Гауф Бедный Маленький Мук
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок-исследование. В чём видел для себя счастье Маленький Мук?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Маленький Мук | 109.5 КБ |
Презентация к уроку | 2.32 МБ |
Маленький Мук | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
Полевского Городского Округа
«Средняя Общеобразовательная Школа № 8».
Урок литературы в 6 «А» классе
по теме «Бедный Маленький Мук»
Разработчик:
Мащенко Ксения Владимировна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории.
Полевской городской округ, 2014-2015 учебный год.
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: «Бедный Маленький Мук»
(Раздел 2. «Сказки для взрослых»)
Рабочее название урока: В чём видел для себя счастье Маленький Мук?
Цель: | Провести исследование на тему: «Маленький Мук – это сказка или жизненная история?» |
Задачи: |
|
Планируемые результаты УУД: | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
|
Предметные: | 1. Продолжить формирование навыков и умений в анализе произведений. 2. Сопоставление героев и их поступков. 3. Умение формулировать проблему и идею произведения, сопоставлять с реальностью. |
Основные понятия |
|
Ресурсы: основные дополнительные | Учебник-хрестоматия «Год после детства», Литература, кн.1, 6 класс: для общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс, 2012 , авторы Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева Презентация к уроку |
Тип урока: | Урок усвоения новых знаний Метод: по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические; проблемно – поисковые. |
Технология |
|
Эпиграф: «Все мы - люди, да не все – человеки».
Владимир Иванович Даль
Этапы урока | Содержание |
I. Организационный, постановка цели и задач урока | Приветствие учащихся. Мотивация учащихся Прослушивание фрагмента песни из к\ф «Маленький Мук» («Дорогами добра») - Какой девиз из этой песни вы бы хотели взять для себя? - Почему эту песню выбрали для кинофильма «Маленький Мук»? - Кто обижал Маленького Мука и почему? Формулировка темы и проблемы урока – Давайте вспомним, что сказали родственники Маленького Мука, когда выгнали его из дома? («Иди по свету, может быть, и найдёшь своё счастье».) – Как вы думаете, какую тему урока мы можем сформулировать? В чём видел для себя счастье Маленький Мук? (записать в тетради) Словарная работа на карточках: нравственность, сострадание, сочувствие, справедливость, счастье |
II. Актуализация знаний. Работа с текстом. | – В каждой сказке, в каждой истории есть маленькие секреты. В данном случае секрет кроется в имени Маленького Мука. – Давайте прочитаем, как звали его на самом деле. (На самом деле его звали Мукра). – Как вы думаете, это уточнение случайно или нет? Информация для учителя Мукра – мул, плод скрещивания кобылы и ослицы. Согласно Гомеру, впервые мулы появились в Малой Азии, где их разводили и использовали как вьючных животных… В Италии так называют незаконнорожденных детей и найдёнышей.
– Вместе с информацией о том, что Маленький Мук жил у отца, что родня после смерти отца выгнала его, какой вывод можно предположить?(Маленький Мук – незаконнорожденный или найдёныш, то есть человек, изначально лишённый в то время достойного места в жизни.) Словарная работа: нравственность, сопереживание, справедливость. Первый эпизод: Маленький Мук и старуха Ахавзи. Ахавзи, без сомнения, значимое имя, но языковой барьер не позволяет определить, что первоначально имели в виду создатели сказки. Одно можно сказать точно: любовь старухи к своим животным – это пародия на человеческие отношения.
