Интегрированный урок "Путешествие в мир гомеровских героев"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Путешествие в мир гомеровских героев.
Интегрированный урок истории и литературы в 5 классе
Цели:
1. Обучающие:
- активизировать знания учащихся по истории и мифологии;
- познакомить с удивительным миром героев Гомера;
- познакомить учащихся с содержанием поэм «Илиада» и «Одиссея»;
- познакомить с историей происхождения крылатых выражений;
- дать новые понятия по теории литературы: «эпическая поэма», «сложный эпитет», «гекзаметр»;
- научить находить исторические реалии в художественном тексте.
2. Развивающие:
- формировать в сознании учащихся целостную картину мира, умение рассматривать явления культуры в их многообразии и сложности;
- совершенствовать навыки публичного выступления, умение работать в группе;
- развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия;
- формировать умение формулировать собственную точку зрения, делать вывод на основе полученных сведений.
3. Воспитывающие:
- воспитывать многосторонне развитую культурную личность, приобщать учащихся к богатейшему культурному наследию человечества, расширять кругозор учащихся;
- воспитывать толерантное отношение к окружающим людям, всемирной истории и культуре;
- приобщать учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям, воспетым в поэмах Гомера.
Эпиграф: «Кто хочет поэта понять, должен отправиться в страну поэта» Иоганн Гете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gomer.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в мир гомеровских героев.
Интегрированный урок истории и литературы в 5 классе
Цели:
1. Обучающие:
- активизировать знания учащихся по истории и мифологии;
- познакомить с удивительным миром героев Гомера;
- познакомить учащихся с содержанием поэм «Илиада» и «Одиссея»;
- познакомить с историей происхождения крылатых выражений;
- дать новые понятия по теории литературы: «эпическая поэма», «сложный эпитет», «гекзаметр»;
- научить находить исторические реалии в художественном тексте.
2. Развивающие:
- формировать в сознании учащихся целостную картину мира, умение рассматривать явления культуры в их многообразии и сложности;
- совершенствовать навыки публичного выступления, умение работать в группе;
- развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия;
- формировать умение формулировать собственную точку зрения, делать вывод на основе полученных сведений.
3. Воспитывающие:
- воспитывать многосторонне развитую культурную личность, приобщать учащихся к богатейшему культурному наследию человечества, расширять кругозор учащихся;
- воспитывать толерантное отношение к окружающим людям, всемирной истории и культуре;
- приобщать учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям, воспетым в поэмах Гомера.
Эпиграф: «Кто хочет поэта понять, должен отправиться в страну поэта» Иоганн Гете.
Оборудование:
- Интерактивная доска.
- Презентация (Приложение №1)
- Раздаточный материал.
- Аудиозапись отрывка из поэмы «Одиссея».
- Фрагмент кинофильма «Троя»
Ход урока
Учитель истории: Васко де Гама, Колумб, Афанасий Никитин, Семен Дежнев…Чем прославились эти люди в мировой истории? Да, это известные путешественники и первооткрыватели
Мы с вами сегодня тоже совершим заочное путешествие в удивительную страну Древняя Греция - родину певца-сказителя Гомера.
Исторический диктант.
Продолжите предложения (на интерактивной доске).
- Древняя Греция находилась на (Балканском полуострове)
- Древние греки называли свою страну (Элладой).
- Себя они называли (эллинами).
Учитель литературы: Если взглянуть на карту Древней Греции, то в северной ее части можно увидеть знаменитую гору Олимп (2000 метров высотой). Здесь, по преданиям древних греков, в золотых чертогах жили прекрасные и всесильные боги во главе с могущественным Зевсом.
