Конспект урока "Истоки бунта родиона Раскольникова"
план-конспект урока по литературе на тему
На уроке по изучению романа "Преступление и наказание" рассматриваются социальные и философские причины преступления Раскольникова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_romanu_dostoevskogo.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Истоки бунта Родиона Раскольникова»
Аглинская Н.В., преподаватель литературы
Цели урока: Образовательные (дидактические)
- Показать причины, приведшие Родиона Раскольникова к преступлению.
- Развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать ее безнравственную, антигуманную сущность.
Развивающие:
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;
- умение логично, убедительно рассуждать на нравственно – философские темы, подтверждая суждения текстом.
Воспитательные:
- осмысление философии Ницше: идеи «сверхчеловека», осознание опасности этой теории в многонациональной стране;
- воспитание чувства толерантности.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний с использованием ИКТ, ЛОК.
Оборудование: тексты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; проектор мультимедиа, слайды по теме урока.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
1 слайд: Истоки бунта Родиона Раскольникова.
Тема нашего урока «Истоки бунта Родиона Раскольникова». О чем мы будем сегодня говорить? Подберите синонимы к словам «истоки», «бунт». (причины преступления)
На какой вопрос мы должны ответить на уроке? (Почему Раскольников совершает преступление?)
2 слайд Наша цель: раскрыть причины, побудившие главного героя пойти на преступление.
III Комментированное чтение отрывков и анализ. Беседа. Оформление записей в тетрадях.
- Социальные причины
Характеристика Раскольникова
- продолжите фразу «Раскольников - это……..»
(бывший студент, петербуржец, любящий сын и брат, преступник, убийца)
Почему главный герой носит такую фамилию?
Как она помогает понять его характер? (от какого слова образована?)
Как вы можете прокомментировать схему?
внутренний с обществом
(душа)
- портрет героя (выпишите те цитаты, которые вас привлекают)
«…он очень слаб: второй день, как уж он почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»
«Шляпа была высокая, круглая, … но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону».
«…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».
? на что похожа портретная характеристика Раскольникова? (полицейские приметы)
- условия жизни
Прочитайте цитаты, продолжите фразу «Комната Раскольникова = ……… »
(каморка, клетушка, шкаф)
«Каморка его приходилась по самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.». (ч.1, гл.1)
«Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик». (ч.1, гл.3)
Каковы условия жизни?
- Можем ли мы на данном этапе ответить на вопрос урока?
Цитаты вы помощь:
«Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...»
«Он был задавлен бедностью»
- События, предшествующие преступлению Раскольникова
Знакомство с Мармеладовым (Мармеладов - став нищим, оскорблен тем, что не может найти работу, обеспечить семью, чувствовать себя уважаемым человеком; не найдя работы, чтобы облегчить душевные страдания, начинает пить и спивается; нищета и трудности ослабили его волю, лишили надежды; изменяется сознание Мармеладова, и он совершает то, чего раньше никогда бы не сделал - крадет вещи из дома, пускает семью по миру; и как следствие - дочь отправляет на панель и не стесняется уже жить за ее счет, на деньги, заработанные ее страшным "трудом". Это его тягчайшее нравственное преступление.)
- Письмо от матери
- Разговор студента и офицера в трактире
Можем ли мы на данном этапе ответить на вопрос урока?
Цитаты вы помощь:
«…я действительно хотел помочь матери…»
«Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, -- и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
- Философские причины
Эпизод «Разговор студента и офицера в трактире» Достоевский заканчивает следующим образом: «Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, всё это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других только формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли. Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его только что зародились... такие же точно мысли? И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе?.. Странным всегда казалось ему это совпадение. Этот ничтожный, трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание...»
Эти мысли, которые Раскольников услышал в трактире, отражены в статье главного героя, написанной им еще за два месяца до преступления.
- Чтение фрагментов статьи, заполнение таблицы
- Согласны ли вы с такой теорией? (Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол, убийство. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы)
- Мысль о праве сильной личности родила у Родиона желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя – кто он? Убийство – своеобразная проверка героя : способен ли он «преступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», переступить через кровь «по совести».
III. Итоговая беседа. Закрепление.
- Назовите социальные, мировоззренческие и психологические причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.
- Сжато сформулируйте идею Раскольникова о праве сильной личности
- О чем предупреждает автор?
В умах людей в разные эпохи всегда будут бродить самые разные… | идеи |
Даже самый бесчувственный человек не должен забывать … | о собственной душе |
Сколько стоит человеческая жизнь? | человеческая жизнь бесценна |
Любое насилие, задуманное из лучших побуждений, оборачивается преступлением прежде всего против … | бесправных, обездоленных |
Невыносимым обстоятельствам духовного тупика человек может противопоставить … | законы совести, заповеди |
Домашнее задание:
1. Сочинение-миниатюра "Почему терзается и страдает Раскольников?" (Обратить внимание на двойственность мучений: терзается из-за теории, страдает - душа болит, разъединен с людьми).
2. Подготовить рассказ о двойниках Раскольникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"
Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова» Цель:проследить, как «...
Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...
Истоки бунта Родиона Раскольникова
Презентация для уроков по изучению романа "Преступление и наказание"...
Конспект открытого урока "Преступление и наказание Родиона Раскольникова"
Конспекты уроков литературы и развития речи в основной школе...
Конспект урока литературы в 10 классе "Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова"
Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". "Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова"...
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа...
Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» Раскольникова."
Цели урока:1.Раскрытие сути теории Раскольникова.2. Выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя....