Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 7 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 5.03.2004г № 1089.).
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией) - базовый
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_klass.doc | 308.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 5.03.2004г № 1089.).
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией) - базовый
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 7 классе будут:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком
. Особенности программы.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом
Программа рассчитана на 68 часов (34 недели. 2 часа в неделю).
Из них на развитие речи - 8 часов
Внеклассных чтений – 4часов
Формы контроля знаний, умений
№ | Учебная тема | Объект контроля | Вид контроля |
1 | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича.» | Развитие речи. Навыки выразительного чтения. | Чтение наизусть |
2 | М.Ю. Лермонтов. «Песняпро царя Ивана Васильевича.» | Развитие речи. Навыки отбора материала, оценки героя и ситуаций, логического и последовательного изложения материала. | Сочинение |
3 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». | Знание сюжета, художественных деталей, образа главного героя | Тест |
4 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». | Развитие речи. Навыки отбора материала, оценки героя и ситуаций, логического и последовательного изложения материала. | Сочинение |
5 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». | Знание текста повести (отрывка). Развитие речи. Навыки выразительного чтения. | Чтение наизусть |
А.С.Пушкин. «Полтава» | Знание текста поэмы (отрывка). Развитие речи. Навыки выразительного чтения. | Чтение наизусть | |
6 | Н.С.Лесков. «Человек на часах». | Знание произведения, героев, сюжета. | Тест |
7 | Обобщение по теме «Минувшее проходит предо мною...» | Знание произведений, героев, сюжета. | Тест |
8 | И.С.Тургенев. | Знание произведений Тургенева. | Письменная работа |
9 | Стихотворения в прозе | Развитие речи. Навыки выразительного чтения. | Чтение наизусть |
10 | Н.А.Некрасов - народный поэт. | Знание произведений Некрасова. Развитие речи. Навыки выразительного чтения. | Чтение наизусть |
11 | Рассказы А.П.Чехова. | Знание произведений, героев, сюжета. | Тест |
12 | Шедевры русской лирики 19 века. | Знание стихотворений русских поэтов. Развитие речи. Навыки выразительного чтения. | Чтение наизусть |
13 | Произведения Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество». | Развитие речи. Навыки отбора материала, оценки героя и ситуаций, логического и последовательного изложения материала. | Сочинение |
14 | Ф.М.Достоевский. «Мальчики» | Развитие речи. Навыки отбора материала, оценки героя и ситуаций, логического и последовательного изложения материала. | Сочинение |
15 | М.Горький. Повесть «Детство». | Развитие речи. Навыки отбора материала, оценки героя и ситуаций, логического и последовательного изложения материала. | Сочинение |
16 | Шедевры русской лирики 20 века | Знание стихотворений русских поэтов 20 века. Развитие речи. Навыки выразительного чтения. | Чтение наизусть |
.
№ п/п | Название раздела. Тема урока | Колич. Ча- сов | Тип урока | Форма урока. | Элементы содержания в соответствии с ФКГОСОО | Средства обучения. Информационное сопровождение | Дата | Примеча ние | |||
По плану | Фактически | ||||||||||
1 | Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе | 1 | Урок изучения нового материала | лекция | Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Стремление человечества покорить пространство и время. Человеческий разум полностью торжествует над пространством и временем в художественной литературе. Реальное и художественное время могут не совпадать. Переплетение времён одна из особенностей литературы, связанная со спецификой художественного изображения | Учебник | 1н | ||||
2 | Введение. Роды и жанры литературы | 1 | Урок комплексного применения знаний | лекция | Три рода: эпос, лирика, драма. Эпические произведения бывают следующих видов (жанров): литературная сказка, басня, рассказ, повесть, роман, очерк. Особенности рассказа, повести, романа. Лирика. Выражение в лирике переживаний и мыслей поэта. драма предназначена для постановки на сцене.. | Учебник, презентация, Таблица «Роды и виды литературы | 1н | ||||
