Рабочая программа по литературе. 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа по литературе. 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature._5_klass.rar | 123.18 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Форма урока | Цели | Теория литературы | Р./О. | Р/К | К/Р | Дата проведения урока |
Введение (1 ч.) | |||||||||
Книга в жизни человека. | 1 | Вводный урок | Знать: о роли книги в жизни человека, своеобразие нового предмета «литература», структуру учебника-хрестоматии. Уметь: пользоваться учебником. Развитие навыков ведения дискуссии. | Структурные элементы книги, литература | Рассказ по пословице |
| |||
Устное народное творчество (14 ч.) | |||||||||
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: фольклор, жанры фольклора, их отличительные признаки Уметь: определять жанр произведения Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок | Фольклор, устное народное творчество (развитие представлений) | Сочинить загадку, частушку или колыбельную песню |
| |||
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. | 1 | Урок знакомства с теоретическими понятиями | Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки Уметь: пересказывать сказку, охарактеризовать героев сказки Развитие воображения и речи уч-ся | Сказка. Виды сказок (закрепление представлений) | Создать иллюстрацию |
| |||
Сказка "Царевна-лягушка". К. Г. Чёрный «Путешествие в страну запрещенных улыбок». | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: особенности волшебной сказки, героев, отражение в ней народных идеалов Уметь: мотивировать ответ Развивать воображение и речь уч-ся | Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные преставления). Сравнение. | Беседа, работа по тексту | Р./К. № 1 |
| ||
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Пересказ, словесное рисование |
| |||||
«Царевна-лягушка». Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | 1 | Урок-беседа | Пересказ, выразительное чтение |
| |||||
Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. | 1 | Урок р.о. | Пересказ, сообщение |
| |||||
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная сказка героического содержания. | 2 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: жанровые особенности волшебной сказки Уметь: видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты Развивать навыки художественного пересказа | Герой, сюжет | Выразительное чтение, пересказ, вопросы |
| |||
| |||||||||
Сказка «Журавль и цапля». | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать: отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной Уметь: определять вид сказки, опираясь на ее жанровые особенности Развивать воображение и речь уч-ся | Сказки о животных. | Выразительное чтение по ролям, пересказ, вопросы |
| |||
Сказка «Солдатская шинель». | 1 | Бытовые сказки. | Выразительное чтение, пересказ, вопросы |
| |||||
Контрольный тест по теме «Устное народное творчество». (Входной контроль.) | 1 | Урок контроля зун | Проверить и оценить качество знаний, полученных при изучении темы «Устное народное творчество», умение владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу | К/Р №1 |
| ||||
Сказочники. В гостях у русской народной сказки. . | 1 | Урок-путешествие | Проверить и оценить качество знаний, полученных при изучении темы «Русские народные сказки» Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу Использовать приобретенные знания для создания своих сказок | Волшебные сказки. Сказки о животных. Бытовые сказки. | Вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки, рассказывание сказки по-бахарски | Р./К. № 2 |
| ||
Сказки писателей Ставрополья .Сказки народов мира. | 1 | Урок внеклассного чтения | Использовать приобретенные знания и умения |
| |||||
Сочинение «Мой любимый герой русской народной сказки». | 1 | Урок речевого общения | Р/О № 1 (ауд. соч.) |
| |||||
Из древнерусской литературы. (3 ч.) | |||||||||
Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 1 | Урок-обзор | Знать: причины появления письменности у восточных славян и о возникновении ДРЛ Уметь: читать произведение ДРЛ Приобщение уч-ся к культуре Древней Руси | Литература, летопись, жанр, летописец, фольклор | Словарная работа, выразительное чтение |
| |||
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Выразительное чтение, беседа по вопросам |
| |||||
Афанасий Никитин. Из «Хожения за три моря». | 1 | Урок внеклассного чтения | Хожение | Выразительное чтение, беседа по вопросам, пересказ |
| ||||
Из русской литературы XVIII века. (4 ч.) | |||||||||
М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились два астронома в пиру…» | 1 | Урок-портрет | Знать: некоторые факты из биографии: детство, годы учения Уметь: выразительно читать Характеризовать эпоху Ломоносова | Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления) | Словарная работа, выразительное чтение | 02.10 | |||
М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» Роды и жанры литературы. | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | 04.10 | ||||||
М.В.Ломоносов «Лишь только дневной шум умолк…» | 1 | Урок внеклассного чтения | 05.10 | ||||||
А.Д.Кантемир. «Верблюд и лисица». | 1 | Урок внеклассного чтения | 07.10 | ||||||