- Кого из древнегреческих богов вы знаете? (Ответы учащихся и самопроверка знаний по листу «Путеводитель»)
- О жизни богов рассказывали людям певцы - аэды, таким певцом – сказителем был и Гомер, который исполнял не только уже известные произведения, но и свои собственные. О Гомере нам расскажет биограф (фамилия ученика)
Сообщение ученика:Время жизни Гомера спорно, он жил около 3000 лет назад. Древние биографы считали, что Гомер родился на ионическом побережье Малой Азии. По преданиям древних греков, слепой аэд был участником многих поэтических состязаний. В «Одиссее» Гомер рассказывает о народном певце Демодеке, а, кажется, что о себе самом:
«Муза его при рождении
злом и добром одарила:
Очи затмила его, даровала за то
Сладко пенье…»
Гомер рассказывает, что певцы - сказители были «чтимы в народе», людям любезны». Существует два перевода имени Гомера - «слепой» и «заложник » Многие годы Гомер скитался по Греции, исполняя собственные произведения, воспевая своих героев. Гомер высоко чтил человека, человеческий разум, человеческую деятельность. Он утверждал, что боги бессмертны, но сила мысли человека способна противостоять всемогуществу олимпийских богов. За право считаться родиной слепого поэта спорили семь городов. В VI веке до н.э. правитель города Афин Писистрат велел специальной комиссии записать тексты обеих поэм. С этого времени изучать «Илиаду» и «Одиссею» должен был каждый грек с детства. Платон сказал: «Гомер воспитал всю Грецию».
Учитель литературы читает под музыкальное сопровождение строфы из «Илиады»:
Лишь только взошла розоперстая, рано рожденная Эос,
В путь они двинулись снова к пространному стану ахейцев.
Ветер попутный ахейцам послал Аполлон Дальновержец.
Белые вверх паруса они подняли, мачту поставив,
Парус срединный надулся от ветра, и ярко вскипели
Воды пурпурного моря под носом идущего судна;
Быстро бежало оно, свой путь по волнам совершая.
Вопрос классу: Знаете ли вы, сколько лет этим стихам? Около 29 столетий! Среди океана книг, созданных человечеством за долгую его историю, есть произведения, навсегда отобранные Временем. Их не так много, но знать их обязан каждый, для кого слово КУЛЬТУРА не пустой звук, кто хочет стать умнее, добрее, тоньше, совестливее, духовно богаче. Среди таких книг – герои нашего сегодняшнего урока - поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Учитель истории: Сегодня у нас будет необыкновенный урок, урок истории и литературы. Нам с вами предстоит путешествие в Древнюю Грецию, в удивительный мир героев Гомера. А главное, нам предстоит найти ответ на вопрос, может ли литературное произведение быть историческим источником? (Запись в тетрадях проблемного вопроса).
Многие поколения зачитывались поэмами Гомера, « Илиада» и «Одиссея» - любимые произведения А.С. Пушкина и В.А. Жуковского, М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого. И все-таки читатели воспринимали содержание поэм как красивую и причудливую игру воображения древнегреческого поэта, не имеющую никакого отношения к действительности. Так было до появления в конце 19 века археолога-любителя Генриха Шлимана.
Сообщение ученика-биографа. Почти полтора века назад в Германии жил мальчик, который, прочитав «Илиаду», поверил в то, что Троя существовала. Он решил отыскать этот город во что бы то ни стало, но впереди у мальчика была трудная и бедная жизнь, работа в лавке, юнгой на корабле. Этого мальчика звали Генрих Шлиман. Прошли долгие годы, Шлиман стал состоятельным человеком и смог осуществить свою мечту. Он отправился в Грецию и начал раскопки. Его мечта стала явью, он нашел легендарную Трою.
Учитель истории: Итак, Шлиману удалось раскопать легендарную Трою. Но возникает вопрос: если в поэме Гомера идет речь о взятии Трои, то почему она называется «Илиада»?
Справка ученика: У Трои есть второе название - Илион, буквально «Илиада» означает «Троянская поэма» в соответствии со вторым названием.
Учитель литературы: Настало время поближе познакомиться с содержанием поэмы «Илиада». Предыстория Троянской войны не вошла в поэму. Она содержится в мифах троянского цикла. Именно из них мы узнаем, как из-за золотого яблока Гесперид, которое подложила на пиршественный стол богиня раздора Эрида, поссорились три могущественные богини.
