Творческий продукт решения открытых задач по литературе
опыты и эксперименты по литературе на тему

Водолажская Ирина Юрьевна

В работе представлен материал по ТРИЗ-педагогике, об использовании метода решения открытых задач по литературе, а также образцы творческих работ учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий продукт решения открытых задач ( ТРИЗ-педагогика) Из опыта работы учителя русского языка и литературы Еленовской СШ Водолажской И.Ю.

Слайд 3

— педагогическая система, целью которой является воспитание Решателя, то есть человека, подготовленного к встрече с творческими, не имеющими традиционных решений задачами. Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является ТРИЗ. ТРИЗ-педагогика

Слайд 4

Время от времени человеческий гений порождает такие идеи, которые просто обречены на обостренное восприятие современниками. Например, идея Коперника о том, что Земля совершает такие же движения, как и другие небесные тела, а вовсе не находится в «центре Вселенной». Нет, все-таки считать себя «пупами Вселенной» приятнее, чем осознавать, что находишься на «рядовой» планете среди бесчисленного множества других миров. Наверное, это послужило одной из причин жестокого решения судей в отношении Джордано Бруно. Идея Чарльза Дарвина о том, что человек является результатом эволюции, как и «братья наши меньшие», была воспринята многими современниками как оскорбление. «Может быть лично Вы, Чарльз Дарвин, и произошли от обезьяны…» А сколько копий было сломано по поводу теории Зигмунда Фрейда! Мало того, что мы «произошли от животных» — оказывается, эти «животные предки» сидят в каждом из нас и управляют нашим поведением! Впрочем, есть еще один «бастион» человеческой гордыни. Этот бастион — творчество. Его охраняет та часть творческой элиты, которой очень приятно считать себя немножко «ближе к богу», чем остальных людей. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач

Слайд 5

Но и этот бастион теряет свои позиции под натиском ТРИЗ. Идея основоположника ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности. Действительно, ведь творчество — это создание чего-то нового. Но если познать закономерности, по которым это новое появляется, то их можно научиться применять — а значит, научиться «вычислять» новое, то есть изобретать. Эту идею передает название одной из первых книг Генриха Сауловича — «Творчество, как точная наука».

Слайд 6

Работу над созданием ТРИЗ Альтшуллер начал в 1946 году. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество, однако не случайно первая публикация по теории появилась в журнале «Вопросы психологии». Книги Генриха Сауловича Альтшуллера , написанные живым занимательным языком, вдохновили тысячи людей на творческую работу, помогли поверить в себя. Постепенно теория стала поддерживаться общественным движением, стали появляться общественные институты ТРИЗ, школы, в 1990 году небольшим тиражом вышел первый профессиональный журнал ТРИЗ. В 1989 г. в рамках тризовского общественного движения была образована Международная Ассоциация ТРИЗ. Г.С. Альтшуллер

Слайд 7

Современная ТРИЗ находит применение не только в технической области. Сегодня специалисты по ТРИЗ решают сложные социальные задачи, участвуют в разработках рекламных и PR-кампаний. Основоположник теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллер уделял значительное внимание не только методам решения творческих задач, но и воспитанию творческой личности. Его книга для детей «И тут появился изобретатель» четырежды издавалась на русском языке, она переведена на молдавский, латышский, английский и другие языки. Книга «Как стать гением» построена на анализе более тысячи биографий известных творческих личностей. Сегодня, когда сотни педагогов- тризовцев работают с детьми, когда издано много учебной и методической литературы, уже можно говорить о становлении ТРИЗ-педагогики.

Слайд 8

Все большую популярность получает теория в экономически развитых странах. Первый европейский ТРИЗ-конгресс состоялся в январе 1999 года в Австрии. На сегодняшний день состоялось уже несколько конференций в странах Европы и США. Ряд университетов европейских стран, Японии и США вводят ТРИЗ в свои учебные программы. Специалисты по ТРИЗ — в основном выходцы из бывшего Советского Союза — консультируют такие известные фирмы, как «Проктор энд Гэмбэл », IBM, «Форд», «Дженерал моторс», «Самсунг» и др. Книги по теории изданы и продолжают издаваться в США, Великобритании, Японии, Швеции, Голландии, Финляндии, Германии, Израиле и в других странах. Причем все чаще авторами книг становятся зарубежные специалисты, получившие образование по ТРИЗ в своих странах. Анатолий Гин

Слайд 9

Мир стремительно меняется. Образование стремительно отстает. Компьютеры и другие признаки современности в школьном классе положение не исправят. Менять нужно содержание образования. Как? Здесь мы остановимся на одном аспекте: на переходе образования от закрытых задач к открытым… В отличие от закрытых задач, на которых строится вчерашнее и сегодняшнее образование, открытая задача может иметь неполное условие, которое учащемуся необходимо изучить и дополнить самому. Открытая задача может иметь множество решений, вероятный (а не точный) ответ. Близкие понятия: нестандартная задача, творческая задача. Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач. В этот зазор между реальностью школы и требованием жизни проваливаются усилия учителей и мотивация школьников. Открытые задачи

Слайд 10

ытой

Слайд 11

ТРИЗ помогает организовать творческую деятельность учащихся на уроке и во внеклассной работе, подсказывает, как развивать творческие способности, помогает учителю открыть в детях всевозможные таланты, например, чтеца , поэта, художника. Я использую такие приемы ТРИЗ, как творческое решение открытой задачи, УМШ.