3 | Историческая тема в творчестве М.Ю.Лермонтова. «Песня про купца...» | 1 | Урок изучения нового материала | лекция | М. Ю. Лермонтов поэма « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Жизнь в Тарханах. Песни об Иване Грозном, об атамане Степане Разине, о Емельяне Пугачёве... Близость Лермонтова к простому народу. Арест и ссылка Лермонтова за стихотворение «Смерть поэта». Возвеличивание простого русского человека в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет поэмы. Фольклорная основа «Песни...». | Учебник презентация, портрет М.Ю.Лермон Това,репродукции картин И.Е.Репина «Иван Грозный и его сын Иван», В.Васнецова «Иван Грозный» | 2н | ||||
4 | Картины быта ХУI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы | 1 | Урок изучения нового материала | беседа | М. Ю. Лермонтов поэма « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств. Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века в поэме. Быт и поступки героев представлены в духе народной традиции. детали, точно рисующие быт того времени. «Домострой», определяющий отношения между мужем и женой во времена Ивана Грозного. | Учебник Иллюстрации, презентация | 2н | ||||
5 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и И.Грозным. Сила и цельность характера Калашникова | 1 | Комбинированный | дискуссия | Отражение многообразия человеческих чувств. Бой на Москве-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Оценка персонажей с позиций народа (гусляры). | Учебник Иллюстрации | 3н | ||||
6 | Поэма Лермонтова и УНТ. Оценка персонажей с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция, язык, ритмика | 1 | Комбинированный | беседа | М. Ю. Лермонтов поэма « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Близость к произведениям устного народного творчества: повторы, постоянные эпитеты, сравнения. Произведение создано в стиле народных исторических песен. Повествование ведётся от имени гусляров. Гусляра — исполнители песен - воссоздаются автором как носители народного эпического сознания, они повествуют о событиях, не высказывая прямо своего отношения к ним. | Учебник Иллюстрации | 3н | ||||
7-8 | Классное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца...» | 2 | Разви тие речи | практикум | 4н 4н | ||||||
9 | А.К.Толстой. «Василий Шибанов». Три героя баллады>.Роль заглавного героя | 1 | Изучение нового материала | лекция | А.К. Толстой « Василий Шибанов» Влияние поворотных событий на русскую литературу. События Ливонской войны. Послания князя Курбского Ивану Грозному о деспотизме и неудачном ведении боевых действий. Вымышленный сюжет, Правдивость эпохи и исторические лица. Баллада | Учебник Иллюстрации | 5н | ||||
10 | Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи | 1 | Изучение нового матерала | лекция | Н. В. Гоголь « Тарас Бульба» Новое понимание человека в его связи с национальной культурой. Повести Н.В.Гоголя. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Историческая справка «Что может быть непонятно в содержании повести. | Учебник, презентация | 5н | ||||
11 | Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее правы и обычаи | 1 | Комбинированный | беседа | Н. В. Гоголь « Тарас Бульба» Образ Запорожской степи, её нравы, обычаи. Сечь. Порядки и законы в Запорожской Сечи. Образ Запорожской Сечи - образ, запечатлённый в сознании народа. | Учебник Иллюстрации | 6н | ||||
12 | Остап и Андрий. Понятие о литературном характере | 1 | Комбинированный | беседа | Н. В. Гоголь « Тарас Бульба». Образ героя времени. Человек в ситуации нравственного выбора. Остап и Андрий: характеристика героев. Антитеза. Сопоставление Остапа и Андрия. Психологические причины предательства Андрия. Куренной атаман Остап Бульбенко. | Учебник, презентация | 6н | ||||
13 | Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем | 1 | Закрепление нового | проект | Н. В. Гоголь « Тарас Бульба Образ героя времени. Речь Тараса о товариществе. Героизм и самоотверженность Тараса в бою под Дубно. Героическая гибель Тараса. Патриотизм Тараса | Учебник, презентация, портрет Н.В.Гоголя, иллюст. к повести. Репродукция картины И.Репина «Запорож цыпишут письмо турецкому султану», | 7н | ||||
14 | Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» | 1 | Комбинированный | беседа | Н. В. Гоголь « Тарас Бульба Патриотизм главных героев, воинские подвиги братьев, героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей В.Г.Белинский назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к родине». Русская классическая литература в оценке русских критиков. | Учебник, презентация, иллюс Е.Кибрика «Тарас Бульба на берегу моря», «Смерть Тараса» | 7н | ||||
