Урок развития речи в 7 классе "Проза и стихи - братья или враги?"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Шипухова Людмила Ивановна

Урок развития речи призван обучать школьников лингвистическому анализу текста, совершенствовать монологическую речь, способствовать развитию образного мышления, интереса к изучению предмета; а также внедрение новых форм работы с детьми – исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок развития речи в 7 классе36 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока: Проза и стихи – братья или враги?

Цель урока:  обучать школьников лингвистическому анализу текста, совершенствовать монологическую речь учащихся, способствовать развитию образного мышления, интереса к изучению предмета, внедрять новые формы работы с детьми – исследовательскую деятельность.

                                                            Ход урока:

1.Сообщение темы и цели урока.

  а).  Вводное слово учителя.

-Сегодняшний урок, ребята, это итог нашей работы по комплексному анализу текста как прозаического, так и стихотворного, который мы производили и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Почему мы решили этим заняться, расскажет…(1 уч-ся)

   б). 1-ый учащийся.

-Однажды на уроке мнение класса разделилось: что лучше, яснее выражает чувства человека – проза или поэзия? Если есть проза, зачем нужна поэзия? Проза и стихи – это братья, или враги?

      Одни из нас решили анализировать прозаические тексты, другие – стихотворные. Мы выбрали консультантов, которые помогали нам в вопросах изобразительно-выразительных средств языка, размеров стиха, рифмы и ритма, а анализировать решили зарисовки о временах года.

  1. 1-ый консультант.

- Я напомню изобразительно-выразительные средства языка:

3.   2-ой консультант.

- Я расскажу, что такое ритм, рифма, размер стиха.

4. Учитель.

-Перед тем, как мы начнём анализировать и доказывать, я прошу всех открыть тетради, разделить страницу пополам и записывать в первый столбец,  в чём схожесть стихотворения и прозаического текста, а в другой – чем они отличаются.

5. Презентация «ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ», «ЗИМА»

     6.Учитель.

- Ребята, давайте остановимся на презентации «ЗИМА» и побеседуем.

            - Какова тема прочитанных текстов?     ( зима)

            - Каким настроением они проникнуты?  (бодрым, радостным, природа    

             сияет другой  красотой, зима сулит новые развлечения детям)

            - Что скажете о средствах выразительности?   (они похожи )

            - Чем различаются тексты?   (у одного есть рифма и ритм)

            - Для чего же нужны стихи, если всё можно сказать прозой?

                       (а для чего нужны цветы, музыка, живопись? Для красоты! Ведь  

                       поэзия близка не только живописи, но и музыке, где звук играет    

                       главную роль.)

6. Творческая работа.

- Вы не раз видели ландыш, опишите этот цветок. На что он похож?

7. Маршак «ЛАНДЫШ».

- Послушаем, как описывает его поэт.

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны

Природой бережно спелёнутый,

Завёрнутый в широкий  лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску

И всё своё благоухание

Он отдал горькому цветку.

8.Учитель

- Мы прочитали стихотворение о ландыше, а теперь сами попробуем сочинить, ну, например, о розе. Трудно?

А вот в Лицее, где учился А.С.Пушкин, включали упражнения как прозаические, так и стихотворные, чтобы будущие государственные деятели могли излагать свои мысли и в прозе и в стихах.  («Литер. В школе», стр.44,  №1, 200)

- Можно ли научиться писать стихи? Посмотрим, как это делает герой Носова Незнайка.

8. Инсценировка отрывка из сказки Носова «Незнайка».

9.Беседа.

- Понравились ли вам его стихи? (Значит, может быть и ритм, и рифма, а ст-е не получится. Чтобы получились хорошие стихи, нужно научиться чувствовать прекрасное, передавать свои мысли и настроение. Нужен талант. Читать и понимать стихи необходимо, потому что стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее, лучше. А талантливым может быть не только писатель, но и читатель.

10. Чтение эпиграфа к уроку.

11. Рассматривание рисунков.

- Давайте посмотрим на ваши рисунки. Почувствовали ли вы настроение авторов, смогли ли его передать?

  1. 2-ой ученик

- Мы проанализировали 4 стихотворных и 4 прозаических текста, учились сами сочинять стихи, смотрели, как это делает Незнайка. Мы увидели, что у прозы и поэзии много общего. Одинаковы изобразительные средства языка, тема, идея. Различие лишь в том, что у прозы нет рифмы и привычного ритма. И я пришёл к выводу, что проза и стихи – это братья, а не враги. Потому что каждый из этих жанров имеет цель эмоционального воздействия на читателя, развивает в нас образное мышление, воспитывает любовь к слову, умение правильно выражать свои чувства и мысли.

  1. Итог урока.

- Я хочу обратиться к той половине класса, которая считала, что проза и стихи – это враги. Изменилось ли к концу урока ваше мнение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Презентация "Проза и стихи - братья или враги?" (к уроку развития речи по литературе в 7 классе)

Презентация к уроку развития речи по литературе в 7 классе "Проза и стихи - братья или враги?"...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)

Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)Конспект урока развит...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...