Открытый урок.А.Т.Твардовский Василий Теркин
материал по литературе (8 класс) на тему
Тема : А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.
Цель учебная : проанализировать главы, посвящённые картинам фронтовой жизни (быт на войне, ратный труд бойцов, спасающих Родину от захватчиков, их честное служение Отчизне);
учить выразительному чтению, передавать разговорные интонации, инсценировать прочитанное.
Воспитательная цель: воспитывать чувство патриотизма, гордость за героические и трагические страницы истории своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.a.t.tvardovskiy_vasiliy_terkin.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 8 классе.
Тема : А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.
Цель учебная : проанализировать главы, посвящённые картинам фронтовой жизни (быт на войне, ратный труд бойцов, спасающих Родину от захватчиков, их честное служение Отчизне);
учить выразительному чтению, передавать разговорные интонации, инсценировать прочитанное.
Воспитательная цель: воспитывать чувство патриотизма, гордость за героические и трагические страницы истории своего народа.
Ход урока.
- Организационный момент.(Звучит музыка «Вставай страна огромная»)
- Сообщение темы и целей урока.
- Работа по теме.
Чтение эпиграфа к уроку :
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
( А.Т.Твардовский).
Слово учителя: - Так определяет поэт А.Т.Твардовский суть Великой Отечественной войны, самой трагической и героической в истории нашей страны.
(Словарная работа: фронтовой быт, рефрен, трагизм, героизм.)
- Как вы, ребята, понимаете слова А.Т.Твардовского, взятые эпиграфом к нашему уроку?
Писатель Фёдор Абрамов сказал о поэме «Василий Теркин» так : «Россия в живых народных лицах, интонациях, слове». « Книга про бойца», рожденная в атмосфере военных лет, неотрывная от реального дела защиты народом Родины, от его подвига на войне,- это глубокое исследование русского национального характера, взволнованное повествование о солдате и его солдатском окружении.
Сегодня мы с вами перенесёмся в годы Великой Отечественной войны, погрузимся в ту героическую и трагическую эпоху нашей страны. Глазами Теркина, «обыкновенного парня» , увидим сцены фронтового быта, прикоснемся к ратному подвигу нашего народа, который скромно называл его « честным служением Родине».Главы « Перед боем», «Переправа», «Теркин ранен», «Два солдата», «О герое», «Отдых Теркина», «Смерть и воин», «Теркин пишет», « Про солдата -сироту» выявляют солдатский уровень войны, самый трудный, самый тяжелый, выражающий народный взгляд на её ход. Книга рассказывает о том, чем жил народ на войне ( в трудном быте боевом) и как воевал. Как жил человек на войне рассказывают главы «На привале», «Перед боем», «Два солдата», «Гармонь». О том как воевал « этот стриженный народ» идёт речь в главах «Переправа», «Поединок», «Теркин ранен», «О награде». Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Автор размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне ( «без правды сущей, да была б она погуще»), воспевает землянку, солдатскую шинель, гармонь, полевую кухню. Рисуя будни войны, поэт показывает солдат на привале, в момент краткого сна, горького отступления, в начале боевого дня и в момент боя , в радостный час освобождения родины и поход на Берлин.
Итак, все события в поэме имеют объективно-хронологические рамки : от отступления и обороны войск весной и летом 1942 г. до Победы в мае 1945 г.:
(звучит голос автора)
Эти строки и страницы-
Дней и вёрст особый счет,
Как от западной границы
До своей родной столицы
И от той родной столицы
Вспять до западной границы,
А от западной границы
Вплоть до вражеской столицы
Мы свой делали поход.
В поэме представлен весь народ, поднявшийся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Наряду с высокой речью звучит простая речь с шутками и прибаутками, с незамысловатыми разговорами бойцов о мирной жизни. В диалогах героев раскрываются их характеры. Поэтому читатели поэмы называют её « энциклопедией Великой Отечественной войны».