- Что было написано на этом яблоке?
- Кто может назвать богинь-соперниц?
Судьей в их споре сделали царевича Париса, отец которого, мудрый царь Приам, правил Троей. Парис присудил яблоко Афродите.
- Кто знает, что пообещала Афродита Парису?
После этого Парис похитил у царя Спарты Менелая Прекрасную Елену. Оскорбленные похищением Елены ахейцы под предводительством царя Агамемнона отправляются к стенам Трои, где воюют 10 лет.
Учитель истории: Так говорится о причинах Троянской войны в мифах. А что вам известно об этом с точки зрения истории?
- Назовите действительные причины Троянской войны.
- Назовите город, возглавивший поход на Трою.
- Кто победил в Троянской войне?
- Какая судьба была уготована Трое? (Ответы учащихся).
Учитель литературы: События поэмы «Илиада» происходят на 10-м году осады Трои и начинаются они описанием гнева Ахиллеса, главного героя. «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына… - так начинается поэма Гомера.
- Что такое гнев? – Злоба, обида…
- Чем же был вызван гнев героя и кто такой Ахиллес?
Сообщение ученика - знатока мифов: Главный герой поэмы «Илиада» - Ахиллес, сын смертного царя Пелея и морской богини Фетиды. Бессмертную славу обещала судьба Ахиллесу. Он должен был стать величайшим из героев, которые будут сражаться под стенами Трои. Но ему не суждено было вернуться с войны живым. Об этом знала мать Ахиллеса, она захотела сделать сына бессмертным. Фетида окунула младенца в воды волшебной реки Стикс, отчего его тело стало неуязвимым. Мать держала ребенка за пятку, поэтому и не коснулись ее волшебные воды. Отсюда и выражение «ахиллесова пята», что означает «уязвимое место».
Учитель истории: Вопреки собственной воле, Ахиллу приходится отдать прекрасную пленницу Брисеиду царю Агамемнону, чтобы прекратить моровую язву, истребляющую ахейское войско. Разгневанный Ахилл отстраняется от дальнейшего участия в сражениях, беды и поражения одно за другим обрушиваются на ахейцев. Любимый товарищ Ахилла Патрокл просит у него доспехи и погибает в них от руки Гектора, сына царя Приама. Гектор забирает доспехи себе в качестве военного трофея. Ахиллес, чтобы отомстить за смерть любимого друга, вступает в бой и убивает Гектора. Престарелый Приам отправляется в лагерь врагов, чтобы умолять Ахилла вернуть ему труп сына, над которым Ахилл жестоко глумился. Поэма заканчивается описанием состязаний в честь Патрокла и погребением Гектора. (фрагмент кинофильма «Троя»)
Таким образом, история гибели самого Ахиллеса («ахиллесова пята»), а также история легендарного троянского коня, ставшего причиной падения Трои, в текст «Илиады» не входит. Придумал коня хитроумный царь Итаки Одиссей, он и рассказывает о нем, но уже в поэме «Одиссея».
- А что вы знаете о троянском коне?
И еще одно крылатое выражение, связанное с этой историей: Бойтесь данайцев, дары приносящих» - так говорила троянцам легендарная пророчица Кассандра. Боги, разгневавшись на нее, страшно наказали девушку: они наградили Кассандру пророческим даром. Все предсказания сбывались, но никто никогда им не верил. Кассандра знала, какую опасность несет в себе подарок данайцев – огромный деревянный конь, и взывала к своим землякам, предупреждая их: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!». Но ликующие троянцы не слышали ее и, торжествуя, ввели дар данайцев в Трою.
Учитель литературы: Работаем в тетрадях по литературе. Запишем: Поэмы Гомера – ЭПИЧЕСКИЕ поэмы.
Эпос – род литературы, в котором повествуется о событиях.
