Рабочая программа по литературе. 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Харченко Валентина Николаевна

Рабочая программа по литературе. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature._5_klass.rar123.18 КБ

Предварительный просмотр:

урока

Тема урока

Кол-во часов

Форма урока

Цели

Теория

литературы

Р./О.

Р/К

К/Р

Дата

проведения урока

Введение (1 ч.)

Книга в жизни человека.

1

Вводный урок

Знать: о роли книги в жизни человека, своеобразие нового предмета «литература», структуру учебника-хрестоматии.

Уметь: пользоваться учебником.

Развитие навыков ведения дискуссии.

Структурные элементы книги, литература

Рассказ по пословице

 

Устное народное творчество (14 ч.)

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

1

Урок изучения нового материала

Знать: фольклор, жанры фольклора, их отличительные признаки

Уметь: определять жанр произведения

Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок

Фольклор, устное народное творчество (развитие представлений)

Сочинить загадку, частушку или колыбельную песню

 

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.  

1

Урок знакомства с теоретическими понятиями

Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки

Уметь: пересказывать сказку, охарактеризовать героев сказки

Развитие воображения и речи уч-ся

Сказка. Виды сказок (закрепление представлений)

Создать иллюстрацию

 

Сказка "Царевна-лягушка".  

К. Г. Чёрный «Путешествие в страну запрещенных улыбок».

1

Урок чтения и изучения  произведения

Знать: особенности волшебной сказки, героев, отражение в ней народных идеалов

Уметь: мотивировать ответ

Развивать воображение и речь уч-ся

Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные преставления).  Сравнение.

Беседа, работа по тексту

Р./К. № 1

 

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.

1

Урок чтения и изучения  произведения

Пересказ, словесное рисование

 

«Царевна-лягушка». Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники.

1

Урок-беседа

Пересказ, выразительное чтение

 

Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки.

1

Урок р.о.

Пересказ, сообщение

 

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная сказка героического содержания.

2

Урок чтения и изучения  произведения

Знать: жанровые особенности волшебной сказки

Уметь: видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты

Развивать навыки художественного пересказа

Герой, сюжет

Выразительное чтение, пересказ, вопросы

 

 

Сказка  «Журавль и цапля».

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать: отличие сказки о животных

и бытовой сказки от волшебной

Уметь: определять вид сказки, опираясь на ее жанровые особенности

Развивать воображение и речь уч-ся

Сказки о животных.

Выразительное чтение по ролям, пересказ, вопросы

 

Сказка «Солдатская шинель».

1

Бытовые сказки.

Выразительное чтение, пересказ, вопросы

 

Контрольный тест по теме «Устное народное творчество». (Входной контроль.)

1

Урок  контроля  зун

Проверить и оценить качество знаний, полученных при изучении темы  «Устное народное творчество», умение

владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу

К/Р №1

 

Сказочники. В гостях у русской народной сказки.

.

1

Урок-путешествие

Проверить и оценить качество знаний, полученных при изучении темы «Русские народные сказки»

Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу

Использовать приобретенные знания для создания своих сказок

Волшебные сказки. Сказки о животных. Бытовые сказки.

Вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки, рассказывание сказки

по-бахарски

Р./К. № 2

 

Сказки писателей Ставрополья

.Сказки народов мира.

1

Урок внеклассного чтения

Использовать приобретенные знания и умения

 

Сочинение «Мой любимый герой русской народной сказки».

1

Урок  речевого общения

Р/О № 1 (ауд. соч.)

 

Из древнерусской литературы. (3 ч.)

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

1

Урок-обзор

Знать: причины появления письменности у восточных славян и о возникновении ДРЛ

Уметь: читать произведение ДРЛ

Приобщение уч-ся к культуре Древней Руси

Литература, летопись, жанр, летописец, фольклор

Словарная работа, выразительное чтение

 

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

1

Урок чтения и изучения произведения

Выразительное чтение, беседа по вопросам

 

Афанасий Никитин. Из «Хожения за три моря».

1

Урок внеклассного чтения

Хожение

Выразительное чтение, беседа по вопросам, пересказ

 

Из русской литературы XVIII  века. (4 ч.)