Карлик уныло брёл по улицам, еле волоча ноги. Он проходил мимо одного высокого красивого дома, и вдруг в этом доме распахнулось окно и какая-то старуха, высунувшись, закричала: – Сюда, сюда – Готова еда! Столик накрыт, Чтоб каждый был сыт. Соседи, сюда – Готова еда! … Мук поднялся наверх по лестнице и увидел ту старуху, которая кричала из окна. – Что тебе нужно? – сердито спросила старуха. – Ты звала обедать, – сказал Мук, – а я очень голоден. Вот я и пришёл. Старуха громко рассмеялась и сказала: – Откуда ты взялся, парень? Все в городе знают, что я варю обед только для моих милых кошек. А чтобы им не было скучно, я приглашаю к ним соседей. – Накорми уж и меня заодно, – попросил Мук. Он рассказал старухе, как ему пришлось туго, когда умер его отец, и старуха пожалела его. Она досыта накормила карлика и, когда Маленький Мук наелся и отдохнул, сказала ему: – Знаешь что, Мук? Оставайся-ка ты у меня служить. Работа у меня лёгкая, и жить тебе будет хорошо. Муку понравился кошачий обед, и он согласился... Кошек госпожа Ахавзи любила, точно родных детей. – Можно ли сказать, что госпожа Ахавзи пожалела Мука? – Любила ли она кого-нибудь, кроме своих кошек? – Были ли шансы у Мука остаться работать в этом месте? Почему? – Почему кошки стали выживать Маленького Мука? Первая попытка – устроиться из милости – не удалась, поскольку в этом деле у Мука было много конкурентов. – Что взял Маленький Мук в комнате старухи? – Как он рассуждал при этом? – Удачным ли оказался его выбор? Почему? Второй эпизод: Маленький Мук и король. Как Мук попал в город? Чего ожидал? Мог ли Маленький Мук добиться расположения придворных или нет? – Если бы Маленький Мук не нашёл горшок с золотом, его судьба при королевском дворце могла бы сложиться? Почему? – Почему у Маленького Мука не возникло взаимопонимания с королём? Могло ли оно возникнуть? (Взаимопонимания возникнуть не могло, Маленький Мук опирался на волшебные артефакты, искренне считая, что именно они принесут ему удачу и понимание. Но эти предметы работали в любых руках, и король, как всякий политик, исходил из практических соображений. Зачем ему Маленький Мук?) Эпизод третий: Маленький Мук и волшебные ягоды. – О чём думал Маленький Мук, уходя из города? – Как он отомстил королю? – Нашёл ли Маленький Мук своё счастье? Почему? – Давайте посмотрим, что было у Мука? (Богатство, умение быстро перемещаться с место на место. То есть в любом городе он мог остановиться и жить безбедно.) – Чего же не хватало Муку? (признания людей) – Как он пытался его приобрести? (С помощью подарков, усердия в службе.) – Как он его приобрёл у «злых мальчиков»? (Просто рассказав свою историю.) Над решением какой проблемы мы сегодня работали? – В чём видел для себя счастье Маленький Мук? Почему он, по мнению отца мальчика, достоин уважения? – А что понял мальчик, рассказывающий эту историю? Почему в самом начале он характеризует себя и своих друзей как «злых мальчиков»? – Сформулируйте для себя понятие «счастье», каким вы его открыли в произведениях Гауфа. (работа со стикерами) «Счастье 6 А класса» |
III. Итог урока. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Чему меня научила сказка «Маленький Мук» – Маленький Мук открыл для себя большой мир людей, где нельзя завоевать любовь и расположение других людей ни прилежанием, ни богатством, ни особыми умениями – всё это есть и у других. Доброта и сострадание к другим, умение оставаться самим собой в любой ситуации – вот главное, что помогает обрести место в жизни. Это сказка или жизненная история? |
IV. Домашнее задание | 1. Составить синквейн по вариантам «Счастье», «Маленький Мук» 2. Творческое задание по желанию (какие приключения могли бы произойти с Маленьким Муком, если бы он в запертой комнате нашел старинное зеркальце, восточный халат, расшитый тюрбан) стр 190 вопрос 2 3. Прочитать ознакомительным чтением сказку «Принцесса Изольда» |
________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. ________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. ________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. __________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине. _________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения | ________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. ________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. ________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. __________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине. _________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения |
________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. ________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. ________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. __________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине. _________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения | ________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. ________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. ________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. __________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине. _________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения |
________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. ________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. ________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. __________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине. _________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения | ________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. ________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. ________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. __________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине. _________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения |
СИНКВЕЙН Существительное_________________________________________________ Два прилагательных______________________________________________ Три глагола______________________________________________________ Предложение____________________________________________________ _______________________________________________________________ Ассоциации_____________________________________________________ _______________________________________________________________ | СИНКВЕЙН Существительное_________________________________________________ Два прилагательных______________________________________________ Три глагола______________________________________________________ Предложение____________________________________________________ _______________________________________________________________ Ассоциации_____________________________________________________ _______________________________________________________________ |
СИНКВЕЙН Существительное_________________________________________________ Два прилагательных______________________________________________ Три глагола______________________________________________________ Предложение____________________________________________________ _______________________________________________________________ Ассоциации_____________________________________________________ _______________________________________________________________ | СИНКВЕЙН Существительное_________________________________________________ Два прилагательных______________________________________________ Три глагола______________________________________________________ Предложение____________________________________________________ _______________________________________________________________ Ассоциации_____________________________________________________ _______________________________________________________________ |
СИНКВЕЙН Существительное_________________________________________________ Два прилагательных______________________________________________ Три глагола______________________________________________________ Предложение____________________________________________________ _______________________________________________________________ Ассоциации_____________________________________________________ _______________________________________________________________ | СИНКВЕЙН Существительное_________________________________________________ Два прилагательных______________________________________________ Три глагола______________________________________________________ Предложение____________________________________________________ _______________________________________________________________ Ассоциации_____________________________________________________ _______________________________________________________________ |
СИНКВЕЙН Существительное_________________________________________________ Два прилагательных______________________________________________ Три глагола______________________________________________________ Предложение____________________________________________________ _______________________________________________________________ Ассоциации_____________________________________________________ _______________________________________________________________ | СИНКВЕЙН Существительное_________________________________________________ Два прилагательных______________________________________________ Три глагола______________________________________________________ Предложение____________________________________________________ _______________________________________________________________ Ассоциации_____________________________________________________ _______________________________________________________________ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: «Бедный Маленький Мук» (Раздел 2. «Сказки для взрослых»)
Рабочее название урока: В чём видел для себя счастье Маленький Мук?
