Методика проведения конкурса "Мама, папа и я - читающая семья"
методическая разработка на тему
В работе приводится два варианта конкурса для детей младших классов и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_bibliobraz_2.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия № 96
Конкурс: БиблиОбраз
Номинация: Творчество
Тема: Методика проведения конкурса
«Мама, папа и я – читающая семья»
г. Челябинск
Информационная справка:
Количество учащихся школы – 753 чел.
Число читателей в библиотеке – 893чел.
Фонд библиотеки:
Основной фонд – 14.222 экз.
В т.ч. документы на нетрадиционных носителях – 247 экз.
Фонд учебной литературы – 12.539 экз.
Фонд документов на немецком и английском языках – 6.897 экз.
Обращаемость основного фонда – 0,83
Штат библиотеки:
Зав. библиотекой – Савиновских Иннеса Юрьевна
1963 г.р.
образование – высшее специальное
общий библиотечный стаж работы – 27 лет
стаж работы в школьной библиотеке – 12 лет
библиотекарь - Борисенко Светлана Владимировна
1965 г.р.
образование – высшее специальное
общий библиотечный стаж – 24 года
стаж работы в школьной библиотеке – 10 лет
Задачи школьной библиотеки в рамках программы поддержки чтения:
- продвижение и поддержка чтения детей и семей в новом технологическом веке;
- отбор, оценка и, рекомендация лучших книг для детей и родителей;
- воспитание любви к чтению.
Актуальность выбранной модели:
Нельзя воспитать читателя только на обязательной программе чтения в школе, без досугового чтения ребёнок не становится человеком читающим. Если же он не стал активным читателем к 12 годам, то полностью восполнить этот пробел практически невозможно. Создание «читающей среды» поможет воспитать читателя, привить школьнику любовь к книге, воспитать хороший вкус.
Формы работы с читателями:
- индивидуальные: беседы различного характера, информирование, консультации;
- групповые и массовые:
книжные выставки (как на русском, так и на немецком языке): тематические, новых поступлений, в помощь учебному процессу, выставка одной книги;
обсуждение книг;
беседы;
библиографические и тематические обзоры;
премьера книги;
читательские конференции;
литературно-музыкальные вечера;
экскурсии, заочные видео-экскурсии;
викторины, игры-путешествия, конкурсы;
«Клуб интересных встреч»;
библиотечно-библиографические уроки;
предметные недели.
Широта охвата читательской аудитории:
Учащиеся школы – 100%
Педагогический коллектив, в т.ч. педагоги дополнительного образования – 100%
Родители
Жители Металлургического района (читатели центра немецкой книги)
Визитная карточка библиотеки:
Под библиотеку отведены просторные и светлые помещения. Четыре зоны библиотеки оборудованы новой мебелью, автоматизированным рабочим местом (АРМ), теле-видео-DVD аппаратурой:
- абонемент (кафедра выдачи литературы, выставочные стеллажи, зона отдыха и психологической разгрузки);
- фондохранилище;
- читальный зал (30 рабочих мест).
Фонд немецкоязычной учебной, методической, научно-популярной, художественной литературы пополняется за счёт благотворительных организаций Германии (VDA, Гёте-института, ГТЦ) и школы побратима г. Випперфюрта.
В библиотеке ведутся следующие картотеки и каталоги:
- алфавитный каталог;
- систематическая картотека статей;
- картотека литературы на немецком языке;
- картотека ЦОРов;
- картотека сценариев;
- краеведческая картотека.
Услуги, оказываемые библиотекой:
- обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале, в центре немецкой книги;
-оказание справочно-библиографической помощи:
1. выполнение тематических справок;
2. тематический подбор литературы;
3. составление информационных списков поступившей литературы;
4. проведение индивидуальных библиотечно-библиографических консультаций;
5. индивидуальное информирование читателей на основе диагностирования запросов;
- обучение основам библиотечно-библиографической грамотности;
-оформление книжных выставок;
-проведение массовых мероприятий по плану работы библиотеки и школы (формы и методы работы нашей школьной библиотеки разнообразны: это и викторины, и литературно-музыкальные праздники, и заочные видео-экскурсии, и конкурсы и т.д.).
