Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Составлена к учебнику литературы 5 класс. Образовательной системы "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРА»
5 класс
- Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов.
Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.
Программа рассчитана на 105часов в год, 3 часа в неделю.
Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нрав-ственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
II. Содержание программы (105 ч.)
Введение (2 ч.)
Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.
Теория литературы. Литература как вид искусства.
Часть I. От чего захватывает дух (17 часов)
Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.
Н.С. Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны» (1 ч.).
Раздел 1. Жизнь по законам чести (9 ч.).
Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и её героев бессмертными.
Для текстуального изучения.
Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна.
Для обзорного изучения.
А. Дюма «Три мушкетёра» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.
Н.Г. Долинина «Честь и достоинство».
Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя. Эссе как жанр литературы.
Раздел 2. Шифры и клады (10 ч.).
«Законы» приключенческой литературы.
Для текстуального изучения.
Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.
Для обзорного изучения.
Э. По «Золотой жук» (в сокращении).
А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.
Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.
Раздел 3. Экстремальные ситуации (5 ч.).
Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.
Для текстуального изучения.
Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.
Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.
Теория литературы. Жанр рассказа.
Раздел 4. Как мы становимся взрослыми (10 ч.).
Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.
Для текстуального изучения.
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.
М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.
Для обзорного изучения.
М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).
Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.
Раздел 5. Правда истории и вымысел (6 ч.).
Историческая правда и авторский вымысел в литературе.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и её интерпретация в художественном произведении.
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.
Для обзорного изучения.
В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.
Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог.
Раздел 6. Романтика неизведанного (3 ч.).
Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.
Для текстуального изучения.
Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».
Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.
Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами (часов )
Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы.
Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас (4 ч.).
Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.
Для обзорного изучения.
А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.
Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика.
Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика (8 ч.).
Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении.
Для текстуального изучения.
А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность учёных перед человечеством.
Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.
Для обзорного изучения.
Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего.
Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте.
Раздел 3. Сказка и фантастика (5 ч.).
Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки.
Теория литературы. Поэма как литературный жанр.
Часть III. В лабиринте событий (4 ч.)
Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива.«Законы» детективной литературы.
Для обзорного изучения.
Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как первый классический детективный рассказ.
А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.
Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.
Часть IV. Я и другие (14 ч.)
Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.
Для текстуального изучения.
В.Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев.
М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.
Для обзорного изучения.
Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).
Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).
Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.
В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.
Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».
Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.). Сказка и быль. Стихи и проза.
Часть V. Мы не можем без них или они без нас? (9 ч.)
Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.
Герои – животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нрав-ственные уроки литературы о «братьях наших меньших».
Для текстуального изучения.
А.П. Чехов «Каштанка»
А.И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении).
Для обзорного изучения.
Э. Сетон-Томпсон «Чинк».
Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).
К. Чапек «С точки зрения кошки».
Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса».
Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере.
Обобщение (1 ч.).
Мир твоих читательских интересов.
Развитие речи – 11 ч.
Развитие речи (9 часов).
1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.
2) Отзыв о прочитанной книге. Сочинение-размышление о книге, литературном герое.
3) Сочинение-рассказ о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.
4) Сочинение-подражание, сочинение детективной истории, сочинение в форме эссе.
Чтение и изучение произведений – 94 ч.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся по литературе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета)
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели уроа; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
4.Оценка достижения планируемых результатов освоения
учебной программы
Оценивание достижений обучающихся проходит в соответствии с «Положением о системе оценки, формах и порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся основной ступени», системой оценивания Образовательной системы «Школа 2100».
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в школе используется система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовельных достижений обучающихся с целью выведения итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования. Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно - практических и учебно - познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния образовательного процесса в школе;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов;
- использование накопительной системы оценивания (портфель достижений), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы.
Формы проведения: проверочные работы, итоговые контрольные работы, проекты, неперсонифицированные диагностические работы.
Сроки: в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Требования к отметке: итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи ( 1раз).