15 | Картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и УНТ | 1 | Комбинированный | беседа | Н. В. Гоголь « Тарас Бульба Картины степи: эмоциональность, приподнятость описания, гиперболизация. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и УНТ | Учебник, презентация | 8н | ||||
16 | Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | Развитие речи | практикум | Н. В. Гоголь « Тарас Бульба Коллективное составление плана сочинения. Тема «Тарас Бульба - герой повести Н. В.Гоголя» | 8н | |||||
17 | Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | Т Н. В. Гоголь « Тарас Бульба Тема сочинения «Остап — герой повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» или «Андрий — герой повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (для учеников, способных работать самостоятельно) | 9н | |||||||
18 | Урок самостоятельного чтения. Н.В.Гоголь. «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» | 1 | Вне-классное чтение | беседа | Н.В.Гоголь. «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Мелочная и скудная жизнь Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Изображение Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» разоблачает ничтожное существование миргородских жителей | Художественная литература | 9н | ||||
19 | А.С.Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра 1 в творчестве поэта | 1 | Изучение нового материала | лекция | Тема Родины в творчестве А.С.Пушкина. Пушкин — современник Отечественной войны с Наполеоном, восстания декабристов. Сильные характеры, Оставившие след в истории Отечества в творчестве Пушкина: вещий Олег, Борис Годунов, М.И.Кутузов, Степан Разин, Емельян Пугачёв, Пётр Первый. Образ Петра в романе «Арап Петра Великого», в поэмах «Медный всадник», «Полтава» | Учебник, презентация | 10н | ||||
20 | Поэма как жанр. «Полтава». Историческая основа, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме | 1 | Изучение нового материала | лекция | «Полтава». А. С. Пушкин История жанра поэмы. Эпическое и лирическое начало поэмы. Авторские отступления (Лирические отступления). Глубокий лиризм украинских пейзажей, Лиро-эпическая поэма. | Учебник, презентация | 10н | ||||
21 | Трагические судьбы героев поэмы (Кочубей, Мария, Искра) | 1 | Комбинированный | беседа | «Полтава». А. С. Пушкин Проблема личности и общества. Песнь 1.первая.Кочубей - генеральный судья. Мария - дочь Кочубея. Мазепа - гетман. Мать Марии. Карл 12 Петр Первый. Война 1812 года. Искра - полковник. Заговор Мазепы. Сюжетные линии: семейно-бытовая; историко-политическая. Драматургия и лиризм второй песни, диалог Мазепы и Марии. Кочубей в темнице. Диалог Кочубея и Орлика. Диалог матери и Марии. Эпизод казни и исчезновения Марии. Оригинальность жанровой формы: повествование; диалог; лирические отступления | Учебник, презентация | 11н | ||||
22 | Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев — Петра 1 и Карла ХII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела. Осуждение коварства и предательства | 1 | Комбинированный | беседа | «Полтава». А. С. Пушкин Песнь третья Предательство Мазепы. Бегство Карла и Мазепы в Турцию, Диалог Марии и Мазепы. Эпилог. Характеристика главных героев поэмы. «Полтавский бой», Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев. | Учебник, презентация | 11н | ||||
23 | Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Метафора | 1 | Комбинированный | беседа | «Полтава». А. С. Пушкин Композиция поэмы. Богатство стилей. Особенности стиха поэмы… Одический стиль. Поэтические стили в поэме: эпический (повествование); лирический; песенный; одический. | Учебник, презентация | 12н | ||||
24 | Урок самостоятельного чтения. А.С.Пушкин. <Арап Петра Великого», «Пнр Петра Великого» | 1 | Внеклассное чтение | практикум | . А.С.Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пнр Петра Великого. | фильм | 12н | ||||
25 | Н.С.Лесков. «Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот» | 1 | Изучение нового материала | лекция | Н.С.Лесков. «Человек на часах» Знание жизни людей разных сословий и разных социальных кругов. Создание Лесковым в своих произведениях людей разных сословий. «Народный, вульгарный и вычурный» язык героев Лескова. Богатство и своеобразие речи автора. История создания рассказа «Человек на часах». 80-е годы- время создания рассказа. | Учебник, презентация | 13н | ||||
26 | «Человек на часах». Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования | 1 | Комбинированный | беседа | Н.С.Лесков. «Человек на часах» Человек в ситуации нравственного выбора. Образ человека-праведника. Часовой Постников покидает свой пост. Нарушение присяги. Отношение офицеров к поступку солдата, Отсутствие душевных качеств у офицеров. « | Учебник, презентация | 13н | ||||