Дальнейшая наша работа пройдёт в группах . Каждая группа получит задание по работе с поэмой: чтение по ролям или небольшая инсценировка эпизодов сцен поэмы о трагических и героических страницах первых месяцев войны, отступления нашей армии до переломного момента борьбы за освобождение родной земли.
Раздаю карточки с заданиями.
-На выполнение заданий вам отводится 3 минуты.
Вам необходимо выбрать командира, который несет ответственность за ответы группы и выбор чтецов.
Группы получают задания ( карточки с заданиями). Дается время на подготовку. В группах читаются выделенные эпизоды, выбираются чтецы или же готовится небольшая сценка для инсценировки. Дети отвечают на вопросы задания.
-У вас на партах лежат оценочные листы ,по которым вы будете оценивать свою работу и работу своих товарищей по критериям, указанным в таблице . Готовы, ребята?
Итак, слушаем первую группу
1 группа инсценирует ( чтение по ролям) «Перед боем». Слово учителя.
Учитель. Сюжет главы: горькая история о том, как в 1941 г выходящий из окружения отряд проходит через ту деревню, где живёт семья командира. Бойцы чувствуют унижение и острое ощущение горя: в тылу остаются родные люди , и неизвестно, что с ними станет, останутся они живы или нет. Командир, хозяин этого дома, отец семейства, не спит всю ночь. До рассвета рубит дрова, старается хоть чем-то помочь семье, остающейся на оккупированной территории.
Герои: Теркин, командир.
-Следующий этап –ответы на вопросы из ваших карточек. Желательно , чтобы звучал связный текст.
После чтения по ролям ответы детей. Диалоговая форма обучения.
Задания в карточке №1.
Как изображены солдаты? К какому периоду Великой Отечественной войны относится эта глава? В чем трагизм ситуации? Какие картины военного быта возникли перед вашим взором? Каковы чувства командира, отца семейства, покидающего свой дом, семью на оккупированной территории? Каковы чувства Тёркина? Какую «политбеседу» повторял Теркин бойцам, отступающим перед натиском врага, покидающим родную сторону? («Не унывай!»)
-Ребята 2 группы, оцените работу первой группы.
2 группа . « Переправа». Звук мин, орудий.
Приглашаю вторую группу. Герои: автор, Тёркин, 2 бойца, сержант.
Чтение по ролям со слов « Долги ночи, жестки зори
В ноябре – к зиме седой».
Слово учителя. Эта глава так же, как и предыдущая ,повествует о трагической ситуации 1942.г на конкретном участке фронта. Это горестный рассказ о том, как переправа сорвалась, «как люди тёплые, живые шли на дно, на дно. На дно…».
Ответы на вопросы из карточки№2. - Ребята, желательно, чтобы звучал связный текст.
Задания в карточке № 2.
Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков? Какие картины фронтового быта рисует Твардовский? ( война изображена в крови, труде и лишениях). Каким настроением пронизана эта глава( чувство горечи утраты «наших стриженных ребят»,неизбывная грусть). Какие слова идут рефреном в главе «Переправа»? Каким вы видите в этой главе Тёркина? Какие русские народные пословицы, поговорки созвучны этому эпизоду войны? ( сам погибай, а товарища выручай, стреляный воробей, тёртый калач)
-Ребята 1 группы, оцените работу 2 группы.
3 группа. «Гармонь». Герои: танкист, Тёркин, водитель, стрелок, автор. Слово учителя.
В центре главы один из бытовых военных эпизодов: случайная встреча Теркина, который возвращается из госпиталя , с танкистами на фронтовой дороге.
Чтение по ролям.
Перед чтением музыка «Три танкиста» или грустный мотив народной песни, а потом частушка.
Ответы на вопросы из карточки №3. - Ребята, желательно, чтобы прозвучал связный текст.
Задания в карточке №3.