М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились два астронома в пиру…»

1

Урок-портрет

Знать: некоторые факты из биографии: детство, годы учения

Уметь: выразительно читать

Характеризовать эпоху Ломоносова

Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления)

Словарная работа, выразительное чтение

02.10

М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» Роды и жанры литературы.

1

Урок чтения и обсуждения произведения

04.10

М.В.Ломоносов «Лишь только дневной шум умолк…»

1

Урок внеклассного чтения

05.10

А.Д.Кантемир. «Верблюд и лисица».

1

Урок внеклассного чтения

07.10

Из литературы XIX  века. (56ч.)

И. А. Крылов.(4 ч.) 

1

Урок изучения нового материала

Знать: роды и жанры литературы, особенности

басни как литературного жанра, факты биографии

Крылова

Уметь: определять идейно-смысловую нагрузку в баснях

Уметь: охарактеризовать эпоху Крылова

Басня,

эзопов язык,

аллегория, мораль басен

Сообщение, выразительное чтение

09.10

Истоки басенного жанра. И.А.Крылов: детство, начало литературной деятельности.

И. А. Крылов.  «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне.

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать: историю создания басни, ее содержание

Уметь: выразительно читать по ролям, наизусть

Приобщение уч-ся к истории России

Анализ, выразительное чтение, чтение наизусть

11.10

«Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок»: осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости.

1

Урок-анализ

Знать: содержание басен Крылова и их моральный аспект

Уметь: понимать иносказательный подтекст басен и

их мораль

Развивать творческие способности уч-ся

12.10

И.А.Крылов. Басни.

1

Урок внеклассного чтения

14.10

Жанр басни. Повествование и мораль в басне.

Ставропольские баснописцы.

1

Урок-конкурс

Р./К. № 3

16.10

В. А. Жуковский (3 ч.)

1

Урок изучения нового материала

Знать: содержание сказки, истоки рождения сюжета,

систему образов сказки

Уметь: описывать и характеризовать центральные образы

Развивать навыки беглого чтения

Литературная сказка

Выразительное чтение, словарная работа

18.10

В. А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать: сюжеты сказок, их отличительные особенности

Уметь: проводить сравнительный анализ по заданным параметрам

Понимать и находить «бродячие» сюжеты сказок, владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос

Аргументация своих  слов цитатами из текста

19.10

В. А. Жуковский. Баллада «Кубок».

1

Обучающий урок

Знать: особенности жанра баллады,  содержание баллады

Уметь: кратко пересказать сюжет, давать характеристику героям, определять роль пейзажа

Уметь создавать письменное оригинальное произведение

Баллада

Словарная работа, выразительное чтение, создание иллюстраций

21.10

Из зарубежной литературы (1 ч.)

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать творчество Стивенсона, особенности его произведения

Уметь:  определять главную  мысль произведения

Характеристика главного героя

Беседа по вопросам

23.10

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя.

Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольётся…»

1

Урок внеклассного чтения

Знать творчество Баратынского, особенности его произведения

Уметь:  определять главную  мысль произведения

Стихотворение.

Словарная работа, выразительное чтение

25.10

А. С. Пушкин (8 ч.)

1

Урок изучения нового материала

Знать: факты биографии Пушкина, стихотворение как поэтизацию образа няни Арины Родионовны

Уметь: выразительно читать наизусть

Развивать творческие способности уч-ся

Стихотворение. Мотив одиночества и грусти.

Обучающее чтение

26.10

Детские и лицейские годы А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне».

А.С.Пушкин. «Зимняя дорога», «Кавказ».

1

Урок внеклассного чтения

Знать: факты биографии Пушкина

Уметь: выразительно читать

Словарная работа, выразительное чтение

28.10

Поэма «Руслан и

Людмила» (Пролог).

Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

1

Комбинированный урок

Знать: поэтические средства художественной выразительности

Уметь: определять роль Пролога в поэме,  работать с художественным текстом

Развивать творческие способности уч-ся

Поэма. Пролог. Сюжет.

Комплексная работа над текстом

30.10

 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки.

И. Блохин. Сборник «Я твой гость».  

1

Урок чтения и изучения  произведения

Знать: содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки

Уметь: описывать и характеризовать центральные образы

Развитие навыков сопоставительного анализа, художественного пересказа фрагментов сказки с сочетанием элементов повествования, описания и рассуждения.

Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. «Бродячие сюжеты» сказок мира.

Сообщение, чтение наизусть

Р./К. № 4

08.11

Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Противостояние добрых и злых сил в сказке.

1

Урок знакомства с теоретическими понятиями

Знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы

Уметь: сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты».

Понимать и находить «бродячие» сюжеты сказок, владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос

Характеристика героев

09.11

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность.

1

Урок-анализ

Знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы

Владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Комплексная работа над текстом сказки

11.11

Сочинение по сказке  А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

Урок речевого общения

Обобщить знания по разделу.

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос

Развивать творческие способности

Работа по стилистике сказки.

Р/О № 2 (дом. соч.)

11.11

Мои любимые сказки  

А. С. Пушкина.

1

Урок внеклассного чтения

Знать: сюжеты сказок, их отличительные особенности

Развивать творческие способности

Восстановление деформированного текста

13.11

А. Погорельский  (2 ч.)

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать: содержание и сюжет сказки

Уметь выразительно читать, комментировать

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Литературная сказка. Псевдоним. Сюжет.  Фантастика.

Словарная работа, комментированное чтение

15.11

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке «Черная курица, или Подземные жители».

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Пересказ

16.11

В.М.Гаршин (2 ч.) 

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать: содержание и сюжет сказки

Уметь выразительно читать, комментировать, определять антитезу как основной художественный приём

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Сказка. Антитеза. Пафос

Комментированное чтение, словарная работа

Р./К. № 5

18.11

В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea Princeps».

И. Кашпуров «Синий край России».

В.М.Гаршин.  «Attalea Princeps»: героическое и обыденное в сказке.

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Анализ фрагментов

20.11

М. Ю. Лермонтов (4 ч.)

1

Урок чтения и изучения  произведения

Знать: факты биографии поэта, условия, в которых формировался характер, первое представление о своеобразии лирики Лермонтова

Уметь: определять композицию произведения

Воспитание уважения к великому прошлому России

Сравнение. Гипербола. Эпитет. Метафора. Звукопись. Аллитерация. (Начальные представления.)

Сообщение, комментированное чтение

22.11

М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино».

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата — участника сражения.

1

Урок-анализ

Знать: содержание стихотворения, сюжет, героев, их поступки

Уметь: наблюдать за развитием сюжета и поведением героев

Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство Лермонтова в создании батальных сцен

Чтение наизусть, устное словесное рисование

23.11

М. Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утёс».

1

Урок внеклассного чтения

Уметь: определять композицию произведения Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Комментированное чтение, словарная работа

25.11

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»,

1

Урок внеклассного чтения

27.11

Н. В. Гоголь (3 ч.)

1

Урок-портрет

Знать: своеобразие первого сборника Гоголя, героев и сюжет повести

Уметь: охарактеризовать повествовательную манеру писателя, приводить примеры из текста

Фантастика.

Юмор.

Работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения.

29.11

Н. В. Гоголь страницы биографии. «Заколдованное место».

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий.

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать: особенности повести: сочетание реальности и фантастики, трагического и комического

Создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению

30.11

Н. В. Гоголь. «Страшная месть».

1

Урок внеклассного чтения

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Комментированное чтение, словарная работа

02.12

Н. А. Некрасов (4 ч.)

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: черты личности поэта, нашедшие отражение в стихотворении

Уметь: находить эпитеты и сравнения

Сопоставить стихотворение с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

Эпитет

Частичный анализ

04.12

Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: об образах русской женщины, воссозданных Некрасовым

Уметь: выразительно читать текст

Поэтический образ

Письменный развёрнутый ответ

06.12

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети».

В. Гнеушев. «Сонет». Лирика.

1

Урок-практикум

Знать: содержание стихотворения

Уметь: определять тему и основную мысль художественного текста

Речевая характеристика персонажей

Выразительное чтение наизусть

Р./К. № 6

07.12

Н. А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».

1

Урок внеклассного чтения

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение

09.12

И. С. Тургенев (7 ч.)

1

Урок-портрет

Знать: обстоятельства, объясняющие появление рассказа, историко-культурный контекст рассказа

Уметь: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе,

охарактеризовать литературного героя,

сопоставлять поступки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме

Отражение истории России в литерату

Портрет, пейзаж, литературный герой

Сообщение

11.12

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа.