Из литературы XIX века. (56ч.) | |||||||||
И. А. Крылов.(4 ч.) | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: роды и жанры литературы, особенности басни как литературного жанра, факты биографии Крылова Уметь: определять идейно-смысловую нагрузку в баснях Уметь: охарактеризовать эпоху Крылова | Басня, эзопов язык, аллегория, мораль басен | Сообщение, выразительное чтение | 09.10 | |||
Истоки басенного жанра. И.А.Крылов: детство, начало литературной деятельности. | |||||||||
И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать: историю создания басни, ее содержание Уметь: выразительно читать по ролям, наизусть Приобщение уч-ся к истории России | Анализ, выразительное чтение, чтение наизусть | 11.10 | ||||
«Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок»: осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости. | 1 | Урок-анализ | Знать: содержание басен Крылова и их моральный аспект Уметь: понимать иносказательный подтекст басен и их мораль Развивать творческие способности уч-ся | 12.10 | |||||
И.А.Крылов. Басни. | 1 | Урок внеклассного чтения | 14.10 | ||||||
Жанр басни. Повествование и мораль в басне. Ставропольские баснописцы. | 1 | Урок-конкурс | Р./К. № 3 | 16.10 | |||||
В. А. Жуковский (3 ч.) | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки Уметь: описывать и характеризовать центральные образы Развивать навыки беглого чтения | Литературная сказка | Выразительное чтение, словарная работа | 18.10 | |||
В. А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | |||||||||
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать: сюжеты сказок, их отличительные особенности Уметь: проводить сравнительный анализ по заданным параметрам Понимать и находить «бродячие» сюжеты сказок, владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос | Аргументация своих слов цитатами из текста | 19.10 | ||||
В. А. Жуковский. Баллада «Кубок». | 1 | Обучающий урок | Знать: особенности жанра баллады, содержание баллады Уметь: кратко пересказать сюжет, давать характеристику героям, определять роль пейзажа Уметь создавать письменное оригинальное произведение | Баллада | Словарная работа, выразительное чтение, создание иллюстраций | 21.10 | |||
Из зарубежной литературы (1 ч.) | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать творчество Стивенсона, особенности его произведения Уметь: определять главную мысль произведения Характеристика главного героя | Беседа по вопросам | 23.10 | ||||
Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя. | |||||||||
Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольётся…» | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать творчество Баратынского, особенности его произведения Уметь: определять главную мысль произведения | Стихотворение. | Словарная работа, выразительное чтение | 25.10 | |||
А. С. Пушкин (8 ч.) | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: факты биографии Пушкина, стихотворение как поэтизацию образа няни Арины Родионовны Уметь: выразительно читать наизусть Развивать творческие способности уч-ся | Стихотворение. Мотив одиночества и грусти. | Обучающее чтение | 26.10 | |||
Детские и лицейские годы А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне». | |||||||||
А.С.Пушкин. «Зимняя дорога», «Кавказ». | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: факты биографии Пушкина Уметь: выразительно читать | Словарная работа, выразительное чтение | 28.10 | ||||
Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | 1 | Комбинированный урок | Знать: поэтические средства художественной выразительности Уметь: определять роль Пролога в поэме, работать с художественным текстом Развивать творческие способности уч-ся | Поэма. Пролог. Сюжет. | Комплексная работа над текстом | 30.10 | |||
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. И. Блохин. Сборник «Я твой гость». | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки Уметь: описывать и характеризовать центральные образы Развитие навыков сопоставительного анализа, художественного пересказа фрагментов сказки с сочетанием элементов повествования, описания и рассуждения. | Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. «Бродячие сюжеты» сказок мира. | Сообщение, чтение наизусть | Р./К. № 4 | 08.11 | ||
Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Противостояние добрых и злых сил в сказке. | 1 | Урок знакомства с теоретическими понятиями | Знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы Уметь: сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты». Понимать и находить «бродячие» сюжеты сказок, владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос | Характеристика героев | 09.11 | ||||
Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность. | 1 | Урок-анализ | Знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы Владеть начальными навыками литературоведческого анализа Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Комплексная работа над текстом сказки | 11.11 | ||||
Сочинение по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 | Урок речевого общения | Обобщить знания по разделу. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос Развивать творческие способности | Работа по стилистике сказки. Р/О № 2 (дом. соч.) | 11.11 | ||||
