Материалы к открытому уроку по литературе в 6 классах
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Тема: «Н.В. Гоголь. Страницы биографии. Знакомство с творчеством писателя на примере повести «Ночь перед Рождеством»»
Цель: образовательная – познакомить со страницами жизни и творчества Н.В. Гоголя. Познакомить с новыми литературоведческими терминами: экспозиция, олицетворение, эпитет, ирония как художественный прием на примере повести «Ночь перед Рождеством». Продолжить работу над художественным описанием портрета, умением выделить главную мысль в изучаемом эпизоде.
Развивающая – формирование умения самостоятельно и рационально работать. Формирование умения общаться на уроке и оценивать друг друга. Развивать интерес к предмету. Развивать внимание и умение «собираться» при работе под диктовку.
Воспитательная – формирование ответственности за результат своей работы. Формирование умения четко, быстро и аккуратно записывать учебный материал. Поддерживать дисциплину на уроке через организацию учебной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literatura.docx | 924.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы к открытому уроку по литературе в 6 классах
Учитель: Тимошенко-Алпатова Е.В.
Тема: «Н.В. Гоголь. Страницы биографии. Знакомство с творчеством писателя на примере повести «Ночь перед Рождеством»»
Цель: образовательная – познакомить со страницами жизни и творчества Н.В. Гоголя. Познакомить с новыми литературоведческими терминами: экспозиция, олицетворение, эпитет, ирония как художественный прием на примере повести «Ночь перед Рождеством». Продолжить работу над художественным описанием портрета, умением выделить главную мысль в изучаемом эпизоде.
Развивающая – формирование умения самостоятельно и рационально работать. Формирование умения общаться на уроке и оценивать друг друга. Развивать интерес к предмету. Развивать внимание и умение «собираться» при работе под диктовку.
Воспитательная – формирование ответственности за результат своей работы. Формирование умения четко, быстро и аккуратно записывать учебный материал. Поддерживать дисциплину на уроке через организацию учебной деятельности учащихся.
План
Орг. момент (1 мин.)
- Вступительная беседа (учитель – 2 мин.)
- Биография (3 ученика – 10 мин., учитель – 3 мин.)
- О майской ночи и Сорочинцах чтение отрывка учеником (5 мин.)
- Работа с текстом
- Викторина (10 мин.)
- Итог (5 мин.)
I. Вступительная беседа:
«Сегодня мы поговорим о творчестве Н.В. Гоголя…»
Карточка №1:
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809г. на Украине, в Полтавской губернии, в Больших Сорочинцах Миргородского уезда. Его отец писал пьесы, помогал устраивать в доме своего родственника театральные представления. Эти самодеятельные спектакли, а также постоянное чтение книг рано определили художественные вкусы Гоголя. А развивались они в полтавском уездном училище и особенно в «Гимназии высших наук» в Нежине, где Гоголь учился с 1821 по 1828г.
II. Биография:
«О том каким был Гоголь в гимназии, нам расскажут ребята прочитав воспоминания одноклассников Н.В…»
Три человека рассказывают о гимназической жизни по книге.
«Зародившаяся в гимназии любовь к театру и сочинительству переросла в призвание…»
Карточка №2:
Гоголь рано почувствовал свой долг перед народом, перед отечеством. Еще юношей он заявлял: «… с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хотяб малейшую пользу»
«Гоголь начал свою писательскую деятельность в 1827г., еще в гимназии. Но первые произведения успеха не имели. Гоголь не унывал, пробовал снова и снова, и вот в 1830г., уже в Петербурге, появляются «Вечера на хуторе близ Диканьки». Название и предисловие, что произведение составлено пасичником Рудым Паньком, настраивало на веселый лад.»
Карточка №3:
«Вечера на хуторе близ Диканьки» - это праздник народного духа, «веселое плутовство ума», это смех в котором сквозит простодушие и природная мудрость.
«Пушкин прочитав «Вечера», восторженно писал:»
Карточка №3а:
Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности… Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился
III. В прошлом году мы с вами уже начали изучения этого замечательного произведения и прочитали повесть «Майская ночь или Утопленница»
Иллюстрация:
Диканька расположена совсем рядом с Сорочинцами. Гоголь прекрасно знал и любил эти места.
