Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рабочая  программа по литературе для 7 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта  общего образования (Приказ МО РФ от 5.03.2004г № 1089.).

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. 

Уровень  изучения учебного  материала (в  соответствии с  лицензией) -   базовый

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_7_klass.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая  программа по литературе для 7 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта  общего образования (Приказ МО РФ от 5.03.2004г № 1089.).

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.  

   Уровень  изучения учебного  материала (в  соответствии с  лицензией) -   базовый

Цели и задачи  программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 7 классе будут:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком

.                                             Особенности программы.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом

 Программа рассчитана на 68 часов (34 недели. 2 часа в неделю).

Из них на развитие речи -  8 часов

Внеклассных чтений – 4часов

                                           

                                        Формы контроля знаний, умений

Учебная тема

Объект контроля

Вид контроля

1

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича.»

Развитие речи. Навыки выразительного чтения.

Чтение наизусть

2

М.Ю. Лермонтов. «Песняпро царя Ивана Васильевича.»

Развитие речи. Навыки отбора

материала, оценки героя и

ситуаций, логического и последовательного изложения материала.

Сочинение

3

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Знание сюжета, художественных деталей, образа главного героя

Тест

4

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Развитие речи. Навыки отбора материала, оценки героя и ситуаций, логического и последовательного изложения материала.

Сочинение

5

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Знание текста повести (отрывка). Развитие речи. Навыки выразительного чтения.

Чтение наизусть

А.С.Пушкин. «Полтава»

Знание текста поэмы (отрывка). Развитие речи. Навыки выразительного чтения.

Чтение наизусть

6

Н.С.Лесков. «Человек на часах».

Знание произведения, героев, сюжета.

Тест

7

Обобщение по теме

«Минувшее проходит предо

мною...»

Знание произведений, героев,

сюжета.

Тест

8

И.С.Тургенев.

Знание произведений Тургенева.

Письменная работа

9

Стихотворения в прозе

Развитие речи. Навыки выразительного чтения.

Чтение наизусть

10

Н.А.Некрасов - народный поэт.

Знание произведений Некрасова. Развитие речи. Навыки выразительного чтения.

Чтение наизусть

11

Рассказы А.П.Чехова.

Знание произведений, героев, сюжета.

Тест

12

Шедевры русской лирики 19 века.

Знание стихотворений русских поэтов. Развитие речи. Навыки выразительного чтения.

Чтение наизусть

13

Произведения Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество».

Развитие речи. Навыки отбора материала, оценки героя и ситуаций, логического и последовательного изложения материала.

Сочинение

14

Ф.М.Достоевский. «Мальчики»

Развитие речи. Навыки отбора материала, оценки героя и ситуаций, логического и последовательного изложения материала.

Сочинение

15

М.Горький. Повесть «Детство».

Развитие речи. Навыки отбора материала, оценки героя и ситуаций, логического и последовательного изложения материала.

Сочинение

16

Шедевры русской лирики      20 века

Знание стихотворений русских поэтов 20 века. Развитие речи. Навыки выразительного чтения.

Чтение наизусть

.                                                    


№ п/п

Название раздела.

Тема урока

Колич.

Ча-

сов

Тип урока

Форма урока.

Элементы содержания

в соответствии с ФКГОСОО

Средства обучения.

Информационное сопровождение

Дата

Примеча

ние

По плану

Фактически

1

Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе

1

Урок изучения нового материала

лекция

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Стремление человечества покорить пространство и время. Человеческий разум полностью торжествует над пространством и временем в художественной литературе. Реальное и художественное время могут не совпадать. Переплетение времён одна из особенностей литературы, связанная со спецификой художественного изображения

Учебник

2

Введение. Роды и жанры литературы

1

Урок комплексного применения знаний

лекция

Три рода: эпос, лирика, драма. Эпические произведения бывают следующих видов (жанров):

литературная сказка, басня, рассказ, повесть, роман, очерк. Особенности рассказа, повести, романа. Лирика. Выражение в лирике переживаний и мыслей поэта. драма предназначена для постановки на сцене..

Учебник, презентация, Таблица «Роды и виды

литературы

3

Историческая тема в творчестве М.Ю.Лермонтова. «Песня про купца...»