В школьной библиотеке гимназии №96 всегда ставились цели воспитания бережного отношения к книге, формирования информационно-библиотечной культуры, развитие познавательной активности, самостоятельности и ответственности, воспитания стремления к здоровому образу жизни, формирования творческого отношения к делу и др.
Для достижения этих целей библиотекарями составлена «Программа по информационной культуре», которая содержит учебный план проведения занятий и программу для младших и средних школьников, материалы в помощь преподавателю для подготовки и проведения отдельных библиотечных уроков.
Формы и методы массовой работы нашей школьной библиотеки разнообразны: это и викторины, и обзоры, и презентации, и конкурсы и т.д.
Традиционно успешно проходит в библиотеке «Посвящение в читатели» учащихся 1-х классов, «Неделя Детской Книги». Большим вниманием пользуются мероприятия о знаменательных и памятных датах, беседы о писателях-юбилярах и викторины по литературным произведениям. Ребята активно участвуют в подготовке мероприятия и в его проведении. В конкурсе «Мама, папа, я – читающая семья» принимают участие и родители. Таким образом, дети видят заинтересованность родителей в чтении и книге, а это особенно ценно. Каждый месяц библиотекари планируют 5-7 книжных выставок и делают их обзор. Например, были подготовлены и проведены:
- «Урок, посвященный Дню Победы» - рассказ о Блокадном Ленинграде, о его жителях, о хлебной пайке. Для наглядного примера взяли кирпичик хлеба и на глазах у детей отрезали хлебный паек на день. Надо была видеть глаза детей. Мы смогли разбудить, потрясти, заставить почувствовать чужую боль как свою.
- Экологическая игра «Я хочу дружить с природой» учит ребят быть благодарным и добрым хозяином – относиться к природе бережно, лечить нанесённые ей раны, возвращать ей первозданный облик. Чтобы быть хозяином, надо знать родной край.
- Одна из любимых форм работы с детьми «Беседа по творчеству писателя». В конце беседы обязательный элемент – викторина. Ребята творчески подходят к викторине: это и сценки из прочитанных произведений, и составление кроссвордов.
- Конкурс «Мама, папа и я – читающая семья – это новая и перспективная форма работы в нашей библиотеке, которая объединяет детей и родителей. Конкурс включает в себя задания на сообразительность, на знание текста, песен из мультфильмов. Большой интерес вызывает у болельщиков домашнее задание команд: родители с детьми разыгрывают сценку из художественного произведения.
Всё это помогает формировать устойчивый читательский интерес.
Школьная библиотека сохранила традицию воспитания культуры чтения, навыков работы с книгой. Для этого проводятся специальные занятия во всех классах, начиная с первого.
Летнее трудовое объединение «Помощники библиотеки» помогает укрепить позитивный образ школьной библиотеки, как центра детского чтения и детской книги. Ребята помогают расставлять учебный фонд, отбирать устаревшие и ветхие книги на списание и реставрацию, обрабатывают новые учебники. В библиотеке созданы условия для творческого развития и самовыражения читателей.
Администрация гимназии также заинтересована в повышении внимания семьи к чтению. Было проведено общешкольное родительское собрание, где затронули вопрос чтения и любви к книге. Родители согласились, что только читающий ребёнок может всесторонне развиваться и успешно учиться.
Таким образом, в библиотеке создана программа поддержки чтения, выстроена система действий, влияющих на развитие интереса к чтению.
Методика проведения конкурса
«Мама, папа и я – читающая семья».
