Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая  программа по литературе для 8 класса соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта  общего образования (Приказ МО РФ от 5.03.2004г № 1089.).

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. 

Уровень  изучения учебного  материала (в  соответствии с  лицензией) -   базовый

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_8_klass_dlya_pechati.doc304 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая  программа по литературе для 8 класса соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта  общего образования (Приказ МО РФ от 5.03.2004г № 1089.).

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.  

   Уровень  изучения учебного  материала (в  соответствии с  лицензией) -   базовый

     

                                               Цели обучения.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

.

 Программа рассчитана на 68 часов (34 недели. 2 часа в неделю).

Из них на развитие речи -    часов

Внеклассных чтений –  часов

                                     Формы контроля знаний, умений.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 8 класса: сочинение, изложение, проект.

.                                                    

                                         Особенности программы.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Распределение  учебной  нагрузки  по  четвертям:

Учебные  четверти

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный  год

Количество недель

 8 недель

8 недель

10 недель

8 недель

34 недели

Количество  учебных  часов

16 часов

16  часов

20 часов

16  часов

68 часов

                   


 Раздел II. Календарно-тематическое планирование по литературе.

Название  раздела,  тема  урока

Элементы  содержания  изучаемого  материала  в  соответствии  с  ФКГОСОО

Кол-во  часов

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

   Дата

По плану

Фактически

Примечание

Введение 2 ч.

1.

Введение. Литература как искусство слова. Художественный образ.

Художественная  литература  как  искусство  слова. Художественный  образ.

1

Изучение нового материала (Изучение теории и истории литературы

Изучение нового материала (Изучение теории и истории литературы

Учебник, компьютерная презентация

1 н.

2.

Литература и другие виды искусства.

Литература  и другие  виды  искусств.

1

Изучение нового материала (Изучение теории и истории литературы

Изучение нового материала (Изучение теории и истории литературы

Учебник, компьютерная презентация

1 н.

УНТ. Народные песни 3

3.

Исторические песни

Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа.

 Фольклор.  Жанры  фольклора.  Народные  песни.  Устное  народное  творчество  как  часть  общей  культуры  народа,  выражение  в  нём  национальных  черт  характера.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Интегрированный урок (история и литература)

Учебник, иллюстрации,  Э.Л. Безносов  «Раздаточные  материалы  по  литературе»,  8-11  классы,  Методическое  пособие,  Дрофа,  Москва,2007.

2 н.

4.

Лирические песни

«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца».

Отражение   в  русском  фольклоре  народных  традиций,  представлений  о  добре  и  зле.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Интегрированный урок  (литература и музыка)

Учебник, раздаточный материал (изобразительно-выразительные средства)

2 н.

5.

Авторы  и  собиратели  народных  песен.  Рассказ  К.Г. Паустовского  «Колотый  сахар»

Влияние  фольклорной   образности  и  нравственных  идеалов  на  развитие  литературы.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения

Интегрированный урок  (литература и музыка

ТСО

3 н.

Древнерусская литература (4)

6

  Люди  Древней  Руси

Житийный жанр  в  древнерусской   литературе.  

Три  произведения  разных  жанров  по  выбору.  Истоки  и  начало  древнерусской  литературы,  её  религиозно-духовные  корни.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведений

Интегрированный урок (история и литература)

Учебник,  Э.Л. Безносов  «Раздаточные  материалы  по  литературе»,  8-11  классы,  Методическое  пособие,  Дрофа,  Москва,2007.

3 н.

7

«Житие  преподобного  Сергия  Радонежского» (фрагменты).

Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

Истоки  и  начало  древнерусской  литературы,  её  религиозно-духовные  корни.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведений

Интегрированный урок (история и литература)

Презентация

8 - 9.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка.

Патриотический  пафос  и  поучительный   характер  древнерусской  литературы. Утверждение  в  литературе  Древней  Руси  высоких  нравственных  идеалов:  любви  к  ближнему,  милосердия,  жертвенности.

2

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Интегрированный урок (история и литература)

Учебник, иллюстрации,  Э.Л. Безносов  «Раздаточные  материалы  по  литературе»,  8-11  классы,  Методическое  пособие,  Дрофа,  Москва,2007.

4 н.

5 н.

Русская  литература  19  века (22+4+2)

                                            Русская литература XIX (28+2+4)

10.

