Рабочая программа по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_5_klass_2.doc | 343 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературе для 5-9 классов.
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Количество часов в 5 классе
В год – 105 часов, из них на развитие речи - 3 часа
Литература родного края - 8 часов
В неделю – 3 часа
Учебно-методический комплект:
Учебник: «Литература» 5-9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./под ред. Г. И. Беленького – М.: Мнемозина, 2011.
Дополнительная литература:
1. Программы общеобразовательных учреждений "Литература. 5-11 классы"/Под редакцией Г.И.Беленького, Ю.И.Лыссого
2. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 класса: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя/ Под ред. М.А.Снежневской. – М.: Мнемозина, 2004.
3.Серия «Качество
знаний». Е.В. Суркис. Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях 5 класс. Тесты, контрольные и проверочные работы, викторины. Методическое пособие с электронным приложением, Москва, «Глобус», 2008.
4. В.А. Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе 5- 8 классы. Методическое пособие. Москва, «Дрофа», 2005.
5. Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина Литература 5 – 8 классы. Методическое пособие. Тесты. Москва, «Дрофа», 2003.
6. О.Д. УШАКОВА. Понятия и определения. Литература. Санкт – Петербург, «Литера», 2005.
7.. Г.И.Слинкина. Сказки земли Югорской. Екатеринбург: Издательский дом «Пакрус».
.8. Мансийские сказки для учащихся 5-8 классов. –Е.И.Ромбандеева, Т.Д.Слинкина. СПб., «Дрофа», 2003
Формы контроля:
-письменные работы (сочинения, отзывы, творческие работы)
-административная работа (терминологический диктант)
-мини-проекты
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке его приоритетных целей.
Цели обучения:
— воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
— формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
— формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;
— воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
— развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
— приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
Сведения о планируемом уровне подготовки:
Уровень подготовленности обучающихся 5Г класса по итогу выпуска из начальной школы находился на достаточном: 70-80%; к концу учебного года планируется выйти уровень о 85%.
5Д класс находится на достаточном уровне подготовки 50-60%; к концу года планируется достигнуть 65% качества усвоения знаний по предмету.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
потребность в самовыражении через слово;
устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология смыслового чтения.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
На необходимом (базовом) уровне:
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства;
определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия)
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Требования к уровню подготовки учащихся:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Литература на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудио-визуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Календарно- тематическое планирование по литературе
5 Б класс
№ урока | Тема | Кол час. | Дата (план) 5б | Дата (факт) 5б | Теория лит. | Содержание программного материала | Предметные результаты | Личностные результаты | Метапредметные результаты | р/р | ИКТ | |||||
День Знаний | 1 | --- | ---- | |||||||||||||
1. | Литература – искусство слова.. Художественная литература и чтение.. | 1 | 1.09 | 1.09 | Художественная литература | Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника как школа читательского мастерства. | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии | Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником. | извлекать информацию из разных источников (оглавления, условных обо- значений, текста, схем и т.д.),адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию | |||||||
2 | В/ч Путешествие в Книгоград. | 1 | 3.09 | 3.09 | Познакомить со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека.
| Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии | Умение давать доказательные суждения о прочитанном, определять собственное отношение к прочитанному. | извлекать информацию из разных источников (оглавления, условных обо- значений, текста, схем и т.д.),адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию | Презентация | |||||||
3 | Мифы Древней Греции «Олимп» | 1 | 6.09 | 6.09 | Миф, ритуал | Произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий … | Знать происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания | Находить отличительные черты мифов в литературе. | умение четко определять области знаемого и незнаемого | |||||||
4 | «Орфей и Эвридика», «Пигмалион». | 1 | 8.09 | 8.09 | Миф, боги | Познакомить с особенностями древнеегипетской мифологии, дать представление о космогонических мифах | Знать происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания | Находить отличительные особенности мифа и фольклора. Пересказывать содержание мифа, работать с текстом. | развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов | |||||||
5 | В/Ч «Подвиги Геракла». «Рождение героя» «Геракл освобождает Прометея» | 1 | 10.09 | 10.09 | Причины создания мифов, отличия их от сказок. | Знать происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания | Выделять отличительные черты мифа и сказки. | владеть приёмами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию, преобразовывать её, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения | Выразительное чтение | Презентация | ||||||
6 | О бессмертном поэте древности. «Одиссея» (отрывок из 9 песни поэмы). | 1 | 13.09 | 13.09 | Приключения в мифах и легендах в произведении Гомера. | Знать биографию Гомера, названия его произведений и основное содержание | осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности | извлекать информацию из разных источников (оглавления, условных обо- значений, текста, схем и т.д.), | Пересказ | |||||||
7 | Мифы Древней Руси | 1 | 15.09 | 15.09 | Представления древних славян о происхождении мира. Языческая религия. Обряды. | Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи. | Выявлять особенности мифов древних славян, сопоставлять иллюстрации художников с текстом мифа. | использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии) | Презентация | |||||||
8 | Персонажи славянских мифов. | 1 | 17.09 | 17.09 | Легенда | |||||||||||
9 | Устное народное творчество | 1 | 20.09 | 20.09 | Фольклор, сказка . | Сказители и собиратели произведений УНТ. Близость сказочных сюжетов у разных народов. Сказка как жанр фольклора. Юмор и сатира в сказках, высмеивание отрицательных черт человека из народа, его ум, смекалку, хитрость. | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. | Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки и мифа. | владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица), разрабатывать алгоритмы учебных действий | |||||||
10 | Виды сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки. Волшебные сказки. | 22.09 | 22.09 | Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Прославление в сказке лучших качеств человека… | Презентация | |||||||||||
11 | Русская сказка «Горшеня» | 24.09 | 24.09 | Мифологические корни сказок. Отличие мифа от сказки. | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. | Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. | формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения | |||||||||
12 | Народные сказки. «Белая уточка» | 1 | 27.09 | 27.09 | Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Победа добра над злом в сказке «Белая уточка». | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. | Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. | формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения | ||||||||
13-14 15 | В/Ч Анализ сказки «Царевна- лягушка». (по прочит.дома). Р.Р. Сочинение сказок | 2 1 | 29.09 1.10 4.10 | 29.09 1.10 4.10 | Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. | Создавать сказку, учитывая особенности жанра. | осуществлять самопроверку письменных текстов | Сочинение сказки волшебной, бытовой, и о животных. | Презентация | ||||||
16 | . О легенде и предании. «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова» | 1 | 6.10 | 6.10 | Легенда, предание | Разнообразие малых жанров фольклора. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи. | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, уметь отличать легенды и предания. | Выделять отличительные черты легенд, преданий, мифов и сказок. Выразительно читать и составлять цитатный план произведений. | умение четко определять области знаемого и незнаемого | |||||||
17 | Загадки. Как сочинить загадку. | 1 | 8.10 | 8.10 | Загадка
| Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности. | развитие коммуникативной компетенции | Сочинение загадок | |||||||
18 | Проект. Создание иллюстрированного журнала загадок | 1 | 1.10 | 1.10 | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности. | развитие коммуникативной компетенции | |||||||||
19 | Пословицы и поговорки. | 1 | 13.10 | 13.10 | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности. | развитие коммуникативной компетенции | |||||||||
20 | Пословицы и поговорки народов мира. | 1 | 15.10 | 15.10 | Пословица Поговорка | Основные темы пословиц и поговорок. | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности. | развитие коммуникативной компетенции | Сочинение рассказа по пословице | ||||||
21 | Народный кукольный театр. Знакомство с пьесой «Петрушка Уксусов». | 1 | 18.10 | 18.10 | Драматическое произведение, комедия, сатира | История появления кукольного театра. Главные герои театра. Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха. | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Читать по ролям народную пьесу, находить жанровое своеобразие произведения. | развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку | Презентация | ||||||