27 | Вн.чт. « Левша», Тупейный художник» | 1 | Комбинированный | беседа | «Левша» . Интерес русских писателей к проблеме народа. | Учебник, презентация | 14н | ||||
28 | И.С.Тургенев. Факты биографии, связанные с «Записками охотника», «Бирюк». | 1 | Изучение нового материала | лекция | И.С.Тургенев Записки охотника» Тургенев и Спасское-Лутовиново. Ненависть Тургенева к крепостному праву. Сочувствие крепостному крестьянину. «Записки охотника». Образ охотника. | Учебник, презентация | 14н | ||||
29 | Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей Сложность и противоречивость натуры Бирюка. | 1 | Комбинированный | беседа | И. С. Тургенев « Бирюк» Интерес русских писателей к проблеме русского народа. Реализм в русской литературе. Антикрепостническая направленность. Значение художественных деталей, портрета, жеста, особенностей речи, интонации в раскрытии внутреннего мира героя. Роль рассказчика в повествовании. Психологизм. Диалог средство характеристики. Уважительность, сдержанность чувство достоинства. | Учебник, дополнительная литература | 15н | ||||
30 | Р.р. И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». | 1 | Комбинированный | беседа | И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе» Три стихотворения. Нравственные и философские искания русских писателей. Раздумья писателя о жизни и смерти, красоте и безобразии, любви и страдании, русском языке, будущем великого русского народа, невозвратной прошлом. Мелодичность фраз. | Учебник, дополнительная литература | 15н | ||||
31 | Вн. Чт. «Записки охотника» И. С. Тургенев | 1 | Комбинированный | беседа | И. С. Тургенев « Хорь и Калиныч» Интерес русских писателей к проблеме русского народа. Реализм в русской литературе. Антикрепостническая направленность. | Художественная литература | 16н | ||||
32 | Н.А.Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога». Фактическая основа стихотворения | 1 | Комбинированный | лекция | Н. А. Некрасов « Железная дорога» Любовь к родной природе; интерес к народным сказкам; дружба с крестьянскими ребятишками. Некрасов - редактор журнала «Современник». Народная тема в сборнике стихов 1856 года. Герои произведений: крестьяне, бурлаки, рабочие, дети, рекруты. Любовь, сострадание и огорчение, досада - противоречивые чувства, владеющие поэтом из-за долготерпения народа. Вера в народ. История создания железной дороги между Москвой и Петербургом. | Учебник, презентация | 16н | ||||
33 | Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. | 1 | Комбинированный | беседа | Н. А. Некрасов « Железная дорога» Взгляды на народ генерала и поэта. Смысл эпиграфа к стихотворению. Чувства автора: горечь, сострадание, нежность, боль, возмущение, тоска, восхищение, ирония, негодование и надежда. Сопереживание автора судьбе народа. Обращение автора к молодому поколению. Вера в народ. «Железная дорога» и устное народное творчество. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор; пейзаж. Значение эпиграфа « Размышления у парадного подъезда», « Крестьянские дети». | Учебник, презентация | 17н | ||||
34 | Урок самостоятельного чтения. Н.А.Некрасов. «Орина мать солдатская» «В полном разгаре страда деревенская...» | 1 | Внеклассное чтение | беседа | . Н.А.Некрасов. «Орина мать солдатская» «В полном разгаре страда деревенская...», « Муза» «Долюшка женская» в стихах Некрасова. Образ русской женщины и проблемы женского счастья. | Учебник, репродукции | 17н | ||||
35 | Сведения о жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик...» | 1 | Комбинированный | лекция | М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик...» Сатира. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Сатира. Гротеск | Учебник, презентация | 18н | ||||
36 | Противопоставление генералов и мужика, осуждение рабской покорности | 1 | Комбинированный | беседа | М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик...» Особенности языка «Повести…» Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. | Учебник, презентация | 18н | ||||
37 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»., « Премудрый пескарь»Салтыков-Щедрин как сатирик | 1 | Изучение нового материала | беседа | М.Е. Салтыков-Щедрин.«Дикий помещик», « премудрый пескарь». Сатирическая сказка. Сатира. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях. Сказка, высмеивающая пороки общества, Помещик, не понимающий важности крестьянского труда. Художественные приёмы: гипербола и гротеск. | Учебник, презентация | 19н | ||||
