Зачетные контрольные работы по литературе 7 и 9 класс
тест по литературе на тему
Примерная контрольная работа (зачет) по литературе - 7 и 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachet_7_kl.docx | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачетная контрольная работа
Вариант – 1
Часть 1
Выберите один правильный ответ
- Героем какого цикла былин является Василий Буслаев:
А) Киевского
Б)Новгородского
В) Московского
- Ведущим художественным приемом в создании образа былинного богатыря является:
А) гипербола
Б) эпитет
В) метафора
- Какой из перечисленных жанров НЕ относится к фольклорным:
А) легенда
Б) сказка
В) летопись
- Как называется финно-угорский эпос:
А) «Песнь о Нибелунгах»
Б) «Песнь о Роланде»
В) «Калевала»
- Определите тему пословицы «Не за свое дело не берись, за своим – не ленись»:
А) о дружбе
Б) об учебе
В) труде
- В состав какого произведения древнерусской литературы входят «Похвала князю Ярославу и книгам» и «Поучения Владимира Мономаха»:
А) «Повесть временных лет»
Б) «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
В) «Сказание о смерти Олега от коня»
- К кому обращается М.В. Ломоносов в первой строфе «Оды на день восшествия на всероссийский престол….»:
А) к Петру 1
Б) к Елизавете
В) к Ивану Грозному
- Что предсказал кудесник князю Олегу в произведении А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»:
А) наследство
Б) смерть
В) скорую женитьбу
- Какое произведение НЕ входит в цикл «Повестей Белкина»:
А) «Гробовщик»
Б) «Метель»
В) «Дубровский»
- В каком произведении А.С. Пушкин обращается к образу «маленького человека»:
А) «Борис Годунов»
Б) «Медный всадник»
В) «Станционный смотритель»
Часть 2
В отведенное место впишите ответ на вопрос.
- Прочитайте текст. Определите, к какому жанру фольклора он относится.
Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь — сейчас же весь народ на реку идет, и свечи в руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится, — тот и царь!
У одного барина был крепостной человек — Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:
— Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!
А Иван ему на это:
— Коли я, барин, в цари угожу, так тебе непременно голову срублю.
Пошли на реку, опустили свечи — у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с той поры за это его Грозным и прозвали.
___________________________________________________
- Прочитайте фрагмент былины. Укажите былинного героя, описание которого вы прочитали.
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
________________________________________________________
- Прочитайте фрагмент стихотворного текста. Укажите его автора и название стихотворения, из которого он взят.
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид:
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
______________________________________________________
- Прочитайте фрагмент из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Как называется описание природы в литературном произведении?
«Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика».
_____________________________________________________
- Что изображали картинки, висевшие в сенях станционного смотрителя из повести А.С. Пушкина?
_______________________________________________________
Часть 3
Прочитайте русскую народную сказку «Мудрая дева». Сопоставьте ее с «Повестью о Петре и Февронии Муромских». Чем похожи главные героини? Чем отличаются? Свой ответ впишите в отведенное ниже место.
«Мудрая дева»
Русская народная сказка
Помер старик со старухою, оставался у них сын сирота. Взял его к себе дядя и заставил овец пасти.
Ни много, ни мало прошло времени, призывает дядя племянника, хочет попытать у него ума-разума и говорит ему:
— Вот тебе сотни баранов, гони их на ярмонку да продай с барышом, чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.
Что тут делать! Заплакал бедняга и погнал баранов в чистое поле: выгнал, сел на дороге и задумался о своем горе. Идет мимо девица:
— О чем слезы льешь, добрый молодец?
— Как же мне не плакать? Нет у меня ни отца, ни матери; один дядя, и тот обижает!
— Какую ж обиду он тебе делает?
— Да вот послал на ярмонку, велел баранами торговать, да так, чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.
— Ну, это хитрость не великая! Найми-ка ты баб да остриги баранов, а шерсть отнеси на ярмонку и продай; вот у тебя и деньги, и бараны в целости!
Парень так и сделал; продал шерсть, пригнал стадо домой и отдает дяде вырученные деньги.
— Хорошо, — говорит дядя племяннику, — только ведь ты не своим разумом вздумал это? Чай, тебя научил кто-нибудь?
Парень признался.
— Шла, — говорит, — мимо девица, она научила.
Дядя тотчас приказал закладывать лошадь:
— Поедем, станем сватать ту девицу.
Вот и поехали.
Приезжают прямо на двор, спрашивают: куда лошадь девать?
— Привяжите до зимы аль до лета! — говорит им девица.
Дядя с племянником думали, думали, не знают, за что привязать; стали у ней спрашивать: до какой зимы, до какого лета?
— Эх вы, недогадливые! Привяжите к саням, а не то к телеге.
Привязали они лошадь, вошли в избу и сели на лавочку. Спрашивает ее дядя:
— Ты с кем живешь, девица?
— С батюшкой.
— Где ж твой отец?
— Уехал сто рублей на пятнадцать копеек менять.
— А когда назад воротится?