А.С.Пушкин – историк.  «История  Пугачёвского  бунта»

А.С.Пушкин»Капитанская  дочка».  Новое  понимание  человека  в  его  связях  с  национальной  историей.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Интегрированный урок (история и литература)

Портрет А.С.Пушкина, учебник, иллюстрации

5 н.

11.

Повесть  А.С.Пушкина. «Капитанская дочка».  Жанровое  своеобразие  произведения.  Истоки  формирования  личности  Гринёва .  (Анализ  1 -2 глав).Историческая основа повести. Особенности композиции.

Романы: «Капитанская  дочка».  А.С. Пушкин как  родоначальник  новой  русской литературы.  Историзм  и  психологизм  в  литературе.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения

Урок-беседа

Портрет А.С.Пушкина, учебник, иллюстрации

6 н.

12.

Проблема  чести,  достоинства,  нравственного  выбора  в  повести.  Гринёв  и  Швабрин.  (Разбор  3 -5  глав)

Романы: «Капитанская  дочка».  Проблема  личности  и общества.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения

Урок-беседа

Выставка  «А.С.Пушкин»,  Э.Л. Безносов  «Раздаточные  материалы  по  литературе»,  8-11  классы,  Методическое  пособие,  Дрофа,  Москва,2007.

6 н.

13.

  А. С. Пушкин  «Капитанская  дочка».  Пугачёв  и  народ  в  повести.  (Разбор  6 – 7 глав)

Романы: «Капитанская  дочка».  Интерес  русских  писателей  к  проблеме  народа.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения

Урок-беседа

Альбом «А.С.Пушкин»

7н.

14.

  А.С.  Пушкин  «Капитанская  дочка».  Средства  характеристики  героев  повести  на  примере  8 -12 глав)

Романы: «Капитанская  дочка». Человек  в  ситуации  нравственного  выбора.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения

Кино-урок, беседа

Кинофильм «Капитанская  дочка»

7 н.

15.

  А.С.Пушкин  «Капитанская  дочка».   Образ  Маши  Мироновой. Смысл  названия   повести.  Анализ  эпизода.

Романы: «Капитанская  дочка». Нравственные  и философские  искания  русских писателей.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения

Кино-урок, беседа

Кинофильм«Капитанская  дочка»

8н.

16.

Р.р. Подведение  итогов   по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».  Подготовка  к  сочинению

Романы: «Капитанская  дочка».  Роль  литературы  в  формировании  русского  литературного  языка.

1

Урок контроля знаний

Урок по развитию речи

Иллюстрации   к  повести  в  учебник, Э.Л.Безносов  «Раздаточные  материалы  по  литературе» 8-10 классы,  методическое  пособие , Дрофа,  Москва,  2007

8 н.

17.

Литературная  игра  по  повести  «Капитанская  дочка»

Романы: «Капитанская  дочка».   ».  А.С. Пушкин как  родоначальник  новой  русской литературы

1

Урок повторения и закрепления знаний

Урок-игра

Тесты. Методическое  пособие,  Э.Л.Безносов  «Раздаточные  материалы  по  литературе» 8-10 классы,  методическое  пособие , Дрофа,  Москва,  2007

9 н.

 18.

Внеклассное чтение.  А.С.  Пушкин .  «Метель»  

А.С.Пушкин  «Повести  Белкина».  Историзм  и  психологизм  в  литературе.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Урок-диспут

Компьютерная презентация

9 н.

19.

М.Ю.Лермонтов  и  история.

 Лирика. Мотивы вольной кавказской природы. Символический

образ тюрьмы и узничества в лирике.

М.Ю.Лермонтов.  Три  стихотворения  по  выбору.

Романтизм  в  русской  литературе.  Лирический  герой.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Урок-беседа

Портрет М.Ю.Лермонтова, учебник, иллюстрации. «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание».

10 н.

20.

Тема  и  идея,  сюжет  и  композиция  поэмы  М.Ю.  Лермонтова  «Мцыри»

М.Ю.Лермонтов  поэма  «Мцыри».  Воплощение  в  литературе  романтических  ценностей.  Форма  и  содержание  литературного  произведения:  тема,  идея,  проблематика,  сюжет,  композиция.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения

Урок-беседа

учебник, иллюстрации,  Э.Л.Безносов  «Раздаточные  материалы  по  литературе» 8-10 классы,  методическое  пособие , Дрофа,  Москва,  2007

10 н.

21.

Образ  главного  героя  «Мцыри»  и  средства  его  создания. «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).