38 | А.П.Чехов. Страницы биографии. «Хамелеон» | 1 | Комбинированный | лекция | А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Проблема личности и общества. Значимость фамилии главного персонажа. Роль художественной детали. | Учебник, презентация | 19н | ||||
39 | «Хамелеон». Значение диалога и художественной детали. Смешное и грустное в рассказе | 1 | Комбинированный | беседа | А.П.Чехов. рассказ «Хамелеон»Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. | Учебник, презентация | 20н | ||||
40 | Смысл рассказа «Хамелеон». Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции | 1 | Комбинированный | беседа | А.П.Чехов. рассказ «Хамелеон» «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики героя Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции | Учебник, презентация | 20н | ||||
41 | Урок самостоятельного чтения. А.П.Чехов. «Злоумышленник» А.П. Чехов « На мельнице», «Гриша» | 1 | Внеклассное чтение Комбинированный | беседа | А.П.Чехов. «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник» Юмористические ситуации в жизни героев А.П.Чехова Юмор. | Учебник, презентация | 21н | ||||
42-43 | Классное сочинение по рассказам А.П.Чехова | 2 | Развитее речи | практикум | 21н 22н | ||||||
44 | Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии (Ф.Тютчев, А.Фет, Я.Полонский) | 1 | Комбинированный | беседа | Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». Мастер лирического пейзажа. А.А. Фет «Мотылёк мальчику», «Сосны>. «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Учись у них - у дуба, у березы…». Прекрасные мгновения жизни в стихах Фета. Я. П.Полонский «дорога», «Зимний путь». Тайная грусть стихов Полонского | Учебник , презентация | 22н | ||||
45 | Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия «Детство». Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. | 1 | Комбинированный | лекция | Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия «Детство». Тема детства в русской литературе. Особенности сюжета повести. Мир Николеньки Иртеньева. Ни Коленька и дети. Взаимоотношения детей и взрослых | Учебник, презентация | 23н | ||||
464748 | Мотивы общественного неравенства (Иленька Грап). Взаимоотношения детей и взрослых. Особенности построения повестей | 3 | Комбинированный | беседа | А.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия «Детство». Нравственные и философские искания русских писателей. Особенности сюжета повести. Мир. Чувство сострадания — важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. Понимание ребёнком отношений. Изображение событий и оценка. Их взрослым рассказчиком. | Учебник, презентация | 23н 24н 24н | ||||
49 | Р.р. Повествование от лица героя-рассказчика | 1 | Развитие речи | практикум | .Н.Толстой. Автобиографическая трилогия «Детство». Особенности сюжета повести. Мир Герой-разчик | Учебник, презентация | 25н | ||||
50 | Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя. «детская тема» в творчестве Ф.М. Достоевского | 1 | Изучение нового материала | лекция | Ф.М. Достоевского «Мальчики». Тема детства в русской литературе Нравственные и философские искания русских писателей. Характерные герои Достоевского | Учебник, презентация | 25н | ||||
51 | Образы Коли Красоткина и Илюши Снегирёва | 1 | Комбинированный | беседа | Ф.М. Достоевского «Мальчики». Тема детства в русской литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке | Учебник, презентация | 26н | ||||
52 | Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка. Осуждение самомнения и самолюбования | 1 | Комбинированный | беседа | Ф.М. Достоевского «Мальчики». Нравственные и философские искания русских писателей. Взаимоотношения детей с Алёшей Карамазовым, сущность его влияния на Колю Красоткина | Учебник, презентация | 26н | ||||
53 | Р.р. Характеристика мальчиков | 1 | Развитие речи | практикум | Ф.М. Достоевского «Мальчики». Нравственные и философские искания русских писателей. Характеристика Коли Красоткина, Илюшечки Снегирёва | Учебник, презентация | 27н | ||||
54 | И. Бунин. « Цифры», «Лапти» | 1 | Комбинированный | лекция | Бунин И. «Цифры», «Лапти» Тема детства в русской литературе Нравственные и философские искания русских писателей. | Учебник, презентация | 27н | ||||