Мои любимые сказки А. С. Пушкина. | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: сюжеты сказок, их отличительные особенности Развивать творческие способности | Восстановление деформированного текста | 13.11 | ||||
А. Погорельский (2 ч.) | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать: содержание и сюжет сказки Уметь выразительно читать, комментировать Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Литературная сказка. Псевдоним. Сюжет. Фантастика. | Словарная работа, комментированное чтение | 15.11 | |||
Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | |||||||||
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Пересказ | 16.11 | |||||
В.М.Гаршин (2 ч.) | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать: содержание и сюжет сказки Уметь выразительно читать, комментировать, определять антитезу как основной художественный приём Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Сказка. Антитеза. Пафос | Комментированное чтение, словарная работа | Р./К. № 5 | 18.11 | ||
В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea Princeps». И. Кашпуров «Синий край России». | |||||||||
В.М.Гаршин. «Attalea Princeps»: героическое и обыденное в сказке. | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Анализ фрагментов | 20.11 | |||||
М. Ю. Лермонтов (4 ч.) | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: факты биографии поэта, условия, в которых формировался характер, первое представление о своеобразии лирики Лермонтова Уметь: определять композицию произведения Воспитание уважения к великому прошлому России | Сравнение. Гипербола. Эпитет. Метафора. Звукопись. Аллитерация. (Начальные представления.) | Сообщение, комментированное чтение | 22.11 | |||
М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». | |||||||||
М. Ю. Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата — участника сражения. | 1 | Урок-анализ | Знать: содержание стихотворения, сюжет, героев, их поступки Уметь: наблюдать за развитием сюжета и поведением героев Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство Лермонтова в создании батальных сцен | Чтение наизусть, устное словесное рисование | 23.11 | ||||
М. Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утёс». | 1 | Урок внеклассного чтения | Уметь: определять композицию произведения Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Комментированное чтение, словарная работа | 25.11 | ||||
М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб», | 1 | Урок внеклассного чтения | 27.11 | ||||||
Н. В. Гоголь (3 ч.) | 1 | Урок-портрет | Знать: своеобразие первого сборника Гоголя, героев и сюжет повести Уметь: охарактеризовать повествовательную манеру писателя, приводить примеры из текста | Фантастика. Юмор. | Работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения. | 29.11 | |||
Н. В. Гоголь страницы биографии. «Заколдованное место». | |||||||||
Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать: особенности повести: сочетание реальности и фантастики, трагического и комического | Создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению | 30.11 | ||||
Н. В. Гоголь. «Страшная месть». | 1 | Урок внеклассного чтения | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Комментированное чтение, словарная работа | 02.12 | ||||
Н. А. Некрасов (4 ч.) | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: черты личности поэта, нашедшие отражение в стихотворении Уметь: находить эпитеты и сравнения Сопоставить стихотворение с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге». | Эпитет | Частичный анализ | 04.12 | |||
Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | |||||||||
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: об образах русской женщины, воссозданных Некрасовым Уметь: выразительно читать текст | Поэтический образ | Письменный развёрнутый ответ | 06.12 | |||
Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». В. Гнеушев. «Сонет». Лирика. | 1 | Урок-практикум | Знать: содержание стихотворения Уметь: определять тему и основную мысль художественного текста | Речевая характеристика персонажей | Выразительное чтение наизусть | Р./К. № 6 | 07.12 | ||
Н. А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». | 1 | Урок внеклассного чтения | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение | 09.12 | ||||
И. С. Тургенев (7 ч.) | 1 | Урок-портрет | Знать: обстоятельства, объясняющие появление рассказа, историко-культурный контекст рассказа Уметь: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме Отражение истории России в литерату | Портрет, пейзаж, литературный герой | Сообщение | 11.12 | |||
И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. | |||||||||
И. С. Тургенев. «Муму». История отношений Герасима и Татьяны. | 1 | Урок-беседа | Знать: об отношении героя к Татьяне: его доброту, заботу, великодушие Уметь: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме Отражение истории России в литературе | Составление цитатного плана | 13.12 | ||||