22 | Сатира и оптимистическая природа смеха в комедии «Петрушка Уксусов» | 1 | 20.10 | 20.10 | Пьеса | Сказочные мотивы и образы в произведениях. Изобразительное мастерство поэта. Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Читать по ролям народную пьесу, находить жанровое своеобразие произведения. | развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку | Презентация | ||||||
23 | Проект по разделу «Устное народное творчество» | 1 | 22.10 | 22.10 | Постановка спектакля, выставка рисунков и поделок | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Принадлежность сказок к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить ее с текстом художественного произведения, отбирать материал для устного рассказа. Сочинять пословицы, загадки, небылицы. | Умение производить защиту мини-проекта формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников | ||||||||
24 | Сказочные события и герои в литературе. | 1 | 25.10 | 25.10 | ||||||||||||
25 | Литературная сказка. Отличие литературной сказки от народной. | 1 | 27.10 | 27.10 | Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя; | Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Находить отличительные особенности литературных сказок. | вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план, сжатый текст), менять стратегию чтения | Презентация | |||||||
26 | А.С.Пушкин. О поэме «Руслан и Людмила». Пролог. | 1 | 29.10 | 29.10 | Руслан, его друзья, соперники, помощники и враги. Людмила-героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодейство. Поражение злых сил в поэме. | Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила” | Находить сказочные образы и мотивы в произведении. | Расширение круга приёмов составления разных типов плана | ||||||||
27 | «Руслан и Людмила». Сказочные образы и мотивы в поэме. Образ головы | 1 | 1.11 | 1.11 | Ритм, рифма, стих. размеры. | Определение стихотворных размеров стихотворений. Выразительный строй речи. | Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения | |||||||||
28 | Литература родного края. Ю Афанасьев «Сказка о добром сердце» | 1 | ||||||||||||||
29 | О стихотворной речи. Ритм. Стихотворный размер. Рифма. | 1 | Знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила | Отбирать материал для характеристики героев. | использование различных типов пересказа | |||||||||||
30 | Г.Х.Андерсен – великий сказочник. Знакомство с героями сказки «Снежная королева». | 1 | Пересказ | Жизнь и творчество писателя, чудесная сила воображения, которая помогла увидеть в обыкновенном необыкновенное. | Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов | Презентация | ||||||||
31 | Сказка «Снежная королева». Приключения Герды. | 1 | Понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!” | Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики. | Использование различных типов пересказа | |||||||||||
31 | Победа самоотверженной, любви и дружбы над эгоизмом в сказке «Снежная королева» | 1 | Эгоизм, дружба | Авторское отношение к героям в их портретах. | Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг. | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. | разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения | |||||||||
32 | Выражение авторского отношения к героям в их портретах. | 1 | Сказка | Развивать навыки выразительного чтения | Понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!” | Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики. | Использование различных типов пересказа | |||||||||
33 | В//Ч «Истинная правда». Анализ юмористической сказки. | 1 | Юмор | Ответы на вопросы. | ||||||||||||
34 | Сказки о гонимой падчерице. Сказочник-драматург Ш. Перро «Золушка». | 1 | Драма, комедия. | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения | ||||||||||
35-36 | Шварц Е.Л. Пьеса- киносценарий «Золушка» . Е. Шварц. «Золушка». Чтение сказки по ролям. О пьесе и театре. | 2 | Ремарка | Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л.Шварц? Т.Л. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Находить сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. | умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы | |||||||||
37 | Сравнительный анализ сказок Ш Перро и Е Шварца «Золушка». | 1 | Развивать навыки выразительного чтения | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Находить сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. | умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы | ||||||||||
38 | О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. | 1 | Сказка | Развивать навыки выразительного чтения | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Находить отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Читать по ролям сказку. пересказывать любимый отрывок. | умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы | |||||||||
39 | Бажов П.П. Путь писателя к сказу. «Каменный цветок». | 1 | Сказ | О читательском дневнике. .Бажов как человек и творец. Воплощение в сказе народных представлений о любви, добре, справедливости. Реальное и фантастическое в сказе, своеобразие его языка. | Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма. | работать с книгой; определять принадлежность художественного произведения к сказу. | владеть приёмами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию, преобразовывать её, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения | Презентация | ||||||||
40 | Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок». | 1 | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог | Знакомство с произведениями Бажова; развитие творческих способностей учащихся | Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма. | Пересказывать подробно понравившиеся отрывки, выразительно читать, находить портретные характеристики героев. | владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица), разрабатывать алгоритмы учебных действий | |||||||||
41 | Герой сказа Бажова - труженик и художник. | 1 | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знакомство с произведениями Бажова; развитие творческих способностей учащихся | Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма. | строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь | |||||||||
