Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 6 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 5.03.2004г № 1089.).
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией) - базовый
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_6_klass_pechatat.doc | 319 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 5.03.2004г № 1089.).
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией) - базовый
Цели обучения.
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений:
1. Для чтения и изучения (произведения разбираются более подробно в основных их компонентах).
2. Для чтения и бесед (произведения, также прочитанные полностью, рассматриваются на уроке более общо, с позиции их главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; возможны беседы о героях произведений, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками и т.д.).
3. Для самостоятельного чтения (после определённых тем указаны произведения, которые примыкают к изучаемым, а в конце разделов или в конце каждого курса- произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству самостоятельным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год).
В 5 – 6 классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определённого уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определённые устные и письменные работы.
1. Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Вошли в программу и учебники – хрестоматии и те произведения, которые долгое время не изучались. Например, в 6 классе баллады И. В. Гете, Ф. Шиллера, Е. Н. Майкова, А. К. Толстого, стихи о Великой Отечественной войне А.. Твардовского, К. Симонова, А. Суркова, М. Джалиля, рассказы В. Гаршина, Шукшина, главы из повести В. Г. Короленко « В дурном обществе».
2. Художественные произведения в программе по литературе и учебнике-хрестоматии расположены в хронологической последовательности. Это позволяет обратить внимание на тесную связь литературы с жизнью. Понимание этого принципа способствует и обращение к фактам жизни писателей и событиям их времени. Отсюда – историко-лексический и бытовой комментарий, обращение в процессе изучения литературных произведений к другим видам искусства, углубляющим представления учащихся об эпохе, в которую жил и творил писатель. Рассказы о писателях в учебнике – хрестоматии сопровождаются фрагментами воспоминаний или самого писателя (страницы автобиографии К.Г. Паустовского, В.А. Солоухина, Ю. М. Нагибина, В.Г. Распутина, М.М. Пришвина ); или его современников ( о Л.Н. Толстом, Л.Н. Андрееве, А.И. Куприне, В.Г. Короленко). Приводятся также отрывки из писем писателей, отзывы об их произведениях. Ценность этих материалов в их «заразительности» для читателя, как писал Ю.П. Казаков о произведениях В.А. Солоухина. Такие материалы надолго запоминаются, являются залогом будущих встреч с другими произведениями уже знакомых авторов.
3. Теоретико-литературные знания играют роль инструмента для более глубокого постижения художественного мира писателя. В каждой теме обозначен круг литературоведческих понятий. Теоретико-литературные сведения включены в каждую аннотацию к текстуально изучаемому произведению. Возникает вопрос о путях формирования теоретико-литературных понятий. Авторы программы разделяют взгляды сторонников «попутного изучения» теории литературы, считая, что главным является чтение и анализ художественного произведения. Теоретико-литературные знания, подчёркивается в программе, это «ключ» к разбору произведения. Необходимое средство его постижения. Именно средство, а не цель. Ученик должен пройти путь от «эмоции материала» к «эмоции формы». Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года.
В 6 классе учащиеся получают общие сведения о литературе как искусстве слова, проводят наблюдения над строением и языком художественного произведения и сосредотачиваются на понятиях сюжет (со всеми связанными с ним понятиями: композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, эпизод…) – герой – жанр – автор. Учащиеся знакомятся с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, тропы и фигуры (эпитет, метафора, гипербола и др.), с элементарными вопросами стихосложения (ритм, строфа, стопа…).
4. Изучение теории литературы сопровождается самостоятельной работой и творческой деятельностью учащихся. К творческой работе учащихся можно отнести и читательский дневник, требующий от его владельца не только пересказа, но и оценки прочитанного. В учебнике – хрестоматии разработана система творческих заданий, а также рекомендации по их выполнению. Например, задания «Попробуй сам сочинить сказку», «Пишем сочинение». Работа по развитию устной и письменной речи непосредственно связана с изучением художественного произведения, с рассказами о писателях, а также со статьями по теории литературы. Это и пересказы, и устные рассказы, и сообщения о писателе, и рекомендации книг, и читательские отчёты, письменные ответы на вопросы, небольшие изложения, сочинения о литературном герое, о самостоятельно прочитанной книге. Наиболее полно разработана в учебнике – хрестоматии система занятий по выразительному чтению. В учебнике – хрестоматии много советов, касающихся выразительного чтения понравившихся стихов, а также рекомендации о проведении конкурсов на лучшего чтеца. В учебнике- хрестоматии широко представлены разноуровневые вопросы и задания к изучаемым произведениям. Составители учебника – хрестоматии ориентируются на 2 принципа дифференциации.
