Урок развития речи в 7 классе "Проза и стихи - братья или враги?"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок развития речи призван обучать школьников лингвистическому анализу текста, совершенствовать монологическую речь, способствовать развитию образного мышления, интереса к изучению предмета; а также внедрение новых форм работы с детьми – исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи в 7 классе | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Проза и стихи – братья или враги?
Цель урока: обучать школьников лингвистическому анализу текста, совершенствовать монологическую речь учащихся, способствовать развитию образного мышления, интереса к изучению предмета, внедрять новые формы работы с детьми – исследовательскую деятельность.
Ход урока:
1.Сообщение темы и цели урока.
а). Вводное слово учителя.
-Сегодняшний урок, ребята, это итог нашей работы по комплексному анализу текста как прозаического, так и стихотворного, который мы производили и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Почему мы решили этим заняться, расскажет…(1 уч-ся)
б). 1-ый учащийся.
-Однажды на уроке мнение класса разделилось: что лучше, яснее выражает чувства человека – проза или поэзия? Если есть проза, зачем нужна поэзия? Проза и стихи – это братья, или враги?
Одни из нас решили анализировать прозаические тексты, другие – стихотворные. Мы выбрали консультантов, которые помогали нам в вопросах изобразительно-выразительных средств языка, размеров стиха, рифмы и ритма, а анализировать решили зарисовки о временах года.
- 1-ый консультант.
- Я напомню изобразительно-выразительные средства языка:
3. 2-ой консультант.
- Я расскажу, что такое ритм, рифма, размер стиха.
4. Учитель.
-Перед тем, как мы начнём анализировать и доказывать, я прошу всех открыть тетради, разделить страницу пополам и записывать в первый столбец, в чём схожесть стихотворения и прозаического текста, а в другой – чем они отличаются.
5. Презентация «ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ», «ЗИМА»
6.Учитель.
- Ребята, давайте остановимся на презентации «ЗИМА» и побеседуем.
- Какова тема прочитанных текстов? ( зима)
- Каким настроением они проникнуты? (бодрым, радостным, природа
сияет другой красотой, зима сулит новые развлечения детям)
- Что скажете о средствах выразительности? (они похожи )
- Чем различаются тексты? (у одного есть рифма и ритм)
- Для чего же нужны стихи, если всё можно сказать прозой?
(а для чего нужны цветы, музыка, живопись? Для красоты! Ведь
поэзия близка не только живописи, но и музыке, где звук играет
главную роль.)
6. Творческая работа.
- Вы не раз видели ландыш, опишите этот цветок. На что он похож?
7. Маршак «ЛАНДЫШ».
- Послушаем, как описывает его поэт.
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны
Природой бережно спелёнутый,
Завёрнутый в широкий лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.
8.Учитель
- Мы прочитали стихотворение о ландыше, а теперь сами попробуем сочинить, ну, например, о розе. Трудно?
А вот в Лицее, где учился А.С.Пушкин, включали упражнения как прозаические, так и стихотворные, чтобы будущие государственные деятели могли излагать свои мысли и в прозе и в стихах. («Литер. В школе», стр.44, №1, 200)
- Можно ли научиться писать стихи? Посмотрим, как это делает герой Носова Незнайка.
8. Инсценировка отрывка из сказки Носова «Незнайка».
9.Беседа.
- Понравились ли вам его стихи? (Значит, может быть и ритм, и рифма, а ст-е не получится. Чтобы получились хорошие стихи, нужно научиться чувствовать прекрасное, передавать свои мысли и настроение. Нужен талант. Читать и понимать стихи необходимо, потому что стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее, лучше. А талантливым может быть не только писатель, но и читатель.
10. Чтение эпиграфа к уроку.
11. Рассматривание рисунков.
- Давайте посмотрим на ваши рисунки. Почувствовали ли вы настроение авторов, смогли ли его передать?
- 2-ой ученик
- Мы проанализировали 4 стихотворных и 4 прозаических текста, учились сами сочинять стихи, смотрели, как это делает Незнайка. Мы увидели, что у прозы и поэзии много общего. Одинаковы изобразительные средства языка, тема, идея. Различие лишь в том, что у прозы нет рифмы и привычного ритма. И я пришёл к выводу, что проза и стихи – это братья, а не враги. Потому что каждый из этих жанров имеет цель эмоционального воздействия на читателя, развивает в нас образное мышление, воспитывает любовь к слову, умение правильно выражать свои чувства и мысли.
- Итог урока.
- Я хочу обратиться к той половине класса, которая считала, что проза и стихи – это враги. Изменилось ли к концу урока ваше мнение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Презентация "Проза и стихи - братья или враги?" (к уроку развития речи по литературе в 7 классе)
Презентация к уроку развития речи по литературе в 7 классе "Проза и стихи - братья или враги?"...
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...
Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)
Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)Конспект урока развит...
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...