[Рассказываю о музее под открытым небом в Сорочинцах, где собраны все персонажи «Вечеров…» и сборника «Миргород», как бережно люди сохраняют память о Гоголе и как любят его произведения. А повесть «Сорочинская ярмарка» оживает каждый год в последнее воскресенье августа (иллюстрация).]
А как вы думаете, в чем выразилась любовь Гоголя к родным местам?
В очень красивом описании пейзажей, природы (ученик зачитывает отрывок из «Майской ночи»)
В этом году мы знакомимся с другой повестью из «Вечеров…» Сейчас декабрь, скоро Рождество, Новый год, праздник, когда могут произойти самые невероятные события. Значит самое время познакомиться с «Ночью перед Рождеством».
И уже с самого начала повести мы чувствуем безграничную любовь Гоголя к родным местам.
IV. Работа с текстом.
- Давайте прочитаем пейзажную зарисовку, которая вводит нас в волшебство рождественской ночи. А как называется такая зарисовка? [на доске запись: «Экспозиция – пейзажная зарисовка, которая показывает где и когда происходят события». Записать определение в тетрадь!]. Далее – чтение отрывка.
- Обсуждение отрывка, воссоздание описанной Гоголем картины. Особое внимание обратить на слова, которые неживые предметы делают живыми [на доске запись: «Олицетворение – описание неживых предметов как живых (художественный прием)». Записать определение в тетрадь!]
- А теперь давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Ночь перед Рождеством» и сравним, совпали ли наши представления с видением профессиональных художников и прочтением артиста Алексея Грибова [просмотр отрывка м\ф 2 мин. 30 сек.]. Обсуждение.
- Как вы думаете на какой жанр настраивает такое начало? (жанр сказки)
- А раз сказка, какими могут быть герои? (добрыми, красивыми, смелыми, немножко наивными, лукавыми)
[Запись на доске: «Ирония – изображение событий и героев с легкой усмешкой (художественный прием)».]
- Давайте прочитаем портретные зарисовки главных героев: Оксаны, Вакулы, Солохи и черта (работа с текстом, по мере чтения отрывков и работы над эпитетами в класс по очереди входят ученики другого класса, одетые в костюмы героев).
- Обобщая все прочитанное к какому выводу можно прийти? (Гоголь очень любит своих героев, к одним относится с мягкой иронией, к другим с нежной симпатией)
V. Викторина
На доске выставляются иллюстрации профессиональных художников к повести, а учащимся раздаются те же иллюстрации, но сделанные учениками.
Задание (работа в группах): найти в тексте отрывки, соответствующие иллюстрациям и выбрать из них слова которые будут подписью к рисункам. Далее идет обсуждение. Представитель группы зачитывает подпись, класс оценивает ее точность (по иллюстрации на доске), группе выставляется оценка. Также оценивается работа чтецов и ответы с места при портретных зарисовках.
VI Итог
Что нового мы узнали сегодня на уроке? (какими был Гоголь в гимназии, новые термины)
Что мы поняли о Гоголе как человеке? Из чего это видно? (он очень любит свой край и героев, рисует их очень красивыми словами)
Зачем Гоголю понадобился пейзаж в начале повести – экспозиция? (настроить нас на сказочный лад, полюбоваться природой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии
На уроке учащиеся знакомятся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
конспект и дополнительные материалы к открытому уроку по геометрии 8 класс с использованием интерактивной доски и компьютерного тестирования.
Место урока в учебном плане: урок в разделе «Площадь многоугольника».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: обобщение изученного материала по теме "Площадь многоугольника"...
Материалы к открытому уроку-празднику во 2 классе на тему "Хэллоуин"
урок включает в себя отработку материала, пройденного по учебнику Enjoy English Биболетовой и увлекательное путешествие в традиции празднования Хэллоуина в англоязычных странах....
Материалы к открытому уроку "Нелинейный видеомонтаж" (8 класс, учебник Угринович Н.Д.). Презентация, раздаточный материал
Видеомонтаж - it's a kind of magic и необходимый навык для современного человека. В качестве видеоредактора используется VideoPad VideoEditor, бесплатная версия. Монтируем короткий (20-30 секунд) ...
Материалы для открытого урока по литературе. "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
В данной публикации содержится:1. Технологическая карта открытого урока по литературе "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"2....
Материалы к открытому уроку по математике 5 класса "Задачи на части"
Конспект открытого урока для 5 класса по математике на тему "Задачи на части" по учебнику Никольский С.М....