Эпическая поэма – произведение, в котором идет речь о событиях героических, решающих судьбу целого народа. Эпические поэмы Гомера написаны ГЕКЗАМЕТРОМ - специальным стихотворным размером. Не случайно звучание строк напоминает движение морских волн: оно так же величаво, торжественно, размеренно. Давайте попробуем прочитать строки Гомера вместе.
(Чтение фрагментов поэмы подготовленными учениками).
На русский язык поэмы Гомера переводили поэты: Гнедич, Жуковский, Вересаев и другие. Пушкин откликнулся на перевод Гнедича такими стихами:
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,
Старца великого тень чую смущенной душой.
Обратите внимание, ведь это тоже гекзаметр!
Одна из ярких художественных особенностей поэм Гомера - это замечательные ЭПИТЕТЫ, придуманные автором для характеристики героев. Его Одиссей - хитроумный, Ахилллес - быстроногий, Гектор - шлемоблещущий, Аполлон - сребролукий, мать Ахиллеса богиня Фетида - среброногая, Троя - крепкостенная. Такие эпитеты в науке о литературе принято называть сложными. Догадались, почему?
Учитель истории: Сколько лет длилась Троянская война? Что мы можем сказать о государственном устройстве Древней Греции?
Троянская война длилась 10 лет. А один из самых знаменитых ее участников, хитроумный царь острова Итака Одиссей 10 лет странствовал, пытаясь вернуться на родину, пережил немало опасных приключений. В современном русском языке слово «одиссея» означает «история необыкновенных странствий и приключений». Давайте вспомним фрагмент поэмы «Одиссей на острове циклопов». (Звучит аудиозапись)
- Как вы думаете, циклопы на самом деле существовали?
- А были ли такие места, где с чужеземцами поступали так же жестоко, как Полифем со спутниками Одиссея?
- Какой нравственный закон, принятый в те дальние времена, нарушил Полифем, за что и был так жестоко наказан? (Закон гостеприимства.)
- А почему Одиссей, прогневавший Посейдона, все-таки награжден богами возвращением на родину, к милой жене Пенелопе и сыну Телемаху? (Это награда за верность дружбе, отвагу и смелость, любовь к родному дому и близким.)
- Давайте запишем в тетради по истории, о каких нравственных законах древних греков мы узнали из поэм Гомера.
Учитель литературы: Имя верной жены Одиссея, Пенелопы, стало нарицательным, так сейчас называют женщину, сохраняющую верность мужу во время долгой разлуки.
- Какую хитрость придумала Пенелопа, чтобы избавиться от наглых и бессовестных женихов, желающих заполучить вместе с Пенелопой Итаку?
Одно из удивительных приключений Одиссея обогатило русский язык крылатым выражением: «Между Сциллой и Харибдой» – так говорят о человеке, попавшем в ситуацию, когда с обеих сторон ему угрожает опасность.
- Как удалось Одиссею избежать опасности?
Учитель истории: Вы убедились в том, что древнегреческая поэма «Одиссея» - увлекательное чтение. Но вернемся к проблеме нашего урока: Можно ли считать поэмы Гомера историческими источниками? Мы предлагаем вам обсудить эту проблему в мини-группах и высказать свое мнение.
(Эти поэмы обладают несомненными художественными достоинствами, в них велика роль художественного вымысла, но в то же время они, несомненно, служат нам замечательными историческими источниками, так как содержат богатейший материал о быте, обычаях, верованиях древних греков.)
Учитель литературы: Когда мы говорим о поэмах Гомера, мы непременно вспоминаем о тех общечеловеческих нравственных ценностях, которые утверждаются в них.
- Какие нравственные качества ценили древние греки в людях? (Смелость, силу духа, ум, смекалку, стойкость, целеустремленность, верность дружбе и любви).
Задумаемся: разве сейчас для нас верность дружбе, отвага, любовь к родному дому, близким людям менее важны, чем для героев Гомера? Вот почему о таких книгах, как поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» говорят: «Вечные спутники человечества».
Экспресс - проверка полученных знаний - выполнение заданий по рабочим тетрадям.
Рефлексия.
- Понравилось ли вам путешествие в мир героев Гомера?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...