1

Урок изучения нового материала

лекция

М. Ю. Лермонтов поэма « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Жизнь в Тарханах. Песни об Иване Грозном, об атамане Степане Разине, о Емельяне Пугачёве... Близость Лермонтова к простому народу. Арест и ссылка Лермонтова за стихотворение «Смерть поэта». Возвеличивание простого русского человека в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет поэмы. Фольклорная основа «Песни...».

Учебник презентация, портрет

М.Ю.Лермон

Това,репродукции

картин

И.Е.Репина

«Иван

Грозный и

его сын

Иван»,

В.Васнецова

«Иван

Грозный»

4

Картины быта ХУI века, их значение для понимания

характеров и пафоса поэмы

1

Урок

изучения

нового материала

беседа

М. Ю. Лермонтов поэма « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств. Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века в поэме. Быт и поступки героев представлены в духе народной традиции. детали, точно рисующие быт того времени. «Домострой», определяющий отношения между мужем и женой во времена Ивана Грозного.

Учебник Иллюстрации, презентация

5

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и И.Грозным. Сила и цельность характера Калашникова

1

Комбинированный

дискуссия

Отражение многообразия человеческих чувств. Бой на Москве-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Оценка персонажей с позиций народа (гусляры).

Учебник Иллюстрации

6

Поэма Лермонтова и УНТ. Оценка персонажей с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция, язык, ритмика

1

Комбинированный

беседа

М. Ю. Лермонтов поэма « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Близость к произведениям устного народного творчества: повторы, постоянные эпитеты, сравнения. Произведение создано в стиле народных исторических песен. Повествование ведётся от имени гусляров. Гусляра — исполнители песен - воссоздаются автором как носители народного эпического сознания, они повествуют о событиях, не высказывая прямо своего отношения к ним.

Учебник Иллюстрации

7-8

Классное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца...»

2

Разви

тие речи

практикум

9

А.К.Толстой. «Василий Шибанов». Три героя баллады>.Роль заглавного героя

1

Изучение нового материала

лекция

 А.К. Толстой  « Василий Шибанов» Влияние поворотных событий на русскую литературу. События Ливонской войны. Послания князя Курбского Ивану Грозному о деспотизме и неудачном ведении боевых действий. Вымышленный сюжет, Правдивость эпохи и исторические лица. Баллада

Учебник Иллюстрации

10

Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи

1

Изучение нового матерала

лекция

Н. В. Гоголь « Тарас Бульба» Новое понимание  человека в его связи с национальной культурой. Повести Н.В.Гоголя. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Историческая справка «Что может быть непонятно в содержании повести.

Учебник, презентация

11

Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее правы и обычаи

1

Комбинированный

беседа

Н. В. Гоголь « Тарас Бульба» Образ Запорожской степи, её нравы, обычаи. Сечь. Порядки и законы в Запорожской Сечи. Образ Запорожской Сечи - образ, запечатлённый в сознании народа.

Учебник Иллюстрации

12

Остап и Андрий. Понятие о литературном характере

1

Комбинированный

беседа

Н. В. Гоголь « Тарас Бульба». Образ героя времени. Человек в ситуации нравственного выбора.  Остап и Андрий: характеристика героев. Антитеза. Сопоставление Остапа и Андрия. Психологические причины предательства Андрия. Куренной атаман Остап Бульбенко.

Учебник, презентация

13

Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем

1

Закрепление нового

проект

Н. В. Гоголь « Тарас Бульба Образ героя времени. Речь Тараса о товариществе. Героизм и самоотверженность Тараса в бою под Дубно. Героическая гибель Тараса. Патриотизм Тараса

Учебник, презентация,

портрет Н.В.Гоголя,

иллюст. к повести.

Репродукция картины И.Репина

«Запорож цыпишут письмо

турецкому султану»,

14

Патриотический пафос

повести «Тарас Бульба»

1

Комбинированный

беседа

Н. В. Гоголь « Тарас Бульба Патриотизм главных героев, воинские подвиги братьев, героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей В.Г.Белинский назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к родине». Русская классическая литература в оценке русских критиков.