42 | Вн\чт. Бажов П.П. «Горный мастер», «Хрупкая веточка». Обобщение по литературным сказкам. | 1 | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Работа по составлению плана. | Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма. | Пересказывать и выразительно читать эпизоды из любимой литературной сказки, доказывать, приводя примеры из текста, авторское отношение к героям, анализировать поступки героев. | адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию | |||||||||
43 | Литература родного края. И. Ермаков «О чем шептал олененок» | 1 | ||||||||||||||
Басни | ||||||||||||||||
44 | Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. | 1 | классика, поэзия | Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения | Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла морали, уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях. | К какому роду литературы относится басня, находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки. | Использование различных типов пересказа | |||||||||
45 | Крылов И. А. - великий баснописец. Иносказательный и обобщающий смысл басни «Волк на псарне»
| 1 | Басня Мораль Наизусть басни. «Звери мои за меня говорят», «Волк на псарне | Жизненный и творческий путь Крылова. Вызвать интерес к басне, научить определять аллегорический смысл, понимать обобщение, заключенное в морали, применять теоретические на примерах басен. Показать отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на пспрне». | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни. | формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения | Презентация | ||||||||
46 | Отражение жизненных наблюдений в баснях «Демьянова уха», «Квартет». | 1 | Басня, мораль | Наизусть. Отличие басни от бытовых сказок и сказок о животных. Познакомить с эзоповскими нравоучениями, расширить круг чтения учащихся. | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи. | формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения | |||||||||
47 | Отражение жизненных наблюдений в басне «Волк и ягненок». | 1 | Басня, мораль | Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения. | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, выразительно читать наизусть басню. | Навыки выразительного чтения, формирование умения владеть вниманием аудитории | |||||||||
48 | Эзоп и Жан де Лафонтен. Басни. | 1 | Эзоповский язык | Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения. | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена, выразительно читать, анализировать басни. | Навыки выразительного чтения, формирование умения владеть вниманием аудитории | |||||||||
Человек перед лицом жизненных испытаний |
| |||||||||||||||
49 | Лермонтов М.Ю. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова «Бородино». | 1 | Тема Идея Эпитет Сравнение | Литература 19-начала 20 века. Судьба поэта как отражение судьбы народной. Близость к народной песне. Мотивы социальной несправедливости и скорби по поводу гибели Пушкина. Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | Устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами) | Презентация | ||||||||
50 | Стихотворение «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании. | 1 | Образность языка. Звукопись. | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи. | развитие коммуникативной компетенции | ||||||||||
51 | Тема и идея художественного произведения «Бородино» | 1 | Тема, идея | Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | Выразительно читать стихотворение наизусть, находить эпитет и сравнения, выделять тему и идею стихотворения. | владеть приёмами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию, преобразовывать её, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения | |||||||||
52 | Эпитет и сравнение в стихотворении «Бородино» | 1 | мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения | ||||||||||||
53-54 | А.В.Кольцов. Поэт из народа. «Косарь». Близость стихотворения к народной песни. | 2 | ямб, хорей | Познакомить учащихся с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «Косарь». | Сведения о жизни поэта. Уметь определять близость стихотворения к народной песне. | Выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения. Объяснять, как произведение становится песней. | формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения | |||||||||
55 | Тургенев И.С. Верность «Аннибаловской клятве». История создания рассказа «Муму» | 1 | Жизненный и творческий путь Тургенева. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. | Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. | Соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории. | извлекать информацию из разных источников, адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию | Презентация | |||||||||
56 | Герасим в городе и в деревне. | 1 | пейзаж, интерьер | Ввести в мир тургеневского рассказа Показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. | умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы | |||||||||
57 | Герасим и Татьяна. Герасим и Муму. . | 1 | пейзаж, интерьер | Продолжить сопоставительную характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги», развивать умение краткого пересказа, проследить за изменениями в главном герое | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе. | умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы | |||||||||
58-59 | Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью Влияние на человека барства и рабства, отношение к ним Тургенева. | 2 | пейзаж, интерьер | Провести частичный анализ, подготовить учащихся к сочинению. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов и сравнений как средств выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. | развитие исследовательских учебных действий | |||||||||
60 | Р\Р Сочинение по рассказу «Муму» | 1 | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами | осуществлять самопроверку письменных текстов | |||||||||||
61 | Н. А. Некрасов. Поэзия детства. Стихотворение «Школьник» | 1 | ||||||||||||||