Каким предстаёт перед вами Теркин в этой главе? Каким вы видите быт бойцов, случайно встретившихся на привале? Чему они радуются? Какую оценку игре Теркина на гармони дают танкисты? Как вы понимаете слово «мастак»? (Мастак- разговорное слово. Это искусный и опытный в каком-нибудь деле человек)
-Ребята 4 группы, оцените работу 3 группы.
4 группа « Бой в болоте». Звук мин, орудий. Герои: Теркин, боец, автор. Чтение по ролям . Затем музыка «У незнакомого посёлка, на безымянной высоте».
Слово учителя. «В книге про бойца» нет описаний великих сражений, зато подробно описывается « бой в болоте» за «забытый ныне населенный пункт Борки». Это трагическая картина первых годов войны , 1941-1942. Позже наши поэты будут воспевать бои « у незнакомого посёлка на безымянной высоте». В финале главы звучат высокие слова об исторической памяти. В главах «Переправа», «Бой на болоте» поэт ведет речь о том, какой ценой платил народ за победу. Беспощадная правда об изнурительных боях, о ратном труде нашего солдата.
Ответы на вопросы из карточки №4. – Ребята, желательно, чтобы ваш ответ являлся связанным текстом.
Задания в карточке №4.
Каким чувством понизана глава «Бой в болоте»? У какого населённого пункта идёт бой? Каков быт бойцов на болоте? Как выглядят наши бойцы? О чем мечтают? Какие черты характера помогают Теркину и его товарищам, которые « третьи сутки» голодны, лежат промокшие в болотной жиже, не раскиснуть, не упасть духом? Какой этап войны вспоминает Тёркин, отвечая на вопрос товарищей:
- Согласись, Василий Тёркин,
Хуже нет уже беды?
-Ребята 3 группы, оцените работу 4 группы.
Группа № 5. Давайте обратимся к главе «Поединок».
Здесь Теркин один «держит фронт»: бьётся с фашистом, одерживает победу над сильным, здоровым потивником, ведёт его в плен. Сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма по мотивам поэмы Твардовского. 09:43-11:33.
Ответы на вопросы из карточки №5 . – Ребята, желательно, чтобы ваш ответ являлся связанным текстом.
Вопросы:
- Какие ассоциации возникли у вас при просмотре этого отрывка?
- Каким героям фольклора или истории нашей Родины уподобляется Василий Тёркин?
- Как вы считаете, удалось ли авторам мультфильма воплотить идею Твардовского на экране?
- Можно ли назвать Тёркина – народным, фольклорным героем?
Ребята 4 группы, оцените работу 5 группы
Слово учителя -В поэме Твардовского звучит героическая тема. Так, в главе «Поединок» противостояние главного героя поэмы и немца показывается таким образом, что в сознании читателя возникают ассоциации с древними поэмами, фольклорными и литературными, ассоциации, поддержанные самим автором, который вводит в текст произведения следующее сравнение:
Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка всё решит.
- Спасибо, ребята, за вашу работу, а теперь подведем итог. Прошу командиров подойти с оценочными листами.
-Каждый участник группы получит оценку за урок, соответствующую набранным группой баллов.
Слово учителя. Благодаря воображению, мы с вами можем представить приблизительно ситуацию фронта, понять, как страшно, когда над головой разрываются мины, снаряды бью рядом в землю и от этого никуда не скрыться, не убежать нельзя, потому что Родину защищать надо. Это страшная явь войны не сломила наших бойцов, потому что они сильны духом, потому что в любой тяжелой ситуации они остаются людьми.
Подведение итогов.
« Книга про бойца без начала и конца» адресовалась солдату в такой же « просоленной гимнастёрке, что и у героя. Она писалась и доходила до читателя «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая её после Победы, поэт признавался ( живой голос поэта из фонотеки 03:40-05:24)
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей…
И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Тёркина» читали на досуге» Её герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ .Многие главы поэмы написаны от лица героя, Тёркина .Этот доверительный тон дал почувствовать бойцам , что Тёркин - обыкновенный живой человек, который умеет смягчить драматизм фронтового быта « шуткой самой немудрой».