Учебник, презентация, иллюс Е.Кибрика «Тарас Бульба на берегу моря», «Смерть Тараса»

15

Картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и УНТ

1

Комбинированный

беседа

Н. В. Гоголь « Тарас Бульба Картины степи: эмоциональность, приподнятость описания,

гиперболизация. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и УНТ

Учебник, презентация

16

Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

Развитие речи

практикум

Н. В. Гоголь « Тарас Бульба Коллективное составление плана сочинения. Тема «Тарас Бульба - герой повести Н. В.Гоголя»

17

Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

Т Н. В. Гоголь « Тарас Бульба  Тема сочинения «Остап — герой повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» или «Андрий — герой повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (для учеников, способных работать самостоятельно)

18

Урок самостоятельного чтения. Н.В.Гоголь. «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

1

Вне-классное чтение

беседа

Н.В.Гоголь. «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Мелочная и скудная жизнь Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Изображение Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» разоблачает ничтожное существование миргородских жителей

Художественная литература

19

А.С.Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра 1 в творчестве поэта

1

Изучение нового материала

лекция

Тема Родины в творчестве А.С.Пушкина. Пушкин — современник Отечественной войны с Наполеоном, восстания декабристов. Сильные характеры, Оставившие след в истории Отечества в творчестве Пушкина: вещий Олег, Борис Годунов, М.И.Кутузов, Степан Разин, Емельян Пугачёв, Пётр Первый. Образ Петра в романе «Арап Петра Великого», в поэмах «Медный всадник», «Полтава»

Учебник, презентация

10н

20

Поэма как жанр. «Полтава». Историческая основа, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме

1

Изучение нового материала

лекция

«Полтава».  А. С. Пушкин История жанра поэмы. Эпическое и лирическое начало поэмы. Авторские отступления (Лирические отступления). Глубокий лиризм украинских пейзажей, Лиро-эпическая поэма.

Учебник, презентация

10н

21

Трагические судьбы героев поэмы (Кочубей, Мария, Искра)

1

Комбинированный

беседа

«Полтава».  А. С. Пушкин  Проблема личности и общества. Песнь 1.первая.Кочубей - генеральный судья. Мария - дочь Кочубея. Мазепа - гетман. Мать Марии. Карл 12 Петр Первый. Война 1812 года. Искра - полковник. Заговор Мазепы. Сюжетные линии: семейно-бытовая; историко-политическая. Драматургия и лиризм второй песни, диалог Мазепы и Марии. Кочубей в темнице. Диалог Кочубея и Орлика. Диалог матери и Марии. Эпизод казни и исчезновения Марии. Оригинальность жанровой формы: повествование; диалог; лирические отступления

Учебник, презентация

11н

22

Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев — Петра 1 и Карла ХII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела. Осуждение коварства и предательства

1

Комбинированный

беседа

«Полтава».  А. С. Пушкин Песнь третья Предательство Мазепы. Бегство Карла и Мазепы в Турцию, Диалог Марии и Мазепы. Эпилог. Характеристика главных героев поэмы. «Полтавский бой», Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев.

Учебник, презентация

11н

23

Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Метафора

1

Комбинированный

беседа

«Полтава».  А. С. Пушкин Композиция поэмы. Богатство стилей. Особенности стиха поэмы… Одический стиль. Поэтические стили в поэме: эпический (повествование); лирический; песенный; одический.

Учебник, презентация

12н

24

Урок самостоятельного чтения. А.С.Пушкин. <Арап Петра Великого», «Пнр Петра Великого»

1

Внеклассное чтение

практикум

. А.С.Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пнр Петра Великого.

фильм

12н

25

Н.С.Лесков. «Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот»

1

Изучение нового материала

лекция

Н.С.Лесков. «Человек на часах» Знание жизни людей разных сословий и разных социальных кругов. Создание Лесковым в своих произведениях людей разных сословий. «Народный, вульгарный и вычурный» язык героев Лескова. Богатство и своеобразие речи автора. История создания рассказа «Человек на часах». 80-е годы- время создания рассказа.

Учебник, презентация

13н

26

«Человек на часах». Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования

1

Комбинированный

беседа

Н.С.Лесков. «Человек на часах»  Человек в ситуации нравственного выбора.  Образ человека-праведника. Часовой Постников покидает свой пост. Нарушение присяги. Отношение офицеров к поступку солдата, Отсутствие душевных качеств у офицеров. «

Учебник, презентация

13н

27

Вн.чт. « Левша», Тупейный художник»

1

Комбинированный

беседа

«Левша» . Интерес русских писателей к проблеме народа.

Учебник, презентация

14н

28

И.С.Тургенев. Факты биографии, связанные с «Записками охотника», «Бирюк».

