Басни И.А.Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Документ содержит подробный материал к уроку литературы в 5 классе по теме "Басни И.А.Крылова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basni_i.a.krylova_konspekt_uroka.doc | 637 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОРЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ: Кузнецова С.В.
С. БОРЩЕНЬ
БОЛЬШЕСОЛДАТСКИЙ Р-ОН
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Тема: Басни И.А.Крылова
«Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)
Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.
Задачи урока:
1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;
2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;
формировать умения взаимодействовать в коллективной деятельности;
3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, иллюстрации к басням, выполненные обучающимися, карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Учитель:
-Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги! Ребята, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно, хорошо, сообща трудиться на уроке.
Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
А начать наш урок мне бы хотелось строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль.
Он баснями себя прославил
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят! (Слайд №1)
Итак, кому посвятил эти строки П. А. Вяземский?
Чему мы посвятим наш урок? Кто готов сформулировать тему нашего урока?
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?
(Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.) (Слайд №2)
А как нам достичь этой цели?
(Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)
Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, художников, актёров, покажем знание и понимание басен.
Для подготовки к уроку мы старательно готовились, каждый проделал огромную работу, все волнуются. Ребята, волноваться не нужно. Я каждому из вас желаю удачи!
II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»
Учитель:
-Ребята, перед началом урока мне передали конверт. Это необычное письмо адресовано вам. Один из героев произведений И. А. Крылова решил попробовать себя в роли баснописца и предлагает на ваш суд свой первый шедевр. Давайте попробуем угадать, о каких произведениях И. А. Крылова в нём идёт речь и кто автор сего послания.
(Раздаю листочки с текстом «письма». Приложение № 1
(Ответ:
- «Демьянова уха»,
- «Обоз»,
- «Две бочки»,
- «Слон и Моська»,
- «Кошка и Соловей»,
- «Волк и Журавль»,
- «Ворона и Курица»,
- «Тришкин кафтан»,
- «Слон на воеводстве»,
- «Мор зверей»,
- «Квартет».
(Отправитель - Мартышка))
- Ребята, как мы оценим творчество Мартышки? Удалось ей сочинить басню? А что называется басней? Давайте дадим определение.
К какому роду литературы относится басня?
Что лежит в основе басни? (аллегория)
А что такое аллегория?
Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)
А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом) (Слайд №3)
- Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп) (Слайд №4)
- А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?
( поэт Жан де Лафонтен) (Слайд №5)
- Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?
( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер)
(Слайды №6-7)
- Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов. (Слайды №8-9)
- А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?
( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).
- Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца. В Санкт - Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому Крылову (изображение на слайде) (Слайд №10)
- До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь народ.
Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
Обратите внимание, как изображён Крылов?
А знаете ли вы, кто создавал этот памятник?
III. История создания памятника И. А. Крылову (Реализация индивидуального задания) Приложение №2
IV. Задание «Найди пару»
Ну, а теперь давайте вспомним басни И.А.Крылова. Для начала соединим героев различных басен.
(Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый лист бумаги, клей-карандаш.)
Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.
Время выполнения – 3 минуты. (Слайд №11)
ВОРОНА | ОБЕЗЬЯНА |
СТРЕКОЗА | ЛИСИЦА |
ЗЕРКАЛО | ЯГНЁНОК |
ВОЛК | МУРАВЕЙ |
ЛИСТЫ | ПЕТУХ |
КУКУШКА | КОРНИ |
ОСЁЛ | МУЖИК |
V. «Доска объявлений»
– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой. После каждой угаданной басни ребята читают наизусть каждую из них. Первую слушаем в исполнении актера Валентина Гафта (аудиозапись)
1.
Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах. |
2.
Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу! |
3.
Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права! |
4.
Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов! |
5.
Срочно сниму тёплую квартиру до весны! |
6.
Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, - Верните, пожалуйста, на ель! |
Ответы: 1. Мартышка Осёл, Козёл, Медведь «Квартет»,
2. Мартышка «Мартышка и очки»,
3. Лебедь, Рак, Щука «Лебедь, Щука и Рак»,
4. Свинья «Свинья под дубом»,
5. Стрекоза «Стрекоза и Муравей»,
6. Ворона «Ворона и Лисица»
Видеопауза.
После прочтения последнего объявления обучающиеся смотрят мультфильм «Ворона и Лисица».