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Календарные сроки | Тема раздела, урока | В Универсальные учебные действия |
1 | Введение (2) Наш новый предмет | |||
2 | Новый учебник и его герои | |||
1 | Часть I. От чего захватывает дух (45+7) «От чего захватывает дух». Введение в книгу 1 (Н.С. Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны» | Предметные знания 1. Биографические сведения о писателях. 2. Содержание прочитанных литературных произведений. 3. Изученные теоретико-литературные понятия: литература - искусство слова. Понятие о приключенческой литературе. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя. Сюжет, композиция. Рассказ как жанр. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик. Вымысел и авторский замысел в литературе. Рифма и ритм - признаки стихотворной речи. | ||
1 | Раздел 1. Жизнь по законам чести ( 9+3) АЛЕКСАНДР ДЮМА (4+1) «ТРИ МУШКЕТЁРА» Александр Дюма и его роман «Три мушкетёра». Герои бессмертной книги | |||
2 | Законы чести» в главе «Королевские мушкетеры и гвардейцы - г-на кардинала» | |||
3 | Что такое дружба (по главе «План кампании») | |||
4 | Эссе Натальи Долининой «Честь и достоинство» | |||
1 | Развитие речи. Чтение и обсуждение домашних сочинений учащих | |||
1 | ЖЮЛЬ ВЕРН «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»(5+2 ) Жюль Верн - удивительный писатель | 1. Осознавать разницу между литературой и фольклором. 2. Узнавать приключенческую литературу по её признакам. 3. Определить роль портретной характеристики героя. 4. Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции. 5. Относить произведение к жанру рассказа по его признакам. 6. Различать в произведении автора и рассказчика. 7. Называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму). 8. Писать сочинение эссе, сочинение-размышление о книге, литературном герое. | ||
2 | Мужественные и честные сердца | |||
3 | Знаменитый географ на борту «Дункана» | |||
4 | Роман-учебник, роман-открытие | |||
5 | Как был найден капитан Грант | |||
1 | Развитие речи. Подготовка к сочинению . | |||
2 | Развитие речи. Сочинение по раз- делу «Жизнь по законам чести» | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться знакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. | ||
1 | Раздел 2. Шифры и клады (10+1) Что такое шифр и что такое клад Э.ПО «ЗОЛОТОЙ ЖУК» | |||
2 | К.Г. Паустовский «Эдгар По». По- нятие о литературном портрете | |||
3 | Тайна золотого жука (по рассказу Э. По «Золотой жук») | |||
4 | Р.Л. СТИВЕНСОН Р.Л. Стивенсон и неизведанные острова | |||
5 | Полный опасностей путь | |||
6 | Цена честного слова | |||
7 | «Вьётся по ветру «Весёлый Роджер», Люди Флинта песенку поют» | |||
8 | А.Н. РЫБАКОВ «КОРТИК» | |||
9 | Анатолий Рыбаков и тайны повести «Кортик» | |||
10 | Анатолий Рыбаков и тайны повести «Кортик» | |||
1 | Развитие речи. Сочинение по разделу «Шифры и клады» | |||
1 | Раздел 3. Экстремальные ситуации (5+1) ДЖЕК ЛОНДОН «ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ» (3) | УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать общественное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного стиля, жанра. 6. Высказывать и обосновывать точку свою зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
2 | Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона | |||
3 | Что такое любовь к жизни? | |||
1 | Б.С. ЖИТКОВ (2) «МЕХАНИК САЛЕРНО» | |||
2 | Оставаться человеком при любых обстоятельствах (Б.С. Житков и его рассказ «Механик Салерно») | |||
1 | Развитие речи. Сочинение по разделу «Экстремальные ситуации» | |||
1 | Раздел 4. Как мы становимся взрослыми (10+1) МАРК ТВЕН (4) «ПРИКЛЮЧЕНИЯ Г КЛЬБЕРРИ ФИННА» Марк Твен и его маленькие герои | |||
