Праздник Устного Народного Творчества
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Данный сценарий предназначен для учащихся 5 класса. Его можно использовать в ходе предметной недели и на обобщающем уроке после изучения устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_unt.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель:
Васильева Валентина Дорофеевна – учитель русского языка и литературы, Республика Башкортостан.
Данный сценарий предназначен для учащихся 5 класса. Его можно использовать в ходе предметной недели и на обобщающем уроке после изучения устного народного творчества.
Праздник Устного Народного Творчества
Цели:
- заинтересовать детей малыми жанрами устного народного творчества;
- расширить кругозор и словарный запас обучающихся;
- дать возможность проявить ребятам находчивость, чувство юмора, творческую активность;
- способствовать укреплению классного коллектива на основе совместной деятельности;
- обогащение, обобщение и углубление знаний;
- формировать умение разнообразить свободное время.
Оборудование, оформление, реквизиты:
- класс оформлен в стиле русской избы вышитыми полотенцами;
- карточки с загадками;
- «чудо-дерево» с пословицами;
- Хлеб-соль на вышитом рушнике.
Эпиграф:
Люди русские! Люди добрые!
Если придут к вам «мысли чёрные», или просто жизнь покажется «несносной раной» - вспомните о творчестве народном, прислушайтесь к тихому, мудрому голосу народа!
И СТАНЕТ ВАМ ЛЕГЧЕ!!!
Выход учащихся с песней «Ой, блины, блины мои…»
- Кто шагает дружно в ряд?
- Это фольклорный наш отряд.
- Одолеет кто учёбу?
- Кто всегда шагает в ногу.
- Ну, а если вдруг беда?
- Не сдадимся никогда!
- Если вдруг комар укусит?
- Нет, никто из нас не струсит!
- Ну, а если вдруг медведь?
- Вместе будем песни петь!
- Ветер в реку вас угонит.
- Выпьем реку, не утонем.
- Смерч вас на небо забросит.
- Там зайдём мы к небу в гости!
- Не вернётесь же, сгорите…
- Нет, уж, милые, не ждите!
Мы ребята – крепче стали,
Даже крепче, чем гранит.
Сердце биться не устанет,
Как вулкан оно кипит!
Хозяйка (учитель):
Здравствуйте, гости добрые! Добрый день! Приятно говорить слова такие, таких ребят встречая у дверей! Я вам так рада, гости дорогие! Так рада! Проходите же скорей!
А почему мы здороваемся?
Дети хором:
«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» - улыбнётся он в ответ.
И тогда никто не пойдёт в аптеку, а здоровым будет много лет.
Добрый день всем, всем, всем, кто пришёл на наш праздник!
Песня «Добрый день!»
- Добрый день, гости званые и желанные!
- Для дорогих гостей и ворота настежь!
- Дорогим гостям сегодня заделье: для ума полезное, а для души приятное!
- Рады мы вас видеть, дорогие наши!
- Русское спасибо вам от сердца скажем!
- На земле на нашей мы вас величаем!
- Доброго здоровья от души желаем!
- Кланяемся низко, полюбить нас просим!
- Как велит обычай, хлеб и соль подносим!
Преподносим хлеб-соль.
- Слушайте, слушайте и не говорите, что не слышали!
- Смотрите, смотрите и не говорите, что не видели!
- Только сегодня, только сейчас, только у нас, только для вас … КАЛЕЙДОСКОП СКОРОГОВОРОК!
- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
- Мы будем разговаривать, и будем выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
- Скороговорки – это весёлые стихотворения, которые не так-то просто выговаривать.
- Скороговорки – не только занятная игра, это очень нужное и полезное упражнение, чтобы исправить дикцию.
- Скороговорки учат нас правильно произносить слова, поэтому их раньше называли ЧИСТОГОВОРКАМИ.
Игра «Колечко» (водящий раздаёт колечко; кому попадает, тот воспроизводит вслух скороговорку).
Выход Бабы-Яги:
Здравствуйте, ребятки!