Соотношение  мечты  и  действительности  в  романтических  произведениях.   Конфликт  романтического  героя  с  миром.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Урок-беседа

Учебник, иллюстрации к поэме

11 н.

22.

Обучающее  сочинение  по  поэме  «Мцыри»

Романтический  пейзаж.

1

Урок контроля знаний

Урок по развитию речи

Иллюстрации

11 н.

23.

Историзм  Н.В.Гоголя.  Комедия  «Ревизор».   История  создания  комедии.  

 Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.

Н.В.Гоголь  «Ревизор. Формирование  представлений  о  национальной  самобытности.

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Интегрированный урок (Литература, история)

Портрет Н.В.Гоголя, учебник,

Э.Л.Безносов  «Раздаточные  материалы  по  литературе» 8-10 классы,  методическое  пособие , Дрофа,  Москва,  2007

12 н.

24.

Разоблачение  пороков  чиновничества  в  комедии  Н.В.Гоголя   «Ревизор».  Приёмы  сатирического  изображения

Общественный  и  гуманистический  пафос  русской  литературы  19 века.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения

Урок-беседа

Компьютерная презентация («Ревизор» в театре и кино).

Фильм Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга» (по мотивам пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор»

12 н.

25.

  Н.В.Гоголь «Ревизор».  Хлестаков  и  хлестаковщина

Проблема  личности  и  общества.  Язык  художественного  произведения.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения

Урок-беседа

Альбом, Э.Л.Безносов  «Раздаточные  материалы  по  литературе» 8-10 классы,  методическое  пособие , Дрофа,  Москва,  2007

13 н.

26.

Особенности  композиционной  структуры  комедии  Н.В.Гоголя  «Ревизор».  Подготовка  к  сочинению

Проблема  личности  и  общества.  Гипербола.

1

Урок применения   знаний,  навыков  и умений   (закрепление   нового  материала)

Урок  развития  речи

ТСО,  кинофильм  «Ревизор»

13 н.

27.

Обсуждение  театральных  постановок,  кинематографических  версий  комедии  Гоголя  «Ревизор»

Мировое  значение  русской  литературы.

1

Урок   систематизации  и  обобщения  знаний

Киноурок

ТСО, кинофильм  «Ревизор»

14 н.

28- 29.

Развитие  речи.  Обсужде  сочинений   по  комедии  Н.В.Гоголя  «Ревизор»

Роль  литературы  в  формировании  русского  литературного  языка.

2

Урок  систематизации  и  обобщения  знаний

Урок  развития  речи

Учебники, кинофильм  «Ревизор»

14 н.

15 н.

30.

Особенности  историзма  И.С.Тургенева.  Повесть  «Ася»

И.С.Тургенев .Одна  повесть  по  выбору.   Историзм  и  психологизм  в  литературе.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения

Урок-лекция

Альбом  «И.С.Тургенев»

15 н.

31.

Характеристика  героев  повести   И,С. Тургенева  «Ася»

Нравственные  и философские  искания  русских писателей.

1

Урок  формирования  новых  навыков  и  умений

Урок-беседа

ТСО

16н.

32.

Анализ  эпизода.  Роль  16  главы  в  повести  И.С.  Тургенева  «Ася»

Образ  русской   женщины  и  проблема  женского  счастья.  Форма  и  содержание  литературного  произведения:  стадии  развития  действия:  экспозиция,  завязка,  кульминация,  развязка,  эпилог.

1

Урок применения  знаний,  навыков  и  умений (закрепление  нового  материала)

Урок-беседа

Учебник, Э.Л.Безносов  «Раздаточные  материалы  по  литературе» 8-10 классы,  методическое  пособие , Дрофа,  Москва,  2007

16 н.

33.

Образ  «тургеневской  девушки»  в  повести  «Ася»

Образ  русской   женщины  и  проблема  женского  счастья.   Изобразительно-выразительные  средства  в  художественном  произведении: эпитет,  метафора,  сравнение.

1

Урок   систематизации  и  обобщения  знаний

Урок-беседа

Учебник

17 н.

34.

Л.Н.Толстой.  Слово  о  писателе.  История  создания   рассказа  «После  бала»

Л.Н.Толстой.  Один  рассказ  по  выбору.  Историзм  и  психологизм  в  литературе.

1

Урок  усвоения  новых  знаний

Интегрированный  урок  (литерату

ра,  история)

Портрет

17 н.

35.

