Великая Отечественная война в жизни русских людей
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Данный материал может быть использован как для внеклассного мероприятия, посвященного месячнику военно-патриотической работы, так и для обобщающего урока по литературе при изучении произведений, посвященных войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vov_v_zhizni_russkikh_lyudey.docx | 18.61 КБ |
vov.pptx | 706 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Ейский район
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация гимназия № 14 имени первого летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина г.Ейска
муниципального образования Ейский район, Краснодарского края
Методическая разработка урока по литературе в 8 классе
«Великая Отечественная война в жизни русских людей»
Автор:Коломиец Светлана Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
2 квалификационной категории.
2014г.
Тема: «Великая Отечественная война в жизни русских людей»
Тип урока: обобщение
Цель: расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Задачи: 1)показать как изображалась ВОВ в литературе и живописи;
2)формировать навыки выразительного чтения наизусть;
3)воспитывать любовь и уважение к Родине, чувство долга и патриотизма.
Программа: «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5 – 11 классы)», авторы: А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев,под редакцией А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2009г.
Учебник: «В мире литературы 8 класс». Авторы: А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев,под редакцией А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2012г.
Оборудование: компьютер
Ход урока.
1.Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока звучит так: «Великая Отечественная война в жизни русских людей». Но проведем мы урок в форме устного журнала. Перелистывая странички журнала «В годы Великой Отечественной войны», мы познакомимся с произведениями литературы , живописи, музыки, которые раскрывали всю сущность этого страшного для страны времени.
2.Основная часть.
Работа с эпиграфом (слайд 2).
-Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего журнала:
Помните!
Через века,
Через года,-
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,-
помните!
Р.Рождественский
-В конце урока мы вернемся к нему, и вы попробуете объяснить: как вы его понимаете.
Итак, первая страница нашего журнала называется «Славим героев Священной войны» (слайд 3). Многое можно рассказать о подвигах русских людей в эти годы, многие можно назвать имена славных воинов, боровшихся за наш с вами мир. Анна Ахматова написала такие строки о мужестве наших солдат:
«…Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от тлена спасем
Навеки!»
-Об одном из героев этой страшной войны, нашем земляке-кубанце, расскажет …. (подготовленный учащийся)
Ученик: (слайд 4) Соболев Семен Григорьевич родился и вырос на хуторе Стефановском. В 1939 году его забрали в армию и послали учиться в Ленинградское минометное училище. В 1941г. молодой лейтенант, окончивший училище, получает под свое командование взвод минометчиков. Со своим взводом Соболев помогает 214-му полку стрелковой дивизии выйти из окружения, за что получает первую награду- орден Красного знамени.
В конце 1942г. стрелковая дивизия входила в состав войск Сталинградского фронта, где отличилась в боях по уничтожению окруженной вражеской группировки. Старший лейтенант Соболев был награжден вторым орденом Красного знамени.
В марте 1944г. взвод Соболева принял участие в форсировании реки Южный Буг. Он получил задание прикрыть минометным огнем десантников, а затем подоспеть им на помощь на противоположном берегу. Минометчики открыли путь десантникам и сами вступили в бой, когда враг начал контратаку. Трое суток шли непрерывные бои. Советские войска рвались к Днестру, ломая яростное сопротивление противника.
За подвиг при форсировании реки Южный Буг Семену Григорьевичу Соболеву 3 июня 1944г. было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Он погиб в апреле 1944г. под городом Тирасполем, на молдавской земле, где и был похоронен.
Слово учителя: И эта история неединственная. Многие имена героев помнит наш народ. Например, имена ейчанина Сергея Романа, в честь которого названа одна из улиц города, Линника Михаила Васильевича-жителя станицы Камышеватской, и тысячи других имен.
