Мастерская письма «Родина»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Тема Родины несёт в себе огромный потенциал нравственного и гражданского воспитания. Поэтому она необходима в каждом классе. Мастерская «Родина» адаптируется к любому возрасту, позволяет прояснить исторические корни России, помогает детям задуматься о судьбе страны, о её нелёгком пути. Мастерская письма пробуждает творческий потенциал в детях. Результат её – эссе и лирические зарисовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodina._masterskaya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерская письма «Родина»
Адаптируется к любому возрасту учащихся (с 5 по 11 кл.)
Может являться как самостоятельной темой, так и подготовительным ( индукторным) занятием перед изучением соответствующей темы в творчестве писателей и поэтов ( например, А.Блока в 11 классе ) в курсе литературы.
Цель – создание условий для формирования и развития предметных и метапредметных УУД:
Личностные ууд – формирование готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций, гражданской позиции, развитие чувства патриотизма;
коммуникативные ууд – формирование способности к согласованным действиям с учётом позиции другого в процессе совместной деятельности;
познавательные ууд – развитие умения самостоятельного выделения познавательной цели, поиска необходимой информации, умения структурировать знания, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
регулятивные ууд – умение ставить учебную задачу, планировать последовательность действий по её решению, осуществлять контроль и коррекцию плана и способа действия, самооценку действий и результатов, способность к преодолению препятствий.
Оборудование – репродукции известных русских живописцев на соответствующую тему; возможно музыкальное сопровождение мастерской ( русские народные мелодии), словари толковые, синонимов; выдержки из «Краткого пособия по русской истории» В.О.Ключевского.
Ход мастерской.
- Индуктор. На доске: РУСЬ РОССИЯ
- Что связывает эти слова? Что общего для вас в них?
РУСЬ, РОССИЯ… - продолжим ряд ( индив. в листочках)
Затем выносим на доску:
РУСЬ, РОССИЯ, РОДИНА, родина, отечество, отчизна.
- Деконструкция.
- Найдите в этих словах каждый себя, и в себе -каждое из этих слов.
РУСЬ – русский я;
РОССИЯ – россиянин;
РОДИНА – род, родился, родные, родители
Отечество – отец, отчий край, отчество, отчим
вотчина
На этом этапе работы используются словари и цитаты из В.О.Ключевского
- Погружение в понятие через личный опыт.
- Вы уезжаете надолго и далеко от родины, быть может, навсегда. Возьмите с собой любой предмет, который напомнил бы вам о родине, скрашивал вашу разлуку с ней. ( Индив. в листочках)
- Напишите, почему выбрали этот предмет.
- Кто хочет, прочтите.
4.Деконструкция на материале понятия
- Закройте глаза. Тихо, сами для себя произнесите слово «родина». Запишите словами, как звучит оно для вас; что представляется вам, что вспоминается? ( инд. В лист.)
-Работа с материальной структурой слова. Составляем новые слова, добавить, если очень надо только одну букву.
Один род динь-дон ода рад нора
дар одр родинка
родник рана народ
дань дом дорога
родня ад Ирод
орда урод рожа
- Составить от группы один список слов, не повторяя одни и те же. Читаем его вслух всем, дописываем себе слова, какие понравились.
5. Конструирование теста.
- Используя словарь слов и все записи в листочках , составляем текст, самостоятельно определив его тему , озаглавив.
6. Социализация.
Чтение текстов.
7. Рефлексия ( письм. индив.)
- Что удалось сегодня? (Не удалось?)
- Что больше всего поразило? Удивило? Обрадовало?
- Что огорчило? Вызвало растерянность? Тревогу?
- Зачем, по-вашему, мы всё это сегодня делали?
Образцы итоговых работ учащихся
Родина
Динь-дон, динь-дон, динь-дон… Одинокие колокола, плывущие над родиной, народом… Бесценный дар, живительный родник, но и незаживающая рана. Вечная дань. Это дом твой, в котором родня; это убежище от ада вокруг тебя, это длинная дорога до одра смерти, спасение от вековой орды и уродливой рожи Ирода, дышащей злобой.
Динь-дон, динь-дон, динь-дон… Одинокие колокола, поднимите со дна.
Стахновский Стас, 7 кл.
Тихая грусть
Тихо солнце светит, А под юной ивой
Васильки цветут, В травке и цветах
На душе свободно, Старя могилка
Радостно мне тут. Прячется в кустах.
Ширь полей, равнины, Грустно постою я,
Тихая вода, Свечку засвечу
И немного грустно – Всю тебя, Россия,
Не вернусь сюда. Я обнять хочу.
Женя Коломина, 10 кл.
«Динь-дон!» - поют колокола по всей Руси.
О чём они звонят? У них спроси.
О дали и просторе, о тебе,
О всём народе, может, обо мне…
А может, о страданьях всей земли,
Когда враги отечесвом прошли.
Но злу назло колокола поют,
И жизни родники по всей России бьют.
Коловская Саша, 11 б
Крестный путь
Иной, другой.
Сквозь муки и страданья:
Динь-дон…- звучат колокола.
И послушание, и противостояние,
И в бесконечность уходящие года…
Народ и нары,
Ирод и орда,
Дыра, и бездна, и провал…
Из мрака, краха,
Хаоса – на свет
Выводит всех!
Не говори лишь: нет!
Тимофей Левицкий, 10в кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 класс.Литература. Мастерская письма "Ответственность родителей и детей друг перед другом".
Эта мастерская по рассказу К.Г.Паустовского. Дети работали с удовольствием. Их сочинения и высказывания были от души. Текст рассказа брала в сокращенном виде, так как по ...
РОЖДЕНИЕ СЛОВА В МАСТЕРСКОЙ ПИСЬМА «ЗВУКОРЯД» 9 класс
Мастерская письма способствует развитию ассоциативного мышления детей; раскрытию творческого потенциала каждого ученика....
творческая мастерская письма
мастер- класс поведен на ЕМД в школе. В творческой мастерской шло обучение сочинению- описанию...
Мастерская_письма_как__метод_для_формирования_универсальных_учебных_действий.
Работа учителя – это непрерывный поиск новых форм, приемов работы по совершенствованию мыслительной деятельности учащихся. В каждом классе учитель ставит определенные цели и задачи соответственно возр...
Педагогическая мастерская письма "Мама"
Педагогическая мастерская письма "Мама"...
Творческая мастерская письмя приглашает...
Выступления на региональном совещании учителей русского языка илитературы....
О весна, без конца, и без краю... Урок. Творческая мастерская письма
Урок по технологии Творческая мастерская письма. Дан в разновозрастной группе. 5, 9 классах. Результат замечательный....