой 4) театральным искусством
6. {наставником, литературными учителями} ГИ ДЕ МОПАССАНА БЫЛ(И)
1) Золя 4) Флобер
2) Бланш 5) Тургенев
3) Сезанн 6) Луи Буйе
7. ПОСЛЕ {возвращения из армии, публикации первого рассказа} ПОСТУПИЛ В
1) Морское министерство
2) газету «Голуа» хроникером
8. РОМАНЫ МОПАССАНА
1) «Жизнь» 5) «Пьер и Жан»
2) «Пышка» 6) «Милый друг»
3) «Ожерелье» 7) «Монт-Ориоль»
4) «Наше сердце» 8) «Сильна как смерть»
9. ИЗМЕНЕНИЕ КРУГА ДРУЗЕЙ ПИСАТЕЛЯ ПРОИЗОШЛО ИЗ-ЗА
1) смерти Флобера
2) его нервных расстройств
3) большого успеха его произведений
4) чиновничьей службы в министерстве
10. {первое отдельное собрание, второе издание} ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГИ ДЕ МОПАССАНА БЫЛО ИЗДАНО В РОССИИ В
1) 1884 3) 1894
2) 1891 4) 1896 ГОДУ
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ
В НОВЕЛЛЕ ГИ ДЕ МОПАССАНА «ПЫШКА»
Новеллы Ги де Мопассана - классика французской и мировой литературы
Известный французский писатель-реалист XIX века Ги де Мопассан потрясал своими новыми рассказами, новеллами, романами всю французскую общественность, элитные слои общества. Новеллы Ги де Мопассана стали неотъемлемой частью классики французской и мировой литературы. Им присущ блистательный психологизм, глубина социального анализа, ясность и точность художественной формы. Разнообразные по содержанию и жанровым особенностям, эти новеллы несут отпечаток неизбывного интереса автора к человеку.
Хирург французского высшего общества
Время, когда жил Мопассан, было для Франции довольно благополучным, оно пришлось на расцвет буржуазии. Ни для кого не секрет, что под благочинной и благопристойной маской представители изысканных слоев общества скрывали ханжество, лицемерие, всеобщую продажность, бесстыдную погоню за наживой, авантюризм и разврат. Как никто другой, Мопассан знал жизнь высшего общества, круговорот сплетен, пучину разгулов. В своем творчестве он даже не пытался завуалировать проблемы. Мопассан, можно сказать, был хирургом общества, но на общество его произведения не действовали.
Предыстория новеллы «Пышка»
В 1870 году началась франко-прусская война, и с первого дня войны Мопассан служит в армии. В это время он окончательно возненавидел французских буржуа, которые показали себя в дни войны с самой неприглядной стороны. Результатом его наблюдений стала новелла "Пышка".
Разношерстная публика дилижанса
Из города, оккупированного прусскими войсками, выезжает дилижанс с шестью знатными персонами, двумя монахинями, мужчиной-демократом и особой легкого поведения по прозвищу Пышка. Мопассан дает нелестную, язвительную и краткую характеристику известным персонам, раскрывая подноготную их прежней жизни, сколачивания состояния, получения титулов. Присутствие Пышки оскорбило добродетельных жен буржуа, и они объединились против "этой бесстыжей продажной твари… Несмотря на разницу в общественном положении, они чувствовали себя собратьями по богатству, членами великой франкомасонской ложи, объединяющей всех собственников, всех, у кого в карманах звенит золото".
Вынужденное общение с Пышкой
Пышка была единственной, кто предусмотрел, что в дороге захочется есть. Голод и ароматные запахи еды растопят любую ледяную глыбу отношений. "Нельзя было есть припасы этой девушки и не говорить с нею. Поэтому завязалась беседа, сначала несколько сдержанная, потом все более непринужденная…"
Поиски причины задержки дилижанса
Поселок, куда въехал дилижанс, был занят немцами. Проверка документов задержала пассажиров. Убивая время, они высокопарно рассуждают о патриотизме и войне. Немецкий офицер, якобы беспричинно, отказывает в выезде дилижанса из поселка. Мопассан поставил богатых людей в тупик. Их мысли мечутся, они пытаются понять, что за причина задерживает их. "Они изо всех сил старались выдумать какую-нибудь правдоподобную ложь, скрыть свое богатство, выдать себя за бедных, очень бедных людей". Причина вскоре открылась - прусский офицер хочет воспользоваться услугами Пышки, единственного человека, который по-настоящему патриотичен и бесстрашен. Пышка взбешена и оскорблена унизительным предложением.