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко воспитать увлечённого читателя. Ситуация бурного развития телевизионных каналов, радиостанций, огромное количество разнообразной периодики, Интернета, с одной стороны, и снижение качества книжной продукции для детей, её содержательной составляющей, с другой стороны, ведут к тому, что уходит чтение вдумчивое, больших форм. Уходит, прежде всего, чтение романов. Чтение с погружением. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М.И. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источнике дальнейшего развития.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Часто ли сегодня среднестатистический российский ребёнок видит своих родителей с книгой в руках? Во многих семьях забыта традиция чтения сказок на ночь. Тем не менее, именно в раннем детстве тайна чтения открывается как никогда. Тайна языка, тайна превращения букв в звуки – всё это чувствуется детьми совершенно по-иному. Мир для них полон чудес и всё им интересно. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
Понимая значимость вышеизложенного, мы в школьной библиотеке проводим конкурс «Мама, папа и я – читающая семья».
Цель конкурса: привлечь младших школьников к книге, чтению.
Задачи:
- пробудить интерес к чтению;
- привлечь к совместной работе родителей;
В конкурсе участвуют 2 семьи (3-4 человека) из одного или разных классов и группы поддержки из этих классов. В конкурсе есть вопросы для болельщиков.
При подготовке командам предлагается инсценировать отрывки из сказок, прочесть книги сказок. В библиотеке устраиваются выставки книг на заданную тему и выставки рисунков. Библиотекарем проводится большая творческая работа по составлению кроссвордов, загадок на литературную тему, оказывается помощь командам. Особое место отводится подбору музыкального сопровождения всего мероприятия, в рамках которого есть музыкальный конкурс.
Такой праздник проходит всегда очень весело, удовольствие получают и взрослые, и дети. В конце подводятся итоги и участники получают заслуженные призы – книги.
Сценарии конкурсов смотри в приложении.
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия № 96
«Мама, папа и я – читающая семья»-
игра по творчеству Х.-К. Андерсена
Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Добро пожаловать на праздник сказки. 2 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Х.-К. Андерсена. И мы отметим эту дату, вспомнив его произведения. Андерсен стал знаменит своими историями и сказками. Вам было дано задание прочитать эти истории и сказки, чтобы правильно ответить на вопросы конкурса. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов. Итак, вперёд, в дорогу за сказкой!
1 конкурс: «Кто отправил телеграмму?»
- «Страшная жаба хочет выдать меня замуж за своего сына. Помогите!»
(Дюймовочка)
- «Всю ночь не сомкнула глаз. Казалось, что лежу на булыжниках. Теперь всё тело в синяках».
(Принцесса на горошине)
- «Ушла в Лапландию искать братца».
(Герда)
- «Выпал из окна. Плыву в неизвестном направлении».
(Оловянный солдатик)
2 конкурс: «Путаница»
Собрать из букв название сказки.
- Дюймовочка
- Русалочка
- Огниво
- Соловей
- Свинопас
- Оле-Лукойе
3 конкурс: «Домашнее задание»
Разыграть сценку из любой сказки Х.-К. Андерсена.
4 конкурс: «Мне стала ближе Дания – далёкая страна»
- В каком городе родился Х.-К. Андерсен? (В городе Оденс)
- Какое название носит королевский дворец Дании? (Амалиенборг)
- Как называется пролив между островами Зеландия и Фюн? (Большой Бельт)
- Где находятся постоянные чертоги Снежной королевы? (В Лапландии)
5 конкурс: «Разгадай кроссворд»
Победит тот, кто первым разгадает.
1с | а | м | о | л | ё | т | ||||||||
2т | р | у | б | о | ч | и | с | т | ||||||
3к | о | р | о | л | е | в | а | |||||||
4д | о | м | ||||||||||||
5м | а | л | ь | ч | и | к | ||||||||
6у | т | е | н | о | к | |||||||||
7к | о | п | и | л | к | а | ||||||||
8л | у | к | о | й | е | |||||||||
6 конкурс: «Сказочная мозаика»
- Слово, которое Кай складывал из льдинок?
(Вечность)
- Кто охранял разбойничий замок?
(Бульдоги)
- Вещь Герды, которую оставила себе маленькая разбойница?
(Муфта)
- Кто помогал Герде во дворце принца и принцессы?
