Урок литературы "Портрет в художественной литературе и изобразительном искусстве" 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Портрет в художественной литературе и изобразительном искусстве.
Автор: учитель русского языка и литературы
МАОУ "СОШ с.Бердюжье" Шукалович Е.П.
Цель: изучение изображения портрета в художественной литературе и изобразительном искусстве.
Задачи: познакомить с разными видами портрета в художественной литературе и изобразительном искусстве;
закрепить навык анализа портрета литературного персонажа;
развивать навыки работы с художественным текстом;
воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного.
Тип урока: комбинированный.
Технология: ИКТ.
Метод: диалогического изложения с элементами исследования.
Основные виды деятельности: сравнительный анализ портрета в изобразительном искусстве и художественной литературе; работа над описанием портрета литературного персонажа.
Термины: портрет, портретные детали.
Оборудование: урок проводится в кабинете информатики, м/м презентация.
Раздаточный материал: карточки со значением слова «портрет», описание портретов из художественных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_v_literature_i_iskusstve.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Портрет в художественной литературе и изобразительном искусстве.
Автор: учитель русского языка и литературы
МАОУ "СОШ с.Бердюжье" Шукалович Е.П.
Цель: изучение изображения портрета в художественной литературе и изобразительном искусстве.
Задачи: познакомить с разными видами портрета в художественной литературе и изобразительном искусстве;
закрепить навык анализа портрета литературного персонажа;
развивать навыки работы с художественным текстом;
воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного.
Тип урока: комбинированный.
Технология: ИКТ.
Метод: диалогического изложения с элементами исследования.
Основные виды деятельности: сравнительный анализ портрета в изобразительном искусстве и художественной литературе; работа над описанием портрета литературного персонажа.
Термины: портрет, портретные детали.
Оборудование: урок проводится в кабинете информатики, м/м презентация.
Раздаточный материал: карточки со значением слова «портрет», описание портретов из художественных произведений.
Ход урока.
- Объявление темы урока. Слайд 1.
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?
- Ответы учеников.
- Каковы цели и задачи сегодняшнего урока. Слайд 2.
- Цель нашего урока: изучение изображения портрета в художественной литературе и изобразительном искусстве. Задачи: познакомить с разными видами портрета в художественной литературе и изобразительном искусстве; закрепить навык анализа портрета литературного персонажа; развивать навыки работы с художественным текстом; воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного.
- Слово учителя.
- Выясним с вами с научной точки зрения, что же такое портрет? Как человек видит другого человека, а значит и самого себя? Как он выражает это своё видение? Какие приёмы для этого использует? Как это видение меняется с течением времени? Чтобы выяснить значение слова – портрет обратимся к разного вида словарям.
- Работа с выдержками из словарей. Слайд 3-4.
- Прочитайте выдержки, подчеркните в каждом определении портрета ключевые слова.
«Портрет – (фр. Portrait) – живописное, скульптурное, фотографическое или какое-л. другое изображение определённого человека»
Словарь иностранных слов.
«Портрет, 1. Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. Поясной портрет. Скульптурный портрет. Групповой портрет (несколько лиц). Словесный портрет. 2. перен. Художественное изображение, образ литературного героя».
С.И.Ожегов. Словарь русского языка.
«Портрет, портретик, -тец, -тишка, изображение человека, лица его чертами, живописью; подобен, облик, образ, поличие, лик. Портрет грудной, поясной, в рост. Портрет миниатюрный, масляный, гравированный, фотографический и пр. Описание нрава, быта и внешности человека, схожее с ним».
В.Даль. Толковый словарь.
«Портрет (от франц. рortrait – портрет, изображение) – в литературном произведении изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Характер П. и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. Простейший П. – это скопированный с реально существующего человека натуралистический, паспортный П. В литературе чаще встречается психологический П., в котором автор через внешность героя стремиться раскрыть его внутренний мир, его характер».
Словарь литературоведческих терминов.
«Портрет (франц. рortrait – изображение) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение человека. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст, портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет в пейзаже. В отличие от аллегорического изображения, портрет передаёт индивидуальное сходство».
В.Власов. Иллюстрированный художественный словарь.
Кратко, буквально в нескольких словах, подведите итог: что такое портрет?
Портрет – это….
- Слово учителя. Слайд 5.
- Прочитайте портретное описание из художественного произведения. Рассмотрите иллюстрацию художника Г. А. В. Траугота к данному произведению. Что это за произведение, кто изображен на иллюстрации? Портрет в литературе и искусстве, какой привлекает больше? Почему?
- Поработаем с разными видами портрета, чтобы сделать более точные выводы.
- Творческая (исследовательская) работа. Слайд 6.
- Перед вами 2 портрета: портрет архитектора А.Ф. Кокорина, кисти Д.Г.Левицкого и портрет военного инженера Д.И.Дельвига, кисти И.Е.Репина. Оба выполнены в жанре парадного портрета.
Парадный портрет – это портрет представительский, т.е. представляет героя современникам и потомкам в наиболее выгодном свете, в парадном костюме или мундире, он официален и подчёркнуто торжествен. Можете ли вы сказать: в какое время были написаны портреты? Есть что-то общее в портретах?
