План открытого урока по литературе в 5 классе на тему «И.С.Тургенев «Муму». Характеристика главного героя через элементы описания, интерьер».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Иванкова Наталья Васильевна

Соответствует презентации на сайте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka_po_literature_v_5_b_klasse_2.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока по литературе в 5 б классе

на тему «И.С.Тургенев «Муму». Характеристика главного героя  через элементы описания, интерьер».

Цель: 1. Создать в сознании учащихся образ Герасима  как типичного представителя русского национального характера, показать сложность и богатство его внутреннего мира.

2. Обучение составлению характеристики главных героев через анализ портретных зарисовок, описание интерьера и художественных средств выразительности.

3. Формировать навыки вдумчивого и осмысленного чтенияхудожественного произведения, навык оформления монологического ответа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие гостей, эмоциональный настрой(Дарим улыбку друзьям).

  1. Определение целей  урока.

А) Для того, чтобы понять произведение, нужно научиться искусству медленного и вдумчивого чтения.(слайд2)

Как говорил А.С.Пушкин :«Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое – что, осмысленное и прочувственное чтение – нечто таинственное».

- Как вы понимаете  эти слова?(мы должны не просто читать любую книгу, а думать над тем, что мы читаем, тогда нам раскроются удивительные тайны произведения).

 Б)  На доске разобранная снежинка.

- Можем ли мы с вами определить, глядя на эти геометрические части, что это за предмет?

- А что нам нужно сделать? (собрать ее)

- Давайте подумаем: если бы вы хотели выразить своё мнение о  человеке, на какие стороны его жизнии качества обратили бы внимание?(слайд3)

(Ответы учеников – лучи снежинки:

  • его характер
  • отношение к людям
  • отношение к работе
  • внутренний мир
  • внешний облик
  • среда обитания

Всё это что составляет? (– образ главного героя рассказа И.С.Тургенева «Муму» Герасима, которому мы  сегодня на уроке и уделим внимание, дадим  характеристику, собирая снежинку.

  1. Основная часть

Поскольку Герасим ничего не может о себе рассказать, представление о нём будет складываться из сравнения его с окружающими.(слайд4)

И.С.Тургенев : «…он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве..»

- С чем сравнивает Герасима автор? (с деревом на плодородной земле)

-Какое средство выразительности он использует?(сравнение).

Мы ещё встретимся со сравнением, а какие ещё средства выразительности использует в тексте Тургенев для описания Герасима?

Эпитеты: могучий, славный, самый исправный, самый замечательный.(слайд4)

- Можем ли мы сформировать отношение автора к герою, благодаря эпитетам, которые он использует, описывая его?(да)

-Как Тургенев относится к Герасиму?  ПЕРВЫЙ ЛЕПЕСТОК

-Как Герасим жил и работал в деревне?(Работал за четверых, проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, торжественная важность в работе)

(Считался едва ли не самым тягловым мужиком)(слайд5)

  1. Словарная работа

Тягловый – Тягло – крестьянская повинность, которую платили крестьяне своим помещикам. Единицей этой повинности являлась семья. Герасим жил (один, без семьи) бобылём и справлялся с тяглом один(работал за четверых)

-Какой, исходя из этого, была сила Герасима?(богатырская, русский богатырь)

Тургенев говорит о его работе, как «неистомной». Какой смысл вкладывает он в это слово? (Герасим не знает усталости, работает с утра до вечера, крестьянский труд ему по – сердцу, он его любит и он не даёт ему скучать)ВТОРОЙ ЛЕПЕСТОК

-Но вот его жизнь нарушается. Что происходит?(он переезжает в город)

- Как говорит об этом автор?(барыня взяла его в город)

- Она обладает такой силой, что смогла так обойтись с богатырём?(нет, просто она помещица, а Герасим крепостной, и она вправе делать с ним что хочет)

-Обратите внимание на глаголы, которые использует Тургенев:

  • Взяла
  • Привезли
  • Купили
  • Сшили
  • Определили

О чём они говорят?(Герасим не решает свою судьбу, за него это решает хозяин).

-Чем для Герасима, по мнению барыни, был переезд в Москву?(повышением по службе, ведь дворницкая работа легче крестьянской)

-Давайте сопоставим «тяжкий крестьянский труд» с работой «по новой должности» («…в полчаса у него всё было готово, потому что дел у него было немного…»)

-А как сам Герасим относился к переменам в своей жизни?