2 | Приключения - игра | |||
3 | Приключения - игра и жизнь | |||
4 | Приключения - жизнь | |||
1 | В.П. КАТАЕВ(5) «БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ» Море Пети и море Гаврика | |||
2 | Большие события и маленькие дети | |||
3 | Дети становятся взрослыми | |||
4 | Валентин Катаев. Жизнь и творчество. | |||
5 | Автор и герой художественного произведения | |||
1 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «ПАРУС». Смысл названия повести В.П. Катаева | |||
1 | Развитие речи. Сочинение по раз- делу «Как мы становимся взрослыми» | |||
1 | Раздел 5. Правда истории и вымысел (8+1) В.А. КАВЕРИН(5) «ДВА КАПИТАНА» | |||
2 | Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева | |||
3 | «Я найду экспедицию!» | |||
4 | Лётчик Григорьев и штурман Климов | |||
5 | Капитан Григорьев на войне | |||
6 | Как была найдена экспедиция | |||
1 | А.С. ПУШКИН «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ » | |||
1 | М.Ю.ЛЕРМОНТОВ«БОРОДИНО» | |||
2 | Ведь были ж схватки боевые...» | |||
1 | Развитие речи. Сочинение по раз- делу «Правда истории и вымысел» | |||
1 | Раздел 6. Романтика неизведан- ного (3) Стихи о прекрасном и неведомом (Н. ГУМИЛЁВ, В. МАЯКОВСКИЙ | |||
2 | Стихи о прекрасном и неведомом (М. СВЕТЛОВ, Д. САМОЙЛОВ, В. БЕРЕСТОВ) | |||
1 | Что мы узнали о приключенче ской литературе Проверочная работа № 1 | |||
1 | Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас (4) А. КОНАН ДОЙЛ «ЗАТЕРЯННЫЙ МИР» | Предметные знания 1. Биографические сведения о писателях. 2. Содержание прочитанных литературных произведений. 3. Изученные теоретико-литературные понятия: а) Понятие о фантастической литературе, её «законы». б) Роль художественной детали в тексте. в) Связь литературы с фольклором. Поэма как литературный жанр. Предметные умения 1. Узнавать фантастическую литературу по её признакам. 2. Видеть в тексте произведения художественную деталь, понимать её роль. 3. Отличать сказку от произведения фантастической литературы. 4. Узнавать поэму по её жанровым признакам. 5. Писать сочинение размышление о прочитанном. Регулятивные УУД См. с. 44. ПознавательныеУУД См. с. 44-45. Коммуникативные УУД | ||
2 | А. КОНАН ДОЙЛ «ЗАТЕРЯННЫЙ МИР» | |||
1 | Наследие Артура Конан Дойла (жизнь и творчество писателя) | |||
1 | Наука и полёт фантазии (анализ главы XII из романа «Затерянный мир») | |||
1 | Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика (8) А.Р. БЕЛЕЯЕВ(№) «ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ» Фантастический мир Александра Беляева | |||
2 | Мари Лоран и голова профессора Доуэля | |||
3 | Профессор Доуэль и профессор Керн | |||
1 | РЭЙ БРЭДБЕРИ (2)«И ГРЯНУЛ ГРОМ» Гордость научной фантастики (жизнь и творчество Р. Брэдбери) | |||
2 | Каждый из нас в ответе перед Будущим (рассказ«И грянул гром») | |||
1 | Н.В. ГОГОЛЬ(3) «ПОРТРЕТ» | |||
2 | Н.В. Гоголь и «ненаучная» фантастика | |||
3 | Странное, причудливое, фантастическое в повести «Портрет» | |||
1 | Раздел 3. Сказка и фантастика (5+1) А.С. ПУШКИН «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАЕВНЕ ». | |||
2 | «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» | |||
3 | Жизнь и фантастика в сказке (А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») | |||
4 | А.С. Пушкин и его первая поэма | |||
5 | Там чудеса...» (сказочное в поэме «Руслан и Людмила») | |||
1 | Развитие речи. Сочинение по части II учебника «Что можно уви- деть с закрытыми глазами» | |||
1 | Часть III. В лабиринте событий (4+1) Что такое детектив? | Предметные знания 1. Понятие о детективной литературе. 2. Особенности сюжета и композиции в детективе. Предметные умения 1. Узнавать детектив по его жанровым признакам. 2. Писать сочинение подражание. Универсальные учеб- ные действия См. с. 44-45. | ||
