Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 8 класса соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 5.03.2004г № 1089.).
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией) - базовый
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_8_klass_dlya_pechati.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 5.03.2004г № 1089.).
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией) - базовый
Цели обучения.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
.
Программа рассчитана на 68 часов (34 недели. 2 часа в неделю).
Из них на развитие речи - часов
Внеклассных чтений – часов
Формы контроля знаний, умений.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 8 класса: сочинение, изложение, проект.
.
Особенности программы.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Распределение учебной нагрузки по четвертям:
Учебные четверти | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Количество недель | 8 недель | 8 недель | 10 недель | 8 недель | 34 недели |
Количество учебных часов | 16 часов | 16 часов | 20 часов | 16 часов | 68 часов |
Раздел II. Календарно-тематическое планирование по литературе.
№ | Название раздела, тема урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОСОО | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Информационное сопровождение | Дата | ||||||||||||||||||||||
По плану | Фактически | Примечание | |||||||||||||||||||||||||||
Введение 2 ч. | |||||||||||||||||||||||||||||
1. | Введение. Литература как искусство слова. Художественный образ. | Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. | 1 | Изучение нового материала (Изучение теории и истории литературы | Изучение нового материала (Изучение теории и истории литературы | Учебник, компьютерная презентация | 1 н. | ||||||||||||||||||||||
2. | Литература и другие виды искусства. | Литература и другие виды искусств. | 1 | Изучение нового материала (Изучение теории и истории литературы | Изучение нового материала (Изучение теории и истории литературы | Учебник, компьютерная презентация | 1 н. | ||||||||||||||||||||||
УНТ. Народные песни 3 | |||||||||||||||||||||||||||||
3. | Исторические песни Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. | Фольклор. Жанры фольклора. Народные песни. Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нём национальных черт характера. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Интегрированный урок (история и литература) | Учебник, иллюстрации, Э.Л. Безносов «Раздаточные материалы по литературе», 8-11 классы, Методическое пособие, Дрофа, Москва,2007. | 2 н. | ||||||||||||||||||||||
4. | Лирические песни «Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца». | Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Интегрированный урок (литература и музыка) | Учебник, раздаточный материал (изобразительно-выразительные средства) | 2 н. | ||||||||||||||||||||||
5. | Авторы и собиратели народных песен. Рассказ К.Г. Паустовского «Колотый сахар» | Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения | Интегрированный урок (литература и музыка | ТСО | 3 н. | ||||||||||||||||||||||
Древнерусская литература (4) | |||||||||||||||||||||||||||||
6 | Люди Древней Руси Житийный жанр в древнерусской литературе. | Три произведения разных жанров по выбору. Истоки и начало древнерусской литературы, её религиозно-духовные корни. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведений | Интегрированный урок (история и литература) | Учебник, Э.Л. Безносов «Раздаточные материалы по литературе», 8-11 классы, Методическое пособие, Дрофа, Москва,2007. | 3 н. | ||||||||||||||||||||||
7 | «Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского. | Истоки и начало древнерусской литературы, её религиозно-духовные корни. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведений | Интегрированный урок (история и литература) | Презентация | 4н | ||||||||||||||||||||||
8 - 9. | «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. | Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. | 2 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Интегрированный урок (история и литература) | Учебник, иллюстрации, Э.Л. Безносов «Раздаточные материалы по литературе», 8-11 классы, Методическое пособие, Дрофа, Москва,2007. | 4 н. 5 н. | ||||||||||||||||||||||
Русская литература 19 века (22+4+2) | Русская литература XIX (28+2+4) | ||||||||||||||||||||||||||||
10. | А.С.Пушкин – историк. «История Пугачёвского бунта» | А.С.Пушкин»Капитанская дочка». Новое понимание человека в его связях с национальной историей. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Интегрированный урок (история и литература) | Портрет А.С.Пушкина, учебник, иллюстрации | 5 н. | ||||||||||||||||||||||
11. | Повесть А.С.Пушкина. «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринёва . (Анализ 1 -2 глав).Историческая основа повести. Особенности композиции. | Романы: «Капитанская дочка». А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Историзм и психологизм в литературе. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения | Урок-беседа | Портрет А.С.Пушкина, учебник, иллюстрации | 6 н. | ||||||||||||||||||||||
12. | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин. (Разбор 3 -5 глав) | Романы: «Капитанская дочка». Проблема личности и общества. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения | Урок-беседа | Выставка «А.С.Пушкин», Э.Л. Безносов «Раздаточные материалы по литературе», 8-11 классы, Методическое пособие, Дрофа, Москва,2007. | 6 н. | ||||||||||||||||||||||
13. | А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Пугачёв и народ в повести. (Разбор 6 – 7 глав) | Романы: «Капитанская дочка». Интерес русских писателей к проблеме народа. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения | Урок-беседа | Альбом «А.С.Пушкин» | 7н. | ||||||||||||||||||||||
14. | А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Средства характеристики героев повести на примере 8 -12 глав) | Романы: «Капитанская дочка». Человек в ситуации нравственного выбора. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения | Кино-урок, беседа | Кинофильм «Капитанская дочка» | 7 н. | ||||||||||||||||||||||
15. | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода. | Романы: «Капитанская дочка». Нравственные и философские искания русских писателей. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения | Кино-урок, беседа | Кинофильм«Капитанская дочка» | 8н. | ||||||||||||||||||||||
16. | Р.р. Подведение итогов по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению | Романы: «Капитанская дочка». Роль литературы в формировании русского литературного языка. | 1 | Урок контроля знаний | Урок по развитию речи | Иллюстрации к повести в учебник, Э.Л.Безносов «Раздаточные материалы по литературе» 8-10 классы, методическое пособие , Дрофа, Москва, 2007 | 8 н. | ||||||||||||||||||||||
17. | Литературная игра по повести «Капитанская дочка» | Романы: «Капитанская дочка». ». А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы | 1 | Урок повторения и закрепления знаний | Урок-игра | Тесты. Методическое пособие, Э.Л.Безносов «Раздаточные материалы по литературе» 8-10 классы, методическое пособие , Дрофа, Москва, 2007 | 9 н. | ||||||||||||||||||||||
18. | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин . «Метель» | А.С.Пушкин «Повести Белкина». Историзм и психологизм в литературе. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Урок-диспут | Компьютерная презентация | 9 н. | ||||||||||||||||||||||
19. | М.Ю.Лермонтов и история. Лирика. Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. | М.Ю.Лермонтов. Три стихотворения по выбору. Романтизм в русской литературе. Лирический герой. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Урок-беседа | Портрет М.Ю.Лермонтова, учебник, иллюстрации. «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». | 10 н. | ||||||||||||||||||||||
20. | Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | М.Ю.Лермонтов поэма «Мцыри». Воплощение в литературе романтических ценностей. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения | Урок-беседа | учебник, иллюстрации, Э.Л.Безносов «Раздаточные материалы по литературе» 8-10 классы, методическое пособие , Дрофа, Москва, 2007 | 10 н. | ||||||||||||||||||||||
21. | Образ главного героя «Мцыри» и средства его создания. «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский). | Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Урок-беседа | Учебник, иллюстрации к поэме | 11 н. | ||||||||||||||||||||||
22. | Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» | Романтический пейзаж. | 1 | Урок контроля знаний | Урок по развитию речи | Иллюстрации | 11 н. | ||||||||||||||||||||||
23. | Историзм Н.В.Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино. | Н.В.Гоголь «Ревизор. Формирование представлений о национальной самобытности. | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Интегрированный урок (Литература, история) | Портрет Н.В.Гоголя, учебник, Э.Л.Безносов «Раздаточные материалы по литературе» 8-10 классы, методическое пособие , Дрофа, Москва, 2007 | 12 н. | |||||||||||||||||||||||
24. | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения | Общественный и гуманистический пафос русской литературы 19 века. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения | Урок-беседа | Компьютерная презентация («Ревизор» в театре и кино). Фильм Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга» (по мотивам пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор» | 12 н. | ||||||||||||||||||||||
25. | Н.В.Гоголь «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина | Проблема личности и общества. Язык художественного произведения. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения | Урок-беседа | Альбом, Э.Л.Безносов «Раздаточные материалы по литературе» 8-10 классы, методическое пособие , Дрофа, Москва, 2007 | 13 н. | ||||||||||||||||||||||
26. | Особенности композиционной структуры комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению | Проблема личности и общества. Гипербола. | 1 | Урок применения знаний, навыков и умений (закрепление нового материала) | Урок развития речи | ТСО, кинофильм «Ревизор» | 13 н. | ||||||||||||||||||||||
27. | Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Гоголя «Ревизор» | Мировое значение русской литературы. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Киноурок | ТСО, кинофильм «Ревизор» | 14 н. | ||||||||||||||||||||||
