Проект «Мама, Папа и Я - читающая семья»
проект по литературе на тему

Лихтенвальд Галина Петровна

Проект рассчитан на супружеские пары в возрасте до 35 лет с детьми.Проект направлен на повышение интереса родителей к чтению детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynoe_chtenie.docx44.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 «Мама, Папа и Я - читающая семья»        

 в рамках IV Молодежного форума Южных территорий Туруханского района «Мы вместе!»

        

 Авторы проекта:  

Краснопеева Н.А. зам. дир. по ВР МОУ «Зотинская СОШ», уполномоченный по правам участников образовательного процесса МОУ «Зотинская СОШ»;

Дудина О.А. зам. дир. по НМР МОУ «Зотинская СОШ»;

Лихтенвальд Г.П. педагог-организатор МОУ «Зотинская СОШ»;

Васильева З.П. учитель начальных классов МОУ «Зотинская СОШ»

Организации - заявители: Администрация Зотинского сельсовета,  

МОУ «Зотинская СОШ»

Организации - партнеры:

Отдел по делам молодежи, реализации проектов в области физкультуры и спорта управления ФСТиМП Туруханского района

Актуальность проекта

Основными проблемами последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше направлено на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

Вместе с тем, чтение остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.

Исследования данной проблемы показали снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. “вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов, электронных носителей информации.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль, так как совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.  Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. В то время как  библиотеки являются центром нашего общества и играют важную роль в жизни семьи. Ежемесячное посещение  библиотеки вместе с ребенком может стать интересным и значимым семейным ритуалом.              Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь, помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать. Чтение книг ребенку вслух очень важный элемент воспитания. В процессе совместного переживания и обсуждения прочитанного формируются и крепнут общесемейные ценности, создается возможность для понимания другого члена семьи и для развития всех. Полноценное развития ребенка, возможно в том случае, если   традиции семейного чтения будут   прививаться  с самых ранних лет и поддерживаться на протяжении всей жизни.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.

Таким образом, для успешного решения проблемы необходимо внедрение новой модели организации семейного чтения. 

Повышение интереса родителей к чтению детей, библиотеке и в то же время отсутствие у них знаний в области педагогики детского чтения, круга лучшей детской литературы, узости понимания целей руководства чтением детей в семье, координация в работе со школой, центрами внешкольного образования побудили нас к разработке и реализации проекта «Мама, Папа и Я - читающая семья».

Такой подход к семейному чтению делает единицей проекта не книгу, а семью, а сам проект становится средством двойного действия: семейное чтение помогает становлению и укреплению семьи; а семья становится средством трансляции ценности чтения.

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Для оказания помощи родителям в освоении этой роли библиотек необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.

 Цель проекта: создание информационно-педагогической поддержки для мотивации семейного чтения.  

Задачи проекта:

- изучение информационных потребностей читателей по вопросам семейного чтения, анализ разработка актуальных тем информирования.

- организация сотрудничества «ребенок-родитель-библиотекарь»

- возрождение традиции семейных чтений;

- повышение культуры чтения в семье;

- приобщение семей  к регулярному чтению литературы и посещению школьной и сельской библиотек.

  -  приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.

    - Координация деятельности со школой, центрами внешкольной работы и дополнительного образования.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Систематическая работа библиотек школы и села по организации семейного чтения.

2. Включенность в деятельность проекта 60% молодых семей п. Зотино.

3. Организация взаимодействия общественности с семьями по решению проблем.

4. Повышение статуса семьи, укрепление семейных традиций в области семейного чтения.

5.  Повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

6. Формирование потребности семей с детьми в активном организованном досуге.

7. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.

8. Повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Функциональные направления деятельности при проведении работ

Ф.И.О.

Возраст, образование, квалификация, должность

1

Руководитель проекта

Краснопеева Н.А.

40 лет, высшее, зам. дир. по ВР МОУ «Зотинская СОШ», педагог ДОД, уполномоченный по правам участников образовательного процесса МОУ «Зотинская СОШ»

2

Организация досуговой деятельности

Лихтенвальд Г.П.

24 лет, высшее, педагог-организатор, учитель МОУ «Зотинская СОШ».