В первом случае вопросы и задания к изучаемым произведениям даются в варианте, но также используются особые значки: повышенной сложности отмечены цветочком, на выбор - солнышком, нарисуй – карандашом и т. д. Эта система вопросов и заданий подсказывает путь анализа произведений.
Второй принцип дифференциации вопросов и заданий состоит в том, что имеют не только различительные знаки, но и группируются по – разному, в зависимости от того, как прочитано произведение (самостоятельно; постепенно, по главам ).
Вопросы и задания к произведениям объединяются в учебнике – хрестоматии под рубриками: «Наедине со … (сказкой, мифом, рассказом, басней, пьесой, повестью, романом); «Поразмышляем над прочитанным», «Вернёмся к прочитанному». Предложенная рубрикация предполагает коллективную и самостоятельную работу учащихся над текстом произведения. Отсюда доверительная интонация в обращении к каждому: «Поразмышляй над этой главой», «Придумай и нарисуй сам», «Выразительно прочитай…»
5. Авторы программы указывают на широкое использование на уроках литературы произведений живописи, музыкальных произведений. Расширяя эстетический кругозор школьников, они конкретизируют их представления о времени, событиях и героях, изображённых в литературном произведении, роднит с литературным произведением тематическая и сюжетная близость. Из всех видов ИЗО наиболее близка литературе художественная иллюстрация. Её прямым назначением является пояснение, комментирование художественных произведений средствами рисунка.
6. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература" в 5 классе.
В год – 68 часов, из них на развитие речи - 6 часов
Внеклассных чтений – 8 часов
В неделю – 2 часа
Плановых контрольных работ
Классное сочинение | 3 |
Домашнее сочинение | 1 |
Учебные четверти | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Количество недель | 9 недель | 7 недель | 10 недель | 8 недель | 34 недели |
Количество учебных часов | 18 часов | 14 часов | 20 часов | 16 часов | 68 часов |
Учебно-тематический план.
1 | Название раздела, тема урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОСОО | Количество часов | Тип урока | Форма урока | Информационное сопровождение | Дата | ||
По плану | По факту | ||||||||
1 | Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении. Р.Р. | Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человек. Художественная литература как искусство слова. | 1 | Вводный | Лекция с элементами беседы | Учебник стр. 3 – 8. | 1н | ||
2 | Вн. чтение. «Любимые книги нашего класса». | Влияние литературы на фор мирование нравственного и эстетического чувства учащегося. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Беседа, выступления уч-ся | Выставка книг. | 1н | ||
УНТ «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» 2ч | |||||||||
3. | Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. | Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нём национальных черт характера.Фольклор. Жанры фольклора. Гипербола. Эпитет, метафора, сравнение. Одна былина по выбору | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Учебник, картина «Богатыри» Васнецов. | 2н | ||
4 | Былина «Илья Муромец…». Илья Муромец – любимый образ народного богатыря. | Отражение в русском фольклоре народных традиций, представление о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора. Одна былина по выбору. | 1 | Урок закрепления нового материала | Беседа, работа с текстом | Ресурсы Интернета | 2н | ||
Древнерусская литература 3ч | |||||||||
5,6 | Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе). | Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Древнерусская литература. Три произведения разных жанров по выбору | 2 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | История: принятие князем Владимиром христианства на Руси (988 год). ИЗО: репродукция картины В.В.Васнецова «Нестор-летописец»: опираясь на статью учебника, план и цитату из «Повести временных лет», рассказать о русском летописании. Фреска «Поклонение волхвам»: описать фреску. | 3н,3н | ||
7 | «Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат» Исторические события, отраженные в повести. Прославление патриотического подвига русских воинов. | Истоки и начало древнерусской литературы, её религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Древнерусская литература. Три произведения разных жанров по выбору | 1 | Урок усвоения новых знаний | Беседа, анализ текста | выставка | 4н | ||
Литература XIX века 4ч | |||||||||
8 | Баллады. В.А.Жуковский. Светлана. Связь баллады с УНТ. | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана» | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы, работа с текстом | Учебник, книга | 4н | ||