И. С. Тургенев. «Муму». Герасим и Муму. | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: сюжет рассказа Уметь: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме Отражение истории России в литературе | Пересказ основных эпизодов | 14.12 | ||||
И. С. Тургенев. «Муму». «Многочисленная дворня». Прощание с Муму. | 2 | Урок чтения и изучения произведения | Уметь: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме Отражение истории России в литературе | Пересказ основных эпизодов | 16.12 | ||||
Урок-характеристика | Формулировать свои впечатления от рассказа | 16.12 | |||||||
Духовные и нравственные качества Герасима. Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму». | 1 | Урок речевого общения | Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения | Р/О № 3 (ауд. соч.) | 18.12 | ||||
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы. | 1 | Урок внеклассного чтения | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение | 20.12 | ||||
А. А. Фет (2 ч.) | 1 | Урок-практикум | Знать: стихотворения поэтов XIX века о природе Уметь: анализировать поэтический текст: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов Воспитание любви к природе, Родине | Изобразительно-выразительные средства языка | Заучивание наизусть, выразительное чтение | Р./К. № 7 | 21.12 | ||
А.А.Фет: страницы биографии. Стихотворение «Весенний дождь». Поэтические картины природы в творчестве М.В. Усова. | |||||||||
А.А.Фет. «Обломком волнистым…», «Печальная берёза…» и др. | 1 | Урок внеклассного чтения | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение | 23.12 | ||||
Л. Н. Толстой (6 ч.) | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: о творческом пути писателя, истории создания рассказа Уметь: работать с текстом художественного произведения Воспитание толерантности | Рассказ. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление). | Сообщение | 25.12 | |||
Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» - рассказ-быль. | |||||||||
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. | 1 | Урок-анализ | Знать: приемы создания образа Уметь: отбирать материал для сопоставительного анализа | Участие в диалоге по прочитанному тексту | 27.12 | ||||
Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов Картины природы в рассказе «Кавказский пленник». | 2 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: роль пейзажных зарисовок в рассказе Уметь: работать с языком художественного произведения Воспитание любви к слову | Пересказ эпизодов | 28.12 | ||||
Урок чтения и изучения произведения | Участие в диалоге по прочитанному тексту | 30.12 | |||||||
Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. Сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». | 1 | Урок речевого общения | Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос Развивать творческие способности, познавательную активность детей | Р/О № 4 (дом. соч.) | 10.01 | ||||
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор). | 1 | Урок внеклассного чтения | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение | 11.01 | ||||
А. П. Чехов (2 ч.) | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: проблематику рассказа: осмеяние глупости и невежества героев Уметь: читать по ролям Развивать творческие способности, познавательную активность детей | Юмор | Чтение по ролям | 13.01 | |||
А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор. | |||||||||
Юмористические рассказы А. П. Чехова. В. Сляднева «Золотые подковы». | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: содержание рассказов Уметь: инсценировать, выразительно читать, иллюстрировать Понять, как создается юмористическое произведение | Инсценированное чтение | Р./К. № 8 | 15.01 | |||
Контрольный тест по теме «Русская литература XIX века». | 1 | Урок контроля зун | Проверить знание текстов литературных произведений; знание истории литературы; знание изученных сведений по теории литературы У м е т ь: давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений. | Тест | К/Р №2 | 17.01 | |||
Поэты 19 века о Родине и родной природе (5 ч.) | 1 | Урок чтения, изучения и обсуждения произведений | Знать: стихотворения поэтов XIX века о природе Уметь: анализировать поэтический текст: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов Воспитание любви к природе, Родине | Изобразительно-выразительные средства языка. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | Сообщение | 18.01 | |||
Поэты 19 века о Родине и родной природе. Образ весны и лета. | |||||||||
Поэты 19 века о Родине и родной природе. Образ осени и зимы. | 1 | Чтение наизусть, анализ | 20.01 | ||||||
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | 1 | Урок-анализ | Чтение наизусть, анализ | 22.01 | |||||
Сочинение-миниатюра. “Красота русской природы” (по стихам Кольцова, Тютчева, Фета). | 1 | Урок речевого общения | Обобщить знания по поэзии XIX в., учить писать сочинение–миниатюру Овладеть навыком написания сочинения-миниатюры Раскрыть поэтическую красоту русской природы | Р/О № 5 (ауд. соч.) | 24.01 | ||||
Стихотворения И.С.Никитина, Я.П.Полонского, А.Н.Майкова. | 1 | Урок внеклассного чтения | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение | 25.01 | ||||
Из литературы XX века (62 ч.) | |||||||||
