Внеклассное занятие по литературе «Нарисуем музыку (нарисуем чувства) по стихотворению К.Д.Бальмонта «Снежинка» для учащихся 6 класса
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

 

При изучении стихотворения К. Бальмонта "Снежинка" необходимо: способствовать правильному эстетическому восприятию стихотворения; объяснять выразительную сторону словесного искусства;

 вводить учащихся в мир образа и показывать возможные способы создания образа в разных видах искусств; раскрывать образ более полно; развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям; «рисовать» картины природы, подбирать к ним музыкальные характеристики, словесное описание;  способствовать развитию речи и творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_6_klass.doc49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по литературе

«Нарисуем музыку (нарисуем чувства) по стихотворению К.Д.Бальмонта «Снежинка» для учащихся 6 класса

Цели:

  1. Способствовать правильному эстетическому восприятию стихотворения. Усилить выразительную сторону словесного искусства.
  2. Ввести учащихся в мир образа и показать возможные способы создания образа в разных видах искусств. Попытаться показать не только мир образа, а образ мира. Раскрыть образ более полно, показать взаимосвязь разных видов искусств. Развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям,
  3. «Рисовать» картины природы, подбирать к ним музыкальные характеристики, словесное описание.
  4. Способствовать развитию речи и творческого мышления.

Ход занятия.

  1. Актуализация знаний.

- Здравствуйте, дети, посмотрите на доску. Перед вами 2 рисунка.

- Как вы думаете, что это?

- Подумайте и опишите, что вы чувствуете, когда видите эти рисунки? (тепло, радость и боль, злость)

- Вот вы и ответили на мой вопрос. То есть здесь нарисованы чувства. Это радость и печаль, добро и зло.

- Вы прислушались к себе, к своим чувствам и без слов, только с помощью красок смогли определить, что здесь нарисовано. Если подумать, то можно сказать многое о детях, которое это рисовали. Оказывается,  изобразительное искусство очень хорошо способствует пониманию окружающего мира и, конечно, литературного образа, равно, как и другие виды искусств.

2.     Изучение нового материала 

- Сегодня мы с вами будем говорить о снежинках на примере образа из стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка».

- Раскроем её образ со всех сторон при помощи других видов искусств. Будем учиться чувствовать настроение героя, использовать словесное описание, подбирать музыкальные характеристики.

Вступительная беседа.

- Сегодня мы попробуем раскрыть образ снежинки

- Что такое снежинка с точки зрения физики? (замёрзшая вода)

- Всегда ли снег идет одинаково?

- Какой характер может быть у снега?

- А какой снег вам больше всего нравится: тихий, спокойный, хлопьями, мокрый, колючий, с ветром, метелью?

Вывод

- Мы все разные, и нравятся нам разные вещи.

- Какие чувства вызывает у        вас идущий  снег?

3. Знакомство с поэтическим образом.

Стихотворение К.Бальмонта «Снежинка»

- Посмотрите на снежинку на доске.

- Что мы о ней знаем? Какая она? (большая и белая мало)

- А теперь посмотрим, как поэт К. Б а л ь м о н т  описывает снежинку. Настройтесь на слушание и в конце ответьте на вопрос: «Какова тема стихотворения?» (Читает ученик или учитель).

-Так какова же тема стиха? (путь снежинки на землю)

- Вы уже знаете, что в лирическом стихотворении автор обязательно передает определенное настроение.

-С каким настроением написано стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»?

 - Как автор относится к снежинке?

- Найдите эпитеты, которые помогают нам представить снежинку? (белая, чистая, смелая)

-О ком можно сказать «смелый»? (кто ничего не боится)

 -Значит, наша снежинка такая? Чего она не боится? (дороги)

- Найдите ещё слова, которые одушевляют снежинку, изображают ее как живое существо (просит, дрожит, качается на качелях)

- Как этот прием называется? (олицетворение)

- Как вы понимаете «просится»? (стремится по собственной воле, желает этого)

- Что покинула снежинка? (лазурь, т. е. небо, где тихо и спокойно, т. к. лазурным небо становится, когда всё спокойно)

- Найдите эпитеты в 4 строфе (блистающих, умелая)

- В чём умение? (сохранить белизну и чистоту, когда другие тают)

- Как ветер ведёт себя по отношению к снежинке? (взметает, лелеет, т. е. по-разному)

- Как поэт называет снежинку, с чем сравнивает? Прочитайте. (звезда кристальная, смелая девочка на качелях)

- Сравните 1 и 8 строфы (возвращает к началу, но не повторяется)