1

Изучение нового материала

лекция

И.С.Тургенев   Записки охотника» Тургенев и Спасское-Лутовиново. Ненависть Тургенева к крепостному праву. Сочувствие крепостному крестьянину. «Записки охотника». Образ охотника.

Учебник, презентация

14н

29

Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей Сложность и противоречивость натуры Бирюка.

1

Комбинированный

беседа

И. С. Тургенев « Бирюк» Интерес русских писателей к проблеме русского народа. Реализм в русской литературе. Антикрепостническая направленность. Значение художественных деталей, портрета, жеста, особенностей речи, интонации в раскрытии внутреннего мира героя. Роль рассказчика в повествовании. Психологизм. Диалог средство характеристики.

Уважительность, сдержанность чувство достоинства.

Учебник, дополнительная литература

15н

30

Р.р. И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».

1

Комбинированный

беседа

И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе» Три стихотворения. Нравственные и философские искания русских писателей. Раздумья писателя о жизни и смерти, красоте и безобразии, любви и страдании, русском языке, будущем великого русского народа, невозвратной прошлом. Мелодичность фраз.

Учебник, дополнительная литература

15н

31

Вн. Чт. «Записки охотника» И. С. Тургенев

1

Комбинированный

беседа

И. С. Тургенев « Хорь и Калиныч» Интерес русских писателей к проблеме русского народа. Реализм в русской литературе. Антикрепостническая направленность.

Художественная литература

16н

32

Н.А.Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога». Фактическая основа стихотворения

1

Комбинированный

лекция

Н. А. Некрасов « Железная дорога»  Любовь к родной природе; интерес к народным сказкам; дружба с крестьянскими ребятишками. Некрасов - редактор журнала «Современник». Народная тема в сборнике стихов 1856 года. Герои произведений: крестьяне, бурлаки, рабочие, дети, рекруты. Любовь, сострадание и огорчение, досада -  противоречивые чувства, владеющие поэтом из-за долготерпения народа. Вера в народ. История создания железной дороги между Москвой и Петербургом.

Учебник, презентация

16н

33

Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей.

1

Комбинированный

беседа

Н. А. Некрасов « Железная дорога» Взгляды на народ генерала и поэта. Смысл эпиграфа к стихотворению. Чувства автора: горечь, сострадание, нежность, боль, возмущение, тоска, восхищение, ирония, негодование и надежда. Сопереживание автора судьбе народа. Обращение автора к молодому поколению. Вера в народ. «Железная дорога» и устное народное творчество. Своеобразие композиции стихотворения:

сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор; пейзаж. Значение эпиграфа « Размышления у парадного подъезда», « Крестьянские дети».

Учебник, презентация

17н

34

Урок самостоятельного чтения. Н.А.Некрасов. «Орина мать солдатская» «В полном разгаре страда

деревенская...»

1

Внеклассное чтение

беседа

. Н.А.Некрасов. «Орина  мать солдатская» «В полном разгаре страда деревенская...», « Муза» «Долюшка женская» в стихах

Некрасова. Образ русской женщины и проблемы женского счастья.

Учебник, репродукции

17н

35

Сведения о жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина.

«Повесть о том, как один

мужик...»

1

Комбинированный

лекция

М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик...» Сатира. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.  Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Сатира. Гротеск

Учебник, презентация

18н

36

Противопоставление

генералов и мужика,

осуждение рабской

покорности

1

Комбинированный

беседа

М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик...» Особенности языка «Повести…»

Нравственные пороки общества.

Паразитизм генералов, трудолюбие и

сметливость мужика.

Учебник, презентация

18н

37

М.Е. Салтыков-Щедрин.

«Дикий помещик»., « Премудрый пескарь»Салтыков-Щедрин как сатирик

1

Изучение нового материала

беседа

М.Е. Салтыков-Щедрин.«Дикий помещик», « премудрый пескарь». Сатирическая сказка. Сатира. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.   Сказка, высмеивающая пороки общества, Помещик, не понимающий важности крестьянского труда. Художественные приёмы: гипербола и гротеск.

Учебник, презентация

19н

38

А.П.Чехов. Страницы

биографии. «Хамелеон»

1

Комбинированный

лекция

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Проблема личности и общества. Значимость фамилии главного персонажа. Роль художественной детали.