- Что вы можете сказать о цветовой гамме портретов? Какие цвета главные? Закрасьте красную линию на мундире портрета Дельвига. Меняется ли при этом впечатление от фигуры? Можете ли вы на основании портрета сказать что-то о характере человека?
- Слайд 7-8. Обратимся ещё к двум портретам Д.Г.Левицкого. Закройте лица на всех трёх портретах. Скажите, можно ли найти в изображённых фигурах какие-либо индивидуальные различия.
- Слайд 9. Теперь точно также закройте лицо на картине И. Репина, портрет Дельвига. Что привлекает внимание?
- Слайд 10. Из предложенных слов и словосочетаний отберите те, которые вы бы использовали для описания Кокорина и Дельвига.
Картинная поза; приятный мягкий овал лица; воротничок мундира; изящный жест, короткие пухлые пальцы, маленькая ладошка, грузный, энергичный, красивые глаза, властный, барственный, аристократичный, изысканный, жирный подбородок, умный, нетерпеливый, вопросительный взгляд, кружевные манжеты, мягкая атласная ткань. Свободные, широкие складки, благородная осанка.
А.Ф.Кокоринов А.И.Дельвиг
________________ ___________________
________________ ___________________
________________ ___________________
Что дает зрителю портрет в изобразительном искусстве?
(Внешнее описание).
- Работа с текстами. Слайд 11-13.
- Перед вами описание трёх женских портретов Полиньки Сакс из одноимённой повести А.В.Дружинина, Натальи Филипповны Барашковой из романа Ф.М.Достоевского «Идиот», Анны Сергеевны Одинцовой из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Выберите слова и словосочетания, которые создают образ каждой героини. Найдите в каждом описании одно точное прилагательное, которое указывает и на свойства души и характера героини, и на общее впечатление от её внешности.
1.
Полинька Сакс - ____________________________________________________
____________________________________________________________________
2.
Анна Сергеевна Одинцова - ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3.
Настасья Филипповна Барашкова -__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Сравнительный анализ. Слайд 14.
- Сравните иллюстрации к произведениям, выполненные художниками М.Н.Бычковым И.Глазуновым, Д.Боровским, совпадает ли описание портрета с изображением на иллюстрациях.
Что дает читателю портретное описание героя в литературе? (Внешнее и внутреннее описание героя).
- Работа с фотографическим портретом. Слайд 15.
- Ещё один вид портрета – это фотографический портрет. Перед вами крупный театральный режиссёр 20 века Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Можно ли угадать душевное состояние Мейердольда? Устно создайте словесный портрет Мейерхольда.
- Знакомство с психологическим портретом. Слайд 16.
- Рассмотрите живописный (художественный) портрет Вс.Э.Мейерхольда, написанный художником Б.Д.Григорьевым. Портрет необычен – такой портрет называется психологическим. Обратите внимание на цветовую гамму портрета.
- Слайд 17. Значение цвета: красный и чёрный.
Красный цвет — цвет жизни, огня, плодородия, здоровья, и вместе с тем он «сопровождает» демонических персонажей (красную одежду или шапку носят домовой, леший, водяной, чёрт, карлики; красные глаза, зубы, волосы у ведьмы, чёрта, русалок). Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью.
Красное обозначает также власть, величие. Красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях.
Чёрный цвет ассоциируется с мраком, землёй, смертью (выступает как знак траура). В христианстве чёрный символизирует скорбь, несчастье и оплакивание. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.
Черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя.
Можно ли с помощью цвета передать внутренне состояние человека?
- Слайд 18. Выберите слово, которое может стать ключевым к пониманию портрета.
Клоун, герой, марионетка, судьба, двойник, бес, театр, маска, танец.
Есть ли сходство на фотографиях и портрете?
- Вывод по уроку.
- Что вы узнали нового? Изменилось ли что-нибудь в вашем представлении о портрете? Что именно?
- Домашнее задание. Слайд 19.
- Представьте, что вы заказали художнику портрет. Опишите, как вы бы оделись, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность.
- Из учебника «Литература. 7 класс» выбрать портреты героев произведений М.Ю. Лермонтова «Мцыри», Н. В. Гоголя «Ревизор», Н.С.Лескова «Левша», М.Е.Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как …». Подготовить художественный пересказ портретов.
- Создайте словесный и художественный портрет своего друга или подруги (можно самого себя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Образ инвалида в мировой художественной литературе" для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений.
Программа "Образ инвалида в мировой художественной литературе" предназначена для учащихся 5-9 классов специальных коррекционных образовательных учреждений. Может использоваться для разработки уроков в...
Открытый урок по мировой художественной культуре для 10-го класса по теме "Золотой век Афин"
Данный материал может быть использован учителями истории при подготовке к открытым урокам истории и МХК....
Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой и изобразительным искусством в старшей и подготовительной группах.
Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой и изобразительным искусством....
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...
Конспект урока с интеграцией предметов - литературы, музыки, изобразительного искусства - и использованием ИКТ (2 часа)
Данный урок с интеграцией предметов: литература, музыка, изобразительное искусство – проводится в 10 классе. Работу можно использовать в качестве учебного материала во внеклассной работе по лите...
Урок по теме " Художественная культура стран Востока" 11 класс
Разработка урока по МХК...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...