3

Методическое обеспечение

Дудина О.А.

39 лет, высшее, зам. дир. по НМР МОУ «Зотинская СОШ»

4

Организация досуговой деятельности

Васильева З.П.

38 лет, высшее, учитель МОУ «Зотинская СОШ».

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Творческая, познавательная, исследовательская, досуговая деятельность.

УЧАСТНИКИ

Проект рассчитан на:

- супружеские пары в возрасте до 35 лет с детьми;

Планируется привлечь не менее 50 человек (дети и взрослые).

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

С январь 2012 г. по январь 2013 г.

ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА

 

 Название мероприятий

Исполнители

Сроки исполнения

1

 Проведение исследования «Что и как я читаю?», «Значение чтения»

 Лихтенвальд Г.П.

Дудина О.А.

Васильева З.П.

Краснопеева Н.А.

Январь2012

2

Изучение опыта работы  по теме проекта.

 Лихтенвальд Г.П.

Дудина О.А.

Васильева З.П.

Краснопеева Н.А.

 Январь-февраль2012

3

 Создание методической копилки по теме проекта

 Лихтенвальд Г.П.

Дудина О.А.

Васильева З.П.

Краснопеева Н.А.

 Январь-июнь 2012

4

Информирование  СДК, школ, Д/С «Елочка», библиотек о проекте

Лихтенвальд Г.П.

Дудина О.А.

Васильева З.П.

Краснопеева Н.А.

Январь 2012

5

Организация сотрудничества с  СДК, школой, Д/С «Елочка», библиотекой для реализации проекта

Лихтенвальд Г.П.

Дудина О.А.

Васильева З.П.

В течение реализации проекта

6

Работа со школьной  и сельской библиотеками  по поддержке семейного чтения.

Лихтенвальд Г.П.

Дудина О.А.

Васильева З.П.

Краснопеева Н.А.

В течение реализации проекта

7

Торжественный старт проекта   «Посвящение в читатели»

Работники СДК, Лихтенвальд Г.П.

Дудина О.А.

Васильева З.П.

Краснопеева Н.А.

Февраль 2012

8

Семинары для родителей

Организации, организаторы проекта

В течение реализации проекта

9

 «Вместе весело творить!» — конкурс  на лучшую творческую работу семьи (рассказ, стихотворение, рисунок, компьютерная графика, поделка, книжная закладка, слоган), посвященную книге и библиотеке.

 Работники СДК

 Июнь 2012

10

  Семейное чтение «Есть мудрые книжные полки»

 библиотекари

 Сентябрь 2012

11

 Профессия журналист

 Лихтенвальд Г.П.

 Ноябрь 2012

12

 Марафон семейных встреч «За круглым столом»

 Васильева З.П., работники СДК

 Январь- март 2013

13

Акция родителей «Подарим библиотеке книжки»

 Дудина О.А.

 Июль – август 2012

14

Театральные встречи

 Работники СДК, семьи, Краснопеева Н.А.

Декабрь 2012, 2013

15

Цикл встреч с молодыми семьями «Лестница счастья»

Лихтенвальд Г.П.

Дудина О.А.

Васильева З.П.

Краснопеева Н.А.

В течение реализации проекта

16

День семьи «Книга в кругу семьи»

Лихтенвальд Г.П.

Дудина О.А.

Краснопеева Н.А.

Васильева З.П., работники СДК, библиотеки

Май 2013

17

Творческая гостиная «Вместе читаем, играем, творим»

Васильева З.П.

Апрель 2013

18

У нас в гостях Всемирная детская энциклопедия (библиотечный урок)

библиотекари

Март 2013

19

Цикл книжных выставок «Книги долгожители»

Работники СДК, библиотеки

В течение реализации проекта

20

Рекламная акция «Нам книга строить и жить помогает» (По созданию положительного имиджа молодой семьи)

Дудина О.А.

Март 2012, сентябрь 2013

21

Фестиваль чтения

 Лихтенвальд Г.П.

Дудина О.А.

Краснопеева Н.А.

