Проект «Мама, Папа и Я - читающая семья»
проект по литературе на тему
Проект рассчитан на супружеские пары в возрасте до 35 лет с детьми.Проект направлен на повышение интереса родителей к чтению детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semeynoe_chtenie.docx | 44.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Мама, Папа и Я - читающая семья»
в рамках IV Молодежного форума Южных территорий Туруханского района «Мы вместе!»
Авторы проекта:
Краснопеева Н.А. зам. дир. по ВР МОУ «Зотинская СОШ», уполномоченный по правам участников образовательного процесса МОУ «Зотинская СОШ»;
Дудина О.А. зам. дир. по НМР МОУ «Зотинская СОШ»;
Лихтенвальд Г.П. педагог-организатор МОУ «Зотинская СОШ»;
Васильева З.П. учитель начальных классов МОУ «Зотинская СОШ»
Организации - заявители: Администрация Зотинского сельсовета,
МОУ «Зотинская СОШ»
Организации - партнеры:
Отдел по делам молодежи, реализации проектов в области физкультуры и спорта управления ФСТиМП Туруханского района
Актуальность проекта
Основными проблемами последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше направлено на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.
Вместе с тем, чтение остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.
Исследования данной проблемы показали снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. “вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов, электронных носителей информации.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль, так как совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. В то время как библиотеки являются центром нашего общества и играют важную роль в жизни семьи. Ежемесячное посещение библиотеки вместе с ребенком может стать интересным и значимым семейным ритуалом. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь, помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать. Чтение книг ребенку вслух очень важный элемент воспитания. В процессе совместного переживания и обсуждения прочитанного формируются и крепнут общесемейные ценности, создается возможность для понимания другого члена семьи и для развития всех. Полноценное развития ребенка, возможно в том случае, если традиции семейного чтения будут прививаться с самых ранних лет и поддерживаться на протяжении всей жизни.
Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.
Таким образом, для успешного решения проблемы необходимо внедрение новой модели организации семейного чтения.
Повышение интереса родителей к чтению детей, библиотеке и в то же время отсутствие у них знаний в области педагогики детского чтения, круга лучшей детской литературы, узости понимания целей руководства чтением детей в семье, координация в работе со школой, центрами внешкольного образования побудили нас к разработке и реализации проекта «Мама, Папа и Я - читающая семья».
Такой подход к семейному чтению делает единицей проекта не книгу, а семью, а сам проект становится средством двойного действия: семейное чтение помогает становлению и укреплению семьи; а семья становится средством трансляции ценности чтения.
Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:
- интеллектуальное и эмоциональное развитие;
- развитие языка;
- социальное и образовательное развитие;
- влияют на социализацию личности.
Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.
Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.
Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.
Для оказания помощи родителям в освоении этой роли библиотек необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.
Цель проекта: создание информационно-педагогической поддержки для мотивации семейного чтения.
Задачи проекта:
- изучение информационных потребностей читателей по вопросам семейного чтения, анализ разработка актуальных тем информирования.
- организация сотрудничества «ребенок-родитель-библиотекарь»
- возрождение традиции семейных чтений;
- повышение культуры чтения в семье;
- приобщение семей к регулярному чтению литературы и посещению школьной и сельской библиотек.
- приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.
- Координация деятельности со школой, центрами внешкольной работы и дополнительного образования.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Систематическая работа библиотек школы и села по организации семейного чтения.
2. Включенность в деятельность проекта 60% молодых семей п. Зотино.
3. Организация взаимодействия общественности с семьями по решению проблем.
4. Повышение статуса семьи, укрепление семейных традиций в области семейного чтения.
5. Повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
6. Формирование потребности семей с детьми в активном организованном досуге.
7. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
8. Повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Функциональные направления деятельности при проведении работ | Ф.И.О. | Возраст, образование, квалификация, должность |
1 | Руководитель проекта | Краснопеева Н.А. | 40 лет, высшее, зам. дир. по ВР МОУ «Зотинская СОШ», педагог ДОД, уполномоченный по правам участников образовательного процесса МОУ «Зотинская СОШ» |
2 | Организация досуговой деятельности | Лихтенвальд Г.П. | 24 лет, высшее, педагог-организатор, учитель МОУ «Зотинская СОШ». |
3 | Методическое обеспечение | Дудина О.А. | 39 лет, высшее, зам. дир. по НМР МОУ «Зотинская СОШ» |
4 | Организация досуговой деятельности | Васильева З.П. | 38 лет, высшее, учитель МОУ «Зотинская СОШ». |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Творческая, познавательная, исследовательская, досуговая деятельность.
