Самореализация учащихся с ЗПР на уроках русского языка и литературы в основной школе.
статья по литературе на тему
Самореализация учащихся с ЗПР
на уроках русского языка и литературы в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_samorealizatsiya_uchashchikhsya_s_zpr_.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самореализация учащихся с ЗПР
на уроках русского языка и литературы в основной школе.
В процессе педагогического стимулирования саморазвития учащихся следует помнить: не нужно бороться с учеником, который допускает ошибки, а вместе с учеником бороться против них.
Самореализация – это деятельность ребёнка, осуществляемая через здоровье, учение, общение, творчество, досуг.
Нас интересуют, и мы рассмотрим 3 составляющие этого понятия: учение, общение, творчество.
Концептуальная основа обучения саморазвитию строится на философии «самости» (самопознания, самоопределения, свободы творчества, самосовершенствования, самореализации), раскрытой в работах Н.А.Бердяева, Г.А.Флоренского. Ещё Ян Амос Каменский обратил внимание на то, что «природное начало в человеке обладает самостоятельной и самодвижущей силой.»
В трудах отечественных педагогов идеи педагогического стимулирования саморазвития личности в обучении и воспитании занимают важное место.
Современная концепция обучения саморазвитию, прежде всего, заключается в том, что приоритетом современного образования, гарантирующим его достаточно высокое качество, может и должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие личности, которая уникальна и имеет возможность развития и саморазвития.
Чтобы изменить (обучить, развить) ребёнка, необходимо правильно выбирать методики, технологии, формы обучения.
Ученик с ЗПР должным образом не осознаёт, что и как ему необходимо изменить в себе самом, а для саморазвития личности потребности самопознания, самоопределения, самоуправления и самореализации являются базовыми компонентами. Поэтому одной из главных целей в создании условий для саморазвития является запуск мотивационно-потребностного механизма. Только так образование может перейти в самообразование. Только так обучение перейдёт в самообучение, воспитание – в самовоспитание, а личность из состояния развития – в фазу саморазвития. Возможно также и репродуктивное саморазвитие. Например, ученик целенаправленно совершенствует навыки письма или чтения; но в данном случае элемент творчества невелик.
По своей природе в явлении «развитие» всякий раз проявляется «творчество», поэтому эти термины можно считать синонимами. Используя словосочетание «творческое саморазвитие», мы акцентируем внимание не просто на позитивных изменениях личности, а подчёркиваем, что чаще всего – это процесс творчества самой личности.
Для понимания того, как обучать учащихся саморазвитию, следует остановиться на системе факторов и условий, способствующих этому процессу, естественно, с учётом особенностей детей с ЗПР.
- Факторы и условия, способствующие углублению самопознания учащихся:
- применение тестовых заданий, раскрывающих актуальный и потенциальный уровни развития знаний, умений, навыков и способностей;
- побуждение учащихся к осмыслению своих достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон;
- побуждение учащихся к нахождению собственных ошибок, их анализу и осмыслению;
- диалог с учащимися относительно их недостатков и достоинств;
- создание ситуаций успеха, в которых учащиеся реально осознали бы потенциальный уровень своих способностей;
- постановка задач на самооценку деятельности каждого ученика.
- Факторы и условия, способствующие самоопределению учащихся:
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- предоставление учащимся прав на выбор факультативных предметов, где они смогли бы максимально проявить себя.
- Факторы и условия, способствующие самореализации учащихся:
- постепенное увеличение трудности, сложности заданий;
- похвала, поощрение;
- организация конкурсов, соревнований, олимпиад.
Существует ряд причин, препятствующих творческому самоопределению учащихся:
- неспособность мобилизоваться, низкий уровень познавательской активности;
- отсутствие способностей доводить начатое дело до конца
- отсутствие реальных условий для саморазвития
- отсутствие идеала
- отсутствие поддержки со стороны педагогов или одноклассников
- неверие в себя, в свои силы
- плохое знание себя, своих сильных сторон.
В работе МО учителе русского языка, литературы и английского языка давно сложилась система работы: ежегодно наши дети принимают участие в играх «Русский медвежонок», «Бегемот», в декадах по предметам, принимают активное участие в муниципальных, районных и городских мероприятиях по русскому я зыку и литературе. Всё это стимулирует деятельность учащихся. При этом успешно решаются важные задачи:
- формирование исследовательских умений (выявление проблемы, поиск информации, организация деятельности, получение результатов);
- формирование коммуникативных умений (обсуждение, умение отстаивать свою точку зрения, участие в дискуссиях);
- формирование культуры деятельности (оформление творческих работ);
- формирование самооценки относительно полученных результатов и удовлетворённости от выполненной работы;
- осознание значимости результатов своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"
Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.
Использование метода проектов на уроках русского языка и...
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе.Развитие образовательной системы России сопровождается с одной стороны усилением самостоятельност...
Создание условий для самореализации личности обучающегося на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного подхода
Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то ...
Статья "Методы и формы акцентирования внимания учащихся на ценности здоровья на уроках русского языка и литературы в средней школе"
В статье рассказывается о методах и формах, применяемых на уроках русского языка по здоровьюсбережению....
Система оценивания по русскому языку и литературе в основной школе
Система оценивания по русскому языку и литературе в основной школе...
Воспитание ценностного отношения к родному языку как личностный результат изучения русского языка и литературы в основной школе.
Статья посвящена одной из актуальных задач российского образования - созданию ценностной ориентации у обучающихся на изучение родного языка и отношение к нему как ценностному объекту....