Мастерская письма «Родина»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Лаврова Елена Анатольевна

Тема Родины несёт в себе огромный потенциал нравственного и гражданского воспитания. Поэтому она необходима в каждом классе. Мастерская «Родина» адаптируется к любому возрасту, позволяет прояснить исторические корни России, помогает детям задуматься о судьбе страны, о её нелёгком пути. Мастерская письма пробуждает творческий потенциал в детях. Результат её – эссе и лирические зарисовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodina._masterskaya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская письма «Родина»

Адаптируется к любому возрасту учащихся (с 5 по 11 кл.)

Может являться как самостоятельной темой, так и подготовительным ( индукторным) занятием перед изучением соответствующей темы в творчестве писателей и поэтов ( например, А.Блока в 11 классе ) в курсе литературы.

Цель – создание условий для формирования и развития предметных и метапредметных УУД:

Личностные ууд – формирование готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций, гражданской позиции, развитие чувства патриотизма;

коммуникативные ууд – формирование способности к согласованным действиям с учётом позиции другого в процессе совместной деятельности;

познавательные ууд – развитие умения  самостоятельного выделения познавательной цели, поиска необходимой информации, умения структурировать знания, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

регулятивные ууд – умение ставить учебную задачу, планировать последовательность действий по её решению, осуществлять контроль и коррекцию плана и способа  действия, самооценку действий и результатов, способность к преодолению препятствий.

Оборудование – репродукции известных русских живописцев на соответствующую тему; возможно музыкальное сопровождение мастерской ( русские народные мелодии), словари толковые, синонимов; выдержки из «Краткого пособия по русской истории» В.О.Ключевского.

Ход мастерской.

  1. Индуктор. На доске: РУСЬ    РОССИЯ

-  Что связывает эти слова? Что общего для вас в них?

РУСЬ, РОССИЯ… - продолжим ряд ( индив. в листочках)

Затем выносим на доску:                

РУСЬ, РОССИЯ, РОДИНА, родина, отечество, отчизна.

  1. Деконструкция.

- Найдите в этих словах каждый себя, и в себе  -каждое из этих слов.

РУСЬ – русский   я;

РОССИЯ – россиянин;

РОДИНА – род, родился, родные, родители

Отечество – отец, отчий край, отчество, отчим
вотчина

На этом этапе работы используются словари и цитаты из В.О.Ключевского

  1. Погружение в понятие через личный опыт.

- Вы уезжаете надолго и далеко от родины, быть может, навсегда. Возьмите с собой любой предмет, который напомнил бы вам о родине, скрашивал вашу разлуку с ней. ( Индив. в листочках)

- Напишите, почему выбрали этот предмет.

- Кто хочет, прочтите.

    4.Деконструкция на материале понятия

       - Закройте глаза. Тихо, сами для себя произнесите слово «родина». Запишите словами, как звучит оно для вас;  что представляется вам, что вспоминается? ( инд. В лист.)

        

        -Работа с материальной структурой слова. Составляем новые слова, добавить, если очень надо только одну букву.

Один                                        род                 динь-дон                              ода                                        рад                        нора                

   дар                                          одр                        родинка

   родник                                рана                народ

  дань                                        дом                дорога

  родня                                        ад                   Ирод

 орда                                      урод                 рожа

- Составить от группы один список слов, не повторяя одни и те же. Читаем его вслух всем, дописываем себе слова, какие понравились.

5. Конструирование теста.

- Используя словарь слов и все записи в листочках , составляем текст, самостоятельно определив его тему , озаглавив.

6. Социализация.

Чтение текстов.

7. Рефлексия ( письм. индив.)

- Что удалось сегодня? (Не удалось?)

- Что больше всего поразило? Удивило? Обрадовало?

- Что огорчило? Вызвало растерянность? Тревогу?

- Зачем, по-вашему, мы всё это сегодня делали?

Образцы итоговых работ учащихся

Родина

        Динь-дон, динь-дон, динь-дон… Одинокие колокола, плывущие над родиной, народом… Бесценный дар, живительный родник, но и незаживающая рана. Вечная дань. Это дом твой, в котором родня; это убежище от ада вокруг тебя, это длинная дорога до одра смерти, спасение от вековой орды и уродливой рожи Ирода, дышащей злобой.

        Динь-дон, динь-дон, динь-дон… Одинокие колокола, поднимите со дна.

                                                        Стахновский Стас, 7 кл.

Тихая грусть

Тихо солнце светит,                   А под юной ивой

Васильки цветут,                        В травке и цветах

На душе свободно,                     Старя могилка

Радостно мне тут.                       Прячется в кустах.

Ширь полей, равнины,               Грустно постою я,

Тихая вода,                                   Свечку засвечу

И немного грустно –                    Всю тебя, Россия,

Не вернусь сюда.                         Я обнять хочу.

                                        Женя Коломина, 10 кл.

«Динь-дон!» - поют колокола по всей Руси.

О чём они звонят? У них спроси.

О дали и просторе, о тебе,

О всём народе, может, обо мне…

А может, о страданьях всей земли,

Когда враги отечесвом прошли.

Но злу назло колокола поют,

И жизни родники по всей России бьют.

                                        Коловская Саша, 11 б

Крестный путь

Иной, другой.

Сквозь муки и страданья:

Динь-дон…- звучат колокола.

И послушание, и противостояние,

И в бесконечность уходящие года…

 

Народ и нары,

Ирод и орда,

Дыра, и бездна, и провал…

Из мрака, краха,

Хаоса – на свет

Выводит всех!

Не говори лишь: нет!

                                Тимофей Левицкий, 10в кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс.Литература. Мастерская письма "Ответственность родителей и детей друг перед другом".

Эта мастерская по  рассказу К.Г.Паустовского. Дети работали с удовольствием.  Их сочинения и высказывания  были от души. Текст рассказа брала в сокращенном  виде, так как  по ...

РОЖДЕНИЕ СЛОВА В МАСТЕРСКОЙ ПИСЬМА «ЗВУКОРЯД» 9 класс

Мастерская письма способствует развитию ассоциативного мышления детей; раскрытию творческого потенциала каждого ученика....

творческая мастерская письма

мастер- класс поведен на ЕМД в школе. В творческой мастерской шло обучение сочинению- описанию...

Мастерская_письма_как__метод_для_формирования_универсальных_учебных_действий.

Работа учителя – это непрерывный поиск новых форм, приемов работы по совершенствованию мыслительной деятельности учащихся. В каждом классе учитель ставит определенные цели и задачи соответственно возр...

Педагогическая мастерская письма "Мама"

Педагогическая мастерская письма "Мама"...

Творческая мастерская письмя приглашает...

Выступления на региональном совещании учителей русского языка илитературы....

О весна, без конца, и без краю... Урок. Творческая мастерская письма

Урок по технологии Творческая мастерская письма. Дан в разновозрастной группе. 5, 9 классах. Результат замечательный....