Слайд 12

Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей похищать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые... Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей — брата и сестру — и посадил в темницу: подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное — аппетит, все семь голов заболели... И решил Змей Горыныч обхитрить детей. — Выпущу я вас на волю, — сказал он, — если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести без посуды! Делать нечего — согласились дети. Где ручей подземный с живой водой - известно. Да как условие Змея выполнить? Поспорил мужик, что не будет днем пить и есть, а ночью спать. И так две недели. Что делать? Не под силу такое обычному человеку – так и ноги протянуть недолго. Как же выиграть спор ? Однажды поехал царь посмотреть на свое царство. Проезжает через лес, видит – стоит на поляне двадцать дубов, один другого краше. Обомлел царь от удивленья. А потом и говорит слугам: “Хочу, чтобы эти дубы у моего дворца росли”. Да разве столетние дубы пересадишь? Но приказ есть приказ. Дни и ночи думали царские мастеровые, а толку никакого. Как веленье царя исполнить? Дались ему эти дубы… Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до д уэли . Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях. Вы скульптор. Какой памятник вы соорудили бы Мцыри? У вас есть возможность написать письмо Онегину из своего времени. О чём вы хотели бы с ним поговорить? И т.д. http ://www.trizland.ru/ Примеры открытых задач по литературе

Слайд 13

ПАМЯТНИК МЦЫРИ …От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы… М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» Высоко-высоко в горах Кавказа, подвластный всем ветрам и палящему солнцу, возвышается памятник Мцыри как символ тщетного стремления человека к свободе. Этот памятник в виде большой, просторной клетки, о прутья которой бьётся гордая птица – орёл, стремясь на волю. Как вспышки молнии, в памяти Мцыри возникали милые образы родных людей, отцовского дома. Стремление туда, на волю, свою «пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной», подтолкнуло монастырского невольника к побегу. Вырвавшись на свободу, Мцыри понял: вот то, ради чего стоит жить, бороться и побеждать! Только «три блаженных дня» свободы подарила судьба Мцыри. И вот снова мрачный, как тюрьма, монастырь… Отведав мёда свободы, Мцыри понимает, что дальше без неё жизнь не имеет смысла. Тяжкий невольничий недуг одолевает героя, перед глазами – железная клетка, из которой нет выхода молодому орлу, стремящемуся «в тот чудный мир тревог и битв». Без свободы – нет жизни, понимает Мцыри и умирает в неволе, лишь птица-душа его неустанно рвётся прочь из клетки… Продукт учебно-мозгового штурма на уроке литературы в 8 классе Открытая задача для УМШ: «Вы скульпторы. Какой памятник вы соорудили бы Мцыри?»

Слайд 14

Письмо Онегину Онегин, «добрый мой приятель», Ты родился на берегах Невы, А я – в заснеженных степях казахских, Ты – в веке девятнадцатом, а я – в двадцатом, С тобой едва ли встретимся когда-нибудь мы. Всё в жизни было у тебя: балы и развлеченья, Ты жил затем, чтобы любить себя. А я учусь, на «ты» с компьютером, пишу вот сочиненья, Пытаюсь вжиться в образ твой, понять тебя. Я о любви и девушках с тобой не буду спорить: Ты в этом деле – ас, а мне, наверно, рановато. А вот о дружбе, о достоинстве и чести поговорить бы надо. Ведь, брат Онегин, в смерти друга виноват ты. Как для тебя – не знаю, для меня же Мои друзья, достоинство и честь неразделимы. С друзьями спорю я, мы ссоримся, бывает. Поверь, Онегин, но свои проблемы, Не отбирая друг у друга жизнь, решим мы. Пойми, Онегин, ничего на свете Ценнее жизни человека нет. И как бы честь не трактовали в вашем свете, Всю жизнь за друга смерть тебе держать ответ! Творческая работа ученика 9 «Б» класса Еленовской средней школы

Слайд 15

Вся жизнь — открытая задача. И от того, насколько успешно ты её решаешь, зависит твоё настоящее и будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ НА ВЫХОД ПРОДУКТА ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНОГО

Презентация для учителей в помощь при решении задач на выход продукта...

Решение расчетных задач типа «Определение выхода продукта реакции в процентах от теоретического».

Алгоритмы решения расчетных задач типа «Определение выхода про­дукта реакции в процентах от теоретического» по химии в 9 классе.Урок 20 по программе О.С.Габриеляна...

Решение расчетных задач по химии на выход продукта реакции от теоретически возможного

Методическое пособие  "Решение расчетных задач на выход продукта реакции от теоретически возможного" представляет собой учебный материал, призванный помочь школьникам в приобретении уме...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

разработка урока английского языка в 11 классе "Использование навыков написания формального письма для решения открытых задач экологического содержания"

Разработка представляет собой план - конспект урока английского языка в 11 классе по теме " Использование навыков написания формального письма для решения задач экологического содержания" . ...

Разработка открытого занятия кружка по теме: "Методика работы с текстовой задачей. Поиск решения нестандартных задач".6-7 классы.

Методика  раскрывается на примере задач на однокруговые турниры.В задачах этого занятия турниры исследуются алгебраическими методами. Обучение алгебре состоит не только и не столько в обучении ме...