"Недаром помнит вся Россия..."(Анализ стихотворения М.И. Цветаевой "Генералам двенадцатого года")
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Мандзяк Наталья Юрьевна

Урок литературы в 9 классе. Учащиеся разделены на группы историков, биографов, лингвистов. Предварительная подготовка позволяет всесторонне проанализировать стихотворение Цветаевой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к уроку1.04 МБ
Файл разработка урока27.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович

Урок литературы в 9 классе

«Недаром помнит вся Россия…»

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Генералам 12 года»

Подготовила учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ п.г.т. Ерофей Павлович

Наталья Юрьевна Мандзяк

2012 год

                                                           

                                                             Урок литературы в 9 классе

…Недаром помнит вся Россия!

                       Анализ стихотворения М.Цветаевой  «Генералам 12 года»

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…
А.С.Пушкин

Да, были люди в наше время…
М.Ю.Лермонтов

Цели урока:

  • познакомить учащихся со стихотворением М.И.Цветаевой;
  • проследить на его примере отражение темы героического прошлого России в русской литературе

Оборудование: презентация: портреты героев Отечественной войны 1812 года.

Ход урока:

Уч-ся разделены на группы, каждой из которых было дано опережающее задание:

  1. «Историки – биографы» собирали фактический материал и готовили сообщения на темы: «Роль Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года», « М.И. Цветаева», « Участники Бородинского сражения: М.Воронцов, П. Багратион, М. Кутайсов, братья Тучковы»,

«Маргарита Тучкова»

  1. «Лингвисты» выясняли значения отдельных слов, определяли их стилистическую окраску
  2. «Литературоведы»  определяли виды средств выразительности, использованных в стихотворении, и их роль, размышляли  о композиционных особенностях стихотворения Цветаевой

  1. Слово учителя о великой исторической дате и об отражении темы Войны 1812 года в русской литературе
  2. Выступление «Историков» с сообщением о войне,о Бородинском сражении
  3. Краткая биографическая справка о поэте
  4. Выразительное чтение стихотворения Цветаевой
  5. Анализ стихотворения:
  • Определите тему произведения Цветаевой

(стихотворение написано в 1913 году и посвящено офицерам, погибшим в войне 1812 года, об этом говорит и название стихотворения. Это является и его темой. Тема стихотворения – память о людях, защищавших свою родину и отдавших за нее жизнь.)

  • Какова идея стихотворения?

 Через все стихотворение проходит чувство любви и восхищения поэта этими людьми, преклонение перед их мужеством. Марина Ивановна называет их «…молодыми генералами своих судеб». Они сами выбрали свой путь. Путь служения Отечеству. Может ли  быть что-нибудь выше этого выбора? Поэтому так и «пропитано» это стихотворение любовью поэта к этим людям. Одним словом , данное стихотворение призвано увековечить в памяти поколений высокий образ русского офицера.

  • Выяснение значений непонятных слов, их стилистическая окраска (выступление «Лингвистов»)

 Какую лексику использует автор:

- бытовую, повседневную

- литературную, книжную

     - публицистическую

- архаизмы, устаревшие слова

Мы наблюдаем в стихотворении преобладание высокой , торжественной лексики: это и старославянизмы, свойственные, как известно, высокому стилю, оценочная лексика, обозначающая высшую степень статуса людей: цари, генералы. Все это придает стихотворению особое торжественное звучание, передает всю восторженность и романтический настрой лирической героини произведения, самой поэтессы.

 

Учитель:

Эти люди молоды и уже генералы.

Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы знаем, что когда в дворянских семьях рождались мальчики, то их приписывали к какому-либо полку, и когда надо было идти служить, то они были уже в офицерских званиях. Именно поэтому они молоды и уже офицеры. Верных сынов Отечества, героев, неустрашимых генералов:  Горчакова, Ермолова, Раевского,  Кутайсова,  Багратиона помянула  М. Цветаева в стихах. Не назвала поименно, но вспомнила всех.

  • Сообщения историков – биографов о М.Воронцове, П. Багратионе, М. Кутайсове

(портреты героев – на слайдах)

  • Лишь одно имя прозвучало – Тучкова – четвертого
  • Рассказ о братьях Тучковых, о Маргарите Тучковой

Какими видим мы героев Б.с в стихотворении Цветаевой? (высказывания уч-ся)

Юные генералы той войны – идеальные, благородные герои, настоящие рыцари: «Цари – на каждом  бранном поле и на балу». К чувству восхищения примешивается  горечь, ведь они  обречены на гибель: «Вы побеждали и любили любовь и сабли острие – и весело переходили  в небытие».

  • . Найдите в стихотворении строчки, в которых говорится о молодости этих людей.

…вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?

  • Что вы можете сказать о форме стихотворения ?

Стихотворение построено в форме обращения к людям, которые погибли, защищая родину. Найдите в стихотворении строчки с обращением к этим людям.

