Спецкурс "Литература Ставрополья" 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Спецкурс «Современный литературный процесс на Ставрополье» является составной частью учебной программы общеобразовательных учреждений. Спецкурс предполагает изучение произведений ставропольских писателей и поэтов . Курс рассчитан на изучение литературных произведений в начальной школе, в основной и полной средней школе . Предполагается свободный выбор преподавателями, администрацией учебного заведения, в каком классе изучать литературу Ставрополья.
Литература Ставрополья, являясь самостоятельным образовательным предметом, органично входит составной частью в литературу как учебную дисциплину. Она основана на литературных законах и стандартах , предусмотренных для РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Утверждена
Директор школы
__________________ Т.В. Толмачева
Приказ
от «29» августа 2014 года
№ 149
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса по литературе
«Литература Ставрополья»
8 класс
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Составлена на основе программы, разработанной О.П.Фесенко, к региональному учебнику «Литературное краеведение Ставрополья» для 5-9 классов.- Ставрополь :Изд-во СГУ,2003г.
Рабочую программу составила
Сыч Наталья Ивановна
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №3
2014 год
Пояснительная записка
Спецкурс «Современный литературный процесс на Ставрополье» является составной частью учебной программы общеобразовательных учреждений. Спецкурс предполагает изучение произведений ставропольских писателей и поэтов . Курс рассчитан на изучение литературных произведений в начальной школе, в основной и полной средней школе . Предполагается свободный выбор преподавателями, администрацией учебного заведения, в каком классе изучать литературу Ставрополья.
Литература Ставрополья, являясь самостоятельным образовательным предметом, органично входит составной частью в литературу как учебную дисциплину. Она основана на литературных законах и стандартах , предусмотренных для РФ.
Требования к данному курсу определены в утвержденном Губернатором Ставропольского края национально - региональном компоненте государственного образовательного стандарта «Литература Ставрополья ».
Преподавателю необходимо учитывать особенности края, населенного пункта, где проживают учащиеся. Литература Ставрополья теснейшим образом связана с традициями, обычаями , культурой, искусством, историей , экономикой нашего региона.
Цель спецкурса - привитие учащимся любви к Родине, к тому месту, где он проживает.
При изучении спецкурса необходимо дать почувствовать учащимся, что писатели , поэты нашего края тоже создают ценные в художественном плане произведения , яркие литературные образы , как литераторы столичных городов России.
Ставропольский край – многонациональный регион, поэтому, определяя общероссийские культурные ценности, нам следует привить учащимся культуру межнациональных отношений, культуру мира. Учителя Ставрополья исторически всегда активно влияли на настроение в обществе . Поэтому через учащихся, родителей педагоги края могут стать активными пропагандистами культуры мира, учить детей уважать достоинство каждого человека , отвергать насилие , проявлять гуманизм.
На примере произведений писателей Ставрополья дети учатся не только слышать слово писателя, понимать друг друга, любить и оберегать как всю нашу планету, но и то, что они видят каждый день, ту местность, где живут.
Круг чтения полностью зависит от наличия книг в школьной, районной библиотеках, в домашних библиотеках учителя и учащихся. Важно отбирать произведения с открыто выраженной авторской позицией, произведения, отвечающие высоким критериям художественности.
Спецкурс, как и программный курс литературы, предполагает развитие теоретических понятий о произведении как художественном единстве (идейно-тематической основе, сюжете , взаимосвязи героев и обстоятельств , способах характеристики действующих лиц, художественных особенностях) ; расширение знаний по стилистике.
Программа построена на принципе вариативности : учитель выбирает для изучения темы и произведения, которые отвечают конкретной педагогической целесообразности, наличию книг.
Учитываются местные условия, интересы и возможности учащихся, учителя и школы.
Структура и содержание программы.
Курс построен так, что параллельно со школьной программой по литературе можно обращаться к материалу и авторов Ставрополья, и местных авторов , связанному с разделами школьной программы.
В программу курса включены произведения В.И. Бутенко, А.И. Солженицына, А.Т. Губина , И.В. Кашпурова , Г.С. Фатеева , Г.М. Шумарова , поэтов и писателей Предгорного района.
Необходимо обратить внимание на заучивание художественных текстов и выразительное чтение.
Поэзия представлена следующими авторами Ставрополья: В.И.Бутенко, А.Е.Екимцевым, И.В.Кашпуровым, Г.С.Фатеевым, В.В.Нарыжной, В.Слядневой.
Книги И. В. Кузнецова расширят знания школьников по истории, а Г.А. Беликова приобщат к путешествиям по родному краю.
Праздник – презентация творчества любимого поэта и писателя завершает спецкурс
( или проверочная работа ).
Наизусть 2-3 стихотворения , 1 отрывок прозы.
Развитие речи : отзыв о прочитанном, о произведениях других искусств, сочинения по доступной проблематике, в том числе и по нравственному воспитанию, сочинения о героях, создание сценариев, инсценировок и другие виды работ.