62 | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Тема детства в стихотворении. | 1 | ||||||||||||||
63-64 | Толстой Л.Н. Толстой на Кавказе. «Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. | 2 | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Дать общее представление о пути Л.Н.Толстого, обучение анализу эпического произведения, продолжение работы с литературоведческими терминами. | Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: | Воспринимать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения. | работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга | Презеация | ||||||||
65 | Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. | 1 | Обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев Формирование умения грамотной письменной речи.. | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), | Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью. | формулировать собственное мнение, осуще- ствлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения | Составить письменно характеристику Жилина. | |||||||||
66 | Горцы, их обычаи и природа Кавказа в восприятии рассказчика. | 1 | Обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев Формирование умения грамотной письменной речи. | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) | Анализировать прозаический текст, развивать умение давать устный и письменный ответ на тему, совершенствовать речевые навыки. | формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятель- ности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом свер- стников | ||||||||||
67 | Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе людей разных народов. | 1 | Рассказ | Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Мысль писателя о дружбе людей разных народов. | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) | Совершенствовать навыки устного и письменного высказывания. | владеть приёмами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию, преобразовывать её, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения | |||||||||
68 | Л.Андреев. По страницам жизни и творчества. Рассказ «Кусака» - | 1 | Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. Воспоминания К. Чуковского о Л. Андрееве. Дружба Кусаки с людьми. | Знать автора, биографические факты жизни писателя | владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге | использование различных типов пересказа | Написать рассказ о своем питомце | Презентация | ||||||||
69 | Рассказ «Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. | 1 | Идея произведения | Определение ведущей идеи в произведении | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию | Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, познавать право на иное мнение. | развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов | |||||||||
70 | Куприн А.И. Путь в литературу. «Белый пудель». Сюжет и конфликт рассказа. | 1 | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами) | Презентация | ||||||||
71 | Средства изображения героев: поступки, внешний облик, речь, пейзаж | 1 | завязка, кульминация, развязка; | Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики. | работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной форме | |||||||||
72 | Р/Р Написание сочинения по рассказу И.А. Куприна «Белый пудель». | 1 | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | . Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. | осуществлять самопроверку письменных текстов | |||||||||||
73 | Литература родного края. Геннадий Колотовкин «Медвежатники» | 1 | ||||||||||||||
74 | Литература родного края. Валентин Мартынов «Лягушки» | 1 | ||||||||||||||
Поэзия природы в литературе 19-20 веков. | ||||||||||||||||
75 | Поэзия природы. А.С. Пушкин «Обвал». | 1 | эпос, лирика, драма | Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы. Умение понимать проблему, заложенную в поэтическом тексте. | формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения | |||||||||
76 | Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…» | 1 | Ямб, хорей, размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение). | Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения. | Умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы | ||||||||||
77 | А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». | 1 | Ямб, хорей, размеры стиха | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею). | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. | Умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы | ||||||||||
78 | Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Где б я ни странствовал, везде принимаю...». | 1 | Ямб, хорей, размеры стиха | Приемы анализа. Алгоритм. Наизусть. Выразительное чтение. | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. | Умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы | Наизусть «Есть в осени первоначальной | Презентация | |||||||
79 | Стихотворение Рыленкова Н.И. «Все в тающей дымке» | 1 | Ямб, хорей, размеры стиха | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. | Умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы | Наизусть | ||||||||
80-81 | К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя. Очерк как вид эпического произведения. К.Г. Паустовский – певец Мещеры. | 1
1 | завязка, кульминация, развязка; | Своеобразие лирики поэта. Основные темы и мотивы. Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. | Знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма | Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев. | осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности | |||||||||
82 | «Мещерская сторона «Мшары», Гармония человека и природы. | 1 | завязка, кульминация, развязка | Очерк «Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Т.Л. Очерк как вид эпического произведения. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному | вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план, сжатый текст), менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения | |||||||||
83-84 | «Мещерская сторона». Очерки «Луга», «Леса».
