Урок литературы в 5 классе. Обобщающий урок по творчеству И.А.Крылова.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Сапронова Лидия Николаевна

Цель данного урока - обощить знания учащихся по теме "Творчество И.А.Крылова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basni_krylova_.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий урок по творчеству И.А.Крылова.  5 класс.

Тип урока:  Урок-экскурсия  

Цель урока: 

  • обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

Задачи урока: 

Образовательные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие: 

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание интереса к классической литературе.

Оборудование к уроку: 1.Выставка книг И.А.Крылова;

                                         2.Выставка иллюстраций к произведениям Крылова                    

                                            или мультимедийная презентация.

                                         

                                         

1. Организационный  момент.

2. Вступительное слово учителя:

    Сегодня у нас   заключительный урок по творчеству великого русского          баснописца Ивана Андреевича Крылова. Давайте вспомним, что мы знаем о великом русском баснописце.

Вопросы: 

  1. Сколько лет было И. Крылову, когда он написал свою первую басню?
  2. На каком инструменте играл И. Крылов?

3.Что вы знаете о детстве И. Крылова?

4.Сколько басен создано И. Крыловым?

5.Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался

      И. Крылов?

6.Где стоит первый памятник И. Крылову? Что вы знаете об этом памятнике?

В класс входит ученик в форме почтальона и вручает учителю письмо.

Учитель: Ребята, послушайте, какое интересное  письмо принесли нам:

«Любезные друзья мои! Мне стало известно, что вы  знаете и любите мои басни. Отрадно знать, что почти 200 лет потомки мои помнят меня и мои произведения. Я чрезвычайно польщен сим известием. А посему, позвольте считать вас моими друзьями. Покорнейше прошу вас посетить музей моего творчества.

                          Искренно ваш Иван Крыл»

Учитель: Вот такое письмо. Так что же, принимаем приглашение, посетим музей Крылова?  Я возьму на себя роль экскурсовода. Отправляемся.

Вам нужно быть сегодня очень внимательными, вспомнить, что мы знаем о басне как литературном жанре, на каких принципах строится басня, вспомнить содержание известных басен и познакомиться с новыми.

  Ну что же, друзья, давайте захватим с собой немного воображения и – в путь.

  Чтобы войти в первый зал, нам нужно купить билеты. Плата за билет – ответ на вопрос. Разделитесь на 3 группы, за правильный ответ дается 1 билет на группу. Один ученик от группы вытаскивает билетик с вопросом.  В первом билете вопрос : «Аллегория». Кто   из вас сможет объяснить значение этого слова? (Учащиеся дают толкование слова)

 Второй  билет  – «Что такое мораль? Объясните, приведите пример.»

Третий билет – «Басня  как  литературный жанр»

   

Учитель:  Теперь, когда мы получили билеты, проходим в следующий зал. Здесь  состоится парад героев произведений Крылова, я буду их приглашать, а вы - их представлять.

 - Приглашаются Кукушка и Петух.

 (Выходят дети и читают басню «Кукушка и Петух» по ролям.

Далее дети читают наизусть басни  «Квартет», «Зеркало и Обезьяна», «Осел и Соловей», «Мартышка и Очки», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Кот и Повар», « Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха» и другие).

Учитель: Теперь мы переходим в картинную галерею. Посмотрите, как художник Рачев проиллюстрировал  известные вам басни Ивана Андреевича. Обратите внимание, как точно художник подметил характеры крыловских  героев, какие яркие образы он создал. (проецируются слайды с иллюстрациями).

 Сможете ли вы назвать басни, к которым нарисованы эти иллюстрации?

(Дети рассматривают иллюстрации  и называют героев).

Учитель: Вспомните, какие черты характера людей в своих баснях высмеивал Крылов  (дети называют: жадность, неблагодарность, глупость, невежество).

  Учитель: Вместе с тем он восхищался трудолюбием, смекалкой, добротой русских людей, потому что Иван Андреевич очень хорошо знал душу русского народа, его язык. По характеру, теме многие басни перекликаются с русскими народными сказками.   Иван Андреевич употреблял слова и выражения из простой крестьянской речи, использовал народные пословицы и поговорки. Но в то же время многие выражения из его произведений стали восприниматься народом как пословицы.