Учебник, презентация

19н

39

«Хамелеон». Значение диалога и художественной детали. Смешное и грустное в рассказе

1

Комбинированный

беседа

А.П.Чехов. рассказ «Хамелеон»Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.

Учебник, презентация

20н

40

Смысл рассказа

«Хамелеон». Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции

1

Комбинированный

беседа

А.П.Чехов. рассказ «Хамелеон» «Говорящие фамилии» как средство

юмористической характеристики героя Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции

Учебник, презентация

20н

41

Урок самостоятельного чтения. А.П.Чехов. «Злоумышленник»

А.П. Чехов « На мельнице», «Гриша»

1

Внеклассное чтение

Комбинированный

беседа

А.П.Чехов. «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник» Юмористические ситуации в жизни героев А.П.Чехова Юмор.

Учебник, презентация

21н

42-43

Классное сочинение по рассказам А.П.Чехова

2

Развитее речи

практикум

21н

22н

44

Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии (Ф.Тютчев, А.Фет, Я.Полонский)

1

Комбинированный

беседа

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». Мастер

лирического пейзажа. А.А. Фет «Мотылёк мальчику», «Сосны>.  «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Учись у них -  у дуба, у березы…». Прекрасные мгновения жизни в стихах Фета. Я. П.Полонский «дорога», «Зимний путь». Тайная грусть стихов Полонского

Учебник , презентация

22н

45

Л.Н.Толстой.

Автобиографическая трилогия «Детство». Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева.

1

Комбинированный

лекция

Л.Н.Толстой.

Автобиографическая трилогия «Детство».  Тема детства в русской литературе. Особенности сюжета повести. Мир

Николеньки Иртеньева. Ни Коленька и дети. Взаимоотношения детей и взрослых

Учебник, презентация

23н

464748

Мотивы общественного

неравенства (Иленька Грап).

Взаимоотношения детей и взрослых.

Особенности построения

повестей

3

Комбинированный

беседа

А.Н.Толстой.

Автобиографическая трилогия «Детство». Нравственные и  философские искания русских писателей. Особенности сюжета повести. Мир. Чувство сострадания — важнейшее

нравственное качество человека в понимании писателя. Понимание  ребёнком отношений.

Изображение событий и оценка. Их взрослым рассказчиком.

Учебник, презентация

23н 24н

24н

49

Р.р. Повествование от лица героя-рассказчика

1

Развитие речи

практикум

.Н.Толстой.

Автобиографическая трилогия «Детство». Особенности сюжета повести. Мир

Герой-разчик

Учебник, презентация

25н

50

Ф.М. Достоевский.

Сведения о жизни писателя. «детская тема» в творчестве Ф.М. Достоевского

1

Изучение нового материала

лекция

Ф.М. Достоевского «Мальчики».    Тема детства в русской литературе Нравственные и  философские искания русских писателей. Характерные герои Достоевского

Учебник, презентация

25н

51

Образы Коли Красоткина и Илюши Снегирёва

1

Комбинированный

беседа

Ф.М. Достоевского «Мальчики». Тема детства в русской литературе.  Нравственные и  философские искания русских писателей. Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке

Учебник, презентация

26н

52

Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка. Осуждение самомнения и самолюбования

1

Комбинированный

беседа

Ф.М. Достоевского «Мальчики». Нравственные и  философские искания русских писателей. Взаимоотношения детей с Алёшей

Карамазовым, сущность его влияния на Колю Красоткина

Учебник, презентация

26н

53

Р.р. Характеристика мальчиков

1

Развитие речи

практикум

Ф.М. Достоевского «Мальчики». Нравственные и  философские искания русских писателей. Характеристика Коли Красоткина, Илюшечки Снегирёва

Учебник, презентация

27н

54

И. Бунин. « Цифры», «Лапти»

1

Комбинированный

лекция

Бунин И.  «Цифры», «Лапти»

Тема детства в русской литературе Нравственные и  философские искания русских писателей. 

Учебник, презентация

27н

55

Тема становления человека в творчестве М.Горького. «детство». Автобиографическая основа повести

1

Изучение нового материала

лекция

М.Горький. «Детство». Нравственные и  философские искания русских писателей. Тема детства в русской литературе. Страницы биографии. Трилогия. Повествование от лица рассказчика.