28- 29. | Развитие речи. Обсужде сочинений по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | Роль литературы в формировании русского литературного языка. | 2 | Урок систематизации и обобщения знаний | Урок развития речи | Учебники, кинофильм «Ревизор» | 14 н. 15 н. | ||||||||||||||||||||||
30. | Особенности историзма И.С.Тургенева. Повесть «Ася» | И.С.Тургенев .Одна повесть по выбору. Историзм и психологизм в литературе. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения | Урок-лекция | Альбом «И.С.Тургенев» | 15 н. | ||||||||||||||||||||||
31. | Характеристика героев повести И,С. Тургенева «Ася» | Нравственные и философские искания русских писателей. | 1 | Урок формирования новых навыков и умений | Урок-беседа | ТСО | 16н. | ||||||||||||||||||||||
32. | Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести И.С. Тургенева «Ася» | Образ русской женщины и проблема женского счастья. Форма и содержание литературного произведения: стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. | 1 | Урок применения знаний, навыков и умений (закрепление нового материала) | Урок-беседа | Учебник, Э.Л.Безносов «Раздаточные материалы по литературе» 8-10 классы, методическое пособие , Дрофа, Москва, 2007 | 16 н. | ||||||||||||||||||||||
33. | Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася» | Образ русской женщины и проблема женского счастья. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Урок-беседа | Учебник | 17 н. | ||||||||||||||||||||||
34. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» | Л.Н.Толстой. Один рассказ по выбору. Историзм и психологизм в литературе. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Интегрированный урок (литерату ра, история) | Портрет | 17 н. | ||||||||||||||||||||||
35. | Л.Н. Толстой «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа | Человек в ситуации нравственного выбора. | 1 | Урок формирования новых навыков и умений | Урок-беседа | Альбом, Э.Л.Безносов «Раздаточные материалы по литературе» 8-10 классы, методическое пособие , Дрофа, Москва, 2007 | 18 н. | ||||||||||||||||||||||
36. | Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала» | Нравственные и философские искания русских писателей. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Урок-беседа | Кинофильм | 18 н. | ||||||||||||||||||||||
37. | ВН.Чтение Л.Н.Толстой «Хаджи Мурат» | Общественный и гуманистический пафос русской литературы 19 века. | 1 | Изучение нового материала | Урок-беседа | 19 н. | |||||||||||||||||||||||
Русская литература начала 20 века ( 6 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||
38. | Этапы жизненного пути В. Г. Короленко. Очерк «Парадокс». Анализ композиции | В.Г.Короленко «Одно произведение по выбору | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения | Урок-беседа | Учебник | 19 н. | ||||||||||||||||||||||
39. | Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс» | Классические традиции и новые течения в русской литературе конца 19 – начала 20 вв. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения | Урок-беседа | Учебник, Э.Л.Безносов «Раздаточные материалы по литературе» 8-10 классы, методическое пособие , Дрофа, Москва, 2007 | 20 н. | ||||||||||||||||||||||
40. | «Огоньки». Жанровое своеобразие лирической миниатюры В.Г.Короленко | Классические традиции и новые течения в русской литературе конца 19 – начала 20 вв. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Урок-беседа | Портрет В.Г.Короленко учебник | 20 н. | ||||||||||||||||||||||
41. | Романтизм М.Горького. Сказка «Заветы отца» как романтическое произведение Герои и их судьбы в рассказе М. Горького «Заветы отца».Анализ рассказа | М.Горький. Два произведения по выбору Классические традиции и новые течения в русской литературе конца 19 –начала 20 века. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Урок-лекция | Портрет | 21 н. | ||||||||||||||||||||||
42- 43. | М. Горький. «Песня о Соколе». | Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской литературе. Аллегория. | 2 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Урок-беседа | Учебник, презентация | 21 н. 22 н. | ||||||||||||||||||||||
Литература ХХ века (12+2+3) | |||||||||||||||||||||||||||||
44. | Н.Н.Заболоцкий. Лирика «Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться». | Заболоцкий. Два стихотворения по выбору. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. Одухотворенность природы, единство с ней человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Юмор. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Урок-беседа | Учебник, портрет Н.Н.Заболоцкого, аудиозапись | 22 н. | ||||||||||||||||||||||
45. | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе. Композиция рассказа. | Русская литература советского времени. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Урок-лекция | Учебник, портрет К.Г.Паустовского | 23 н. | ||||||||||||||||||||||
46 | К.Г.Паустовский. Смысл названия рассказа «Телеграмма». | Один рассказ по выбору. Обращение писателей второй половины 20 века к острым проблемам современности. | 1 | Урок формирования новых навыков и умений | Урок-беседа | Учебник, презентация | 23 н. | ||||||||||||||||||||||
47- | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»). История создания и композиция поэмы. | А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (три главы по выбору). Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Урок-лекция | Портрет А.Т.Твардовского, учебник | 24 н. | ||||||||||||||||||||||
48 | Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины. | Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе. | 1 | Изучен. Нового матер. | Урок-беседа | Учебник, презентация | 24н | ||||||||||||||||||||||
49 | Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Герой и автор | Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (Великая Отечественная война). | 1 | Изучение нового материала | Урок-беседа | Иллюстрации | 25н. | ||||||||||||||||||||||
50-51 | Сочинение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» | Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (Великая Отечественная война). | 2 | Урок систематизации и обобщения знаний | Урок развития речи | Учебник, Э.Л.Безносов «Раздаточные материалы по литературе» 8-10 классы, методическое пособие , Дрофа, Москва, 2007 | 25н. 26 н. | ||||||||||||||||||||||
52 | В.М.Шукшин. «Дядя Ермолай». Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай. | Два рассказа по выбору. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Урок-беседа | Портрет В.Шукшина, учебник | 26н. | ||||||||||||||||||||||
53. | Р.р Рассказы В.М. Шукшина «Солнце, старик и девушка», «Микроскоп». | Два рассказа по выбору. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Урок развития речи | Портрет | 27 н. | ||||||||||||||||||||||
54 | Н.М.Рубцов. «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу»,«Журавли», «До конца». Патриотический характер лирики поэта. | И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М.Рубцов. Стихотворения не менее трёх авторов по выбору. . Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. Произведения) | Урок-лекция | Портрет Н.М.Рубцова, учебник | 27 н. | ||||||||||||||||||||||
55-57 | М.Булгаков «Собачье сердце» | Русская литература советского времени. Проблема героя, личность и государство. | 3 | Изучение нового материала | Урок беседа, урок-кино | Портрет, кинофильм « Собачье сердце» | 28 н. 28 н. 29н | ||||||||||||||||||||||
58-60 | М.Шолохов «Судьба человека» | Судьба человека в годы военных испытаний, её отражение в русской и других литературах народов России, раскрытие лучших черт национального характера. | 3 | Изучение нового материала | Портрет | 29 н., 30н, 30н | |||||||||||||||||||||||
Из зарубежной литературы Литература эпохи Возрождения(6) | |||||||||||||||||||||||||||||
61,62 | В.Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу. | Взаимодействие зарубежной, русской литературы. Гуманистический пафос литературы Возрождения. У.Шекспир. Трагедии. «Ромео и Джульетта». 2 сонета по выбору. Высокое звучание теы любви к одной из высших ценностей человеческого бытия в европейской, американской и восточной литературе. | 2 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Урок-лекция | Портрет В.Шекспира, учебник, компьютерная презентация |
31 н. 31 н. | ||||||||||||||||||||||
63 | Мигель Сервантес де Сааведра. История жизни писателя. Историческая обстановка в Испании во времена Сервантеса. | М.Сервантес. Роман «Дон Кихот». Соотношение идеала и действительности. | 1 | Изучение нового материала | Урок-лекция | Портрет М. Сервантеса | 32 н. | ||||||||||||||||||||||
64-65 | Мигель.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: старые традиции и новые идеи в романе. «Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы. | Сложность и противоречивость человеческой личности. | 2 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Урок-лекция | Портрет М.Сервантеса, учебник | 32 н.,33н | ||||||||||||||||||||||
66.. | Сервантес. «Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой. | Проблема истинных и ложных ценностей. | 1 | Изучение нового материала (Изучение худ. произведения) | Урок-беседа | Портрет П.Мериме, учебник | 33 н. | ||||||||||||||||||||||
Повторение 2 | |||||||||||||||||||||||||||||
67. | Повторение и обобщение. | Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров. | 1 | Урок повторения и закрепления знаний | Урок-беседа | Раздаточный материал по теории литератур. | . 34 н. | ||||||||||||||||||||||
68 . | Подведение итогов учебного года, обсуждение списка книг для чтения в летние каникулы. | Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров. | 1 | Урок повторения и закрепления знаний | Урок-беседа | Выставки | 34 н. | ||||||||||||||||||||||
Итого: | 68 |
Раздел III. Содержание образования.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | В том числе на развитие речи | Внеклассное чтение | |
Введение. | 2 | |||
Народные песни. | 2 | 1 | ||
Древнерусская литература. | 4 |
| ||
Русская литература XIX – начала ХХ века | 22 | 4 | 2 | |
Русская литература начала 20 века | 6 | |||
Из литературы XX века. | 11 | 2 | 3 | |
Из зарубежной литературы | 6 | |||
Повторение | 3 | |||
ИТОГО: | 56 | 6 | 6 |
Содержание тем учебного курса.