Скажите, а вы заметили, какие строчки из басен стали крылатыми выражениями?

    (Каждой группе детей даются карточки с записанными на них пословицами , среди которых спрятаны строчки из басен, ставшие крылатыми выражениями. Дети находят и называют их:

   А воз и ныне там, у сильного всегда бессильный виноват, кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку,  лето красное пропела,

хоть видит око, да зуб неймет; беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги точать пирожник и т.д)

   Учитель: Очень хорошо, молодцы. В каждом музее есть книга отзывов. Посетители оставляют здесь записи с пожеланиями, замечаниями, благодарностью. Давайте посмотрим, какие записи есть в книге отзывов в этом музее.  (Учитель открывает альбом)

Записи в книге есть, но  посетители не оставили своих подписей. Вам предстоит самим догадаться, кто какую запись здесь сделал.

(Учитель читает, дети называют героя басни, оставившего запись):

1. Господин Крылов! Благодарю Вас за то, что вы неоднократно упоминали меня в своих баснях. Меня и в русских сказках изображают всегда ловкой, находчивой, хитрой.

2. Иван Андреевич, обещаем Вам, что мы задумаемся над тем, как лучше и быстрее доставить воз с поклажей по назначению.

3. Я никогда не подозревал своего кота в непорядочности. Он много лет верой и правдой служил мне на кухне. Я его не буду наказывать, он обещал исправиться.

4. Господин баснописец! А Петух поет все же громче Соловья.

5. Иван Андреевич! Попросите Муравья принять меня на зиму в муравейник, ведь зима скоро. Пожалуйста.

6. Господин Крылов, очень хочется сыграть что-нибудь серьезное. Загляните как-нибудь к нам на репетицию. Одна надежда на Вас.

   Учитель: Эта комната называется « Стол  находок». Гости, побывав в   музее, по рассеянности оставили здесь свои вещи. Давайте вместе с вами разберемся, кому принадлежат эти предметы.

На столе лежат предметы:    зеркало,

                                                 очки,

                                                 сыр,

                                                  тарелка,

                                                  ветка дуба с желудями,

                                                  зонт,
                                                 половник.

(Дети называют басни и героев, кому принадлежат предметы).

-Ребята, перед нами выставка книг   Крылова.

Давайте прочитаем вслух несколько басен. (Дети читают вслух, определяют тему, находят и объясняют мораль).

Учитель:  Наша  экскурсия подходит к концу. Сегодня мы познакомились поближе с баснями Крылова, но всех прочитать на одном уроке мы не можем. Ведь за свою жизнь Иван Андреевич создал их около 200, посвятив этому тридцать лет своей жизни. Кроме басен Крылов писал статьи, комедии.

Мне бы хотелось узнать, нравятся ли вам произведения И.А.Крылова? Почему?

(Учитель объявляет оценки за урок, благодарит детей)

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любимой басне или  заполнить таблицу:

Басня.

Её мораль.

 

Если каждый тянет в свою сторону, воз останется на прежнем месте. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»:

 

Каждому  делу надо учиться. Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется.  

 

Мораль басни: не связывайся с глупцами, не поручай им ответственных дел!

 

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий незаслуженных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

 

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

 

Мораль этой басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "Жизнь и творчество И.А.Крылова"

Урок создан в соответствии ФГОС. Прописаны универсальные учебные действия на каждом этапе. Использовала интернет - ресурсы для подбора интересных фактов из жизни писателя....

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "Творчество И.А.Крылова. Жанр басни"

В презентации представлены портреты баснописцев (Эзоп, Лафонтен, И.А.Крылов), отрывок из басни "Ларчик", иллюстрации к басням И.А.Крылова....

Литература 9 класс. Урок-исследование по творчеству И.А. Крылова "Редчайший дар баснописца"

Литература 9 класс. Внеклассное чтение: анализ стихотворного текста.Тема урока: «Редчайший дар баснописца» по творчеству И.А. КрыловаТип урока: Урок общеметодологической направленности &nd...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...

Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»

Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...

Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)

Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме  «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)...