Общественный смотр знаний по теме "Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Мухлади Нина Николаевна

Общественный смотр знаний  проводится в 9 классе после изучения комедии «Горе от ума» как итоговое занятие, на котором школьники показывают уровень своих знаний по изученному произведению. В разработке показаны различные формы представления знаний учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvennyy_smotr_znaniy.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Общественный смотр знаний

по литературе

Разработка

 учителя русского языка и литературы

 Мухлади Нины Николаевны.

МБОУ «Сретенская средняя

        общеобразовательная школа»

  Ильинского района Пермского края

    2014 год

Общественный смотр знаний

         по теме «А. С. Грибоедов и его комедия «Горе от ума».

Общественный смотр знаний по данной теме проводится в 9 классе после изучения комедии «Горе от ума» как итоговое занятие, на котором школьники показывают уровень своих знаний по изученному произведению. О его проведении учеников следует проинформировать ещё в начале изучения темы для обеспечения серьёзного и углублённого изучения биографии А. С. Грибоедова и его комедии.

Общественный смотр знаний целесообразней проводить во внеурочное время, так как на выполнение предлагаемых заданий зависит от уровня подготовки учеников, выступающих с докладами и развёрнутыми сообщениями. (Приблизительно время проведения – 2 академических часа)

Класс заранее делится на группы по 5 человек. В каждой группе ученики выбирают консультанта, который руководит подготовкой своей «пятёрки» к общественному смотру знаний.

Подготовка к смотру знаний способствует повышению интереса к личности писателя, к его произведению, истории России эпохи А. С. Грибоедова, расширяет знания учеников.

Уровень знаний учеников определяет комиссия, состоящая из учителей-словесников.

Цели и задачи проведения занятия.

1 Повторение и обобщение знаний по комедии «Горе от ума».

          2. Совершенствование навыков развернутого ответа, умения работать в группе, высказывать соё мнение и аргументировать его.

          3. Воспитание интереса к русской классической литературе и истории России.

Наглядность; дидактическое оснащение урока:

1. Портрет  А. С. Грибоедова.

2. Тексты комедии «Горе от ума», рабочие тетради по литературе, учебники.

3. Материалы альбома «А. С. Грибоедов».

Ход занятия и его содержание.

  1. Организационный момент; информация о теме занятия; постановка задач..

  1. Проведение занятия.

Задание 1.

  1. Выступления с докладами по темам (предварительное задание)
  1. Литературные связи А. С. Грибоедова.
  2. Друзья А. С. Грибоедова.
  3. Места, связанные с именем А. С. Грибоедова.
  4. Образованность и многогранный талант А. С. Грибоедова.
  5. Грибоедов – выразитель взглядов и идей декабристов.

(Доклады по биографии А. С. Грибоедова ученики пишут заранее – группа выбирает лучший доклад для выступления в общественном смотре знаний. Выступающему с докладом ученики из других групп могут задать вопросы по теме доклада или дополнить его содержание. Таким образом, проходит своеобразная конференция по выступлениям одноклассников. Можно учитывать  также и оформление работы.)

  1. Задание 2.

Викторина на выявление знаний по биографии Грибоедова 

(Вопросы задаются поочередно каждой группе, на обсуждение вопроса даётся 30 секунд. Если у группы нет ответа или она даёт неправильный ответ, могут ответить ученики из других групп).

  1. Когда и где родился Грибоедов? (15 января 1975 года в Москве)
  2. В какое учебное заведение поступил семилетний Грибоедов? (Благородный университетский пансион при Московском университете)
  3. В каком возрасте Грибоедов поступил в Московский университет? (В 12 лет)
  4. На каких факультетах учился Грибоедов? (Словесный, юридический, естественно-математический)
  5. Назовите имена декабристов, которые учились вместе с Грибоедовым в Московском благородном пансионе и в Московском университете. (П. Каховский, Н. Муравьев, А. Муравьев, В. Раевский, С. Трубецкой, Н. Тургенев, П. Чаадаев, А. Якубович, И. Якушкин и др.)
  6. Назовите незавершенное произведение Грибоедова, посвященное Отечественной войне 1812 года. (Пьеса «1812 год»)
  7. Был ли Грибоедов знаком с А. С. Пушкиным? (Да, в 1817 г. Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где в Это же время служил А.С. Грибоедов)
  8. С кем из лицейских друзей Пушкина Грибоедов сблизился на Кавказе? (С В. Кюхельбекером)
  9. Сколько иностранных языков знал Грибоедов? (7?: С юности: французский, немецкий, английский, итальянский; позднее выучил латынь, греческий, персидский языки)
  10. Чем увлекался Грибоедов помимо языков и литературы? (Музыкой и театром)
  11. Назовите первые литературные произведения Грибоедова. ( «Молодые супруги», «Притворная неверность» - совместно с Жандром; «Кто брат, кто сестра» - совместно с П. Вяземским; «Студент» - совместно с П. Катениным)
  12. Кто были самые близкие друзья Грибоедова? (Степан Бегичев, Александр Одоевский)
  13. В каком журнале впервые стал печататься Грибоедов? («Вестник Европы»)
  14. Кто из русских драматургов первым оценил литературное дарование Грибоедова и посоветовал ему серьезно заняться литературой? (Шаховской)
  15. Был ли Грибоедов участником Отечественной войны 1812 года? (Нет)

  1. Задание 3.