(Ворон)
- Оружие маленькой разбойницы, с которым она никогда не расставалась?
(Нож)
- Куда обещал Кай посадить Снежную королеву?
(На печку)
Последний конкурс завершился и жюри подводит итоги нашего праздника. Победила команда… Вручаем призы и предлагаем познакомиться с книжной выставкой «Великий сказочник Датского королевства» всем желающим.
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия № 96
«Мама, папа, я – читающая семья» -
игра-путешествие по сказке
Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Давно мы вас здесь ждём, поджидаем, и для каждого из вас сегодня найдётся и местечко и словечко. Праздник у нас не простой, а семейный. А устроили мы его для того, чтобы побыть вместе, ведь вернувшись с работы вы не всегда имеете время и силы поиграть, почитать со своими детьми.
Дом, в котором мы живём,
Это очень шумный дом.
После разных дел с утра
В нём всегда идёт игра!
Мама, папа, словно дети,
Сами ждут минуты эти.
Им на игры, право слово,
Не хватает выходного.
А на празднике, друзья
Нам без игр никак нельзя.
Больше страсти, больше смеха,
Пусть вовсю идёт потеха!!!
Скоро у вас каникулы, а это не только прогулки, телевизор, кино, театр, но и встречи с книгой. Сейчас мы с вами встретимся со сказкой. От каждого класса выставляется семейная команда, судить конкурс будет жюри. Каждый конкурс оценивается в пять баллов. И так, вперёд, в дорогу за сказкой!
1 конкурс: «Кто отправил телеграмму?»
- «Приходил волк и съел шестерых козлят, спасите моих братцев»
(козлёнок из сказки «Волк и семеро козлят»)
- «Буду, буду умываться по утрам и вечерам…
(неряха из сказки К.Чуковского «Мойдодыр»)
- «Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!»
(зайчик из сказки «Заячья избушка»)
2 конкурс «Путаница»
Собрать из букв название сказки
- ДЮЙМОВОЧКА
- ЗОЛУШКА
- ХАВРОШЕЧКА
- МОЙДОДЫР
- ЩЕЛКУНЧИК
- ОГНИВО
3 конкурс «Домашнее задание»
Разыграть сценку из любой сказки.
4 конкурс «Всё наоборот»
Написанные справа налево имена писателей расшифровать и назвать сказки, которые ими написаны.
- ВЕРАБУГ ЙИЛАТИВ
(Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал»)
- НЕСРЕДНА
(Андерсен «Свинопас», «Принцесса на горошине»)
- НИКШУП РДНАСКЕЛА
(Александр Пушкин «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»)
- ВОШРЕ РТЁП
(Ершов Пётр «Конёк-Горбунок»)
- ОРРЕП
(Перро «Красная шапочка», «Синяя борода»)
- ВОСОН ЙАЛОКИН
(Николая Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
5 конкурс «Сказочные задачи»
1. Жадный продавец шаров схватил одновременно 20 шаров и полетел в небо. Он весил 50 кг. Каждый шар поднимает 3 кг. Сколько шаров должен выпустить продавец, чтобы начать спускаться? (4 шара)
2. Маша упросила медведя отнести бабушке с дедушкой пироги. Девочка весит 20 кг, каждый пирог – полкилограмма. Сколько пирогов надо вынуть Маше из короба, чтобы медведь не заметил разницы в весе, когда он понесёт короб с девочкой бабушке и дедушке. (40 пирогов)
3. Змей Горыныч вызвал на бой трёх богатырей. Сколько голов должен отсечь каждый богатырь, если у змея их 12, а богатыри поделили его головы поровну? (4 головы)
4. Чудо-Юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100кг, лодка – вдвое больше. На сколько килограммов потяжелело Чудо-Юдо, если самого Садко оно выплюнуло обратно? (на 200 кг)
6 конкурс «Разгадай кроссворд»
Победит тот, кто первым его разгадает.