Но в эти страшные и тяжелые годы испытаний наших солдат поддерживала любовь и вера в них жен, матерей, детей. Они знали, что дома их ждут, любят, верят в их победу и ждут возвращения домой . На эту тему и было написано стихотворение К.Симонова «Жди меня», которое вы сейчас и услышите (читает подготовленный ученик)
Слово учителя: Призыв об уничтожении врага и освобождении родной страны звучал всюду: с листовок смотрела Родина –мать(слайд 5), держащая в руках оружие. Стихотворения и песни также содержали призыв к борьбе против ненавистных захватчиков. Одним из таких призывов стала песня «Вставай, страна огромная» на слова В.Лебедева – Кумача, которая за короткое время облетела всю страну и исполнялась всеми: от мала до велика. (Звучит песня, слайд 5)
- А сейчас мы переходим ко 2-й странице журнала, которая называется «Искусство в годы войны и о войне» (слайд 6)
Литература, музыка, живопись – все служило патриотическим призывом к борьбе с фашизмом. О чем может повествовать искусство? Конечно же, о тяжелых буднях войны, о подвигах русских людей, об их патриотизме, мужестве, о победах над врагом. Вот, например, репродукция картины Сергея Герасимова «Мать партизана»(слайд 7). Это полотно посвящено подвигу русской крестьянки, сына которой, партизана, ведут на расстрел. Идейно-нравственное значение картины заключено в столкновении двух ее главных героев, олицетворяющих две разные непримиримые идеологии.
Беседа :
-Как художник изображает героиню?
-Как он рисует фашистского захватчика?
-Что олицетворяет русская женщина?
-Что олицетворяет немецкий солдат?
-Какие чувства у вас вызывает картина?
-Образ крестьянки воплотил в себе тот невиданный и неожиданный для захватчиков подъем национального сознания.
Образ матери мы видим и в литературе. Мать ассоциируется с Родиной, жизнью, ее любят и оберегают дети. Но и мама, защищая детей, жертвует своей жизнью не задумываясь.
Вот как в своем стихотворении раскрывает образ матери Ольга Киевская «Баллада о матери» (чтение подготовленного ученика)
Слово учителя: Такие трогательные произведения помогали солдатам идти вперед, вытесняя врага с русской земли. И эту тему мы продолжим рассматривать на следующей страничке «Музы не молчали….» (слайд 8).
Послушайте стихотворения, написанные о войне, которые вы приготовили самостоятельно. Сейчас сюда будут выходить ваши одноклассники и читать стихотворения наизусть, а после вы сами оцените чтение ребят. (по 1-2 представителя от ряда).
-чтение стихотворений учащимися.
Слово учителя: Хорошо! Вот вы прослушали чтение ваших одноклассников, чье чтение вам понравилось и почему?
В начале урока я обращала ваше внимание на отрывок из «Реквиема» Р.Рождественского (слайд 9). Как вы понимаете эти слова?
3. Заключение.
В память о павших солдатах Расул Гамзатов написал стихотворение «Журавли», на слова которого впоследствии была положена музыка. Это была одна из любимых народом послевоенных песен (звучит песня «Журавли»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Помните! Через века, Через года,- помните! О тех, кто уже не придет никогда,- помните! Р.Рождественский
«Славим героев Священной войны»
«Искусство в годы войны и о войне»
Сергей Герасимов «Мать партизана»
«Музы не молчали….»
Помните! Через века, Через года,- помните! О тех, кто уже не придет никогда,- помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Р.Рождественский
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов 6 класс
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов...
Рабочие материалы. Презентация "Великая Отечественная война. Подарить жизнь своим потомкам"
В презентации использованы иллюстративные материалы (картины советских художников) и стихотворные тексты....
Рабочие материалы. Презентация "Великая Отечественная война. Подарить жизнь своим потомкам" (начало презентации)
В презентации использованы иллюстративные материалы (картины советских художников) и стихотворные тексты. Поскольку материал объёмный - для размещения на сайте он разделён на несколько частей. Использ...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Великая Отечественная Война в жизни моей семьи
Сафин Марат, ученик 5 «А» класса МБОУ СОШ №175 рассказывает о своём пра-прадедушке – подполковнике Алфёрове Александре Лазаревиче,...
Интегрированный урок "Войной испытанные строки..." (Отражение Великой Отечественной войны в произведениях русских поэтов)
Интегрированный урок по истории и литературе с использованием ИКТ-технологий, технологии критического мышления, технологии сотрудничества...
Проект "Эхо Великой Отечественной войны в жизни моей семьи"
Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно - исследовательской деятельности...