Развернутый ответ на вопрос.

  1. Комедия «Горе от ума» - бессмертное творение А. С. Грибоедова. Ее значение в русской литературе.
  2. Чацкий – представитель передовой дворянской молодежи, близкий по взглядам и идеям декабристам.
  3. Нравственный облик и жизненные позиции фамусовского общества.
  4. Личная драма Чацкого.
  5. Идея образов Молчалина и Скалозуба.

(Это задание ученики выполняют без предварительной подготовки. Вопросы заданий записаны на карточках, представитель группы подходит к столу учителя, выбирает одну карточку и отвечает).

  1. Задание 4.

Викторина на выявление знаний комедии «Горе от ума».

(Викторину можно проводить как и предыдущую, можно по принципу игры «Что? Где? Когда?»: участники по очереди крутят волчок и отвечают на тот вопрос, на который указывает стрелка).

  1. Назовите первоначальное название комедии. («Горе уму»)
  2. Кому из русских писателей принадлежат слова: «Комедию Грибоедова читали, заучивали наизусть и переписывали во всех уголках государства прежде, чем она появилась на сцене». (А. И. Герцен)
  3. Когда в России вышло первое полное издание комедии? (В 1862 году)
  4. Кто привез Пушкину в Михайловское текст комедии? (И. Пущин)
  5. Кто явился прототипом Чацкого? (П. Чаадаев)
  6. Назовите произведение Пушкина, в которых он использовал строки из комедии: «Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали». (Повесть «Метель»)
  7. Кто сказал о комедии: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных»? ( А. Бестужев)
  8. Кто из героев комедии упоминается в романе Пушкина «Евгений Онегин»? («Он возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал»)
  9. У кого из героев такой обычай: «Подписано так с плеч долой»? (У Фамусова)
  10. Чьи слова приводит Чацкий: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен»? (Г. Р. Державина)
  11.  О ком говорит Чацкий: «Вот он на цыпочках и не богат словами…»?

 (О Молчалине)

  1. Кто из гостей Фамусова не поверил в сумасшествие Чацкого? (Горич)
  2. В какое время года происходит действие комедии? (Зимой: «И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя»)
  3. Кто из героев утверждает: «Учение – вот чума!»? (Фамусов)
  4. В каком учебном заведении профессора упражнялись в расколах и безверьи? (Педагогического института в Петербурге)

  1. Задание 5.

Конкурс «Крылатые выражения»: в течение 5 мин. ученики записывают по памяти строки из комедии, которые стали крылатыми выражениями, а затем один ученик – представитель группы – зачитывает их вслух.

  1. Задание 6.

Конкурс чтецов: 1 человек от группы (чтение наизусть монолога из комедии или инсценировка)

  1. Подведение итогов. Мнение комиссии о знаниях школьников; выставление оценок группам (каждый ученик получает ту оценку, которая ставится группе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общественный смотр знаний на уроках географии.

В системе организации познавательной деятельности, применяемых мною при изучении географии, общественный смотр знаний занимает особое место.Это одна из форм коллективной игровой познавательной д...

«Общественный смотр знаний»

«Общественный смотр знаний» - одна из форм коллективной, игровой познавательной деятельности.В статье указаны задачи "Общественного смотра знаний", описаны этапы подготовки и проведения мероприя...

Общественный смотр знаний в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Разработка внеклассного мероприятия  по математике в 5 классе ,направленного на систематизацию и контроль знаний по теме "Действия с десятичными дробями"...

Сценарий общественного смотра знаний по математике по теме "Обыкновенные дроби"

Общественный смотр знаний предполагает такую организацию занятия, при которой присутствующие  родители имеют возможность увидеть уровень знаний  своего ребенка, его активность на уроке. Таки...

Сценарий общественного смотра знаний по алгебре для 7 класса по теме "Многочлены. Формулы сокращенного умножения"

Общественный смотр знаний был проведен в 7 классе после изучения ключевых тем курса алгебры в 7 классе "Многочлены" и " Формулы сокращенного умножения". Сценарий содержит приложения: задания для подго...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...