1 | 5 |
|
|
| |||||||||
2 |
|
|
|
|
|
| |||||||
|
| ||||||||||||
3 | 7 |
|
|
|
| ||||||||
|
| 4 |
|
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||||||
|
| 5 |
|
|
|
|
| ||||||
|
|
| |||||||||||
| |||||||||||||
По горизонтали:
1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника из сказки Пушкина? (Балда)
2. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Старуха)
3. Исполнитель песни «Во саду ли в огороде»? (Белка)
4. Место встречи попа с Балдой? (Базар)
5. Чем отравилась молодая царевна? (Яблоко)
По вертикали:
- Кличка собаки из «Сказки о мёртвой царевне»? (Соколко)
- Название острова, мимо которого проплывали корабельщики? (Буян)
- Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина)
7. Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Елисей)
Второй вариант кроссворда: «Вспомни известнейших литературных героев».
1 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
2 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
3 |
|
|
|
| |||||||
4 |
|
|
|
|
| ||||||
5 |
|
|
|
| |||||||
6 |
|
|
|
| |||||||
7 |
|
|
|
|
| ||||||
- Старуха…Шапокляк
- Старик…Хоттабыч
- Принц…Лимон
- Князь…Гвидон
- Царь…Дадон
- Дядя…Фёдор
- Папа…Карло
В выделенных клетках найдёшь имя знаменитого сеньора (Помидор).
7 конкурс «Сказочная мозаика»
Вариант для 1-2 классов:
- Любимое выражение Карлсона - «Дело житейское»
- За кого вышла замуж Дюймовочка - за принца Эльфов
- Какое средство помогло избавиться Карлсону от высокой температуры - банка варенья
- Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Г.-Х.Андерсена «Дикие лебеди» - крапива
- Имя поросёнка в сказке А.Милн «Винни- Пух и все, все, все» - Пятачок
- Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать - Мальвина
- В какой сказке есть страна жевунов - «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова
- Что пел золотой петушок из сказки А.С.Пушкина - Кукареку! Царствуй лёжа на боку!
Вариант для 3 класса:
- С помощью чего Нильс освободил Глиммингенский замок от крыс? -
с помощью волшебной дудочки
- Как звали известную неряху впоследствии исправившуюся - Федора
- Какой предмет служил темницей старику хоттабычу - Бутылка
- Кто автор «Сказов» об Урале - Бажов
- Какие летательные приборы есть у бабы Яги - ступа, метла
- Как называлась страна, в которую заманивали деревянного мальчишку - страна Дураков
- Эта героиня немного болтлива, что чуть было не привело к гибели и героини, и её бабушки - Красная шапочка
- Сказке дала название интересная борода этого короля - «Король Дроздобород», «Синяя борода»
8 конкурс «Музыкальный»
Предлагается послушать отрывки из песенок сказочных героев и отгадать кто из героев их исполняет.
Последний конкурс завершился и жюри подводит итоги нашего праздника. Победила команда… Вручаем призы и предлагаем познакомиться с книжной выставкой «В дорогу за сказками» всем желающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол о проведение соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья!» 3 класс.
Программа соревнований: Беговая. Ребенок с кеглей в руках обегает стойку, возвращается, передает маме, а мама папе. Выигрывает команда, которая первая закончит эстафету. Наша дру...
Проект "Папа, мама, я - читающая семья"
Интересный проект в котором участвуют дети и родители. Проект приобщает к семейному чтению, учит любить книги....
Проект «Мама, Папа и Я - читающая семья»
Проект рассчитан на супружеские пары в возрасте до 35 лет с детьми.Проект направлен на повышение интереса родителей к чтению детей....
Сценарий проведения соревнований «Папа, мама, я – здоровая семья»
Сценарий, посвященный здоровому образу жизни....
Папа, мама, я - читающая семья.
Семейные посиделки в 5 классе....
Сценарий проведения соревнований «Папа, мама, я – здоровая семья»
Сценарий проведения соревнований...
Папа, мама, я - читающая семья
Конкурсы для семейных команд...