Это я, ваша любимая Баба-Яга! Не пугайтесь меня! Я сегодня добрая!
Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней, погляжу!
- Весёлое тестирование.
- Разнообразные варианты загадок.
- «Цветик-семицветик» с загадками.
Кто-то из детей:
А я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки – это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. В лучших своих пословицах народ передавал заветные правила жизни, жемчужины народной мудрости. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой и остроумной.
Игра: (дети встают в круг и под музыку передают деревянную ложку до тех пор, пока не остановится музыка; тот, в чьих руках окажется на тот момент ложка, тот воспроизводит пословицу).
«Хозяйка избы» просит хором произнести 3 раза волшебные слова:
КРИБЛИ, КРАБЛЕ, БУМ!
Вырастает «волшебное дерево» с частями пословиц (ученики должны собрать пословицы):
- Будет зима - будет и лето
- Готовь сани летом, а телегу зимой
- Зима не лето - в шубу одета
- Невелика капля, а камень долбит
- В зимний холод всякий молод
- Солнце летом греет, а зимой морозит
- Лето собирает - зима съедает
- Жаль молока - не видать кошки
- Красна птица пером, а человек умом
Кто-то из детей:
Мне хочется, чтобы мы сейчас спели спокойную колыбельную песню.
Есть сила благодатная в созвучье слов живых,
И дышит непонятная святая прелесть в них.
С души вся тяжесть скатится, сомненья далеко.
Не плачется, а спится мне, и так ЛЕГКО-ЛЕГКО…
Дети поют колыбельную песню.
Кто-то из детей:
Собрались мы позабавиться да потешиться, поиграть!
Смех да веселье!
Как у нашего соседа весела была беседа,
А у нас на весь двор ещё лучше разговор!
Пусть звучат небылицы в лицах.
Небылицы в лицах – небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина!
1.- Здорово, Филя!
- Здорово, Уля!
- Где ты был?
- У матушки.
- Что, мать гостинцев прислала?
- Мать оладушек прислала.
- А где же они?
- Я их под лавку положил.
- Экий ты, Филя, чудак!
- А ты бы, Уля, как?
- Я бы их в печку положила, ты бы пришёл и поел.
2. - Здорово, Уля!
- Здорово, Филя!
- Мать прислала тебе сарафан!
- А где же он?
- Я его в печку положил.
- Экий ты, Филя, чудак!
- А ты бы, Уля, как?
- Я бы его повесила в шкаф!
3. - Здорово, Уля!
- Здорово, Филя!
- Мать прислала барана!
- А где же он?
- Я его повесил в шкаф.
- Экий ты, Филя, чудак!
- А ты бы, Уля, как?
- Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.
4. - Здорово, Уля!
- Здорово, Филя!
- Мать прислала сестрёнку Настюшку.
- А где же она?
- Я её в хлев завёл, водой напоил, сена дал.
- Экий ты, Филя, чудак!
- А ты бы, Уля, как?
- Я бы её за стол посадила да чаем напоила.
5. - Здорово, Уля!
- Здорово, Филя!
- Мать прислала свинью.
- А где же она?
- Я её за стол посадил да чаем напоил.
- Ах ты, Филя! Какой ты простофиля!
6. Жила-была Муха-чистюха.
Всё время купалася Муха.
Купалась она в воскресенье в отличном клубничном варенье.
В понедельник – в вишнёвой наливке.
Во вторник – в томатной подливке.
В среду – в лимонном желе.
В четверг – в киселе и смоле.
В пятницу – в простокваше, в компоте и в манной каше.
В субботу, помывшись в чернилах, сказала:
«Я боле не в силах!
уЖЖасно, жуЖЖасно устала,
Но … кажется … чище не стала! »
7. Наш бывший сосед был ужасный чудак,
Всё время он делал не то и не так:
Ходил он гулять со щенком на руках
И с кошками на четырёх поводках;
Цветы поливал он горячей водой;
Очки протирал он своей бородой;
Растил в огороде одни сорняки;
Играл на рояле в четыре руки;
Из лейки садовой он пил лимонад;
И был на такой же чудачке женат.