Учебник, презентация

28н

56

Дед Каширин. Яков и Михаил. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни»

1

Комбинированный

беседа

М.Горький. «Детство» Тема детства в русской литературе «Знакомство Алёши с семьёй Кашириных». «Обед в доме деда». «История с напёрстком», «Наказания детей». Неуёмное племя. «Невыразимо странная жизнь».

Учебник, презентация

28н

57

Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям

1

Комбинированный

беседа

М.Горький. «Детство» Характеристика бабушки. Сравнить развлечения дядьёв и Цыганка. «Танец бабушки», «Пляска Цыганка». Талантливость, одарённость, творческое вдохновение Цыганка. Благотворное влияние бабушки на окружающих. Отношения Алёши с окружающими людьми.

Учебник, презентация

29н

58

Мастерство писателя в

изображении быта и

человеческих характеров

1

Комбинированный

беседа

М.Горький. «Детство» История Цыганка. душевное состояние бабушки и деда во время пожара. Раскрытие характера человека в минуту опасности.

Учебник, презентация

29н

59

Вера М.Горького в творческие силы народа

1

Комбинированный

беседа

М.Горький. «Детство» Оптимизм бабушки в бескорыстной любви к людям, миру, человеку, в её способности радоваться человеческим радостям и сострадать их горестям, постоянном ощущении счастья быть человеком. Вера в торжество справедливости и счастья

Учебник, презентация

30н

60

Сочинение по повести М.Горького «детство»

1

Развитие речи

практикум

М.Горький. «Детство»

30н

61

Урок самостоятельного чтения. В.Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»

1

Внеклассное чтение

беседа

В.Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки» Нравственные и  философские искания русских писателей.  Обращение писателей второй половины 20 века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных народных характеров. Закон набата: человек должен знать, что во время беды он не один. Порядочность — одно из главных качеств человека

Учебник, презентация

31н

62

Художественное время и пространство в музыке, живописи и поэзии (К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан»)

1

Комбинированный

беседа

Власть искусства над временем. Власть искусства над пространством. Благотворное влияние музыки на человека. Левитан - выразитель особой прелести русского осеннего пейзажа

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан Литература и другие виды искусства.

Учебник, презентация

31н

63

Тема родины в лирике А. А. Ахматовой и Блока, Бальмонта.

1

Комбинированный

беседа

 Годы военных испытаний, их отражение в литературе.   Тема родины. А. Ахматова « … Мне голос был. Он звал утешно», «Мужество», « родная земля». Три стихотворения по выбору. Особенности рифмы. Проникновенные слова о музыке

в стихотворении А. Блока. А.Блок «Я никогда не понимал...»,

 « Россия», «О, я хочу безумно жить», «О доблестях, о подвигах, о славе…»

К.Бальмонт «Грусть») Литература и другие виды искусств

Учебник, презентация

32н

64-65

Мольер — великий

комедиограф

Обзор содержания комедии

«Мещанин во дворянстве»

2

Комбинированный

беседа

Мольер « Мещанин во дворянстве» М.А.Булгаков «Жизнь господина де Мольера» Проблема истинных и ложных ценностей

Европейский классицизм. Сложности и противоречивости человеческой личности.  Проблема истинных и ложных ценностей. « Мольер « Мещанин во дворянстве Особенности жанра комедии. Комические ситуации в пьесе. Проблема истинных и ложных ценностей. Сатира и юмор. Журден - герой комедии. Особенности его поступков, речи, взаимоотношения с окружающими. драматические произведения. Комедия

Учебник, презентация

32н

33н

66

Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»

1

Комбинированный

беседа

Антуан де Сент Экзюпери « Маленький принц» Тема детства в зарубежной литературе. Человек, природа и общество. Реальное и фантастическое.

Учебник, презентация

33н

67

Рэй Бредбери «Каникулы» , «Земляничное окошко»

1

Комбинированный

беседа

Рэй Бредбери « Каникулы» , « Земляничное окошко» Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе20 века. Сатира и юмор, фантастика, сказка.

Учебник, презентация

34н

68

Заключительный урок

1

Комбинированный

беседа

Учебник, презентация

34н

.

Раздел III. Содержание образования.

Учебно-тематический план

        Тема

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Писатели о прошлом нашей Родины

25

3

Писатели о своей современности

17

4

Запечатлённые мгновения

1

5

Тема становления личности в литературе

17

6

Содружество искусств

2

7

Перекличка эпох

4

8

Фантастика в литературе. Тема будущего

2

9

Заключительный урок

1

Введение ( 2 ч)

Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

Писатели о прошлом нашей Родины (25 ч)

М.Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, её язык, ритмика.