И. А. Бунин (2 ч.) | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать содержание рассказа, особенности раскрытия темы Уметь отвечать на вопросы Развитие навыков анализа стиля писателя | Рассказ. Песни. Сказки. | Сопоставление эпизодов | 27.01 | |||
И. А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | |||||||||
И. А. Бунин. Стихотворения. | 1 | Урок внеклассного чтения | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Лирика | Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение | 29.01 | |||
М.Горький (2 ч.) | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать содержание рассказа, особенности раскрытия темы Уметь отвечать на вопросы Развитие навыков анализа стиля писателя | Авторская сказка | Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение | 31.01 | |||
М.Горький. «Дети Пармы». | |||||||||
М.Горький. Из «Сказок об Италии». | 1 | Урок внеклассного чтения | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | 01.02 | |||||
А.И.Куприн (2 ч.) | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать содержание рассказа, особенности раскрытия темы Уметь отвечать на вопросы Развитие навыков анализа стиля писателя | Рассказ. | Сообщение, комментированное чтение | 03.02 | |||
А.И.Куприн. «Чудесный доктор». | |||||||||
1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение | 05.02 | ||||||
В. Г. Короленко (5 ч.) | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать, уметь: охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести; понять и объяснить смысл названия повести «В дурном обществе», определять позицию автора; дать развернутый ответ на один из вопросов: 1) Каким вы представляете себе Васю (Валека, Соню, Марусю, Тыбурция…)? 2) Какой эпизод запомнился больше и почему? 3) Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Воспитание милосердия по отношению к больным и обездоленным | Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия). | Сообщение, комментированное чтение | 07.02 | |||
В. Г. Короленко: детство, начало литературной деятельности. «В дурном обществе». | |||||||||
Рассказ. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». Г. Баев. «Павлюк». | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Составление плана | Р./К. № 9 | 08.02 | ||||
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Выразительное чтение в лицах | 10.02 | |||||
Глава «Кукла» - кульминация повести «В дурном обществе». Простота и выразительность языка повести. | 1 | Урок-беседа | Выступления по темам | 17.02 | |||||
Путь Васи к правде и добру. Сочинение по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». | 1 | Урок речевого общения | Р/О № 6 (дом. соч.) | 19.02 | |||||
С. А. Есенин (2 ч.) | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать: особенности изображения темы Родины и природы в стихах Есенина Уметь: читать и анализировать поэтический текст Обращение к слову, образному строю, художественным приемам, ритму | Изобразительно-выразительные средства языка. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | Частичный лингвистический анализ | 21.02 | |||
С. А. Есенин: страницы биографии. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями ...». | |||||||||
С. А. Есенин. «Песнь о собаке». | 1 | Урок внеклассного чтения | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Лирика | Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение | 22.02 | |||
П. П. Бажов (4 ч.) | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: особенности стиля Бажова Уметь: пересказывать сказы Бажова Развитие внимания к народному слову | Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное). | Сообщение | 26.02 | |||
П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. | |||||||||
Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Комментированное чтение | 28.02 | |||||
«Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова. В. Грязев. Рассказ «Чумной». | 1 | Урок внеклассного чтения | Пересказ | Р./К. № 10 | 01.03 | ||||
П. П. Бажов. «Каменный цветок». | 1 | Урок внеклассного чтения | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Комментированное чтение, словарная работа | 01.03 | ||||
К. Г. Паустовский (3 ч.) | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: содержание рассказов Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы, составлять характеристику Развивать познавательную активность и инициативу, воспитание милосердия | Реальное и фантастическое в сказках Паустовского | Сообщение о романтизме, словесное рисование
| 03.03 | |||
К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | |||||||||
Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Нравственные проблемы произведения. | 1 | Урок-практикум | Пейзаж, нравственные проблемы | Инсценировки отрывков из рассказов К. Паустовского, выразительное чтение отрывков. | 05.03 | ||||
К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы» и другие сказки писателя. | 1 | Урок внеклассного чтения | 07.03 | ||||||
М.М.Пришвин (1 ч.) | 1 | Урок внеклассного чтения | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Комментированное чтение, словарная работа | 10.03 | ||||
М.М.Пришвин. «Моя родина». | |||||||||