2 | Истоки детективной литературы (ЭДГАР ПО «УБИЙСТВО НА УЛИ- ЦЕ МОРГ») | |||
3 | Знаменитый сыщик, мистер Шелок Холмс | |||
4 | А. КОНАН ДОЙЛ «ГОРБУН» | |||
1 | Развитие речи. Сочинение по части III учебника «В лабиринте событий» | |||
1 | Часть IV. Я и другие (14 +1) В.Г. КОРОЛЕНКО(5) «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ » | Предметные знания 1. Биографические сведения о писателях. 2. Содержание прочитанных литературных произведений. 3. Изученные теортико-литературные понятия: а) Отличие повести от рассказа. б) Автобиографическое произведение. в) Средства создания характера героя (пор- трет, речевая характеристика, авторская оценка и др.). Сказка и быль. Предметные умения 1. Различать повесть и рассказ по их признакам. 2. Видеть в тексте средства создания характера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.). 3. Писать сочинение сравнительную характеристику двух героев. Регулятивные УУД См. с. 44. Познавательные УУД См. с. 44-45. Коммуникативные УУД См. с. 45. | ||
2 | Драмы взрослых и драмы детей (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе») | |||
3 | Уроки добра и справедливости | |||
4 | Герои повести | |||
5 | Смысл названия и основные идеи повести | |||
1 | М.М. ПРИШВИН(4) «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА» Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч | |||
2 | Тропа Насти | |||
3 | Тропа Митраши | |||
4 | Великий храм природы» в пове- сти «Кладовая солнца». Смысл названия повести | |||
1 | Л.А. КАССИЛЬ «КОНДУИТ И ШВАМБРАНИЯ» Один из лучших детских писателей (жизнь и творчество Льва Кассиля) | |||
2 | Чего не выдумаешь в детстве! (главы из повести Л.А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания») | |||
1 | Г. Б ЕЛЫХ, Л. ПАНТЕЛЕЕВ «РЕСПУБЛИКА ШКИД» Республика Шкид и её проблемы (глава из повестиГ.БелыхиЛ.Пан- телеева «Республика Шкид») | |||
1 | Рассказы о детях. В. РАСПУТИН «МАМА КУДА-ТО УШЛА» | |||
1 | Стихи о детях (Д. САМОЙЛОВ, В. Б Е РЕСТОВ, Н. ЗАБОЛОЦКИЙ) | |||
1 | Развитие речи. Сочинение по части IV учебника «Я и другие» | |||
1 | Часть V. «Мы не можем без них или они без нас?..»(9+1) А.П. Ч ЕХОВ «КАШТАНКА» | |||
2 | «Собачий мир» в рассказе А.П. Чехова «Каштанка» | |||
1 | «Всем кошкам кошка» в рассказе А.И. Куприна «Ю-ю. | |||
1 | К.Чапек «С точки зрения кошки» | |||
1 | ДЖЕРАЛЬД ДАРР ЕЛЛ «ГОНЧИЙ БАФУТА» | |||
2 | Жизнь - животным (рассказ о жизни и творчестве Джеральда Дарелла) | |||
1 | Э. С ТОН-ТОМПСОН «ЧИНК» Неповторимый мир (рассказ о жизни и творчестве Э. Сетон- Томпсона) | |||
2 | Друг, который никогда не пре- даст (беседа по рассказу Э. Сетон- Томпсона «Чинк») | |||
1 | Мир животных в стихах (стихи Б. ЗАХОДЕРА, С. Е С НИНА, Н. ГЛАЗКОВА, И. БУНИНА, В. МАЯКОВСКОГО, Н. ЗАБОЛОЦКОГО) | |||
1 | Развитие речи. Сочинение по части V учебника «Мы не можем без них или они без нас?» | |||
1 | Что же там, за горизонтом? (Урок-обобщение по всему учебни ку). Проверочная работа № 2 |
6. Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
наглядные пособия:портреты,иллюстрации
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
интерактивная доска;
Список литературы
1.Бунеев, Р.Н., Бунеева , Е.В. «Литература». Учебники в 2-х частях для 5-го. 5 класс [Текст]: / Бунеев,Р.Н., Бунеева , Е.В – М.: Баласс, 2013. –240с.
2. Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В «Тетради по литературе» для 5, класса. [Текст]: / Бунеев, Р.Н., Бунеева , Е.В – М.: Баласс, 2013. –240с.
3. Барова, Р.Н. Методические рекомендации по литературе к учебникам 5 класса[Текст]: / Барова, Р.Н. М.: Баласс, 2013. –189с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....