Урок развития речи.

Для чтения и бесед

А.К. Толстой «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль заглавного героя.

Н.В. Гоголь Интерес писателя к прошлому Родины. Писатель о Запорожской Сечи.

Для чтения и изучения

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий.

Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

\ Понятие о литературном герое. Урок развития речи.

Для самостоятельного чтения

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

А.С. Пушкин. Прошлое Родины, Петровская тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы её героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев - Петра 1 и Карла ХII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как жанр. Метафора. Урок развития речи.

Для самостоятельного чтения

«Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого».

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников — Лесковский герой праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа. Карьеризм. Чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования. Урок развития речи.

Для самостоятельного чтения

И.С. Никитин «Русь».

Писатели о своей современности (17 ч)

Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Железная дорога». Фактическая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог — спор; пейзаж. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос» (отрывки). Урок развития речи.

Для самостоятельного чтения

«С работы», «Калистрат», «Дедушка».

И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

Для чтения и бесед

Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы...» (по выбору учителя). Урок развития речи.

М.Е. Салтыков — Щедрин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности.

Приёмы сказочного повествования. Условность, заострённая сатирическая форма повествования. Сатира. Гротеск. Урок развития речи.

Для самостоятельного чтения

«Дикий помещик», «Коняга».

А.П. Чехов. Юмор и сатира в творчестве Чехова.

Для чтения и изучения

«На мельнице». Значимость фамилии главного персонажа рассказа. Роль кульминационной сцены (свидание Алексея Бирюкова с матерью). Причина очерствения души Алексея Бирюкова. Роль художественной детали.

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Смешное и грустное в рассказе. Особенности его композиции. Смысл названия рассказа. Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции.

Урок развития речи.

Для самостоятельного чтения

«Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник».

Запечатлённые мгновения(1ч)

Лирика ХIХ века

Для чтения и бесед

ФИ. Тютчев «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко...»; А.А. Фет «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза>; Я.П. Полонский «дорога», «Зимний путь». Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии. Урок развития речи.

Тема становления личности в литературе (17 ч)

Л.Н. Толстой — автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

Для чтения и изучения

«Детство» (главы). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Взаимоотношения детей и взрослых. Мотивы общественного неравенства (Иленька Грап). Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.

\ Повествование от лица героя - рассказчика.

«Отрочество» (главы). Нравственный рост Николеньки Иртеньева — основная тема повествования. Мысль Толстого о громадных духовных возможностях человека как основе его самосовершенствования и самовоспитания. Особенности построения повести (рассказ от лица героя: изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком). Урок развития речи.

Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Особая подверженность детей добрым и злым влияниям, ранимость, неустойчивость. Характерные герои Достоевского: штабс — капитан Снегирёв — «униженньий и оскорблённый», Алёша Карамазов — «положительно — прекрасный» человек, Коля Красоткин — рождающаяся сильная, незаурядная личность, ищущая своё место в мире. Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обострённое восприятие писателем страданий, особенно ребёнка (I4люшечка Снегирёв). Осуждение самомнения и самолюбования (Коля Красоткин).

М. Горький. Сведения о жизни писателя. Тема становления человека в творчестве Горького.

Для чтения и изучения

«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». Дед Каширин. Яков и Михаил. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего дела на Алёшу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа. Урок развития речи.

Для самостоятельного чтения

В. Солоухин «Закон набата», «Мочёные яблоки».

Содружество искусств (2 ч)

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

Для чтения и бесед

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А.А. Блок «Я никогда не понимал...»; К.д. Бальмонт «Грусть»; К.М. Фофанов «Художник». «Уснули и трава и волны...». Урок развития речи.( 2 ч)

                                                                                                Перекличка эпох (4ч)

Для чтения и бесед

Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»; И.А. Крылов «Урок дочкам».

Мольер — великий комедиограф. Обзор содержания комедии «Мещанин во дворянстве» ( с чтением и анализом отдельных сцен).

Крылов — драматург. Обзор содержания комедии «Урок дочкам» (с чтением и анализом отдельных сцен). Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.

\ Жанры драмы. Комедия. Урок развития речи.