УЧАСТНИКИ
Проект рассчитан на:
- супружеские пары в возрасте до 35 лет с детьми;
Планируется привлечь не менее 50 человек (дети и взрослые).
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
С январь 2012 г. по январь 2013 г.
ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА
Материально- техническое оснащение:
№ | Наименование | Количество, шт./руб. | Сумма, руб. |
Картридж для принтера EPSON STYLUS PHOTO R 270 черно-белый | 1 х1200 | 1200 | |
Картридж для принтера EPSON STYLUS PHOTO R 270 цветной | 1 х 2300 | 2300 | |
Маски | 10 х 100 | 1000 | |
Парики | 5 х 300 | 1500 | |
Ватман | 20 х 30 | 600 | |
Файлы | 200 | 200 | |
Пластилин | 5 x 50 | 250 | |
Кисточки | 10 x 15 | 150 | |
Папка для документов, скоросшиватель | 6 х 25 | 150 | |
Фломастеры | 10 набор. х 50 | 500 | |
Наборы маркеров | 5 наборов х 60 | 300 | |
Ножницы канцелярские | 3 х 120 | 360 | |
скотч | 5 х 70 | 350 | |
гуашь | 2 х 150 | 300 | |
Ручки канц. | 20 х 10 | 200 | |
Карандаши простые | 30 х 10 | 300 | |
Тетрадь в клетку 48 листов | 10 х 35 | 350 | |
Альбомы для рисования | 5 х 50 | 250 | |
Бумага для печати «Снегурочка» | 3 х 300 | 900 | |
Бумага для печати «Радуга» | 2 х 300 | 600 | |
Клей канцелярский | 5 х 25 | 125 | |
Бумага цветная | 5 х 40 | 200 | |
Бумага цветная самоклеющаяся | 5 х 140 | 700 | |
Фотобумага | 1 х 300 | 300 | |
Шарики воздушные | 200 х 10 | 2000 | |
Диски CD, DVD | 5 x 30 | 150 | |
Наборы для детского творчества | 5 х 250 | 750 | |
Наборы для детского творчества | 5 х 500 | 2500 | |
Энциклопедии | 5 х 400 | 2000 | |
Фоторамки | 10 х 100 | 1000 | |
Детские книги | 20 х 200 | 4000 | |
Сувениры | 20 х 100 | 2000 | |
Благодарности, поздравительные письма, открытки, дипломы | 100 х 30 | 3000 | |
Итого | 30480 |
РУКОВОДСТВО И ФИНАНСИРОВАНИЕ
Общее руководство и финансирование осуществляется Отделом по реализации молодежных проектов, физкультуры и спорта управления ФСТиМП администрации Туруханского района. Реализует программу МОУ «Зотинская СОШ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Мама, папа, я – спортивная семья»
Внеклассное мероприятие по физической культуре, проведенное с участием воспитанников дошкольной группы, учащихся начальной школы и их родителей....
Методика проведения конкурса "Мама, папа и я - читающая семья"
В работе приводится два варианта конкурса для детей младших классов и их родителей....
Познавательно-исследовательский проект «Мама, папа, я – железнодорожная семья»
данная методическая разработка - это опыт моей работы по ознакомлению дошкольников средней группы с профессиями на железной дороге на примере профессий их родителей....
Проект "Мама, папа, школа, я - спортивная семья"
Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семье, воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, развивать выдержку, внимание, дисциплинированность и организованн...
Проект "Мама, папа, я - здоровая семья!"
В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразн...
Проект «Мама, папа, школа, я – вместе дружная семья!»
Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, ч...
Мама, папа, я - дома пребывающая семья! - психологическая консультация для родителей Как сохранить самообладание и психологически комфортную обстановку в семье в условиях карантина.
Уверена, что многие из Вас успели познакомиться с некоторой информацией на эту тему (добровольно или навязанную неравнодушными знакомыми), но все же предлагаю сделать акцент основных моментах. За...