9. | В.А.Жуковский. Лесной царь. Перчатка. Картины природы. | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». «Перчатка». Перевод баллады Шиллера | 1 | Урок усвоения новых знаний | Беседа, работа с текстом | Портрет | 5н | ||
10 | Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут». Нравственный смысл баллад. | А.К.Толстой. Три произведения по выбору, «Средь шумного бала, случайно…» « рай ты мой, родимый рай…» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Беседа | Учебник | 5н | ||
11. | Р.р. строфа и рифма. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Практикум | Схемы | 6н | |||
Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека. 25ч | |||||||||
12 | А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность. Стихотворения «Узник», «Туча», «Цветок» | Стихотворения «К Чаадаеву», «Песнь о Вещем Олеге», «К морю», «Няня», «К…» (« Я помню чудное мгновенье…»),»19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также три стихотворения по выбору. | Урок усвоения новых знаний | Практикум | ИЗО: литография «Царское Село» (гл. «Литературные места России»), репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», репродукция картины Н.Н. Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», гравюра А.Фаворского «Пушкин-юноша». | 6н | |||
13 | «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | Стихотворения «К Чаадаеву», «Песнь о Вещем Олеге», «К морю», «Няня», «К…» (« Я помню чудное мгновенье…»),»19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также три стихотворения по выбору. | 1 | Комбинированный | Урок-игра | Иллюстрации учебника | 7н | ||
14 | Поэзия А.С.Пушкина. Многогранность чувств, выраженных в стихотворении. Стихотворения «Няне», «Зимнее утро» | Стихотворения «К Чаадаеву», «Песнь о Вещем Олеге», «К морю», «Няня», «К…» (« Я помню чудное мгновенье…»),»19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также стихотворения по выбору. | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы. | Репродукция картины . | 7н | ||
15 | «Дубровский». Изображение русского барства. | Романы «Дубровский», «Капитанская дочка» | 1 | Комбинированный | Беседа | Литература: история помещика Островского. ИЗО: репродукция Кустодиева «Дубровский» и Шамаринова «На псарне у Троекуова». | 8н | ||
16 | Дубровский - старший и Троекуров. Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. | 1 | Урок применения знаний, навыков и умении (ззакрепление нового материала) | Беседа | Иллюстрации художников Курстодиева и Шамаринова | 8н | |||
17 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. | Романы «Дубровский», «Капитанская дочка» | 1 | Комбинированный | Беседа | Кинофильм | 9н | ||
18. | Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действтия: Экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Романы «Дубровский», «Капитанская дочка» | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Беседа | кинофильм | 9н | ||
19. | Романтическая история любви Владимира и Маши. | Романы «Дубровский», «Капитанская дочка» | 2 | Контрольный | Практикум | презентация | 10н | ||
20. | Авторское отношение к героям. Мастерство Пушкина в построении романа, в создании характеров героев и пейзажа. | . Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа. Романы «Дубровский», «Капитанская дочка» | 1 | Изучение нового материала | Беседа | презентация | 10н | ||
21-22. | Р.р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский» Р.Р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский») | Романы «Дубровский», «Капитанская дочка» | 1 | Изучение нового материала | Беседа | Таблица, план | 11н,11н | ||
23. | Н.М.Языков. Слово о поэте. Песенная поэзия Языкова. «Песня», «Пловец». | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский, К.Н. Батюшков,, А.А.Дельвиг, Д.В.Давыдов, А.В.Кольцов, Н.М. Языков. Стихотворения не менее трёх авторов по выбору | 1 | Изучение нового материала | Беседа | Портрет, презентация | 12н | ||
24 | М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Парус» в стихах и исунках Лермонтова. | Стихотворения: «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную..»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также три стихотворения по выбору. | 1 | Изучение нового материала | Практикум | Музыка: П.И. Чайковский. Симфония №5 (фрагмент), презентация | 12н | ||
25 | «Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта. | Стихотворения: «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную..»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также три стихотворения по выбору. | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | В.П.Полухина «Читаем, думаем, спорим…». Москва, «Просвещение»,1996. | 13н | ||