Фантастика в литературе. Тема будущего ( 2ч)

Для чтения и бесед

Р. Брэдбери. «Каникулы», «Земляничное окошко».

Для самостоятельного чтения (по выбору учащихся)

д.Б. Кедрина «Зодчие»; А.К. Толстой «Князь Серебряный»; А.С. Пушкин «Жених», «Вурдалак»; Н.В. Гоголь «Миргород»; Н.А. Некрасов «Русские женщины», «Мороз, Красный нос»; А.П. Чехов «Юбилей», «Предложение» (шутки в одном действии); Т.Г. Шенченко «Завещание» и другие стихотворения; Н. Бараташнили «Голубой цвет»; Ч. Айтматов «Ранние журавли»; В.П. Беляев «Старая крепость»; А.М. Володин «Старшая сестра»; И.Е. Ефремов «Лезвие бритвы»; ВА. Каверин «Два капитана»; Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»; Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика Шкид»; Е.И. Носов «Потрава»; А.А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»; А.Н. Толстой «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»; Г.А. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»; Р.И.Фраерман «дикая собака динго, или Повесть о первой любви»; Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»; В. Гюго «93-й год»; Ч. Диккенс «Дэвид Копперфильд»; Г. Джованьоли «Спартак»; А. Дюма «Три мушкетёра»; Ф. Купер «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан»; Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (в обработке Н.А. Заболоцкого); М.Рид «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы»;; Р. Саббатини «Одиссея капитана Блада»; В. Скотг «Айвенго», «Квентин Дорвард»; Г.Р. Хаггарт «Копи царя Соломона», «дочь Монтесумы»; Р. Брэдбери «Всё лето в один день», «Лёд и пламя» и другие рассказы; О. Генри «Вождь краснокожих», «Трест, который лопнул», «Короли и каруста»; д.Лондон «Сердца трёх», «Посёлок Тру-ляля», «Мексиканец»; У.Коллинз «Лунный камень»; Э. Колдуэлл «Мальчик из Джорджии»; А.Кристи «Восточный экспресс»; С.Лем «Магелланово облако»; Ж. Сименон «Мэгрэ и бродяга», «Мэгрэ колеблется», «Жёлтый пёс»; Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина времени»; д. Филипс «Город слухов»; Б.Флеминг «Ловушка»; О. Хаксли «Улыбка Джоконды»; К. Чапек «Поэт».

Заключительный урок (1 ч)

Раздел III Требования к уровню подготовки обучающихся за курс  литературы 7 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
      писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создавать связный текст  (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    -уметь находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

                                                                           

                                                                             

  IY. Ресурсное обеспечение.

Основная литература

Беленький Г.И. Методические советы к учебнику для 9 класса литература – Москва: Мнемозина, 2013

Аюпов С.М. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв.  -  Сыктывкар: Знание, 2004.

Беленький Г.И., Снежневская  М.А. Литература. Начальный курс 7 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы  уч-ся по литера туре. 7 кл. – М.: Мнемозина, 2008.

Беляева Н.М.  Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.

Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году    в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. – Москва:  Владос, 2001.

Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2001.

Ольшевская Л.А.  Литература Древней Руси и 18 века.-  Москва: Новая школа,  2006.

Программа  для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. -  М.:Мнемозина,2009.    

Сборник нормативных документов. Литература.  Федеральный компонент государственного стандарта. -  Москва:  Дрофа, 2007.

Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008. 

Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк – Альфа, 2006.

Дополнительная учебная  литература

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.

Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.

Егорова  Н.В. Поурочные разработки 7 класс. -  М.: Вако, 2007.

Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 8 классе. - Просвещение, 2006.

Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

Лайфман  И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. – М.: Материк Альфа, 2003.

Мордес  Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Справочные пособия

Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва:  Локид-Пресс, 2007.

Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.

Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.

Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург:  Фактория, 2006.

Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

Шанский Н.М.  Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.

Ресурсы ИКТ

 Диск «Лермонтов М.Ю.  Великий поэт прекрасной Родины».

Диск «Литература. Средняя школа. 7 класс. Обучающая программа (1С)».

Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».

Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения  по литературе. 7 класс».

Диск «Полный мультимедийный курс по  литературе  для 7 класса, 40 интерактивных уроков».

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Диск « Русские словари: Толковый,  Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы.  240 000 терминов». 

Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов».

Диск « Словарь литературоведческих терминов».

Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий».

Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 7 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....