Вы чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса…

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты!
Минувших лет
!

  • Ребята, какие приемы использует Марина Цветаева, создавая образ героев 1812 года? Почему? Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.

. Сравнение. Она сравнивает шинели с парусами, чтобы передать их стремительный бег, вечную скачку, полет, летит на парусах.

Сравнение глаз с бриллиантами. Это глаза не только воина, но и красавца, который побеждает не только врагов, но и сердца женщин не только 19 века, но и сердце поэта.

Я видела, Тучков-Четвертый,
Ваш нежный лик.

И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

Этими сравнениями Марина Ивановна показывает их молодость и бесстрашие. Они летели по жизни, стремясь все увидеть, познать, испытать, ни на миг не останавливаясь.

  • Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб…

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…

Приведите примеры использования других художественных приемов:

  • Высказывания уч-ся 

Свое высокое чувство обожания этих юных и до безрассудства смелых офицеров Цветаева передает через антитезу («Вчера  малютки-мальчики, сегодня – офицера!»), через восклицания, эпитеты, гиперб

  • Таким образом Цветаева рисует мужество, бесстрашие юных генералов.

Цари на каждом бранном поле…

Вам все вершины были малы…

Три сотни побеждали – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!

Вы побеждали и любили…

  • Каждое произведение имеет свою композицию, помогающую в раскрытии темы произведения, характеристике героев. В чем особенность композиции оттого стихотворения?

Оно представляет собой неспешный рассказ о «генералах двенадцатого года». Стихотворение состоит из 12 строф. Каждая строфа добавляет новую грань к характеристике героев. Давайте проследим за этим.

Учащиеся. Читают и комментируют.

  • М.Цветаева, создавая образ своих героев, показывает, что их жизнь не делится на военную и мирную. Для них все есть жизнь, и в ней соединяется любовь и героика. Найдите в тексте цитаты, подтверждающие это.

.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

О, как, мне кажется, могли вы
Рукою полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие.

  • Стихотворение посвящено подвигу молодых людей, отдавших свою жизнь ради спасения отечества, но, несмотря на это, стихотворение не звучит печально.

И весело переходили
  В небытие.

  • Этому помогает и размер стихотворения, определите его.

Чувство горечи, грусти ощущается в смене ритма. Все последние строчки в каждой строфе обрубаются автором: четырехстопный ямб сменяется двустопным. И самые трагичные ноты звучат именно в этих последних строчках («И  ваши кудри, ваши бачки засыпал снег»)

  • А сейчас мы обобщим все сказанное на уроке.

1. тема идеального и благородного героя, обреченного на гибель;

2. Стихотворение пропитано восхищением, к которому примешивается чувство грусти, горечи;

 3. Чувства передаются через восклицательные предложения, через антитезу, через смену ритмов

  • Звучит романс на стихи Цветаевой из к\ф «о бедном гусаре замолвите слово»(возможно, вначале)

Рефлексия

     Учащиеся письменно подводят итоги урока по следующему плану:

Меня особенно заинтересовало…

Для меня было особенно значимо…

Я получил знания, которые мне помогут…

Мне было не совсем понятно…

Я хотел бы еще узнать…

Литература:

М.И. Цветаева  Избранное  Москва, «Просвещение», 1989г.

Кутьева Л.В. «Я с вызовом ношу его кольцо…» Марина Цветаева и Сергей Эфрон

«Литература в школе» №9  2003г. 

Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru

Издание: Глинка Ф. Н. Очерки Бородинского сражения (Воспоминания о 1812 г.) — М.: в тип. Н.Степанова. 1839


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории "Недаром помнит вся Россия""Битвы 1812 года"

Презентация к Единому уроку истории, посвященная 200-летию Отечественной войне1812 года  «Битвы 1812 года» содержит материал о Смоленской и Бородинской битвах, и о героях войны. Может испол...

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся "Недаром помнит вся Россия», посвященный 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Презентация Ивачева Юлия Викторовна Ознакомить учащихся и педагогов со следующими задачами материала: Причины и предпосылки войны Вторжение Наполеона в Россию Бородинское сражение. Коренной пе...

Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". "Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)"

Автор материала (ФИО)Сорокина Агнесса ИвановнаДолжностьУчитель изобразительного искусства, мировой художественной культуры, черченияОбразовательное учреждение«Муниципальное бюджетное общеобразов...

Научно-практическая конференция "Недаром помнит вся Россия...", посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года

Сегодня мы вспоминаем  о войне 1812года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков.  1812 год. Огромная полумиллионная армия фра...

Методическая разработка "Недаром помнит вся Россия" к 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Представленная работа может быть использована при проведении классного часа, посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года в 5-6 классах государственных образовательных учреждениях....

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...

«Недаром помнит вся Россия…» (стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова)

Урок на тему «Недаром помнит вся Россия…»  (стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова) проводится первым в цикле уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова в 5 классе....