26 | «Три пальмы» « Тучи» Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Особенности отражения темы одиночества в лирике Лермонтова. | Стихотворения: «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную..»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также три стихотворения по выбору. | 1 | Изучение нового материала | Беседа | Музыка: А. Хачатурян: концерт для скрипки с оркестром, колыбельная из балета «Гаяне» Как композитор средствами музыки передает философскую мысль поэта о дисгармонии природы и человека | 13н | ||
27 | Стихотворные размеры. | 1 | Урок применения знаний, навыков и умении (закрепление нового материала) | Беседа | учебник | 14н | |||
28. | Н.В.Гоголь. Сведения о жизни писателя. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Н.В. Гоголь. Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | Урок применения знаний, навыков и умении (ззакрепление нового материала) | Беседа | Учебник, портрет, презентация, выставка книг. | 14н | ||
29. | «Майская ночь или утопленница». Сказочная повесть. Пейзаж майской ночи. | Н.В. Гоголь. Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Практикум | Презентация, фильм. | 15н | ||
30. | Картины народной жизни и родной природы в повести. Любовь Левко. Легенда о панночке. | Н.В. Гоголь. Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | Изучение нового материала | Беседа | Рисунки, презентация. | 15н | ||
31 | Приключения парубков и Левко в борьбе с Головой. | Н.В. Гоголь. Повести:»Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | Урок применения знаний, навыков и умении (ззакрепление нового материала) | Практикум | Учебник, В.П.Полухина «Читаем, думаем, спорим…». Москва, «Просвещение»,1996. | 16н | ||
32. | Подготовка к домашему изложению по повести «Майская ночь или утопленница»» | Н.В. Гоголь. Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | Комбинированный | Беседа | Презентация, фильм | 16н | ||
33 | Вн. Чт. Н. В. Гоголь «Ночь перед рождеством». | 1 | Урок усвоения новых знаний | Практикум | Учебник | 17н | |||
34. | С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя. «Очерк зимнего дня». | Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Описание природы. | 1 | Урок применения знаний, навыков и умении (ззакрепление нового материала) | Практикум | Выставка рисунков и фото, презентация | 17н | ||
35. | Р.р. Пишем очерк. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Урок-игра | Выставка, презентация | 18н | |||
36. | Страницы поэзии. | Есенин «Гой, ты Русь..», «Песня о собаке», «Отговорила роща золотая» | 1 | Урок применения знаний, навыков и умении (ззакрепление нового материала) | Урок-практикум | Учебник, звукозапись | 18н | ||
« О Родина святая» Мотивы родной природы в русской лирике. 5ч | |||||||||
37. | Стихи о родине. В. А. Жуковский, Н. П. Огарев, А. К. Толстой, А. А. Фет, И. В, Никитин, А. Н. Плещеев | Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений | 1 | Урок применения знаний, навыков и умении | Беседа | выставка | 19н | ||
38. | Р.р. Анализ стихотворений. | 1 | Урок применения знаний, навыков и умении | Урок-практикум | таблица | 19н | |||
39 | А.П.Чехов. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений. | А.П.Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон», а также 2 рассказа по выбору., «Крыжовник». Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе | 1 | Урок контроля | Портрет, В.П.Полухина «Читаем, думаем, спорим…». Москва, «Просвещение»,1996 | 20н | |||
40 | «Толстый и тонкий». Приёмы создания комического эффекта. | 1 | Комбинированный | Беседа | 20н | ||||
41 | «Пересолил», «Смерть чиновника» Острота комического сюжета. | Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Беседа | 21н | |||
Нравственная ответственность человека перед собой и обществом 9ч | |||||||||
42. | В.Г.Короленко. О писателе. «В дурном обществе». Автор и рассказчик в повести. | В.Г.Короленко. Одно произведение по выбору. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Портрет литературного героя. Автор и рассказчик в повести. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Беседа | Портрет, учебник, В.П.Полухина «Читаем, думаем, спорим…». Москва, «Просвещение»,1996 | 21н | ||
43. | «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. | В.Г.Короленко. Одно произведение по выбору | 1 | Урок применения знаний, навыков и умении | Беседа | презентация | 22н | ||
44. | Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственные взросление. | В.Г.Короленко. Одно произведение по выбору | 1 | Урок применения знаний, навыков и умении | беседа | презентация | 22н | ||
45. | Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. | В.Г.Короленко. Одно произведение по выбору | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Беседа | Презентация, кинофильм | 23н | ||
46 | Портрет литературного героя. | В.Г.Короленко. Одно произведение по выбору | 1 | Урок применения знаний, навыков и умении (ззакрепление нового материала) | Беседа | Презентация, кинофильм | 23н | ||
47-48 | Р.р. Сочинение по повести В.Г.Короленко. «В дурном обществе» | В.Г.Короленко. Одно произведение по выбору | 2 | Урок контроля | 24н,24н | ||||
49. | Н.Д.Телешов. «Домой». Изображение трагической участи и нищеты народа. Роль пейзажа в рассказе. Домашнее сочинение. | Н.Д.Телешов. «Домой». | 1 | Урок усвоения новых знаний
| Работа с текстом, беседа | 25н | |||
50 | А. Доде «Маленький шпион» | Зарубежная литература | 1 | Комбинированный | Работа с текстом, беседа | 25н | |||
Литература ХХ века 18ч | |||||||||
51. | А.П.Платонов. «Песчаная учительница». | А.П.Платонов. Один рассказ по выбору Труд как нравственная основа жизни героев. Идея доброты, отзывчивости, взаимопомощи. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Работа с текстом, беседа | портрет | 26н | ||
52. | М.М.Пришвин. Философская Притча «Кладовая солнца | М.М.Пришвин. Одно произведение по выбору | 1 | Урок усвоения новых знаний | Работа с текстом, беседа | 26н | |||
53. | Сказка-быль «Кладовая солнца» | М.М.Пришвин. Одно произведение по выбору | 1 | Урок применения знаний | Работа с текстом, беседа | Презентация, кинофильм | 27н | ||
54. | Отношение человека к природе | М.М.Пришвин. Одно произведение по выбору | 1н | Урок применения знаний, навыков и умении | Работа с текстом, беседа | 27н | |||
55. | Смысл заглавия «Кладовая солнца» | М.М.Пришвин. Одно произведение по выбору | 1н | Урок применения знаний, навыков и умении | Работа с текстом, беседа | 28н | |||
56. | Тропа Насти
| М.М.Пришвин. Одно произведение по выбору Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Пейзаж и его роль. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Жанр сказки-были. | 1н | Урок применения знаний, навыков и умении | Работа с текстом, беседа | Презентация, кинофильм | 28н | ||
57. | Р.р. Сочинение по сказке-были «Кладовая солнца» | М.М.Пришвин. Одно произведение по выбору Сравнительная характеристика Насти и Митраши | 1н | Урок развития речи | 29н | ||||
58. | М.М.Зощенко. «Не надо врать», «Бедный Федя». | М.М.Зощенко. Два рассказа по выбору Комическое в рассказах. Вопросы нравственности в рассказах Зощенко. | 1н | Урок усвоения новых знаний | 29н | ||||
59. | Внеклассное чтение. Страницы поэзии. | 1н | Урок усвоения новых знаний | 30н | |||||
60 -. | В.Г.Распутин. «Уроки французского». | В.Г. Распутин. Произведения не менее трёх авторов по выбору Отражение в повести трудностей военного времени | 1 | Урок усвоения новых знаний | Презентация, кинофильм | 30н | |||
61. | Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. | В.Г. Распутин. Произведения не менее трёх авторов по выбору Отражение в повести трудностей военного времени | 1 | Урок применения знаний, навыков и умении | Работа с текстом, беседа | 31н | |||
62. | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика Смысл названия рассказа | Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни главного героя. В.Г. Распутин. Произведения не менее трёх авторов по выбору. | 1 | Урок применения знаний, навыков и умении | Работа с текстом, беседа | Презентация, кинофильм | 31н | ||
63 - 64. | Д.Олдридж. «Последний дюйм».. | Д.Олдридж. «Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Смысл названия рассказа. Домашнее сочинение. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Работа с текстом, беседа | учебник | 32н,32н | ||
65, 66. | Ю.М.Нагибин. «Старая черепаха». Тема верности и доброты в рассказе. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Работа с текстом, беседа | Портрет, учебник | 33н,33н | |||
67 - 68. | Н.М.Рубцов. «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои – скрип да скрип», «Воробей» | Н.М.Рубцов. Стихотворения не менее трёх авторов по выбору | 2 | Урок усвоения новых знаний | Работа с текстом, беседа | Портрет, сборники стихов | 34,34н |
Раздел III. Содержание образования.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | В том числе на развитие речи | Внеклассное чтение |
Введение. | 2 | 1 | 1 |
Устное народное творчество | 2 | ||
Древнерусская литература. | 3 | ||
Из литературы XIX века. | 43 | 7 | 1 |
Из литературы XX века. | 18 | 3 | 2 |
ИТОГО: | 68 | 11 | 4 |
Содержание тем учебного курса.
