Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Развивать умение исследования текста; сформировать знания учащихся о тропах, их роли в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА» | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА»
5 класс
Сегодня трудно представить уроки литературы без поэзии К.Бальмонта, хотя долгое время его творчество обходили стороной.
Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность Холодная высь, уходящие дали.
Поразительные стихи! В минуты какого разочарования или вдохновения написаны они! Как близки моему состоянию! Как они могут взволновать всех !Отчего «сердцу так грустно, и сердце не радо?» Что имел ввиду поэт? Откуда такая незащищенность , хрупкость? Природа в образе скорбящей матери или что-то иное?
Цели и задачи урока: Развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи, сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; развивать творческое воображение, помочь увидеть и почувствовать не только явление природы, но и красоты слова.
На уроке используем портрет Бальмонта, репродукции картин о зиме.На доске слова для словарной работы: лазурь, низринула, лелеять; эпиграф: «Я каждый миг исполнен откровенья,/ Всегда пою.»
Звучит веселая песня о зимушке-зиме. Ученица, которая начинает урок вместе с учителем , включает проигрыватель. Настроение приподнятое. Не случайно поэты , композиторы, художники так часто обращаются к этой теме в своих произведениях.
Вот перед нами замечательные репродукции картин, а сколько песен о зиме! Так, наверное у Пастернака родились строки:
Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятенье, Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака…
Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятенье: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.
Вот так просто, но очень красиво выразил талантливый поэт свое чувство в слове. Посмотрите действительно «тянутся цветы герани за оконный переплет». И нам тоже хочется протянуть руку и поймать ту ладонь ту снежинку, о которой написал другой поэт:
Светло- пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!
Наизусть стихотворение Бальмонта «Снежинка»
-Какой образ вы ярко видели, слушая стихотворение? Какие слова помогли вам зрительно увидеть снежинку?
Вы правильно поняли, что снежинка белая, пушистая, красивая, блестящая. Эти слова называются эпитеты (Эпитеты- художественные определения.)
-Что значит художественное определение?(Яркое, меткое слово, помогающее лучше увидеть созданный поэтом образ.)
Повторяем, что эпитет- это троп, то есть слово, употребленное в переносном значение. Углубляем понимание различных значений на основе примеров, написанных на доске (чудесный день,- субботний день, золотое сердце- золотое кольцо). Возникает небольшая проблемная ситуация: для одних в словосочетание « снежинка белая» слово белая употреблено в прямом значение, так как это просто цвет, для других это больше чем цветовой эпитет.
-Ну, что ж поставим пока вопрос и внимательно вчитаемся в текст. Ведь бывают слова, которые в контексте произведений имеют совершенно новое значение.
Комплексный анализ стихотворения проводим по строфам.
Сначала думаем над тем, какое название дал поэт своему стихотворению и почему.
Сообщаю, что автор этого произведения – Константин Дмитриевич Бальмонт. Поэт объездил много стран. И все же когда испытывал тоску по родине: «Боже, до чего я соскучился по России. Все- таки нет ничего лучше мест тех, где вырос, думал, страдал, жил»,- писал он матери. Именно в России ему казалось все необычным, удивительным, сказочным. Многие стихи Бальмонта и написаны, как сказки.
Читаем первую строфу, называем эпитеты обозначающие цвет.
-Вас ничего не удивляет? ( Светло - пушистая – такого цвета не бывает, это признак не только цвета, но и качества).
-А что еще кажется интересным в этой строфе?( Снежинка смелая-так говорят о человеке.)
-Как называется такой прием в литературе?(Олицетворение.)
-Что значит слово «чистая»? А здесь только ли речь о том, что снежинка не грязная? (Нет . Чистая- значит светящаяся, сверкающая, светлая.) Вот сколько новых значений получило слово Бальмонта!
Чтения второй и третий строф:
Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную- На землю проситься.
-К какой части речи относятся слова «проносится», «просится», «покинула», «низринула»? Что обозначают глаголы? Значит, чем отличается первая строфа от второй и третьей? Да, именно глаголы/действия помогаю понять, что начинается полет, движение. Кто может выполнять подобный действия?( Человек).
-Какое изобразительное средство, при котором не одушевленные предметы не делятся свойствами живых существ, использует автор?(Перед нами олицетворение.)
Не менее интересны следующие строфы:
Под ветром веющим. Дрожит, взметается На нем, лелеющем, Светло качается
Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
-Какие мысли кажутся вам странными?
-Как понимаете выражение «Светло качается»?
Читая седьмую строфу обращаемся к метафоре:
Но вот кончается Дорога дальняя. Земли касается Звезда хрустальная.
-О чем говорится в ней?
Читаем последнюю строфу отмечаем, что она похожа на первую: Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая! Какая белая!
-А теперь объясните значение слова «белая». Только ли цвет оно обозначает? Мы еще раз убедились, что в толковом словаре слова имеют одни значения, а поэтическом тексте они дополняются другими оттенками.
Обобщающая беседа:
-Какова главная мысль стихотворения? Только ли чувство восхищения испытывает автор?-Удалось ли поэту передать полет снежинки от «лазури чудесной» к земле?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по стихотворению К.Бальмонта "Дрема"
Презентация создаёт зрительные образы стихотворения К.Бальмонта "Дрёма", посвящённое теме Родины....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Презентация .К. Бальмонт. Ступени.Иллюстрация к анализу стихотворения
Данная презентация преставляет собой иллюстративный материал к анализу стихотворения Константина Бальмонта " Ступени". Зрительный ряд способствует более глубокому погружению в смысловое содержание сти...
Внеклассное занятие по литературе «Нарисуем музыку (нарисуем чувства) по стихотворению К.Д.Бальмонта «Снежинка» для учащихся 6 класса
При изучении стихотворения К. Бальмонта "Снежинка" необходимо: способствовать правильному эстетическому восприятию стихотворения; объяснять выразительную сторону словесного искусства; вводи...
Урок литературы в 11 классе. Лингвистический анализ стихотворения Д.Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени.."
Данный урок поможет учащимся в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ...
Урок литературы в 5 классе по теме «Стихотворение К. Бальмонта « Снежинка» с использованием кейс-технологии (работа в группах)».
Цели урока:научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;Задачи урока:Образовательные:обеспечить в ходе урока повторение и закрепле...
Конспект урока литературы в 5 классе. Анализ стихотворения К.Бальмонта "Снежинка"
Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения К. Бальмонта "Снежинка", на котором сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в...