Совместное решение о самопожертвовании
Вынужденный "отдых" уже начал раздражать пассажиров. "Надо ее переубедить" - было принято решение. Разговоры о самопожертвовании "преподносились замаскированно, ловко, пристойно". Соотечественники убедили Пышку уступить немецкому офицеру, маскируя этим свое желание продолжить путь и мотивируя тем, что она, как истинная патриотка, спасет им всем жизнь.
Занятия буржуа
Пока Пышка "отрабатывала" всем свободу, представители буржуазии веселились, отпускали гнусные шуточки, "хохотали до колик, до одышки, до слез".
«Награда» патриотки
И что в награду получила патриотка Пышка - "взгляд оскорбленной добродетели", все сторонились ее, будто боялись "нечистого прикосновения". "Эти честные мерзавцы", которые принесли ее в жертву, жрали свою провизию в движущемся дилижансе и хладнокровно рассматривали слезы опозорившейся девицы.
Снятие масок с избранных лиц
В новелле "Пышка" Мопассан мастерски на нескольких страницах описал все лицемерие, низость и трусость людей, по наследству получающих право быть избранными или претендующих на ту ступеньку, которая недосягаема для простых смертных.
Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов.
Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:
1. НОВЕЛЛЫ МОПАССАНА – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КЛАССИКИ
1) русской
2) мировой
3) французской ЛИТЕРАТУРЫ
2. НОВЕЛЛАМ МОПАССАНА ПРИСУЩ(А,И)
1) блистательный психологизм
2) глубина социального анализа
3) ясность и точность художественной формы
3. АВТОР В СВОЁМ ТВОРЧЕСТВЕ
1) пытался
2) не пытался
ЗАВУАЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИЗЫСКАННЫХ СЛОЁВ ОБЩЕСТВА
4. НА ОБЩЕСТВО ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1) действовали
2) не действовали
5. НАСЕЛЁННЫЙ ПУНКТ, {из которого выезжает, куда въехал} ДИЛИЖАНС, ОККУПИРОВАН
1) прусскими
2) немецкими
3) французскими
ВОЙСКАМИ
6. В ДИЛИЖАНСЕ ЕХАЛИ
1) две монахини 4) прусский офицер
2) знатные персоны 5) мужчина-демократ
3) немецкий офицер 6) особа легкого поведения
7. ЛЮБУЮ ЛЕДЯНУЮ ГЛЫБУ ОТНОШЕНИЙ РАСТОП(И, Я)Т
1) голод
2) ароматные запахи еды
3) непринужденная беседа
4) звенящее в карманах золото
8. ОТНОШЕНИЕ ПОПУТЧИКОВ К ПЫШКЕ {до, после} ВЫНУЖДЕННОГО «ОТДЫХА»
1) сторонились ее
2) не говорили с нею
3) ели припасы этой девушки
4) угощали её своей провизией
5) рассматривали слезы девицы
6) вели непринуждённую беседу с ней
9. ПОКА ПЫШКА «ОТРАБАТЫВАЛА» ВСЕМ СВОБОДУ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ БУРЖУАЗИИ
1) веселились
2) жрали свою провизию
3) прятали свое богатство
4) отпускали гнусные шуточки
5) рассуждали о патриотизме и войне
6) хохотали до колик, до одышки, до слёз
10. В НОВЕЛЛЕ «ПЫШКА» МОПАССАН ОПИСАЛ
1) низость 3) лицемерие
2) трусость 4) патриотизм
ЛЮДЕЙ, ПО НАСЛЕДСТВУ ПОЛУЧАЮЩИХ ПРАВО БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ТЕМА"МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ" , КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7-9 КЛАССА
Презентация в удобной форме со структурированным в таблицы материалом поможет учащимся лучше запомнить данную тему. Подходит для ответа в ЕГЭ(ГИА) С-части, содержит подробный сложный план....
Классный час на тему "Мораль и нравственность"
Задачи:1)Обсудить с учащимися нравственные понятия, определить их содержание и значение для человека.2) Способствовать пониманию роли данных понятий для формирования личности человека.3)Развивать потр...
ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»
В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...
Тест по обществознанию на тему "Мораль и нравственность"
Мораль и нравственность...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ДУХОВНОСТИ ЧЕРЕЗ НОВЕЛЛЫ ГИ ДЕ МОПАССАНА
В статье рассматривается проблема бездуховности современного общества и пути решения данной проблемы посредством анализа новелл Ги де Мопассана...
Технологическая карта урока литературы в 10 классе на тему "Тонкости психологического анализа в новелле Ги де Мопассана "Ожерелье"
Конспект открытого урока по ФГОС в 10 классе. С применением технологий группового обучения, развития критического мышления и проблемного обучения....
Викторина по новелле Ги де Мопассана "Ожерелье".
16 вопросов по новелле Ги де Мопассана "Ожерелье"....