VI. Физминутка.
VII. Творческий отчёт.
- Ребята, басни И.А. Крылова нашли своё отражение и в изобразительном искусстве. Многие художники писали иллюстрации к его басням. А известны ли вам их имена? (А.М.Суворов, Г.Куприянов, Е.М.Рачев)
- Ребята, а теперь обратите внимание на доску. Чьи это рисунки?
В своих рисунках вы тоже отразили сюжеты из басен И. А. Крылова. Перед началом урока вы с ними познакомились. Какой из рисунков больше всего понравился? Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?
VIII. Литературное состязание.
Учитель:
- А теперь вас ждёт литературное состязание! Кто в нём будет самым активным? Басни Крылова легко запоминаются. Многие фразы из басен стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои Крылова.
Ребята, а какие слова мы называем “крылатыми”? А для чего мы используем их в речи? (Слайды 12-22)
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы поставленной цели? Так в чем же секрет басен И.А.Крылова? (Слайд 23)
Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И. А. Крылова, его басни?
А разве не бывает людей без недостатков?
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе-музыканты Осёл, Козёл да косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.
Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в жизни, опираясь на нравоучения И. А. Крылова.
А легко ли следовать этим правилам? Почему?
Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам стать лучше. И закончим наш урок строками замечательного стихотворения М. Исаковского “Кто не слыхал его живого слова?” (Чтение стихотворения учителем.)
Учитель:
-Спасибо за урок, подготовку к уроку, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству великого баснописца.
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
X. Домашнее задание. Обучающиеся выбирают сами.
(Разгадать кроссворд или сочинить басню.)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Басня
Созвал как-то Демьян на демьянову уху весь лесной народ. Привезли целый обоз рыбы. Сварили две бочки ухи. И вот к обеду идут Слон и Моська, Кошка и Соловей, Волк и Журавль, Ворона и Курица. Курица по такому случаю надела тришкин кафтан. Второй Слон не пришёл – Слон на воеводстве был. Не проверил Демьян перед варкой свежесть рыбы, забеспокоился, как бы не начался в лесу мор зверей. Но, к счастью, всё добром закончилось. Мораль сей басни такова: начал дело, выполни его безупречно от начала до конца!
Последовательница Ивана Андреевича,
подающая надежды начинающая писательница, прима из квартета
Приложение № 2
О создании памятника.
Средства на памятник собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом Брюлловым, который создал портрет Крылова, и художником Александром Алексеевичем Агиным, нарисовавшим героев басен. Для этого Агин составил список зверей – крыловских героев, а затем собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было столпотворение: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали...
Доска объявлений
№1. Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах. |
№2. Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу! |
№3. Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права! |
№4. Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов! |
№5. Срочно сниму тёплую квартиру до весны! |
№6. Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, - Верните, пожалуйста, на ель! |
Карточки на стол
ВОРОНА | ОБЕЗЬЯНА |
СТРЕКОЗА | ЛИСИЦА |
ЗЕРКАЛО | ЯГНЁНОК |
ВОЛК | МУРАВЕЙ |
ЛИСТЫ | ПЕТУХ |
КУКУШКА | КОРНИ |
ОСЁЛ | МУЖИК |
Домашнее задание №1.
РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 |
1. Кто сказал: «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите!»
2. «Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть…»
3. «Вороне где-то бог послал кусочек…»
4. «На ту беду … близехонько бежала».
5. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» О ком это?
6. Кто сказал: «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?»
Домашнее задание №2.
Сочини басню
– На уроках вы познакомились с жанром басни. Прочитали много басен Ивана Андреевича Крылова. И теперь, думаю, можете попробовать себя в роли баснописцев. Перед вами сюжетные картинки истории про Аиста и Лисицу. Подумайте, чему может научить эта история. Сочините басню в прозе. Не забудьте про мораль.
Самоанализ урока литературы, проведенного в 5 классе по теме «Басни И.А.Крылова» учителем Кузнецовой С. В. МКОУ «Борщенская СОШ» Большесолдатского района Курской области.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь детей в учёбу, необходимы всё новые и новые формы урока, где за основу берётся формирование универсальных учебных действий обучающихся.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности. Урок литературы, проведенный сегодня в 5 классе, показывает, что требования стандартов нового поколения по формированию универсальных учебных действий можно выполнять уже сегодня, в ходе учебной деятельности, работая по стандартам 2004 года.
Класс работает по программе, основанной на программно-методических материалах по литературе Коровиной В.Я., по учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, автором-составителем которого является Коровина в.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Тема урока: «И.А.Крылов и его басни».