Цель: проведение исследования на тему: «Маленький Мук – это сказка или жизненная история?»
Задачи: 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
2. Пользоваться приёмами изучающего чтения;
3. Осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Строить рассуждения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
5. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, восприятия текста как произведения искусства.
Урок усвоения новых знаний
Этапы урока | Содержание | Для заметок |
I. Организационный, постановка цели и задач урока Формулировка темы и проблемы урока | Приветствие учащихся. Мотивация учащихся Прослушивание фрагмента песни из к\ф «Маленький Мук» («Дорогами добра») - Какой девиз из этой песни вы бы хотели взять для себя? Почему эту песню выбрали для кинофильма «Маленький Мук»? - Кто обижал Маленького Мука и почему? Давайте вспомним, что сказали родственники Маленького Мука, когда выгнали его из дома? – Как вы думаете, какую тему урока мы можем сформулировать? |
|
II. Актуализация знаний. Работа с текстом. | – В каждой сказке, в каждой истории есть маленькие секреты. В чем секрет имени Мука? Словарная работа: нравственность, сопереживание, справедливость, сочувствие, сострадание Первый эпизод: Маленький Мук и старуха Ахавзи. – Можно ли сказать, что госпожа Ахавзи пожалела Мука? Любила ли она кого-нибудь, кроме своих кошек? – Были ли шансы у Мука остаться работать в этом месте? Почему? Почему кошки стали выживать Маленького Мука? – Что взял Маленький Мук в комнате старухи? Как он рассуждал при этом? Удачным ли оказался его выбор? Почему? Второй эпизод: Маленький Мук и король. – Мог ли Маленький Мук мог добиться расположения придворных? – Если бы Маленький Мук не нашёл горшок с золотом, его судьба при королевском дворце могла бы сложиться? Почему? – Почему у Маленького Мука не возникло взаимопонимания с королём? Могло ли оно возникнуть? Эпизод третий: Маленький Мук и волшебные ягоды. – О чём думал Маленький Мук, уходя из города? Как он отомстил королю? – Нашёл ли Маленький Мук своё счастье? Почему? – Давайте посмотрим, что было у Мука? Чего же не хватало Муку? Как он пытался его приобрести? Как он его приобрёл у «злых мальчиков»? В чём видел для себя счастье Маленький Мук? Почему он, по мнению отца мальчика, достоин уважения? – А что понял мальчик, рассказывающий эту историю? Почему в самом начале он характеризует себя и своих друзей как «злых мальчиков»? | |
III. Итог урока. | – Сформулируйте для себя понятие «счастье», каким вы его открыли в произведениях Гауфа (стикеры) - Составить синквейн по вариантам «Счастье», «Маленький Мук» Эта сказка для детей или для взрослых. Чему меня научила сказка «Маленький Мук»? |
|
IV. Домашнее задание | 1. Творческое задание по желанию (какие приключения могли бы произойти с Маленьким Муком, если бы он в запертой комнате нашел старинное зеркальце, восточный халат, расшитый тюрбан) 2. Прочитать ознакомительным чтением сказку «Принцесса Изольда» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам В. Гауфа
Сценарий внеклассного мероприятия по жини и творчеству В. Гауфа предназначен для учащихся 8 класса....
Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.
В каждой девушке скрывается «бедная Лиза». Говорят, «от любви до ненависти – один шаг». Любовь и разочарование часто идут в «одну ногу», но не стоит допускать таких ситуаций, когда...
В.Гауф Маленький Мук Тест
Открытый тест. 10 вопросов...
БЕДНЫЙ МАЛЕНЬКИЙ МУК. ( Урок-семинар по сказке В. Гауфа «Рассказ о Маленьком Муке». 5-ый класс.)
БЕДНЫЙ МАЛЕНЬКИЙ МУК. ( Урок-семинар по сказке В. Гауфа «Рассказ о Маленьком Муке». 5-ый класс.)...
План-конспект урока по литературе в 9 классе "Бедный человек или бедный чиновник. По повести Н.В.Гоголя "Шинель".
Разработка урока по методической проблеме - анализ художественного образа. Основные цели урока: развитие навыка анализа художественного образа в эпическом произведении, развитие навыков работы с...
Мини-тест по сказке Вильгельма Гауфа "Холодное сердце"
Тест поможет проверить внимание обучающихся прочитавших известную сказку....
Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М.Достоевского (по роману «Бедные люди») 10 класс
Тема "Маленького человека" в творчестве Ф.М.Достоевского...