VI класс
(68 часов)
Введение. (2 часа) Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
I
Устное народное творчество (2 часа)
Для чтения и изучения:
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
Для чтения и бесед:
Былины об Илье Муромце (в пересказе Б.Шергина); «Вольга и Микула Селянинович».
II
Древнерусская литература (3 часа)
Для чтения и бесед:
Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).
«Слово о погибели Русской земли».
Для чтения и изучения:
«Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.
Для чтения и бесед:
«Житие Александра Невского» (фрагменты).
III
Литература ХIХ века (34ч. + 7 ч. + 1 ч.)
Для чтения в классе:
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка», «Светлана».
Для чтения и изучения:
Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».
Понятие о балладе. Связь баллады с УНТ. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы. Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл баллад.
А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
Для чтения и изучения:
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). торжественность поэтической речи.
«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении. «Няне». Многогранность чувств, выраженных в стихотворении.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
Для чтения в классе:
«Цветок», «Осень» (отрывок), «Узник», «Подражание Корану» (по выбору учителя).
Н.М.Языков. Слово о поэте. Песенная поэзия Языкова. «Песня», «Пловец».
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.
Для чтения и изучения:
«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть.
«Три пальмы» Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. аллегорический смысл стихотворения.
Для чтения в классе:
«На севере диком...», «Утес», «Кинжал», «Казачья колыбельная песня».
Н.В.Гоголь. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Ночь перед рождеством». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.
С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.
Для чтения в классе:
Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Колокольчики мои…», «Колодники»; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З.Суриков. «Степь»; А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» и другие стихотворения по выбору учителя.
К.Н.Станюкович. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Человек за бортом». Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений. Роль Егора Шутикова в судьбе Прохора. Правдивое, яркое изображение быта на корабле. Смысл названия рассказа.
А.П.Чехов. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.
Для чтения и изучения:
«Пересолил», «Толстый и тонкий». Юмор и сатира как две разновидности комического изображения жизни. Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Для чтения и бесед:
«Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака» и др. ранние рассказы по выбору учителя.
В. Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Особенности повествования (рассказ от первого лица).
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Шолом-Алейхем. О писателе.
Для чтения и бесед:
«Мальчик Мотл». Печальный и сердечный юмор в повести.
Н.Д.Телешов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Домой». Мотивы поведения осиротевшего мальчика. Человечность старика-каторжника. Изображение трагической участи и нищеты народа. Роль пейзажа в рассказе.
IV
Литература ХХ века (14 ч. + 3 ч. + 2 ч.)
А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героев. Идея доброты, отзывчивости, взаимопомощи.
Для чтения и бесед:
«Корова».
М.М.Зощенко. Сведения о писателе.
Для чтения и бесед:
«Не надо врать», «Бедный Федя». Комическое в рассказах. Вопросы нравственности в рассказах Зощенко.
М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Пейзаж и его роль. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.
В.Г.Распутин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Д.Олдридж.
Для чтения и бесед:
«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.
Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:«Старая черепаха». Тема верности и доброты в рассказе.
Для чтения в классе:
А.Яшин. «Пустырь», «Люблю все живое»; А.Жигулин. «Бурундук», «По зеленому перелогу»…», «Засыпают землею овраг…».
Раздел II Требования к уровню подготовки обучащихся за курс литературы 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
- выявлять авторскую позицию,
- определять род и жанр литературного произведения,
- выделять и формулировать тему, идею,
- давать характеристику героев;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Аюпов С.М. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. - Сыктывкар: Знание, 2004.
- Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.
- Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
- В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим…6 класс.- М.: Просвещение, 2008.
- Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
Дополнительная учебная литература
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки 6 класс. - М.: Вако, 2007.
Справочные пособия
- Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
- Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
- Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
Ресурсы ИКТ
- BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
- Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».
- Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 6 класса, 40 интерактивных уроков».
- Диск «Пушкин Александр Сергеевич. Сказки».
- Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
- Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий. 5 класс».
Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по литературе по данной программе
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
М.А Снежневская,О.М. Хренова, Литература. Начальный курс 6 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008. |
| Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....