А.П.Чехов "Хамелеон", "Злоумышленник"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЖАНР КОРОТКОГО РАССКАЗА
А.П.Чехов. рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества
Знание на уроке: говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали.
Материал к теме: статья Л.В.Топорова «А.П.Чехов «Хамелеон» в книге «Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» под редакцией М.А.Снежневской.
После убийства Александра 2 началась новая волна реакции, охватившая в 80-е годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», издан указ «о кухарских детях». А.П.Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству. Гордость, самоуважение были не в чести, зато чиноподчинение, рабская угодливость процветали. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба», - признавался Чехов – писатель, всю жизнь, все творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке.
В литературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова-Щедрина, к творчеству которого относился с глубоким уважением. С Щедриным Чехова сближает тема обличения российской действительности и такие приемы творчества, как говорящие фамилии (Очумелов, Хрюкин, Червяков), гротеск, контрастное сопоставление образов и событий.
I. «Хамелеон» - читает учитель.
II. Беседа по вопросам:
- Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собачки? Как при этом меняется тон его высказываний? (Шесть превращений, шесть смен интонации – от начальственно-повелительной до рабски трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновным оказывается Хрюкин.
Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует «истребить» собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. Еще одна перемена: «Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку!» Повар: «Собака не генеральская», Очумлов: «Собака бродячая… Истребить – и все тут! Повар: «… но генералова брата». Очумелов вновь проникается нежностью к собаке и грозит Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!»
- Почему Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель? Почему его бросает то в жар, то в холод?
- Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит!)
Вывод: Имеют ли хоть какое-то значение для полицейского надзирателя правда и справедливость? А для собравшихся горожан?
- Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается его шинель? (Символ чина. Его поведение, слова, отношение к нему толпы – все обусловлено шинелью).
- Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании? (Не одинок. Тот же Хрюкин то требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. Да и сама толпа, поначалу сочувствующая мастеровому, в результате смеется над ним). Таким образом, хамелеонство приобрело всеохватывающий характер. Очумелов же – лишь наиболее полное выражение его сути. Мы видим, как Чехов берет мельчайший, но типичный факт из обыденной жизни и возводит его ко всему строю человеческих отношений в целом.
III. Мастерство Чехова-художника.
- В прямом или переносном значении употреблено слово «хамелеон» в заглавии рассказа? В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать хамелеоном?
- Чехов всегда стремился к активному прочтению своих рассказов, к сотворчеству читателя. В рассказе «Хамелеон» такое сотворчество определено сюжетом: одно вытекает из другого с такой явной необходимостью, что, кажется, прерви писатель свой рассказ на середине, и читатель сам поведет его дальше, заставляя полицейского надзирателя Очумелова качаться из стороны в сторону. Попробуйте!
- Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.
- Какую роль выполняют в рассказе шинель Очумелова и окровавленный палец Хрюкина?
- Особую роль в рассказе играет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, «холопскую», унизительную лексику?
IV. дом./зад.: Продумать характеристику действующих лиц, подготовиться к чтению рассказа «Хамелеон» по ролям.
Рассказ «Злоумышленник». Авторская позиция; юмор в рассказе. Развитие речи. Ролевое чтение рассказа.
Знание на уроке: наблюдение над языком персонажей.
Повторение: характеристика литературного героя.
- Чтение рассказа «Злоумышленник» учителем или специально подготовленным учеником.
- Вопрос к классу: Что смешно, а что грустно в этом рассказе? (Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга. Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.)
- Характеристика главных героев рассказа по плану:
А) место, занимаемое героем в произведении;
Б) положение героя в обществе;
В) портретная характеристика;
Г) речевая характеристика.
(При характеристике Дениса обратим внимание на его портрет, который свидетельствует не столько о бедности, сколько не опрятности. Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. А достоинство – «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе»
таким образом, слово «достоинство» синонимично слову «самоуважение». Уважает ли себя Денис?
Речь Дениса отличается тем, что слов фактически не произносит, а когда и начинает говорит, сам под час не понимает смысла сказанного. Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
Судебный следователь, другой герой рассказа, относится к «власть имущим», он представляет государство и его законы. Дает ли автор портрет следователя? Называет ли его имя? Почему? Он лишен в рассказе человеческих черт, является лишь олицетворением судебно-правовой системы. Его речь повторяет язык казенных бумаг. Найдите в речи следователя обороты официально-делового стиля.
Таким образом, перед нами в рассказе два русских человека, говорящих на разных языках и не понимающих друг друга.)
- Обсуждение названия рассказа.
Как вы понимаете значение слова «злоумышленник»? можно ли назвать так Дениса Григорьева? Считает ли его злоумышленником следователь? А автор? Почему рассказ так называется?
- Отношение автора к героям. Читаем в учебнике отрывок «А.П.Чехов» из очерка М.Горького «Литература и жизнь».
Беседа по вопросам:
А) Что мы можем сказать об отношении Чехова к проблеме рассказа «Зл.» и его герою?
Б) Почему при разговоре с юристом Чехов вспоминает о граммофоне? Только ли к граммофонам относятся слова: «…они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И все у них карикатурно выходит, мертво»?
В) Чем товарищ прокурора из очерка Горького напоминает судебного следователя из рассказа Чехова?
Г) Какие детали в очерке Горького показывают его отношение к «юному ревнителю правосудия»?
(Эпитет «красивенький», описание мундира)
д) Как вы думаете, чем опасно наказание человека, не понимающего, за что его наказывают?
- Завершить беседу по рассказу целесообразно чтением его по ролям, но перед этим надо обсудить с учащимися, в чем особенность интонации произнесения реплик главными героями, как через голос передать их характер, донести комический эффект рассказа
- дом./зад.: вопрос 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к уроку по теме: А.П.Чехов "Злоумышленник".
Материал к уроку по теме: А.П.Чехов "Злоумышленник"....
Урок по литературе по рассказу А.П.Чехова "Злоумышленник"
Конспект урока по литературе в 7 классе...
А.П. Чехов. "Злоумышленник". Урок литературы в 5 классе
Урок литературы в 5 классе по ФГОС ОО...
"А.П. Чехов "Злоумышленник""
Цель:· помочь обучающимся осмыслить авторскую позицию, жанровые особенности рассказа;· формировать навык...
А. П. Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник».
Тест. 7 класс....
Тест по рассказам Чехова "Злоумышленник", "Пересолил" (6 кл)
Тест по литературе для 6 класса по произведениям А.П. Чехова "Злоумышленник" и "Пересолил" из 10 вопросов с ответами...
Сценарий внеклассного мероприятия по рассказу А.П.Чехова "Злоумышленник"
А.П. Чехов - мой любимый писатель, поднимающий многие злободневные вопросы в своих произведениях. Сценарий данного внеклассного мероприятия содержит множество вопросов для анализа содержания рас...