«Мой дом», «Бескорыстие». Лиризм описаний, выразительность языка. | 1 1 | завязка, кульминация, развязка | Показать сказочные и реальные мотивы народная мудрость и народная мораль в сказке. Развивать навыки комментированного чтения; работать с понятием «эпитет»; формировать умение работать в группах. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. | строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь | |||||||||
85 | Носов Е.И. «Это и называется у нас - Человек». «Тридцать зерен». | 1 | завязка, кульминация, развязка | Жизненный и творческий путь писателя. Основные темы и мотивы в творчестве Носова. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Анализировать художественные тексты; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному произведению. | владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста | |||||||||
86 | Носов Е.И. «Как ворона на крыше заблудилась» | 1 | завязка, кульминация, развязка | Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Анализировать художественные тексты; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному произведению. | владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста | |||||||||
87 | Литература родного края. Михаил Лесной «Яшка», «Хищный цветок» | 1 | ||||||||||||||
Идет война народная, Священная война!..» | ||||||||||||||||
88-89 | Тема Великой Отечественной войны в лирике К.М. Симонова. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; | 1 1 | Ямб, хорей, размеры стиха | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения. | Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника. | владеть приёмами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию, преобразовывать её, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения | Наизусть | Презентация | |||||||
90 | М.Джалиль «Мост», «Случается порой». Анализ стихотворений. | 1 | Ямб, хорей, размеры стиха | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения. | Осознанно продолжать формировать собственный круг чтения | работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме | |||||||||
91 | С. Орлов. «Тонкая российская береза». Р.Гамзатов. «Журавли». | 1 | Ямб, хорей, размеры стиха | Сведения о поэтах. Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения. | Анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, воплощение черт русских богатырей. | Умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы Навыки выразительного чтения, формирование умения владеть вниманием аудитории | |||||||||
Рассказы о твоих сверстниках (из литературы 20 века). | ||||||||||||||||
92-93 | Казаков Ю.П. Путь в литературу. Казаков Ю. П. «Тихое утро». Взаимоотношения детей. | 2 | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Обзор литературы 20 века. Сведения о писателе. Лиризм описаний природы, юмор в рассказе. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | использование различных типов пересказа умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы | Тезисы по критике | ||||||||
94 | Поведение героев в минуту опасности в рассказе «Тихое утро». Смысл названия рассказа. | 1 | завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог. | Внешняя грубоватость и доброе сердце Яшки. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов | |||||||||
95 | Литература родного края. Поэзия Югры. | 1 | ||||||||||||||
96-97 | Солоухин В.А. «Правда факта и слово художника». Рассказ «Мститель». Рассказ «Мститель». Солоухина. «Ты потом ему все же прости…» | 2 | Рассказ как жанр, завязка, кульминация, развязка; | Анализ рассказа. Идея и тема. Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию рассказа. | Анализировать художественный текст, давать характеристику герою; характеризовать авторскую позицию, своё отношение к прочитанному произведению, находить свойства и различия между автором и его героем. | развитие коммуникативной компетенции владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица), разрабатывать алгоритмы учебных действий | |||||||||
98 | В. П. Астафьев. Страницы биографии. | 1 | Развивать навыки аналитического чтения; обучать работе с планом. | Знать, уметь охарактеризовать рассказчика | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | использование различных типов пересказа; умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы | ||||||||||
99 | «Васюткино озеро» В. П. Астафьева. Автобиографичность произведения. | 1 | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию рассказа. | использование различных типов пересказа; умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы | ||||||||||||
100-101 | Черты характера героя и его поведение в лесу. Человек и природа в рассказе. Становление характера Васютки. Изображение мужества в рассказе «Васюткино озеро». | 2 | ||||||||||||||
102 | Проект по теме «Любимые книги, любимые авторы» | 1 | Обзор отдельных страниц. | |||||||||||||
103 | Литература родного края. Поэзия Югры. | 1 | ||||||||||||||
104 | Литература родного края. Поэзия Югры. | 1 | ||||||||||||||
105 | Обобщающий урок. Подведение итогов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....