И. С. Тургенев. «Муму». История отношений Герасима и Татьяны.

1

Урок-беседа

Знать: об отношении героя к Татьяне: его доброту, заботу, великодушие

Уметь: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе,

охарактеризовать литературного героя,

сопоставлять поступки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме

Отражение истории России в литературе

Составление цитатного плана

13.12

И. С. Тургенев. «Муму». Герасим и Муму.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: сюжет рассказа

Уметь: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе,

охарактеризовать литературного героя,

сопоставлять поступки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме

Отражение истории России в литературе

Пересказ основных эпизодов

14.12

И. С. Тургенев. «Муму». «Многочисленная дворня». Прощание с Муму.

2

Урок чтения и изучения произведения

Уметь: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе,

охарактеризовать литературного героя,

сопоставлять поступки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме

Отражение истории России в литературе

Пересказ основных эпизодов

16.12

Урок-характеристика

Формулировать свои впечатления от рассказа

16.12

Духовные и нравственные качества Герасима. Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

1

Урок речевого общения

Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения

Р/О № 3 (ауд. соч.)

18.12

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

1

Урок внеклассного чтения

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение

20.12

А. А. Фет  (2 ч.) 

1

Урок-практикум

Знать: стихотворения поэтов XIX века о природе

Уметь: анализировать поэтический текст: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов

Воспитание любви к природе, Родине

Изобразительно-выразительные средства языка

Заучивание наизусть, выразительное чтение

Р./К. № 7

21.12

А.А.Фет: страницы биографии. Стихотворение «Весенний дождь».

Поэтические картины природы в творчестве М.В. Усова.

А.А.Фет. «Обломком волнистым…», «Печальная берёза…» и др.

1

Урок внеклассного чтения

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение

23.12

Л. Н. Толстой (6 ч.)

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: о творческом пути писателя, истории создания рассказа

Уметь: работать с текстом художественного произведения

Воспитание толерантности

Рассказ. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Сообщение

25.12

Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» - рассказ-быль.

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

1

Урок-анализ

Знать: приемы создания образа

Уметь: отбирать материал для сопоставительного анализа

Участие в диалоге по прочитанному тексту

27.12

Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов Картины природы в рассказе «Кавказский пленник».

2

Урок чтения и изучения произведения

Знать: роль пейзажных зарисовок в рассказе

Уметь: работать с языком художественного произведения

Воспитание любви к слову

Пересказ эпизодов

28.12

Урок чтения и изучения произведения

Участие в диалоге по прочитанному тексту

30.12

Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. Сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

1

Урок речевого общения

Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос

Развивать творческие способности, познавательную активность детей

Р/О № 4 (дом. соч.)

10.01

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

1

Урок внеклассного чтения

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение

11.01

А. П. Чехов (2 ч.)

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: проблематику рассказа: осмеяние глупости и невежества героев

Уметь: читать по ролям

Развивать творческие способности, познавательную активность детей

Юмор

Чтение по ролям

13.01

А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор.

Юмористические рассказы 

А. П. Чехова.

В. Сляднева «Золотые подковы».  

1

Урок внеклассного чтения

Знать: содержание рассказов

Уметь: инсценировать, выразительно читать, иллюстрировать

Понять, как создается юмористическое произведение

Инсценированное чтение

Р./К. № 8

15.01

Контрольный тест по теме «Русская литература XIX века».

1

Урок контроля зун

Проверить знание текстов литературных произведений; знание истории литературы; знание изученных сведений по теории литературы

У м е т ь: давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений.

Тест

К/Р №2

17.01

Поэты 19 века о Родине и родной природе (5 ч.)

1

Урок чтения, изучения и обсуждения произведений

Знать: стихотворения поэтов XIX века о природе

Уметь: анализировать поэтический текст: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов

Воспитание любви к природе, Родине

Изобразительно-выразительные средства языка. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Сообщение

18.01

Поэты 19 века о Родине и родной природе. Образ весны и лета.

Поэты 19 века о Родине и родной природе. Образ осени и зимы.

1

Чтение наизусть, анализ

20.01

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.

1

Урок-анализ

Чтение наизусть, анализ

22.01

Сочинение-миниатюра. “Красота русской природы” (по стихам Кольцова, Тютчева, Фета).