 Л.Н.  Толстой «После  бала».  Художественное  своеобразие  рассказа.  Контраст  как   основной   художественный  приём  рассказа

Человек  в  ситуации  нравственного  выбора.

1

Урок  формирования  новых  навыков  и  умений

Урок-беседа

Альбом, Э.Л.Безносов  «Раздаточные  материалы  по  литературе» 8-10 классы,  методическое  пособие , Дрофа,  Москва,  2007

18 н.

36.

Социально-нравственные  проблемы  рассказа  «После  бала»

Нравственные  и философские  искания  русских писателей.

1

Урок  систематизации  и  обобщения  знаний

Урок-беседа

Кинофильм

18 н.

37.

ВН.Чтение  Л.Н.Толстой  «Хаджи  Мурат»

Общественный  и  гуманистический  пафос  русской  литературы  19 века.

1

Изучение нового материала

Урок-беседа

19 н.

Русская  литература  начала  20 века ( 6 ч.)

38.

Этапы жизненного пути В. Г. Короленко. Очерк  «Парадокс». Анализ  композиции

В.Г.Короленко  «Одно  произведение  по  выбору

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения

Урок-беседа

Учебник

19 н.

39.

Проблема  смысла  жизни  и  назначения  человека   в  очерке «Парадокс»

Классические  традиции  и  новые  течения  в  русской  литературе  конца  19 – начала  20  вв.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения

Урок-беседа

Учебник, Э.Л.Безносов  «Раздаточные  материалы  по  литературе» 8-10 классы,  методическое  пособие , Дрофа,  Москва,  2007

20 н.

40.

 «Огоньки».  Жанровое  своеобразие  лирической  миниатюры  В.Г.Короленко

Классические  традиции  и  новые  течения  в  русской  литературе  конца  19 – начала  20  вв.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Урок-беседа

Портрет   В.Г.Короленко учебник

20 н.

41.

Романтизм    М.Горького.  Сказка    «Заветы отца»  как  романтическое  произведение

Герои  и  их  судьбы  в  рассказе  М. Горького  «Заветы  отца».Анализ  рассказа

М.Горький.  Два  произведения  по  выбору

 Классические  традиции  и новые  течения  в  русской литературе  конца  19 –начала  20 века.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Урок-лекция

Портрет

21 н.

42- 43.

М.  Горький.  «Песня  о  Соколе».

Эпоха  революционных  потрясений  и  её  отражение  в  русской  литературе.  Аллегория.

2

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Урок-беседа

Учебник, презентация

21 н.

22 н.

Литература ХХ века  (12+2+3)

44.

Н.Н.Заболоцкий. Лирика        

 «Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».

Заболоцкий.  Два  стихотворения  по  выбору.

Проза  и  поэзия.  Основы  стихосложения: стихотворный  размер,  ритм,  рифма,  строфа. Одухотворенность природы, единство с ней человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Юмор.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Урок-беседа

Учебник, портрет Н.Н.Заболоцкого, аудиозапись

22 н.

45.

К.Г.Паустовский.  Слово  о  писателе.

 «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе. Композиция рассказа.

Русская  литература  советского  времени.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Урок-лекция

Учебник, портрет К.Г.Паустовского

23 н.

46

К.Г.Паустовский.  Смысл  названия   рассказа «Телеграмма».

Один  рассказ  по  выбору.

Обращение  писателей  второй  половины  20  века  к  острым  проблемам  современности.

1

Урок  формирования  новых  навыков  и  умений

Урок-беседа

Учебник, презентация

23 н.

47-

А.Т.Твардовский.  Слово  о  поэте. Поэма

 «Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).

История создания и композиция поэмы.

А.Т.Твардовский.  Поэма  «Василий  Тёркин»  (три  главы  по  выбору).  Годы  военных  испытаний  и  их  отражение  в  русской  литературе.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Урок-лекция

Портрет А.Т.Твардовского, учебник

24 н.

48

Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины.

 Годы  военных  испытаний  и  их  отражение  в  русской  литературе.

1

Изучен. Нового матер.

Урок-беседа

Учебник, презентация

24н

49

Поэма  А.Т.Твардовского  «Василий  Тёркин».  Герой  и  автор

Нравственный  выбор  человека   в  сложных  жизненных  обстоятельствах  (Великая  Отечественная  война).

1

Изучение нового материала

Урок-беседа

Иллюстрации

25н.