Чудо этой книги ещё и в том, что в непритязательной вроде бы форме солдатских «баек» ( «без начала, без конца, без особого сюжета») воплотились самые высокие человеческие чувства: непоказной патриотизм, способность к подвигу, сострадание чужому горю. Словом, всё лучшее, что есть в народном характере. В тяжелые годы войны солдаты, воины, бойцы ощутили себя народом. И это главное.
От Ивана до Фомы,
Мёртвые ль, живые,
Все мы вместе- это мы,
Тот народ, Россия.
Мужество, героизм, самопожертвование ради высокой Победы, могучий , несокрушимый дух народа, его нравственное превосходство над врагом – это и есть та внутренняя сила , которая помогла выстоять и победить. Такова художественная логика всей поэмы в целом.
Рефлексия по произведению.
Твардовский напишет :
И нам уроки мужества даны
В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.
Давайте посмотрим , какие уроки вынесли вы из поэмы.
Ответы детей . 1.Какие картины фронтового быта произвели на вас большое впечатление?
- Какие эпизоды нашли отклик в вашей душе?
- В чём поэт видит ратный подвиг народа?
- Почему называет бойцов «русский труженик-солдат», « русский чудо-человек»? Кто из полководцев в истории России называл своих солдат «чудо-богатырями»?
- Домашнее задание.
Дать развёрнутый ответ на вопросы :
1. Как Твардовский, рисуя будни бойцов на фронте, показывает тяготы войны?
2. Что помогло нашим бойцам выстоять в самый трудный период Великой Отечественной войны, 1941-1942гг ?
Рефлексия по моему уроку.
Мне было интересно с вами познакомиться в процессе урока, узнать ваше мнение о поэме «Василий Теркин», почувствовать ваш отклик на произведение.
Вся наша жизнь – палитра красок. Даже на фронте , где гибли наши соотечественники, были свои минуты радости, потому что нельзя находиться постоянно в угнетённом состоянии, надо верить, надо в обыденном видеть прекрасное. . Давайте и мы сегодня создадим палитру красок нашего урока. Перед вами звёздочки красного, зелёного, синего цветов. Вам нужно выбрать одну звёздочку, соответствующую вашим чувствам.
Красная звёздочка – я понял смысл тяжести военного времени, выпавшей на плечи наших солдат, и прочувствовал боль утрат моего народа , святость Победы, доставшейся такой страшной ценой.
Зелёная звёздочка - я понял смысл тяжести военного времени, но не прочувствовал боль утрат моего народа.
Синяя звёздочка – смысл поэмы мною понят, но оставил меня равнодушным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час поэзии "Вася Теркин - мой герой" по поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин" (8 класс)й
МОУ «Средняя общеобразовательная школа» села Усть-Вымь Республики Коми Час поэзии «Вася Теркин – мой герой» по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин», посвященный 65 - ой г...
Открытый урок: А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.
Открытый урок молодого специалиста школы № 11 г. Калининграда Жарковой Марии Александровны.Урок изучение нового материала. Знакомство с личностью А.Т. Твардовского: жизнь и этапы творчества поэта....
Конспект урока : «А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».
Урок по жизни и творчеству А.Т.Твардовского был проведен в 7 классе по программе Г.С.Меркина. В основу урока легли краеведческие материалы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Учебная дисциплина: «Литература» Тема: «Лирический герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
Раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь обучающимся осознать истоки нашей победы....
Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Не лгать,Не трусить,Верным быть народу,Любить родную землю-мать,Чтоб...
Технологическая карта урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"
Технологическая карта и конспект урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".Презентация к уроку....
Тема урока:"А.Т.Твардовский. Поэма "Василий Теркин".Образ главного героя,его народность.
Цель урока:1.выявить особенности конкретно-исторического подхода к изображению войны,качеств характера главного героя поэмы;2.совершенствовать навыки выразительного чтения;3.пробудить интерес к истори...