— Если кругом поедет — к вечеру будет, а если прямо поедет — и через три дня не бывать!
— Что ж это за диво такое? — спрашивает дядя. — Неужто и вправду отец твой поехал сто рублей на пятнадцать копеек менять!
— А то нет? Он поехал зайцев травить; зайца-то затравит — всего пятнадцать копеек заработает, а лошадь загонит — сто рублей потеряет.
— А что значит: ежели он прямо поедет — и в три дня не прибудет, а ежели кругом — к вечеру будет?
— А то значит, что прямо болотом ехать, а кругом дорогою!
Удивился дядя уму-разуму девицы и сосватал ее за своего племянника.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант -2
Часть 1
Выберите один или несколько правильных ответов
- Героем какого цикла былин является Садко?
А) Московского
Б) Киевского
В) Новгородского
- Определите тему пословицы «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило»:
А) дружба
Б) Родина
В) любовь
- Какое из перечисленных произведений героического эпоса написано рунами:
А) «Калевала»
Б) «Песнь о Роланде»
В) «Василий Буслаев и новгородцы»
- Отличительной особенностью произведений древнерусской литературы является:
А) произведения распространялись в списках
Б) у всех произведений был автор
В) произведений древнерусской литературы передавались из уст в уста
- Какое из произведений НЕ относится к древнерусской литературе:
А) «Поучение Владимира Мономаха»
Б) «Повесть о Петре и Февронии»
В) «Петр и плотник»
- Кто из перечисленных поэтов писал оды:
А) А.С. Пушкин
Б) М.В. Ломоносов
В) М.Ю. Лермонтов
- Кого прославляет А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник»:
А) Петра 1
Б) Елизавету
В) Бориса Годунова
- К драматическим произведениям А.С. Пушкина относится:
А) «Медный всадник»
Б) «Борис Годунов»
В) «Станционный смотритель»
- Какое произведение НЕ входит в сборник А.С. Пушкина «Повести Белкина»:
А) «Полтава»
Б) «Барышня-крестьянка»
В) «Выстрел»
- Отличительными особенностями «Повестей Белкина» А.С. Пушкина является:
А) внимание автора к деталям
Б) подробное объяснение поступков своих героев
В) сжатость и простота изложения
Г) обилие философских рассуждений
Д) прием «подставного автора»
Часть 2
В отведенное место впишите ответ на вопрос.
- Укажите имя былинного персонажа, которому принадлежат следующие слова:
- Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьянствовати,
А бороздки тебе да помётывати,
А пенья-коренья вывёртывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
________________________________________________________
- Дайте определение преданиям.
Предания – это фольклорный жанр_______________________________________________________________________________________________________________
- Чем поговорка отличается от пословицы? Какие темы затронуты в русских народных пословицах и поговорках (перечислите 2-3 темы)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Из какого произведения взят следующий фрагмент (укажите автора и название произведения).
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего.
__________________________________________________________
- Что вы понимаете под термином «образ-тип “маленького человека”»? Кто такие «маленькие люди»? Какое произведение с образом «маленького человека» вам известно?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3
Прочитайте фрагмент из повести А.С. Пушкина «Дубровский». Сопоставьте его с повестью «Станционный смотритель». Какая тема их объединяет? Что общего и различного между Владимиром Дубровским и Дуней – дочерью Самсона Вырина? Свой ответ впишите в отведенное ниже место.
Дубровский
(отрывок)
Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, развалившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камердинер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили молодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:
«Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька
Орина Егоровна Бузырева.
Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня».
Владимир Дубровский несколько раз сряду перечитал сии довольно бестолковые строки с необыкновенным волнением. Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он романически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями.
Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его. Он воображал отца, оставленного в глухой деревне, на руках глупой старухи и дворни, угрожаемого каким-то бедствием и угасающего без помощи в мучениях телесных и душевных. Владимир упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца писем и не подумал о нем осведомиться, полагая его в разъездах или хозяйственных заботах.
Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия. Товарищи, заметя его беспокойство, ушли. Владимир, оставшись один, написал просьбу об отпуске — закурил трубку и погрузился в глубокие размышления.
Тот же день стал он хлопотать об отпуске и через три дня был уже на большой дороге.
Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку. Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку. Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил вольных лошадей. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по литературе 6 класс, первое полугодие
Контроль знаний...
Контрольная работа по литературе 6 класс
Контроль знаний...
Зачетные контрольные работы по литературе 7 и 9 класс
Примерная контрольная работа (зачет) по литературе - 7 и 9 класс...
Стартовая контрольная работа по литературе. 8 класс. 10 класс (коррекционной школы)
Контрольная работа рассчитана на проверку знаний учащихся 8 класса и 10 класса коррекционной школы в начале учебного года по программе В.Коровиной. Работа включает вопросы на знание авторов и произвед...
Контрольная работа по литературе 7 класс по теме "Древнерусская литература"
Тест по литературе,состоит из 17 заданий....
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 7 КЛАССА по теме «Устное народное творчество. Древнерусская литература»...