Васильева З.П.,ДУ

ноябрь 2013

22

Конкурсная программа «Свободное время с книгой»

 Лихтенвальд Г.П., работники СДК

 Август 2013

23

Семейный брей-ринг «С книгой по жизни»

Лихтенвальд Г.П.

Дудина О.А.

Васильева З.П.

Краснопеева Н.А.

Ноябрь 2013

24

Награждение Лучших читающих семей

 Библиотекари, работники СДК, организаторы проекта

 Январь 2014

25

 Отчет о реализации  проекта

 Лихтенвальд Г.П.

Дудина О.А.

Васильева З.П.

Краснопеева Н.А.

 Январь 2014

26

Развитие интереса к чтению младших школьников

 Учителя начальных классов, библиотекари, родители

 В течение реализации проекта

27

 Анкетирование родителей и детей, сбор отзывов

 Лихтенвальд Г.П.

Дудина О.А.

Васильева З.П.

Краснопеева Н.А.

 Декабрь 2013

28

Подведение итогов реализации проекта

 Организаторы проекта

 Январь 2014

Материально- техническое оснащение:

Наименование

Количество,

 шт./руб.

Сумма, руб.

Картридж для принтера

EPSON STYLUS PHOTO R 270

 черно-белый

1 х1200

1200

Картридж для принтера EPSON STYLUS PHOTO R 270 цветной

1 х 2300

2300

Маски

10 х 100

1000

Парики

5 х 300

1500

Ватман

20 х 30

600

Файлы

200

200

Пластилин

5 x 50

250

Кисточки

10 x 15

150

Папка для документов, скоросшиватель

6 х 25

150

Фломастеры

10 набор. х 50

500

Наборы маркеров

5 наборов х 60

300

Ножницы канцелярские

3 х 120

360

скотч

5 х 70

350

гуашь

2 х 150

300

Ручки канц.

20 х 10

200

Карандаши простые

30 х 10

300

Тетрадь в клетку 48 листов

10 х 35

350

Альбомы для рисования

5 х 50

250

Бумага для печати «Снегурочка»

3 х 300

900

Бумага для печати «Радуга»

2 х 300

600

Клей канцелярский

5 х 25

125

Бумага цветная

5 х 40

200

Бумага цветная самоклеющаяся

5 х 140

700

Фотобумага

1 х 300

300

Шарики воздушные

200 х 10

2000

Диски CD, DVD

5 x 30

150

Наборы для детского творчества

5 х 250

750

Наборы для детского творчества

5 х 500

2500

Энциклопедии

5 х 400

2000

Фоторамки

10 х 100

1000

Детские книги

20 х 200

4000

Сувениры

20 х 100

2000

Благодарности, поздравительные письма, открытки, дипломы

100 х 30

3000

                                             Итого

30480

РУКОВОДСТВО И ФИНАНСИРОВАНИЕ

Общее руководство и финансирование осуществляется Отделом по реализации молодежных проектов, физкультуры и спорта управления ФСТиМП администрации   Туруханского района. Реализует программу МОУ «Зотинская СОШ». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мама, папа, я – спортивная семья»

Внеклассное мероприятие по физической культуре, проведенное с участием воспитанников дошкольной группы, учащихся начальной школы и их родителей....

Методика проведения конкурса "Мама, папа и я - читающая семья"

В работе приводится два варианта конкурса для детей младших классов и их родителей....

Познавательно-исследовательский проект «Мама, папа, я – железнодорожная семья»

данная методическая разработка - это опыт моей работы по ознакомлению дошкольников средней группы с профессиями на железной дороге на примере профессий их родителей....

Проект "Мама, папа, школа, я - спортивная семья"

Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семье, воспитывать чувство  дружбы, взаимопомощи, развивать выдержку, внимание, дисциплинированность и организованн...

Проект "Мама, папа, я - здоровая семья!"

В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразн...

Проект «Мама, папа, школа, я – вместе дружная семья!»

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, ч...

Мама, папа, я - дома пребывающая семья! - психологическая консультация для родителей Как сохранить самообладание и психологически комфортную обстановку в семье в условиях карантина.

Уверена, что многие из Вас успели познакомиться с некоторой информацией на эту тему (добровольно или навязанную неравнодушными знакомыми), но все же предлагаю сделать акцент основных моментах. За...