1

Урок речевого общения

Обобщить знания по поэзии XIX в., учить писать сочинение–миниатюру

Овладеть навыком написания сочинения-миниатюры

Раскрыть поэтическую красоту русской природы

Р/О № 5 (ауд. соч.)

24.01

Стихотворения И.С.Никитина, Я.П.Полонского, А.Н.Майкова.

1

Урок внеклассного чтения

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение

25.01

Из литературы XX века (62 ч.)

И. А. Бунин (2 ч.)

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать содержание рассказа, особенности раскрытия темы

Уметь отвечать на вопросы

Развитие навыков анализа стиля писателя

Рассказ. Песни. Сказки.

Сопоставление эпизодов

27.01

И. А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

И. А. Бунин. Стихотворения.

1

Урок внеклассного чтения

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Лирика

Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение

29.01

М.Горький (2 ч.)

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать содержание рассказа, особенности раскрытия темы

Уметь отвечать на вопросы

Развитие навыков анализа стиля писателя

Авторская сказка

Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение

31.01

М.Горький. «Дети Пармы».

М.Горький. Из «Сказок об Италии».

1

Урок внеклассного чтения

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

01.02

А.И.Куприн (2 ч.)

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать содержание рассказа, особенности раскрытия темы

Уметь отвечать на вопросы

Развитие навыков анализа стиля писателя

Рассказ.

Сообщение, комментированное чтение

03.02

А.И.Куприн.  «Чудесный доктор».

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение

05.02

В. Г. Короленко (5 ч.)

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать, уметь: охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести; понять и объяснить смысл названия повести «В дурном обществе», определять позицию автора; дать развернутый ответ на один из вопросов: 1) Каким вы представляете себе Васю (Валека, Соню, Марусю, Тыбурция…)?  2) Какой эпизод запомнился больше и почему?  3) Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

Воспитание милосердия по отношению к больным и обездоленным

Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сообщение, комментированное чтение

07.02

В. Г. Короленко: детство, начало литературной деятельности. «В дурном обществе».

Рассказ. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

Г. Баев. «Павлюк».

1

Урок чтения и изучения произведения

Составление плана

Р./К. № 9

08.02

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

1

Урок чтения и изучения произведения

Выразительное чтение в лицах

10.02

Глава «Кукла» - кульминация повести «В дурном обществе». Простота и выразительность языка повести.

1

Урок-беседа

Выступления по темам

17.02

Путь Васи к правде и добру. Сочинение по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».

1

Урок речевого общения

Р/О № 6 (дом.  соч.)

19.02

С. А. Есенин (2 ч.)

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать: особенности изображения темы Родины и природы в стихах Есенина

Уметь: читать и анализировать поэтический текст

Обращение к слову, образному строю, художественным приемам, ритму

Изобразительно-выразительные средства языка. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Частичный лингвистический анализ

21.02

С. А. Есенин: страницы биографии. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями ...».

С. А. Есенин. «Песнь о собаке».

1

Урок внеклассного чтения

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Лирика

Комментированное чтение, словарная работа, выразительное чтение

22.02

П. П. Бажов (4 ч.)

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: особенности стиля Бажова

Уметь: пересказывать сказы Бажова

Развитие внимания к народному слову

Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Сообщение

26.02

П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

1

Урок чтения и изучения произведения

Комментированное чтение

28.02

 «Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова.

В. Грязев. Рассказ «Чумной».

1

Урок внеклассного чтения

Пересказ

Р./К. № 10

01.03

П. П. Бажов.  «Каменный цветок».

1

Урок внеклассного чтения

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Комментированное чтение, словарная работа

01.03

К. Г. Паустовский (3 ч.)

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: содержание рассказов

Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы, составлять характеристику

Развивать познавательную активность и инициативу,  воспитание милосердия

Реальное и фантастическое в сказках Паустовского

Сообщение о романтизме, словесное рисование

 

03.03

К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Нравственные проблемы произведения.

1

Урок-практикум

Пейзаж, нравственные проблемы

Инсценировки отрывков из рассказов К. Паустовского, выразительное чтение отрывков.

05.03

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы» и другие сказки писателя.