И опять нам на помощь приходит автор(ведь Герасим не мог говорить) («…скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык , которого только что взяли с нивы…»; швырял  метлу и лопату…. Бросался лицом на землю и лежал неподвижно….как пойманный зверь…)

-Что должен чувствовать пойманный зверь?(страх, ужас неизвестности, невыносимая тоска по былой жизни, лишение возможности общаться с людьми)ТРЕТИЙ ЛЕПЕСТОК

4а. Физминутка

Ещё одно сравнение Герасима – с гусем(степенный, надменный, высокомерный, кичливый)

-Такой ли Герасим?(нет, но он чувствует превосходство над другими)

-В чём его превосходство?( он нрава строгого и серьёзного,….любил во всём порядок, даже петухи при нём не смели драться….)

-А почему высокомерный?(Это не высокомерие, а чувство собственного достоинства, ему есть за что себя уважать, - он трудолюбив, честный, надёжный)

-В доказательство этому, значение имени Герасим –( в переводе с греческого) «почтенный, внушающий почтение, глубокое уважение)ЧЕТВЁРТЫЙ ЛЕПЕСТОК

-Как к Герасиму относились окружающие?(стали уважать за поведение в ситуации с ворами, они его побаивались, никто не смел садиться на его место в застолице)

- А он к ним?(считал их за своих, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, знал своё место крепостного)ПЯТЫЙ ЛЕПЕСТОК

5. Изучение нового

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет ещё одно средство выразительности: гиперболы.

Гипербола – это сильное преувеличение свойств и качеств предмета, с целью усиления художественного впечатления.

Так в описании каморки героя, автор говорит о его кровати так: «сто пудов можно было положить на неё – не прогнулась бы», когда Герасим косил, то мог «молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он столкнул лбами так, « что хоть в полицию их потом не води».

-Прочитайте описание коморки. Для чего автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание?

(Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «…он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в неё кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не прогнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в углу стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка закрывалась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от его замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.)

(Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу.А так же, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.)

  1. Обобщение.

А) Игра «Калейдоскоп» : соотнесите иллюстрации к рассказу и строки из текста.

Б) А теперь подведём итог, всему сказанному:

  • Какое впечатление у вас сложилось о Герасиме?
  • Каким он был человеком?
  • Какими качествами он обладал?
  • Благодаря чему вы пришли к такому заключению?
  • Изменился ли Герасим после переезда в барский дом?

(Герасим – русский богатырь, трудолюбивый, любящий во всём порядок, аккуратный, основательный; судьба его не сломила – оторванный от дома, родных мест, он не потерял чувство собственного достоинства, остался трудолюбивым, собранным и прямым).

  1. Проблемный вопрос(домашнее задание)

Дома вы приготовите рассказ о событиях в жизни Герасима,(о которых мы сегодня не говорили) навсегда изменившие его,) после которых в нём что-то изменилось,  он стал другим, не похожим на «загнанного зверя»:

  1. Встреча с Татьяной.
  2. Четвероногий друг.
  3. Протест Герасима.

  1. Рефлексия(слайд)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок английского языка в 5классе по теме "Достопримечательности Лондона"

Разработка и презентация комбинированного урок-экскурсии с применением ИКТ технологий (ЦОР, ЭОР, ).  Тема раздела: « Learning more about London», тема урока: « London sightseeing tour ». Уч...

ДВА ОТКРЫТЫХ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 «Б» КЛАССЕ. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» с элементами инсценировки (переложен в пьесу О.В. Евдокимовым)

Особенностью открытых уроков является разноплановый подход к произведению А.П. Чехова "Лошадиная фамилия". На первом уроке учащиеся под руководством учителя осуществляют углубленный анализ т...

открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.

Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...

План открытого урока по литературе "А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов"

Представлен план открытого урока по литературе "А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов"...

Урок литературы в 5 классе Тема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима.

Урок литературы в 5 классеТема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ:И.С. ТУРГЕНЕВ. "МУМУ".ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СООТВЕТСВУЕТ КОНСПЕКТУ УРОКА И.С. ТУРГЕНЕВ. "МУМУ".ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ....

План открытого урока по литературе "Любовная лирика Ф.И.Тютчева"

Методическая разработка открытого урока по литературе расширяет познавательный мир студентов, раскрывает малоизвестные страницы творчества поэта. Разнообразные формы и методы, используемые на уроке ра...