8 класс
(68 часов)
Введение. ( 2час). Литература как искусство слова. Художественный образ. Образное отражение жизни в искусстве. Другие виды искусства.
Народные песни (3 часа)
Для чтения и изучения:
Исторические песни
Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).
Лирические песни
«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору). Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца». Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.
Для самостоятельного чтения и изучения:
Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон», «Вот мчится тройка удалая» и другие по выбору учащихся).
II
Древнерусская литература (4 часа)
Для чтения и бесед:
Жития
Житие Сергия Радонежского (фрагменты).
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).
Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.
Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.
III
Русская литература XIX – начала ХХ века (22 +4+2)
А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.
Для чтения и изучения:
«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.
Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.
Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.
Теория литературы: образ-характер. Художественный вымысел в литературе.
Для самостоятельного чтения:
А.С.Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).
М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.
Для чтения и изучения:
Лирика: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. Суровая, трагическая правда жизни в стихотворении «Завещание», внешне спокойный и внутренне напряженный тон монолога.
«Мцыри». «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).
Для самостоятельного чтения:
«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».
Н.В.Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.
Для чтения изучения:
«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами.
«Ревизор» в театре и кино.
Для самостоятельного чтения «Женитьба»
Теория литературы: драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении.
И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя.
Для чтения и изучения:
«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.
Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.
Для чтения и изучения:
«После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.
Теория литературы: литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения.
Для самостоятельного чтения:
«Хаджи - Мурат».
Русская литература начала 20 века
В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.
Для чтения и изучения:
«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.
«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.
Для самостоятельного чтения:
«Мгновение».
М.Горький. Вера писателя в человека.
Для чтения и изучения:
«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.
«Заветы отца». Смысл сказок Горького.
Теория литературы: конфликт в художественном произведении.
Для самостоятельного чтения:
«Ма-аленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти», «Сказки об Италии» (по выбору учащихся).
IV
Литература ХХ века (12+2+3)
Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения:
«Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».
Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Юмор.
К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя.
Для чтения и изучения:
«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль « ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).
Теория литературы: роль воображения в художественном творчестве.
Для самостоятельного чтения:
«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и др. (по выбору уч-ся).
А.Т.Твардовский. Слово о поэте.
Для чтения и изучения:
«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).
История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины. Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Вов и наше время.
Теория литературы: образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе.
Для самостоятельного чтения:
«Василий Теркин» (полный текст).
В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.
«Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.
«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?
Для самостоятельного чтения:
«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и др. рассказы (по выбору учащихся).
Н.М.Рубцов. Слово о поэте.
Для чтения и бесед:
«Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».
Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».
V
Из зарубежной литературы (6 ч.)
Литература эпохи Возрождения
В.Шекспир. Слово о драматурге.
Для чтения и бесед:
«Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.
Теория литературы: трагедия. М.Сервантес. Слово о писателе.
наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.
Повторение (2 ч.)
Особенности художественной литературы.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс 8 класса.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути классиков;
- изученные теоретико-литературные понятия.
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Y. Ресурсное обеспечение.
- Учебника: Литература. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / автор-составитель Г.И.Беленький.- М.: Мнемозина, 2010
Для учителя
Балыхина Т.М. Сочинение о стихотворении: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. / Э.Л.Безносов. – М.: Дрофа, 2007.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2007.
Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь для школьников и поступающих в вузы: В 2 ч. / под ред. Н.П.Михальской. – М.: Дрофа, 2007.
Липина Е.Ю. Литература: тесты. 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2007.
Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина и др. / сост. В.Ф.Чертов. – М.: Дрофа, 2007.
Потапурченко З.Н. Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Для обучающихся
Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. / Э.Л.Безносов. – М.: Дрофа, 2007.
Литература 8 класс, учебник-хрестоматия в 2-х частях, Беленький Г.И., Мнемозина, 2008
Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина и др. / сост. В.Ф.Чертов. – М.: Дрофа, 2007.
Мультимедийные издания
Библиотека школьника. ЗАО «Новый диск».
Русская драматургия от Сумарокова до Хармса. ЗАО «Новый диск».
Русская литература от Нестора до Маяковского. ЗАО «Новый диск».
Русская поэзия ХVII – ХХ веков. ЗАО «Новый диск».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....