Тематическое планирование
34 часа
№п/п | Название разделов | Количество часов
| Дата | ||
Лекция | Проверочные работы | Семинары | |||
I 1 | Введение. Программа курса. Литература Ставрополья как один из видов искусства , ее место и роль в жизни общества Поэты и писатели Ставрополья .Поэты и писатели Предгорного района. Жанры произведений ставропольских авторов. | 1 | |||
II 2 | Народные песни . Особенность исторических и лирических песен. Исполнительницы народных песен. | 1 | |||
3 | Авторская песня на Ставрополье. Бард В.П. Бутенко . | 1 | |||
III 4 | Из истории христианства на Ставрополье Ставропольская семинария. Книги Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского. Роль митрополита Гедеона в развитии христианства на Ставрополье, в жизни края. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. Обращение к религии, к христианству в наше время. | 1 | |||
IV 5 | Декабристы- литераторы на Северном Кавказе. Обзор творчества . Стремление писателя –декабриста Бестужева- Марлинского на Кавказ. | 1 | |||
V 6 | Классики русской литературы 19 века на Ставрополье Обзор творчества Александр СергеевичПушкин. Пребывание лирика на Ставрополье. Написание произведений.Михаил Юрьевич Лермонтов. Рассказ о поездке Лермонтова на Кавказ в детстве. Лев Николаевич Толстой. Связь Л.Н. Толстого с Северным Кавказом. | 1 | |||
VI 7 | Роль ставропольской гимназии в развитии просветительской мысли северокавказских народов Коста Леванович Хетагуров- основоположник осетинской литературы. Поэзия М.Ю.Лермонтова и К.Л.Хетагурова. | 1 | |||
VII 8 | Современный литературный процесс на Ставрополье. Александр Исаевич Солженицын. Обзор творчества . Рассказ «Один день Ивана Денисовича». «Тайный внутренний свет» произведения. |
1 | |||
9 | «Я в сердце светлость берегу…» ( урок- решение по творчеству Александра Ефимовича Екимцева с использованием компьютерной презентации «Ставропольский поэт Александр Ефимович Екимцев и его произведения » ). | 1 | |||
10 | «Пером орлиным я прописан в горах Кавказа навсегда!» (урок по творчеству А.Е. Екимцева) | 1 | |||
11 | «В его стихах краса Земли…» (по творчеству Ивана Васильевича Кашпурова с использованием компьютерной презентации «Тема родины и природы в лирике Ивана Васильевича Кашпурова») | 1 | |||
12 | Отражение малой родины в лирике И.В.Кашпурова. | ||||
13 | Из творческой биографии поэта. | ||||
14 | Образ степного Ставрополья. | ||||
15 | «Запомнит мир легендою простою, как мы за счастье проливали кровь…» (Ставропольский поэт Иван Гурьянович Булкин и защитники Отечества, прославившие Ставрополье). Использование компьютерной презентации. | 1 | |||
16 | «Бессмертный подвиг я свершил – Я на Земле на этой жил» (К дню рождения ставропольского писателя Андрея Терентьевича Губина, с использованием компьютерной презентации) | 1 | |||
17 | Страницы творческой биографии. | ||||
18 | Личность А.Т.Губина и его роман «Молоко волчицы». | ||||
19 | Из истории создания и публикации романа «Молоко волчицы». | ||||
20 | Автобиографический аспект романа. | ||||
21 | Осмысление романа литературной критикой. | ||||
22 | Владимир Григорьевич Гнеушев - патриот своей страны (с использованием компьютерной презентации «Сквозь призму времени») | 1 | |||
23 | Поэзия В.Г. Гнеушева. Из творческой биографии поэта. | ||||
24 | Поэтическое творчество В.Г. Гнеушева. | ||||
25 | Творчество Г.С.Фатеева | ||||
26 | Творчество Г.М.Шумарова | ||||
27 | Карп Григорьевич Черный – педагог, писатель, человек (с использованием компьютерной презентации «Педагог, писатель, журналист») |
| 1 | ||
VIII 28 | Поэты и писатели Предгорного района Обзор творчества. Мой любимый поэт Предгорного района. |
| 1 | ||
29-30 | Творчество В.В.Нарыжной | ||||
31-32 | Творчество В.Слядневой | ||||
33-34 | Праздник – презентация творчества любимого поэта и писателя Ставрополья (или проверочная работа ). |
| 1 | ||
ИТОГО 34 часа |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей русского языка и литературы
от 27.08.2014 г. №1
Руководитель МО
_________________ Сыч Н.И.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Глазкова О.М.
от «29» августа 2014 г.
Педагогическим советом
Протокол заседания
от «29» августа 2014 г. №1
Рекомендуемая литература:
1 . Литературное краеведение Ставрополья . 5-8 классы : Программа к региональному учебнику . – Ставрополь : Изд-во СГУ , 2003 г.
2. Писатели Ставрополья : Словарь- справочник / Краев. Юнош. Б-ка , Александровская ЦБС; Сост.: Т.Н. Василенко , О.В.Карпинец . – Ставрополь, 2003 г.
3. Методические рекомендации по изучению курса « Литература Ставрополья». Учебное издание ./ Авт. – сост.: А.Е. Шабалдас , З.Я. Сидоренко .- Ставрополь: СКИПКРО , 2000 г.
4. Писатели –классики и Кавказ . Редактор – кандидат фил. Наук Л.В.Витковская . Составление и предисловие И .А. Мохова. – Ставрополь, 1985 г.
5.Готовимся к экзаменам по литературе: Регионально-национальный компонент. / Сост. : В.И.Сидоров , В.Б.Иванова , - Ставрополь : сервисшкола, 2003 г.
6. Сидоренко З.Я. Литература Ставрополья и Северного Кавказа : Спецкурс , 8 кл., - Ставрополь, СКИПКРО, 1997 г.
7. Литературное краеведение Ставрополья . Региональный учебник для 5-8 классов общеобр. учрежден., Ставрополь, 2001 г.
8. Литературный Ставрополь, Альманах № 1, Ставрополь, 1998 г.
10.Подвиг народный .Сборник стихов к 60- летию Победы . Культурный фонд «Южная провинция » . Ставрополь, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....