С. Я. Маршак (3 ч.) | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: особенности драматической сказки Уметь: читать драматическое произведение, анализировать Работать над развитием воображения, фантазии детей | Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка. Ремарка, диалог | Сообщение | 12.03 | |||
С. Я. Маршак: страницы биографии. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | |||||||||
Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Инсценировки отрывков из рассказов С.Я.Маршака, выразительное чтение отрывков. | 14.03 | |||||
Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Пересказ | 15.03 | |||||
Из зарубежной литературы (4 ч) | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать: своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!» | Литературная сказка. Символ. Художественная деталь. | Сообщение | 17.03 | |||
X. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева» | |||||||||
X. К. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Подготовить портретную, сравнительную характеристику героев | 19.03 | |||||
Сказки X. К. Андерсена. | 1 | Урок внеклассного чтения | Пополнить знания по сказкам Андерсена Совершенствовать навыки создания характеристики героев, художественного пересказа, совершенствовать знания о жанровой и композиционной особенности сказки Работать над развитием воображения, фантазии детей | Пересказ, дискуссия | 21.03 | ||||
Сочинение по сказкам С.Я. Маршака и Х.К. Андерсена. | 1 | Урок речевого общения | Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос | Р/О № 7 (ауд. соч.) | 22.03 | ||||
А. Солженицын (1 ч.) | 1 | Урок внеклассного чтения | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Пересказ, аналитическая беседа | Р./К. № 11 | 31.03 | |||
А. Солженицын. «Крохотки». Рассказы. | |||||||||
А. П. Платонов (2 ч.) | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: содержание рассказа Уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев Оптимистическое восприятие окружающего мира | Быль. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). | Сообщение | 02.04 | |||
А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». | |||||||||
Тема человеческого труда в рассказе А. П. Платонова «Никита». Л. Кошкина «На деревню… в Италию». Рассказ. | 1 | Урок-практикум | Выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое | Р./К. № 12 | 04.04 | ||||
Из зарубежной литературы (2 ч) | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать, как реализуется в художественном произведении тема красоты Совершенствовать навыки создания речевой характеристики героев Развитие внимания, интереса к литературе, навыков сотрудничества | Речевая характеристика персонажей | Сообщение | 05.04 | |||
Ж. Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. | |||||||||
Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)». | 1 | Урок речевого общения | Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос Развивать творческие способности, познавательную активность детей | Р/О № 8 (ауд. соч.) | 07.04 | ||||
Е.И.Носов (2 ч.) | 2 | Урок внеклассного чтения | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Пересказ, аналитическая беседа | 09.04 | ||||
Е.И.Носов. «Варька». | |||||||||
В.П. Астафьев (4 ч.) | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: своеобразие творчества Астафьева Уметь: определять значение картин природы, характеризовать героя, объяснять смысл названия рассказа | Автобиографичность литературного произведения (начальные представления). | Сообщение | 11.04 | |||
В. П. Астафьев: детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро» | |||||||||
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Становление характера Васютки. | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: как раскрывается поведение и характер героя в художественном произведении Уметь: определять значение картин природы, характеризовать героя, объяснять смысл названия рассказа Воспитание стойкости и мужества, умения выстоять в необычных жизненных условиях | Пересказ истории с глухарем, чтение по лицам отдельных эпизодов. | 12.04 | ||||
В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать: о роли детали в худ. произведении Уметь: определять значение картин природы, характеризовать героя, объяснять смысл названия рассказа Воспитание стойкости и мужества, умения выстоять в необычных жизненных условиях | Развёрнутый ответ на вопрос | 14.04 | ||||
Сочинение по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». | 1 | Урок речевого общения | Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения Уметь работать с планом, писать сочинение Развивать творческие способности, познавательную активность детей | Р/О № 9 (ауд. соч.) | 16.04 | ||||
В. П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». | 1 | Урок внеклассного чтения | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | Пересказ, аналитическая беседа | 18.04 | ||||
Из зарубежной литературы (1 ч) | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений Уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя Воспитание стойкости и мужества, умения выстоять в необычных жизненных условиях | Сказание | 19.04 | ||||
Дж. Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише». | |||||||||