Жена его так говорила родне:
«Какое вам дело, коль нравится мне
Валяться на крыше, читая стихи,
В саду вдоль дорожек сажать лопухи,
Есть ужин на завтрак и чай на обед,
И волосы красить в малиновый цвет,
Сушить на деревьях чулки и бельё?
Моё это дело, и только моё!»
И было двенадцать у них чудачат,
Чумазых, горластых, как стайка галчат.
И чтобы проделки их все описать,
Пришлось бы, наверно, трудиться лет пять!
Но как-то однажды на старую тачку
Чудак посадил чудачат и чудачку,
И так покатили они вокруг света…
С тех пор ни ответа от них, ни привета.
Наверно, ребята, и в ваши края заедет когда-нибудь эта семья!
Учитель:
Сейчас для вас откроем мы сказочную дверь.
Там добрые герои – ты только в это верь.
Чудес на свете много, и в нашей сказке есть.
Ну что ж, друзья, в дорогу, войдём в страну чудес!
- Падают снежинки, медленно кружась,
Детвора на праздник дружно собралась.
- Кто не любит сказок? – спросим у ребят.
- Мы таких не знаем! – хором закричат.
- Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было, а может быть и нет.
- Как здорово, что в сказках всё сложно и не сложно,
Конец у них счастливый, недолгая беда.
А то, что необычно, и то, что невозможно,
Обычным и возможным становится всегда.
- Мы с хорошей сказкой неразлучны.
А чудес у сказки – до небес.
Вы представьте, как бы было скучно,
Если б в мире не было чудес.
- Знаю я, что наши дети
Читают все сказки на свете.
И любят героев и добрых, и злых,
Глупых, отчаянных и озорных.
Любят сказки они разных стран:
Про Маугли, Карлсона и обезьян,
Про Золушку и Шапочку Красную,
Добрую сказку, но не ужасную.
- Сказку, ребята, нельзя не любить!
В ней доброе дело все могут творить.
Сражаться со злом и его побеждать.
Сказки, ребята, надо читать!
Она живёт в любом дому
И странствует по странам.
А почему? Да потому, что без неё нельзя нам!
Песня «Сказки гуляют по свету».
Инсценирование любой народной сказки.
- Мы к народному творчеству сегодня прикоснулись,
Немного шутили, чуть-чуть усмехнулись.
Да разве о творчестве в один вечер расскажешь?
Немногое вспомнишь!
Немного покажешь!
- Вы нас не корите, вы нас не судите!
А лучше к нам в гости опять приходите.
Так будьте здоровы, живите богато,
А мы все пойдём до дому, до хаты.
- Закончился вечер,
Закончилась встреча,
Настал расставания час.
Пускай вы устали, но всех согревали
Улыбки и све милых глаз.
Песня «Из чего наш мир состоит».
Учитель:
Дорогие ребята! Вот и закончился наш праздник. Давайте сохраним то, что досталось нам от предыдущих поколений. Давайте будем любить и приумножать богатства народного творчества. Давайте учиться чувствовать, понимать окружающий нас мир, подаренный нам нашими предыдущими поколениями, потому что это путь к свету, добру и мудрости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на уроках биологии.
В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...
Устное народное творчество. Праздник загадок.
Урок-обобщения в 5 классе по теме "Устное народное творчество". Формой урока избрала - праздник.Цели урока:1. Проверить и закрепить знания учащихся о загадках.2. Развивать интерес к устному норадному ...
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
Урок-праздник по теме «Устное народное творчество».«Серебряное донце, золотое веретёнце».
Урок-праздник по теме «Устное народное творчество». «Серебряное донце, золотое веретёнце». Цель:1)проверка полученных знаний по теме «Устное народное творчество», 2) закрепление навыков выразительн...
Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.
Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе....
Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества"Физика в литературе и устном народном творчестве"
физика в пословицах и поговорках...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...