1

Урок внеклассного чтения

07.03

М.М.Пришвин (1 ч.)  

1

Урок внеклассного чтения

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Комментированное чтение, словарная работа

10.03

М.М.Пришвин. «Моя родина».

С. Я. Маршак (3 ч.)

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: особенности драматической сказки

Уметь: читать драматическое произведение, анализировать

Работать над развитием воображения, фантазии детей

Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка. Ремарка, диалог

Сообщение

12.03

С. Я. Маршак: страницы биографии. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Положительные и отрицательные            герои. Художественные   особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

1

Урок чтения и изучения произведения

Инсценировки отрывков из рассказов С.Я.Маршака, выразительное чтение отрывков.

14.03

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Урок чтения и изучения произведения

Пересказ

15.03

Из зарубежной литературы (4 ч)

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать: своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!»

Литературная сказка.

Символ.

Художественная деталь.

Сообщение

17.03

X. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева»

X. К. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Подготовить портретную, сравнительную характеристику героев

19.03

Сказки X. К. Андерсена.

1

Урок внеклассного чтения

Пополнить знания по сказкам Андерсена

Совершенствовать навыки создания характеристики героев, художественного пересказа, совершенствовать знания о жанровой и композиционной особенности сказки

Работать над развитием воображения, фантазии детей

Пересказ, дискуссия

21.03

Сочинение по сказкам

С.Я. Маршака и Х.К. Андерсена.

1

Урок речевого общения

Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос

Р/О № 7 (ауд.  соч.)

22.03

А. Солженицын (1 ч.) 

1

Урок внеклассного чтения

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Пересказ, аналитическая беседа

Р./К. № 11

31.03

А. Солженицын. «Крохотки». Рассказы.

А. П. Платонов (2 ч.)

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: содержание рассказа

Уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы

Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев

Оптимистическое восприятие окружающего мира

Быль. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Сообщение

02.04

А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита».

Тема человеческого труда в рассказе А. П. Платонова «Никита».

Л. Кошкина «На деревню… в Италию». Рассказ.

1

Урок-практикум

Выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое

Р./К. № 12

04.04

Из зарубежной литературы (2 ч)

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать, как реализуется в художественном произведении тема красоты

Совершенствовать навыки создания речевой характеристики героев

Развитие внимания, интереса к литературе, навыков сотрудничества

Речевая характеристика персонажей

Сообщение

05.04

Ж. Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)».

1

Урок речевого общения

Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос

Развивать творческие способности, познавательную активность детей

Р/О № 8 (ауд.  соч.)

07.04

Е.И.Носов (2 ч.)

2

Урок внеклассного чтения

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Пересказ, аналитическая беседа

09.04

Е.И.Носов. «Варька».

В.П. Астафьев (4 ч.)

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: своеобразие творчества Астафьева

Уметь: определять значение картин природы, характеризовать героя, объяснять смысл названия рассказа

Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Сообщение

11.04

В. П. Астафьев: детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Становление характера Васютки.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: как раскрывается поведение и характер героя в художественном произведении

Уметь: определять значение картин природы, характеризовать героя, объяснять смысл названия рассказа

Воспитание стойкости и мужества, умения выстоять в необычных жизненных условиях

Пересказ истории с глухарем, чтение по лицам отдельных эпизодов.

12.04

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: о роли детали в худ. произведении

Уметь: определять значение картин природы, характеризовать героя, объяснять смысл названия рассказа

Воспитание стойкости и мужества, умения выстоять в необычных жизненных условиях

Развёрнутый ответ на вопрос

14.04

Сочинение  по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

1

Урок речевого общения

Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения

Уметь работать с планом, писать сочинение

Развивать творческие способности, познавательную активность детей

Р/О № 9 (ауд.  соч.)

16.04

В. П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка».

1

Урок внеклассного чтения

Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности

Пересказ, аналитическая беседа

18.04

Из зарубежной литературы (1 ч)

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений

Уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя

Воспитание стойкости и мужества, умения выстоять в необычных жизненных условиях

Сказание

19.04

Дж. Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише».

«Ради жизни на Земле…». Поэты о Великой Отечественной войне (3 ч.)

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать о раскрытии темы войны в поэзии.

Знать творчество А.Т.Твардовского

Работа над выразительным чтением, развитие навыков анализа, знакомство с жанровыми особенностями баллады.

