Презентация по литературе для 11 класса по теме "Серебряный век русской поэзии"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Презентация по литературе для 11 класса по теме "Серебряный век русской поэзии" предназначена для проведения урока обобщающего характера. Включает в себя основные понятия, связанные с Серебряным веком и дает представление об основных поэтах начала 20 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Серебряный век русской поэзии"2.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Белкина Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Экономическая гимназия» Хабаровск -2014 г. Поэзия «Серебряного века».

Слайд 2

Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века и данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века ). Главный признак - мистицизм, кризис веры, внутренней духовности, совести. Поэзия являлась сублимацией внутренних противоречий, психической дисгармонии, душевного недуга.

Слайд 3

Вся поэзия "серебряного века”, с головой воплотив в себе наследие Библии, опыт мировой литературы, античную мифологию, сердцем и душой оказалась тесно связана с русским фольклором, местными народными сказаниями и частушками, песнями и плачами. Впрочем, есть мнение, что "серебряный век” – явление западническое. Возможно, он воплотил пессимизм Шопенгауэра, эстетизм Оскара Уайльда, что-то от Альфреда де Виньи , сверхчеловека Ницше. Также есть предположение что это "качественное" название. Есть золотой век с Пушкиным , а есть серебряный, недотянувший по качеству до золотого.

Слайд 4

Хронологические рамки. Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. «Серебряный век» условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством.

Слайд 5

Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России. Наконец, существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом, временные рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Слайд 6

Литературные течения и объединения.

Слайд 7

Символизм. Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год.

Слайд 8

На становление символизма в России повлияли две литературные традиции : Отечественная — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского; Французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера . Основная мысль: искусство — средство познания мира . Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

Слайд 9

Старшие символисты. Петербургские символисты : Д . С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским . Московские символисты: В . Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт. «Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

Слайд 10

З.Н. Гиппиус (Мережковская) (20 ноября 1869 – 9 сентября 1945 гг .) П оэтесса , прозаик, литературный критик, драматург.

Слайд 11

Д. С. Мережковский (14 августа 1866 - 9 декабря 1941 гг.) Прозаик , поэт, драматург, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.

Слайд 12

В. Я. Брюсов (13 декабря 1873 – 9 октября 1924 гг.) Поэт , прозаик, переводчик, литературный критик, драматург, литературовед, историк.

Слайд 13

К. Д. Бальмонт (15 июня 1867 - 23 декабря 1942 гг.) Поэт, переводчик, эссеист.

Слайд 14

Младшие символисты. А . А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. « Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Слайд 15

А. А. Блок (28 ноября 1880 - 7 августа 1921 гг.) Поэт , драматург.

Слайд 16

Андрей Белый (26 октября 1880 – 8 января 1934 гг.) Писатель, критик, поэт, с тиховед , мемуарист.

Слайд 17

Акмеизм. Акмеизм ( адамизм ) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.

Слайд 18

Футуризм. Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы « Гилея ». « Гилея » была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве.

Слайд 19

Кубофутуризм . В России кубофутуристами называли себя « будетляне », члены поэтической группы « Гилея ». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов (от лат. occasionalis — случайный — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры). В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам- кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро , Давид и Николай Бурлюки , Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Слайд 20

Эгофутуристы. Эгофутуризм, п омимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Большая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскоре совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич , Рюрик Ивнев и другие.

Слайд 21

Новокрестьянская поэзия. Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировал Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.

Слайд 22

Имажинизм. Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф , Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе. 11 класс. Биография А.И. Куприна

Презентация содержит материал об основных этапах жизни и творчества А.И. Куприна...

Презентация по литературе 5 класс "Работа по содержанию сказки А.С.Пушкина "Сказка о Мёртвой царевне..."

Данная презентация является хорошим подспорьем учителю при работе по содержанию сказки А.С.Пушкина "Сказка о Мёртвой царевне ..."...

Презентация по литературе. 7 класс. Русские богатыри

Интересные материалы к уроку литературы по учебнику Коровиной...

Урок литературы в 6 классе "Времена года в русской поэзии, живописи, музыке".

Цели урока:    -воспитание  любви к родной природе...

Урок литературы в 6 классе «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

Урок  литературы в 6 классе по теме  «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» ,  по УМК В.Я. Коровиной...

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.

Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения,  названы электронные ресурсы к уроку....