«Ради жизни на Земле…». Поэты о Великой Отечественной войне (3 ч.) | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать о раскрытии темы войны в поэзии. Знать творчество А.Т.Твардовского Работа над выразительным чтением, развитие навыков анализа, знакомство с жанровыми особенностями баллады. Раскрытие патриотического чувства | Баллада | Сообщение, беседа по тексту | Р./К. № 13 | 21.04 | ||
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». С. Дроздов. «На дороге военной». Новелла. | |||||||||
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Знать о жизни К.Симонова Работа над выразительным чтением, наблюдением над сюжетом в лирическом произведении. Раскрытие патриотического чувства | Сюжет, лирическое произведение | Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | 23.04 | |||
Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). В. Ащеулов «Что такое – война?». Лирика. | 1 | Урок - концерт | Знать поэзию о Великой Отечественной войне Работа над выразительным чтением, наблюдением над сюжетом в лирическом произведении. Раскрытие патриотического чувства | Сообщение, чтение наизусть, комментарий к стихотворению
| Р./К. № 14 | 25.04 | |||
Произведения о Родине и родной природе (3 ч.) | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Познакомить с творчеством поэтов ХХ века Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение) Развитие любви к поэзии, Родине, родной природе | Тема, идея. Средства художественной выразительности. Рифма. | Сообщение, выразительное чтение | 26.04 | |||
А.А.Блок. «Встану я в утро туманное…», «На весеннем пути в теремок…». | |||||||||
А. А. Прокофьев. «Аленушка». Д. Б. Кедрин. «Аленушка». | 1 | Урок-анализ | Сравнительный анализ | 28.04 | |||||
Н. М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы». | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Выразительное чтение, беседа | 30.04 | |||||
Писатели улыбаются (3 ч.) | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; показать значение картин природы в рассказе. Знать, что такое юмор. Совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки, обучение сжатому пересказу Понять, как создается юмористическое произведение | Юмор | Работа по тексту | 02.05 | |||
Рассказы о детях Саши Черного. «Кавказский пленник». | |||||||||
С. Чёрный. «Игорь-Робинзон». | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | 03.05 | ||||||
Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества Уметь выразительно читать Воспитание любви к чтению | Стихотворения-песни, песни-шутки, песни-фантазии | Работа по тексту | 05.05 | |||
Контрольный тест по теме «Русская литература XX века». | 1 | Урок контроля зун | Проверить знание текстов литературных произведений; знание истории литературы; знание изученных сведений по теории литературы Уметь давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений. | К/Р №3 | 07.05 | ||||
Из зарубежной литературы (8 ч) | 2 | Урок внеклассного чтения | Знать факты биографии и творчества Эзопа, Лафонтена, Лессинга. | Басня, эзопов язык | Выразительное чтение, аналитическая беседа | 10.05 12.05 | |||
Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга. | |||||||||
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» –произведение о силе человеческого духа. | 3 | Урок чтения и обсуждения произведения | Знать факты биографии и творчества Д. Дефо Уметь характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; пересказывать эпизоды произведения Знать, что в наше время обозначают слова «робинзон» и «робинзонада» | Роман, дневник | Подготовить сообщения | 14.05 | |||
Урок чтения и обсуждения произведения | Пересказ ключевых эпизодов романа | 16.05 | |||||||
Урок чтения и обсуждения произведения | 17.05 | ||||||||
М. Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Иметь представление о личности и творческой деятельности М.Твена Уметь составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев Понимание дружбы. Умение сделать мир интересным | Литературный псевдоним, приключенческая литература, отзыв | Пересказ | 19.05 | |||
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». | 2 | Урок чтения и обсуждения произведения | Словесное рисование, пересказ, аналитическая беседа | 21.05 23.05 | |||||
«Я – поэт?» (творческая мастерская). | 1 | Урок речевого общения | Уметь рифмовать строчки | Лирика, рифма, ритм, художественно-выразительные средства | Сочинение четверостиший Р/О № 10 | 24.05 | |||
Мой любимый писатель Ставрополья. | 1 | Урок внеклассного чтения | Уметь самостоятельно производить отбор произведения по теме | Рассказывание, аналитическая беседа | Р./К. № 15 | 26.05 | |||
Викторина «По прочитанным страницам». | 1 | Урок-викторина | Выявить уровень литературного развития учащихся | Теория, термины, определения | 28.05 | ||||
Путешествие по стране Литературии 5 класса. | 1 | Урок-праздник | Выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам: – Какие книги из прочитанных за год показались самыми важными, интересными и почему? – Любимые литературные герои и их нравственные качества Уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям Любовь к чтению | Выступления | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....