Раскрытие патриотического чувства

Баллада

Сообщение, беседа по тексту

Р./К. № 13

21.04

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

С. Дроздов.  «На дороге военной». Новелла.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете».

1

Урок чтения и изучения произведения

Знать о жизни К.Симонова

Работа над выразительным чтением, наблюдением над сюжетом в лирическом произведении.

Раскрытие патриотического чувства

Сюжет, лирическое произведение

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

23.04

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.).

В. Ащеулов «Что такое – война?». Лирика.

1

Урок - концерт

Знать поэзию о Великой Отечественной войне

Работа над выразительным чтением, наблюдением над сюжетом в лирическом произведении.

Раскрытие патриотического чувства

Сообщение, чтение наизусть, комментарий к стихотворению

 

Р./К. № 14

25.04

Произведения о Родине и родной природе (3 ч.)

1

Урок чтения и изучения произведения

Познакомить с творчеством поэтов ХХ века

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение)

Развитие любви к поэзии, Родине, родной природе

Тема, идея. Средства художественной выразительности. Рифма.

Сообщение, выразительное чтение

26.04

А.А.Блок. «Встану я в утро туманное…», «На весеннем пути в теремок…».

А. А. Прокофьев. «Аленушка».  Д. Б. Кедрин. «Аленушка».

1

Урок-анализ

Сравнительный анализ

28.04

Н. М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы».

1

Урок чтения и изучения произведения

Выразительное чтение, беседа

30.04

Писатели улыбаются (3 ч.)

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; показать значение картин природы в рассказе. Знать, что такое юмор.

Совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки, обучение сжатому пересказу

Понять, как создается юмористическое произведение

Юмор

Работа по тексту

02.05

Рассказы о детях Саши Черного. «Кавказский пленник».

С. Чёрный.  «Игорь-Робинзон».

1

Урок чтения и обсуждения произведения

03.05

Стихотворения-шутки.  

Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит».

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества

Уметь выразительно читать

Воспитание любви к чтению

Стихотворения-песни, песни-шутки, песни-фантазии

Работа по тексту

05.05

Контрольный тест по теме «Русская литература XX века».

1

Урок контроля зун

Проверить знание текстов литературных произведений; знание истории литературы; знание изученных сведений по теории литературы

Уметь давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений.

К/Р №3

07.05

Из зарубежной литературы (8 ч)

2

Урок внеклассного чтения

Знать факты биографии и творчества Эзопа, Лафонтена, Лессинга.

Басня, эзопов язык

Выразительное чтение, аналитическая беседа

10.05

12.05

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» –произведение о силе человеческого духа.

3

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать факты биографии и творчества

Д. Дефо

Уметь характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; пересказывать эпизоды произведения

Знать, что в наше время обозначают слова «робинзон» и «робинзонада»

Роман, дневник

Подготовить сообщения

14.05

Урок чтения и обсуждения произведения

Пересказ ключевых эпизодов романа

16.05

Урок чтения и обсуждения произведения

17.05

М. Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера».

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Иметь представление о личности и творческой деятельности М.Твена

Уметь составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев

Понимание дружбы. Умение сделать мир интересным

Литературный псевдоним, приключенческая литература, отзыв

Пересказ

19.05

М. Твен.  «Приключения Тома Сойера».

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Словесное рисование, пересказ, аналитическая беседа

21.05

23.05

«Я – поэт?» (творческая мастерская).

1

Урок речевого общения

Уметь рифмовать строчки

Лирика, рифма, ритм, художественно-выразительные средства

Сочинение четверостиший

Р/О № 10

24.05

Мой любимый писатель Ставрополья.

1

Урок внеклассного чтения

Уметь самостоятельно производить отбор произведения по теме

Рассказывание, аналитическая беседа

Р./К. № 15

26.05

Викторина «По прочитанным страницам».

1

Урок-викторина

Выявить уровень литературного развития учащихся

Теория, термины, определения

28.05

Путешествие по стране Литературии 5 класса.

1

Урок-праздник

Выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам:

– Какие книги из прочитанных за год показались самыми важными, интересными и почему?

– Любимые литературные герои и их нравственные качества

Уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

Любовь к чтению

Выступления

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....