55 | Тема становления человека в творчестве М.Горького. «детство». Автобиографическая основа повести | 1 | Изучение нового материала | лекция | М.Горький. «Детство». Нравственные и философские искания русских писателей. Тема детства в русской литературе. Страницы биографии. Трилогия. Повествование от лица рассказчика. | Учебник, презентация | 28н | ||||
56 | Дед Каширин. Яков и Михаил. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни» | 1 | Комбинированный | беседа | М.Горький. «Детство» Тема детства в русской литературе «Знакомство Алёши с семьёй Кашириных». «Обед в доме деда». «История с напёрстком», «Наказания детей». Неуёмное племя. «Невыразимо странная жизнь». | Учебник, презентация | 28н | ||||
57 | Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям | 1 | Комбинированный | беседа | М.Горький. «Детство» Характеристика бабушки. Сравнить развлечения дядьёв и Цыганка. «Танец бабушки», «Пляска Цыганка». Талантливость, одарённость, творческое вдохновение Цыганка. Благотворное влияние бабушки на окружающих. Отношения Алёши с окружающими людьми. | Учебник, презентация | 29н | ||||
58 | Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров | 1 | Комбинированный | беседа | М.Горький. «Детство» История Цыганка. душевное состояние бабушки и деда во время пожара. Раскрытие характера человека в минуту опасности. | Учебник, презентация | 29н | ||||
59 | Вера М.Горького в творческие силы народа | 1 | Комбинированный | беседа | М.Горький. «Детство» Оптимизм бабушки в бескорыстной любви к людям, миру, человеку, в её способности радоваться человеческим радостям и сострадать их горестям, постоянном ощущении счастья быть человеком. Вера в торжество справедливости и счастья | Учебник, презентация | 30н | ||||
60 | Сочинение по повести М.Горького «детство» | 1 | Развитие речи | практикум | М.Горький. «Детство» | 30н | |||||
61 | Урок самостоятельного чтения. В.Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки» | 1 | Внеклассное чтение | беседа | В.Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки» Нравственные и философские искания русских писателей. Обращение писателей второй половины 20 века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных народных характеров. Закон набата: человек должен знать, что во время беды он не один. Порядочность — одно из главных качеств человека | Учебник, презентация | 31н | ||||
62 | Художественное время и пространство в музыке, живописи и поэзии (К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан») | 1 | Комбинированный | беседа | Власть искусства над временем. Власть искусства над пространством. Благотворное влияние музыки на человека. Левитан - выразитель особой прелести русского осеннего пейзажа К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан Литература и другие виды искусства. | Учебник, презентация | 31н | ||||
63 | Тема родины в лирике А. А. Ахматовой и Блока, Бальмонта. | 1 | Комбинированный | беседа | Годы военных испытаний, их отражение в литературе. Тема родины. А. Ахматова « … Мне голос был. Он звал утешно», «Мужество», « родная земля». Три стихотворения по выбору. Особенности рифмы. Проникновенные слова о музыке в стихотворении А. Блока. А.Блок «Я никогда не понимал...», « Россия», «О, я хочу безумно жить», «О доблестях, о подвигах, о славе…» К.Бальмонт «Грусть») Литература и другие виды искусств | Учебник, презентация | 32н | ||||
64-65 | Мольер — великий комедиограф Обзор содержания комедии «Мещанин во дворянстве» | 2 | Комбинированный | беседа | Мольер « Мещанин во дворянстве» М.А.Булгаков «Жизнь господина де Мольера» Проблема истинных и ложных ценностей Европейский классицизм. Сложности и противоречивости человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. « Мольер « Мещанин во дворянстве Особенности жанра комедии. Комические ситуации в пьесе. Проблема истинных и ложных ценностей. Сатира и юмор. Журден - герой комедии. Особенности его поступков, речи, взаимоотношения с окружающими. драматические произведения. Комедия | Учебник, презентация | 32н 33н | ||||
66 | Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» | 1 | Комбинированный | беседа | Антуан де Сент Экзюпери « Маленький принц» Тема детства в зарубежной литературе. Человек, природа и общество. Реальное и фантастическое. | Учебник, презентация | 33н | ||||
67 | Рэй Бредбери «Каникулы» , «Земляничное окошко» | 1 | Комбинированный | беседа | Рэй Бредбери « Каникулы» , « Земляничное окошко» Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе20 века. Сатира и юмор, фантастика, сказка. | Учебник, презентация | 34н | ||||
68 | Заключительный урок | 1 | Комбинированный | беседа | Учебник, презентация | 34н |
.
Раздел III. Содержание образования.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Писатели о прошлом нашей Родины | 25 |
3 | Писатели о своей современности | 17 |
4 | Запечатлённые мгновения | 1 |
5 | Тема становления личности в литературе | 17 |
6 | Содружество искусств | 2 |
7 | Перекличка эпох | 4 |
8 | Фантастика в литературе. Тема будущего | 2 |
9 | Заключительный урок | 1 |
Введение ( 2 ч)
Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.
Писатели о прошлом нашей Родины (25 ч)
М.Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, её язык, ритмика.
Урок развития речи.
Для чтения и бесед
А.К. Толстой «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль заглавного героя.
Н.В. Гоголь Интерес писателя к прошлому Родины. Писатель о Запорожской Сечи.
Для чтения и изучения
«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий.
Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.
\ Понятие о литературном герое. Урок развития речи.
Для самостоятельного чтения
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
А.С. Пушкин. Прошлое Родины, Петровская тема в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы её героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев - Петра 1 и Карла ХII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как жанр. Метафора. Урок развития речи.
Для самостоятельного чтения
«Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого».
Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников — Лесковский герой праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа. Карьеризм. Чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования. Урок развития речи.
Для самостоятельного чтения
И.С. Никитин «Русь».
Писатели о своей современности (17 ч)
Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Железная дорога». Фактическая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог — спор; пейзаж. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.
Для чтения и бесед
«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос» (отрывки). Урок развития речи.
Для самостоятельного чтения
«С работы», «Калистрат», «Дедушка».
И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».
Для чтения и изучения
«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.
Для чтения и бесед
Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы...» (по выбору учителя). Урок развития речи.
М.Е. Салтыков — Щедрин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности.
Приёмы сказочного повествования. Условность, заострённая сатирическая форма повествования. Сатира. Гротеск. Урок развития речи.
Для самостоятельного чтения
«Дикий помещик», «Коняга».
А.П. Чехов. Юмор и сатира в творчестве Чехова.
Для чтения и изучения
«На мельнице». Значимость фамилии главного персонажа рассказа. Роль кульминационной сцены (свидание Алексея Бирюкова с матерью). Причина очерствения души Алексея Бирюкова. Роль художественной детали.
«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Смешное и грустное в рассказе. Особенности его композиции. Смысл названия рассказа. Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции.
Урок развития речи.
Для самостоятельного чтения
«Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник».
Запечатлённые мгновения(1ч)
Лирика ХIХ века
Для чтения и бесед
ФИ. Тютчев «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко...»; А.А. Фет «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза>; Я.П. Полонский «дорога», «Зимний путь». Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии. Урок развития речи.
Тема становления личности в литературе (17 ч)
Л.Н. Толстой — автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).
Для чтения и изучения
«Детство» (главы). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Взаимоотношения детей и взрослых. Мотивы общественного неравенства (Иленька Грап). Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.
\ Повествование от лица героя - рассказчика.
«Отрочество» (главы). Нравственный рост Николеньки Иртеньева — основная тема повествования. Мысль Толстого о громадных духовных возможностях человека как основе его самосовершенствования и самовоспитания. Особенности построения повести (рассказ от лица героя: изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком). Урок развития речи.
Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Особая подверженность детей добрым и злым влияниям, ранимость, неустойчивость. Характерные герои Достоевского: штабс — капитан Снегирёв — «униженньий и оскорблённый», Алёша Карамазов — «положительно — прекрасный» человек, Коля Красоткин — рождающаяся сильная, незаурядная личность, ищущая своё место в мире. Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обострённое восприятие писателем страданий, особенно ребёнка (I4люшечка Снегирёв). Осуждение самомнения и самолюбования (Коля Красоткин).
М. Горький. Сведения о жизни писателя. Тема становления человека в творчестве Горького.
Для чтения и изучения
«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». Дед Каширин. Яков и Михаил. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего дела на Алёшу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа. Урок развития речи.
Для самостоятельного чтения
В. Солоухин «Закон набата», «Мочёные яблоки».