Это был третий урок по данной теме. Урок систематизации и обобщения знаний и умений. При разработке урока учитывались возрастные особенности детей, реальные возможности обучающихся 5 класса, количество которых – 4 человека. Из них два мальчика, две девочка. Уровень познавательной и учебной мотивации хороший. Психологический климат в классе открытый. Обучающиеся относятся друг к другу доброжелательно, преобладает сотрудничество. Лидеров в классе нет. В коллективе класса развиты коммуникативные навыки. Отрицательных качеств в коллективе не выявлено.
Дети к данному уроку имели определенный багаж знаний, который помог им систематизировать и обобщить изученный материал.
Цель данного урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.
Для достижения цели были поставлены Задачи:
1. Предметные:
- закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;
- работа с информацией;
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать уважение к мнению других, самостоятельность, творческую активность, любовь к родному языку, уважение к родителям.
1. Урок начался с организационного момента и мотивации. Создание благоприятной рабочей обстановки, психологический настрой развивает положительную мотивацию к обучению. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию. Такое начало позволяет повысить интерес учащихся к уроку литературы.
На этом этапе урока мы формируем личностные УУД.
2. На следующем этапе происходит актуализация знаний: прочитав письмо, дети определяют, из каких басен в него включены слова, определяют, можно ли его назвать басней. Вспоминают, что такое басня, мораль, аллегория. Организуется подготовка к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения, это карточки со словами. Мы формируем познавательные и регулятивные УУД.
3. Следующий этап урока – это реализация индивидуального задания. Обучающаяся делает сообщение о создании памятника И.А.Крылову.
На этом этапе мы формируем все виды УУД.
4. Следующий этап – обобщение и систематизация знаний.
а) Учащиеся в коммуникативной форме выполняют задание «Найди пару», в ходе которого необходимо составить пары героев крыловских басен, ставят цель: устранить возникшее затруднение. Ребята выбирают нужные карточки и соединяют героев, работают парами.
На этом этапе мы формируем познавательные и коммуникативные УУД.
б) Следующее задание – «Доска объявлений» - заключается в том, чтобы, прочитав объявление в шуточной форме, ребята угадали, кто и из какой басни является его автором. Затем идет чтение этой басни наизусть. Первую басню обучающиеся прослушали в исполнении актера Валентина Гафта, далее дети сами читают наизусть. Последняя басня – просмотр мультфильма.
На этом этапе мы формируем все виды УУД.
5. На следующем этапе проводили физминутку.
Мы формируем регулятивные, коммуникативные УУД.
6. Следующий этап – творческий отчет. Работа с рисунками обучающихся.
Мы формируем все виды УУД.
7.Следующий этап – литературное состязание на знание крылатых выражений. Из басен И.А.Крылова. Работа с компьютерной презентацией. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Мы формируем все виды УУД.
8.На следующем этапе - домашнее задание предлагается выбрать разное по сложности. Это позволяет объяснить самому себе «что я хочу» (цели и мотивы) и «что я могу» (результаты), т.е. формируем личностные УУД.
10. Урок заканчивается рефлексией. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию и определяют степень успешности выполнения своей работы, что является необходимым условием самостоятельной деятельности.
На данном этапе мы формируем регулятивные УУД.
На уроке все учащиеся старались включиться в диалог, ребята высказывали свои мысли. Я считаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения. Все задания урока позволили работать над формированием метапредметных универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных), что и является залогом успешности самостоятельной деятельности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».
-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...
Внеклассное мероприятие, посвящённое книге-юбиляру (205 лет «басням» И.А. Крылова) «Бессмертные творения Крылова»
Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое предназначенодля учащихся 3-5 классов школы. Тема интересна, актуальна, так как проводится в рамках празднования 205-летнего юбилея «Басе...
Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова
Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова. 6 класс. На уроке ученики получают дополнительные сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы, закрепляют ...
И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)
В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...
Презентация по литературе. Особенности жанра басни .Басни И.А.Крылова.
Данная презентация подготовлена для урока литературы по теме "Басни И.А.Крылова". Цели данной презентации: учить сопоставлять разные тексты, самостоятельно делать выводы, находить общее и различное в ...
КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВАННОЙ БАСНИ (по басням И. А. Крылова)
Цели и задачи конкурса:1. Обобщить сведения о жанровом своеобразии басни, вспомнить прочитанное, закрепить умение отличать басню от других стихотворных жанров;2. Выявить умение определять актуальность...
Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему: "Басня как жанр. Басни И.А. Крылова"
Презентация к уроку литературы в 5 классе. Цель – обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»....