- С какой целью поэт поменял местами «смелая» и «белая»? (чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой и белой)

-Символом чего в фольклоре является белый цвет7 (символ чистоты, непорочности)

 4.Знакомство с картиной Киры Пановой «Снег  идёт»

-Что изображено на картине? (девочка, кошки, снег)

-Каким снег видит художник? (белый, пушистый, падающий покорно на землю, на язык девочке)

-Как вы думаете, что чувствовал художник при работе над картиной? (радость, восторг, умиротворение)

-Чем отличается образ снежинки в стихотворении от снега на картине? (На картине снег падает тихо, плавно, покорно, а наша снежинка сама захотела на землю, она порхает, взметается, дрожит,)

5.Язык танца.

На новогодние праздники кто-нибудь из вас танцевал танец снежинок?

 - Как обычно в таких танцах двигаются девочки? (грациозно, плавно, медленно)

 -На кого они похожи? (на балерин)

Вот перед вами снежинки-балеринки, подуйте на них и посмотрите, как они танцуют (поделка)

Вывод: язык танца очень выразителен, им можно изобразить, что угодно: любой образ, любой характер. Представьте, что вы снежинка из стихотворения Бальмонта и летите на землю.

 - Как вы это будете делать? (кружиться, взлетать вверх, опускаться, вздрагивать) Покажите. (танцуем        под музыку)

- Чего не хватает? (конечно, музыки)

- Послушайте музыкальные отрывки и определите подходящий для танца снежинки.

Для просушивания: 1- Казацкий марш, 2- Современная ритмичная. 3 -Арам Хачатурян «Маскарад» (дети выбирают №3)

- Обоснуйте свой выбор.

- Давайте попробуем станцевать под эту музыку (или посмотрите, как девочки станцуют)

6. Язык красок.

-Для того чтобы создать уникальный образ снежинки, вернёмся к изобразительному искусству, к языку красок.

-Какими красками вы воспользовались бы, рисуя нашу снежинку7 Почему? (белый-чистота, голубой-смелость, розовый нежность, жёлтый - радость, зелены й - веселье)

- Посмотрите на опорную схему, где указано, какое качество, какому цвету соответствует

7.Выполнение снежинки учащимися.

- Сейчас своими руками из данных вам заготовок создайте снежинку из стиха Бальмонта. Берите кристаллы разных цветов и соединяйте.

Дети работают

- Расскажите о снежинке.

- Соответствует ли этот образ тому, который мы знали в начале урока?

- Чем эта снежинка отличается от той, которую мы видели в начале урока? (разноцветная, живая, мы её полюбили)

- Что вам помогало понять образ? (разные виды искусств: литература-словесное рисование,  музыка, изобразительное  искусство) 8. Работа над созданием собственного поэтического произведения.

  • Что необходимо учитывать при создании стихотворения? ( Ритм, рифма, умение чувствовать прекрасное, передавать свои мысли

и настроение. Нужен талант.

ИТОГ.

  • Читать и понимать стихи необходимо, потому что стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее, лучше. А талантливым должен быть не только писатель, но и читатель.
  • Чему научило вас сегодняшнее занятие?
  • Что нового узнали?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА»

Развивать умение исследования текста; сформировать знания учащихся о тропах, их роли в речи....

Для внеклассной работы. Викторина о снежинках для учащихся 7-9 классов.

В данной викторине содержатся 18 вопросов об образовании снежинок, об истории изучения этого прекрасного природного явления. Рекомендуется для внеклассной работы по предмету....

Урок литературы в 5 классе по теме «Стихотворение К. Бальмонта « Снежинка» с использованием кейс-технологии (работа в группах)».

Цели урока:научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;Задачи урока:Образовательные:обеспечить в ходе урока повторение и закрепле...

Конспект урока литературы в 5 классе. Анализ стихотворения К.Бальмонта "Снежинка"

Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает  урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения К. Бальмонта "Снежинка", на котором  сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в...

Внеклассное занятие по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа (задачи с практическим содержанием)"(6 класс).

Данное занятие направлено на закрепление  знаний  учащихся по теме «Нахождение дроби от числа», на  расширение  представления учащихся о практическом применении таких задач. Основн...

Мастер-класс по литературе на тему "Образ снежинки в стихотворении К.Д.Бальмонта"

Данный материал представляет собой разработку мастер-класса на тему "Образ снежинки в стихотворении К.Д.Бальмонта" и подготовлен для участия в конкурсе учителей русского языка и литературы"...

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...