Содружество искусств (2 ч)
(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)
Для чтения и бесед
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А.А. Блок «Я никогда не понимал...»; К.д. Бальмонт «Грусть»; К.М. Фофанов «Художник». «Уснули и трава и волны...». Урок развития речи.( 2 ч)
Перекличка эпох (4ч)
Для чтения и бесед
Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»; И.А. Крылов «Урок дочкам».
Мольер — великий комедиограф. Обзор содержания комедии «Мещанин во дворянстве» ( с чтением и анализом отдельных сцен).
Крылов — драматург. Обзор содержания комедии «Урок дочкам» (с чтением и анализом отдельных сцен). Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.
\ Жанры драмы. Комедия. Урок развития речи.
Фантастика в литературе. Тема будущего ( 2ч)
Для чтения и бесед
Р. Брэдбери. «Каникулы», «Земляничное окошко».
Для самостоятельного чтения (по выбору учащихся)
д.Б. Кедрина «Зодчие»; А.К. Толстой «Князь Серебряный»; А.С. Пушкин «Жених», «Вурдалак»; Н.В. Гоголь «Миргород»; Н.А. Некрасов «Русские женщины», «Мороз, Красный нос»; А.П. Чехов «Юбилей», «Предложение» (шутки в одном действии); Т.Г. Шенченко «Завещание» и другие стихотворения; Н. Бараташнили «Голубой цвет»; Ч. Айтматов «Ранние журавли»; В.П. Беляев «Старая крепость»; А.М. Володин «Старшая сестра»; И.Е. Ефремов «Лезвие бритвы»; ВА. Каверин «Два капитана»; Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»; Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика Шкид»; Е.И. Носов «Потрава»; А.А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»; А.Н. Толстой «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»; Г.А. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»; Р.И.Фраерман «дикая собака динго, или Повесть о первой любви»; Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»; В. Гюго «93-й год»; Ч. Диккенс «Дэвид Копперфильд»; Г. Джованьоли «Спартак»; А. Дюма «Три мушкетёра»; Ф. Купер «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан»; Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (в обработке Н.А. Заболоцкого); М.Рид «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы»;; Р. Саббатини «Одиссея капитана Блада»; В. Скотг «Айвенго», «Квентин Дорвард»; Г.Р. Хаггарт «Копи царя Соломона», «дочь Монтесумы»; Р. Брэдбери «Всё лето в один день», «Лёд и пламя» и другие рассказы; О. Генри «Вождь краснокожих», «Трест, который лопнул», «Короли и каруста»; д.Лондон «Сердца трёх», «Посёлок Тру-ляля», «Мексиканец»; У.Коллинз «Лунный камень»; Э. Колдуэлл «Мальчик из Джорджии»; А.Кристи «Восточный экспресс»; С.Лем «Магелланово облако»; Ж. Сименон «Мэгрэ и бродяга», «Мэгрэ колеблется», «Жёлтый пёс»; Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина времени»; д. Филипс «Город слухов»; Б.Флеминг «Ловушка»; О. Хаксли «Улыбка Джоконды»; К. Чапек «Поэт».
Заключительный урок (1 ч)
Раздел III Требования к уровню подготовки обучающихся за курс литературы 7 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- образную природу словесного искусства;
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; - наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; - выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создавать связный текст (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-уметь находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
IY. Ресурсное обеспечение.
Основная литература
Беленький Г.И. Методические советы к учебнику для 9 класса литература – Москва: Мнемозина, 2013
Аюпов С.М. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. - Сыктывкар: Знание, 2004.
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 7 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.
Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литера туре. 7 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. – Москва: Владос, 2001.
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.
Ольшевская Л.А. Литература Древней Руси и 18 века.- Москва: Новая школа, 2006.
Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина,2009.
Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.
Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк – Альфа, 2006.
Дополнительная учебная литература
Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
Егорова Н.В. Поурочные разработки 7 класс. - М.: Вако, 2007.
Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 8 классе. - Просвещение, 2006.
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
Лайфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. – М.: Материк Альфа, 2003.
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Справочные пособия
Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
Ресурсы ИКТ
Диск «Лермонтов М.Ю. Великий поэт прекрасной Родины».
Диск «Литература. Средняя школа. 7 класс. Обучающая программа (1С)».
Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».
Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 7 класс».
Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 7 класса, 40 интерактивных уроков».
Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».
Диск «Пушкин А.С. Произведения».
Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов».
Диск « Словарь литературоведческих терминов».
Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».
Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....