50-51

Сочинение  по  поэме А.Т.Твардовского  «Василий  Тёркин»

Нравственный  выбор  человека   в  сложных  жизненных  обстоятельствах  (Великая  Отечественная  война).

2

Урок  систематизации  и  обобщения  знаний

Урок  развития  речи

Учебник, Э.Л.Безносов  «Раздаточные  материалы  по  литературе» 8-10 классы,  методическое  пособие , Дрофа,  Москва,  2007

25н.

26 н.

52

В.М.Шукшин.

 «Дядя Ермолай». Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.

Два  рассказа по  выбору. Поиски  незыблемых  нравственных  ценностей  в  народной  жизни,  раскрытие  самобытных  национальных  характеров.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Урок-беседа

Портрет В.Шукшина, учебник

26н.

53.

Р.р  Рассказы  В.М. Шукшина  «Солнце,  старик  и  девушка»,  «Микроскоп».

Два  рассказа по  выбору. Поиски  незыблемых  нравственных  ценностей  в  народной  жизни,  раскрытие  самобытных  национальных  характеров.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Урок  развития  речи

Портрет

27 н.

54

Н.М.Рубцов. 

«Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу»,«Журавли», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта.

 И.А.Бродский,   А.А.Вознесенский,  В.С.Высоцкий,  Е.А.Евтушенко,  Б.Ш. Окуджава,  Н.М.Рубцов.  Стихотворения  не  менее  трёх  авторов  по  выбору.  .  Основы  стихосложения: стихотворный  размер,  ритм,  рифма,  строфа.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. Произведения)

Урок-лекция

Портрет Н.М.Рубцова, учебник

27 н.

55-57

М.Булгаков «Собачье  сердце»

Русская  литература  советского  времени. Проблема  героя,  личность  и  государство.

3

Изучение нового материала

Урок беседа, урок-кино

Портрет, кинофильм « Собачье сердце»

28 н. 28 н.

29н

58-60

М.Шолохов «Судьба  человека»

Судьба  человека  в  годы  военных испытаний,  её  отражение  в  русской  и других  литературах   народов  России,  раскрытие  лучших черт национального  характера.

3

Изучение нового материала

Портрет

29 н.,

30н,

30н

Из зарубежной литературы

Литература эпохи Возрождения(6)

61,62

В.Шекспир. Слово о писателе.  Проблемы  трагедии  «Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

  Взаимодействие  зарубежной,  русской  литературы.   Гуманистический  пафос  литературы  Возрождения.  У.Шекспир.  Трагедии.   «Ромео  и  Джульетта».  2  сонета по  выбору.  Высокое  звучание  теы  любви  к  одной  из  высших  ценностей  человеческого  бытия  в  европейской, американской  и  восточной  литературе.

2

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Урок-лекция

Портрет В.Шекспира, учебник, компьютерная презентация

 

31 н.

31 н.

63

Мигель  Сервантес  де  Сааведра. История  жизни  писателя.  Историческая  обстановка  в  Испании   во  времена  Сервантеса.

М.Сервантес.  Роман  «Дон  Кихот».  Соотношение  идеала  и  действительности.

1

Изучение нового материала

Урок-лекция

Портрет  М. Сервантеса

32 н.

64-65

Мигель.Сервантес Сааведра.  «Дон  Кихот»: старые  традиции  и новые  идеи  в  романе.

«Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

Сложность  и  противоречивость  человеческой  личности.

2

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Урок-лекция

Портрет М.Сервантеса, учебник

 32 н.,33н

66..

Сервантес.  «Дон  Кихот» - вечная  книга,  вечный  герой.

Проблема  истинных и  ложных  ценностей.

1

Изучение нового материала (Изучение худ. произведения)

Урок-беседа

Портрет П.Мериме, учебник

33 н.

Повторение  2

 67.

Повторение  и  обобщение.

Поиски  незыблемых  нравственных  ценностей  в  народной  жизни,  раскрытие  самобытных  национальных  характеров.

1

Урок повторения и закрепления знаний

Урок-беседа

Раздаточный материал по теории литератур.

.

34 н.

68 .

Подведение  итогов  учебного  года,  обсуждение  списка  книг  для  чтения  в летние  каникулы.

Поиски  незыблемых  нравственных  ценностей  в  народной  жизни,  раскрытие  самобытных  национальных  характеров.

1

Урок повторения и закрепления знаний

Урок-беседа

Выставки

34 н.

Итого:

68


Раздел III. Содержание образования.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

В том числе на развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

2

Народные песни.

