А.П.Чехов "Хамелеон", "Злоумышленник"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

2 урока по рассказам А.Чехова, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chehov.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ЖАНР КОРОТКОГО РАССКАЗА

А.П.Чехов. рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества

Знание на уроке: говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали.

Материал к теме: статья Л.В.Топорова «А.П.Чехов «Хамелеон» в книге «Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» под редакцией М.А.Снежневской.

После убийства Александра 2 началась новая волна реакции, охватившая в 80-е годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», издан указ «о кухарских детях». А.П.Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству. Гордость, самоуважение были не в чести, зато чиноподчинение, рабская угодливость процветали. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба», - признавался Чехов – писатель, всю жизнь, все творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке.

В литературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова-Щедрина, к творчеству которого относился с глубоким уважением. С Щедриным Чехова сближает тема обличения российской действительности и такие приемы творчества, как говорящие фамилии (Очумелов, Хрюкин, Червяков), гротеск, контрастное сопоставление образов и событий.

I. «Хамелеон» - читает учитель.

II. Беседа по вопросам:

  1. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собачки? Как при этом меняется тон его высказываний? (Шесть превращений, шесть смен интонации – от начальственно-повелительной до рабски трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновным оказывается Хрюкин.

Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует «истребить» собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. Еще одна перемена: «Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку!» Повар: «Собака не генеральская», Очумлов: «Собака бродячая… Истребить – и все тут! Повар: «… но генералова брата». Очумелов вновь проникается нежностью к собаке и грозит Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!»

  1. Почему Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель? Почему его бросает то в жар, то в холод?
  2. Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит!)

Вывод: Имеют ли хоть какое-то значение для полицейского надзирателя правда и справедливость? А для собравшихся горожан?

  1. Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается его шинель? (Символ чина. Его поведение, слова, отношение к нему толпы – все обусловлено шинелью).
  2. Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании? (Не одинок. Тот же Хрюкин то требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. Да и сама толпа, поначалу сочувствующая мастеровому, в результате смеется над ним). Таким образом, хамелеонство приобрело всеохватывающий характер. Очумелов же – лишь наиболее полное выражение его сути. Мы видим, как Чехов берет мельчайший, но типичный факт из обыденной жизни и возводит его ко всему строю человеческих отношений в целом.

III. Мастерство Чехова-художника.

  1. В прямом или переносном значении употреблено слово «хамелеон» в заглавии рассказа? В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать хамелеоном?
  2. Чехов всегда стремился к активному прочтению своих рассказов, к сотворчеству читателя. В рассказе «Хамелеон» такое сотворчество определено сюжетом: одно вытекает из другого с такой явной необходимостью, что, кажется, прерви писатель свой рассказ на середине, и читатель сам поведет его дальше, заставляя полицейского надзирателя Очумелова качаться из стороны в сторону. Попробуйте!
  3. Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.
  4. Какую роль выполняют в рассказе шинель Очумелова и окровавленный палец Хрюкина?
  5. Особую роль в рассказе играет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, «холопскую», унизительную лексику?

IV. дом./зад.: Продумать характеристику действующих лиц, подготовиться к чтению рассказа «Хамелеон» по ролям.

Рассказ «Злоумышленник». Авторская позиция; юмор в рассказе. Развитие речи. Ролевое чтение рассказа.

Знание на уроке: наблюдение над языком персонажей.

Повторение: характеристика литературного героя.

  1. Чтение рассказа «Злоумышленник» учителем или специально подготовленным учеником.
  2. Вопрос к классу: Что смешно, а что грустно в этом рассказе? (Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга. Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.)
  3. Характеристика главных героев рассказа по плану:

А) место, занимаемое героем в произведении;

Б) положение героя в обществе;

В) портретная характеристика;

Г) речевая характеристика.

(При характеристике Дениса обратим внимание на его портрет, который свидетельствует не столько о бедности, сколько не опрятности. Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. А достоинство – «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе»

таким образом, слово «достоинство» синонимично слову «самоуважение». Уважает ли себя Денис?

Речь Дениса отличается тем, что слов фактически не произносит, а когда и начинает говорит, сам под час не понимает смысла сказанного. Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

Судебный следователь, другой герой рассказа, относится к «власть имущим», он представляет государство и его законы. Дает ли автор портрет следователя? Называет ли его имя? Почему? Он лишен в рассказе человеческих черт, является лишь олицетворением судебно-правовой системы. Его речь повторяет язык казенных бумаг. Найдите в речи следователя обороты официально-делового стиля.

Таким образом, перед нами в рассказе два русских человека, говорящих на разных языках и не понимающих друг друга.)

  1. Обсуждение названия рассказа.

Как вы понимаете значение слова «злоумышленник»? можно ли назвать так Дениса Григорьева? Считает ли его злоумышленником следователь? А автор? Почему рассказ так называется?

  1. Отношение автора к героям. Читаем в учебнике отрывок «А.П.Чехов» из очерка М.Горького «Литература и жизнь».

Беседа по вопросам:

А) Что мы можем сказать об отношении Чехова к проблеме рассказа «Зл.» и его герою?

Б) Почему при разговоре с юристом Чехов вспоминает о граммофоне? Только ли к граммофонам относятся слова: «…они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И все у них карикатурно выходит, мертво»?

В) Чем товарищ прокурора из очерка Горького напоминает судебного следователя из рассказа Чехова?

Г) Какие детали в очерке Горького показывают его отношение к «юному ревнителю правосудия»?

(Эпитет «красивенький», описание мундира)

д) Как вы думаете, чем опасно наказание человека, не понимающего, за что его наказывают?

  1. Завершить беседу по рассказу целесообразно чтением его по ролям, но перед этим надо обсудить с учащимися, в чем особенность  интонации произнесения реплик главными героями, как через голос передать их характер, донести комический эффект рассказа
  2. дом./зад.: вопрос 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к уроку по теме: А.П.Чехов "Злоумышленник".

Материал к уроку по теме: А.П.Чехов "Злоумышленник"....

Урок по литературе по рассказу А.П.Чехова "Злоумышленник"

Конспект урока по литературе в 7 классе...

А.П. Чехов. "Злоумышленник". Урок литературы в 5 классе

Урок литературы в 5 классе по ФГОС ОО...

"А.П. Чехов "Злоумышленник""

Цель:·         помочь обучающимся осмыслить авторскую позицию, жанровые особенности рассказа;·         формировать навык...

Тест по рассказам Чехова "Злоумышленник", "Пересолил" (6 кл)

Тест по литературе для 6 класса по произведениям А.П. Чехова "Злоумышленник" и "Пересолил" из 10 вопросов с ответами...

Сценарий внеклассного мероприятия по рассказу А.П.Чехова "Злоумышленник"

А.П. Чехов - мой любимый писатель, поднимающий многие злободневные вопросы в своих произведениях.  Сценарий данного внеклассного мероприятия содержит множество вопросов для анализа содержания рас...