2

1

Древнерусская литература.

           4

             

Русская литература XIX – начала ХХ века

22

4

2

Русская  литература  начала  20  века

6

Из литературы XX века.

11

2

3

Из зарубежной литературы

6

Повторение

3

ИТОГО:

56

6

6

Содержание тем учебного курса.

8 класс

(68 часов)

Введение. ( 2час). Литература как искусство слова. Художественный образ.   Образное отражение жизни в искусстве. Другие виды искусства.

                                                                                   

Народные песни  (3 часа)

Для чтения и изучения:

Исторические песни

Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору). Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца». Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.

Для самостоятельного чтения и изучения:

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон», «Вот мчится тройка удалая» и другие по выбору учащихся).

II

Древнерусская литература (4 часа)

Для чтения и бесед:

Жития

Житие Сергия Радонежского (фрагменты).

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

III

Русская литература XIX – начала ХХ века (22 +4+2)

А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.

Для чтения и изучения:

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.

Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.

Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Теория литературы: образ-характер. Художественный вымысел в литературе.

Для самостоятельного чтения:

А.С.Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Для чтения и изучения:

Лирика: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. Суровая, трагическая правда жизни в стихотворении «Завещание», внешне спокойный и внутренне напряженный тон монолога.

«Мцыри». «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).  Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).

Для самостоятельного чтения:

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».

Н.В.Гоголь.  Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения  изучения:

«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и кино.

 Для  самостоятельного  чтения  «Женитьба»

Теория литературы: драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении.

И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя.

Для чтения и изучения:

«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Л.Н.Толстой.  Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения:

«После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Теория литературы: литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения.

Для самостоятельного чтения:

«Хаджи - Мурат».

                   Русская  литература  начала  20  века

В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и изучения:

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения:

«Мгновение».

М.Горький. Вера писателя в человека.

Для чтения и изучения:

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

«Заветы отца». Смысл сказок Горького.

Теория литературы: конфликт в художественном произведении.

Для самостоятельного чтения:

«Ма-аленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти», «Сказки об Италии»  (по выбору учащихся).

IV

Литература ХХ века (12+2+3)

Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения:

«Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Юмор.

К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения:

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль « ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Теория литературы: роль воображения в художественном творчестве.

Для самостоятельного чтения:

«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и др. (по выбору уч-ся).

 А.Т.Твардовский. Слово о поэте.

Для чтения и изучения:

«Василий Теркин»  (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины. Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Вов и наше время.

Теория литературы: образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе.

Для самостоятельного чтения:

«Василий Теркин» (полный текст).

В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

«Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

Для самостоятельного чтения:

«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и др. рассказы (по выбору учащихся).

Н.М.Рубцов. Слово о поэте.

Для чтения и бесед:

«Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

V

Из зарубежной литературы (6 ч.)

Литература эпохи Возрождения

В.Шекспир. Слово о драматурге.

Для чтения и бесед:

«Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Теория литературы: трагедия. М.Сервантес. Слово о писателе.

наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

Повторение (2 ч.)

Особенности художественной литературы.

 


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс 8 класса.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути классиков;
  • изученные теоретико-литературные понятия.

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

                                      Y. Ресурсное обеспечение.

  • Учебника: Литература. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / автор-составитель Г.И.Беленький.- М.: Мнемозина, 2010

Для учителя

Балыхина Т.М. Сочинение о стихотворении: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007.

Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. / Э.Л.Безносов. – М.: Дрофа, 2007.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2007.

Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь для школьников и поступающих в вузы: В 2 ч. / под ред. Н.П.Михальской. – М.: Дрофа, 2007.

Липина Е.Ю. Литература: тесты. 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2007.

Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина и др. / сост. В.Ф.Чертов. – М.: Дрофа, 2007.

Потапурченко З.Н. Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007.

Для обучающихся

Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. / Э.Л.Безносов. – М.: Дрофа, 2007.

Литература 8 класс, учебник-хрестоматия в 2-х частях, Беленький Г.И., Мнемозина, 2008

Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина и др. / сост. В.Ф.Чертов. – М.: Дрофа, 2007.

Мультимедийные издания

Библиотека школьника. ЗАО «Новый диск».

Русская драматургия от Сумарокова до Хармса. ЗАО «Новый диск».

Русская литература от Нестора до Маяковского. ЗАО «Новый диск».

Русская поэзия ХVII – ХХ веков. ЗАО «Новый диск».

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....