"Недаром помнит вся Россия..."(Анализ стихотворения М.И. Цветаевой "Генералам двенадцатого года")
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок литературы в 9 классе. Учащиеся разделены на группы историков, биографов, лингвистов. Предварительная подготовка позволяет всесторонне проанализировать стихотворение Цветаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 1.04 МБ |
разработка урока | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович
Урок литературы в 9 классе
«Недаром помнит вся Россия…»
Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Генералам 12 года»
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ п.г.т. Ерофей Павлович
Наталья Юрьевна Мандзяк
2012 год
Урок литературы в 9 классе
…Недаром помнит вся Россия!
Анализ стихотворения М.Цветаевой «Генералам 12 года»
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…
А.С.Пушкин
Да, были люди в наше время…
М.Ю.Лермонтов
Цели урока:
- познакомить учащихся со стихотворением М.И.Цветаевой;
- проследить на его примере отражение темы героического прошлого России в русской литературе
Оборудование: презентация: портреты героев Отечественной войны 1812 года.
Ход урока:
Уч-ся разделены на группы, каждой из которых было дано опережающее задание:
- «Историки – биографы» собирали фактический материал и готовили сообщения на темы: «Роль Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года», « М.И. Цветаева», « Участники Бородинского сражения: М.Воронцов, П. Багратион, М. Кутайсов, братья Тучковы»,
«Маргарита Тучкова»
- «Лингвисты» выясняли значения отдельных слов, определяли их стилистическую окраску
- «Литературоведы» определяли виды средств выразительности, использованных в стихотворении, и их роль, размышляли о композиционных особенностях стихотворения Цветаевой
- Слово учителя о великой исторической дате и об отражении темы Войны 1812 года в русской литературе
- Выступление «Историков» с сообщением о войне,о Бородинском сражении
- Краткая биографическая справка о поэте
- Выразительное чтение стихотворения Цветаевой
- Анализ стихотворения:
- Определите тему произведения Цветаевой
(стихотворение написано в 1913 году и посвящено офицерам, погибшим в войне 1812 года, об этом говорит и название стихотворения. Это является и его темой. Тема стихотворения – память о людях, защищавших свою родину и отдавших за нее жизнь.)
- Какова идея стихотворения?
Через все стихотворение проходит чувство любви и восхищения поэта этими людьми, преклонение перед их мужеством. Марина Ивановна называет их «…молодыми генералами своих судеб». Они сами выбрали свой путь. Путь служения Отечеству. Может ли быть что-нибудь выше этого выбора? Поэтому так и «пропитано» это стихотворение любовью поэта к этим людям. Одним словом , данное стихотворение призвано увековечить в памяти поколений высокий образ русского офицера.
- Выяснение значений непонятных слов, их стилистическая окраска (выступление «Лингвистов»)
Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
Мы наблюдаем в стихотворении преобладание высокой , торжественной лексики: это и старославянизмы, свойственные, как известно, высокому стилю, оценочная лексика, обозначающая высшую степень статуса людей: цари, генералы. Все это придает стихотворению особое торжественное звучание, передает всю восторженность и романтический настрой лирической героини произведения, самой поэтессы.
Учитель:
Эти люди молоды и уже генералы.
Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы знаем, что когда в дворянских семьях рождались мальчики, то их приписывали к какому-либо полку, и когда надо было идти служить, то они были уже в офицерских званиях. Именно поэтому они молоды и уже офицеры. Верных сынов Отечества, героев, неустрашимых генералов: Горчакова, Ермолова, Раевского, Кутайсова, Багратиона помянула М. Цветаева в стихах. Не назвала поименно, но вспомнила всех.
- Сообщения историков – биографов о М.Воронцове, П. Багратионе, М. Кутайсове
(портреты героев – на слайдах)
- Лишь одно имя прозвучало – Тучкова – четвертого
- Рассказ о братьях Тучковых, о Маргарите Тучковой
Какими видим мы героев Б.с в стихотворении Цветаевой? (высказывания уч-ся)
Юные генералы той войны – идеальные, благородные герои, настоящие рыцари: «Цари – на каждом бранном поле и на балу». К чувству восхищения примешивается горечь, ведь они обречены на гибель: «Вы побеждали и любили любовь и сабли острие – и весело переходили в небытие».
- . Найдите в стихотворении строчки, в которых говорится о молодости этих людей.
…вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
- Что вы можете сказать о форме стихотворения ?
Стихотворение построено в форме обращения к людям, которые погибли, защищая родину. Найдите в стихотворении строчки с обращением к этим людям.
Вы чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса…
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты!
Минувших лет!
- Ребята, какие приемы использует Марина Цветаева, создавая образ героев 1812 года? Почему? Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.
. Сравнение. Она сравнивает шинели с парусами, чтобы передать их стремительный бег, вечную скачку, полет, летит на парусах.
Сравнение глаз с бриллиантами. Это глаза не только воина, но и красавца, который побеждает не только врагов, но и сердца женщин не только 19 века, но и сердце поэта.
Я видела, Тучков-Четвертый,
Ваш нежный лик.
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
Этими сравнениями Марина Ивановна показывает их молодость и бесстрашие. Они летели по жизни, стремясь все увидеть, познать, испытать, ни на миг не останавливаясь.
- Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб…
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
Приведите примеры использования других художественных приемов:
- Высказывания уч-ся
Свое высокое чувство обожания этих юных и до безрассудства смелых офицеров Цветаева передает через антитезу («Вчера малютки-мальчики, сегодня – офицера!»), через восклицания, эпитеты, гиперб
- Таким образом Цветаева рисует мужество, бесстрашие юных генералов.
Цари на каждом бранном поле…
Вам все вершины были малы…
Три сотни побеждали – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!
Вы побеждали и любили…
- Каждое произведение имеет свою композицию, помогающую в раскрытии темы произведения, характеристике героев. В чем особенность композиции оттого стихотворения?
Оно представляет собой неспешный рассказ о «генералах двенадцатого года». Стихотворение состоит из 12 строф. Каждая строфа добавляет новую грань к характеристике героев. Давайте проследим за этим.
Учащиеся. Читают и комментируют.
- М.Цветаева, создавая образ своих героев, показывает, что их жизнь не делится на военную и мирную. Для них все есть жизнь, и в ней соединяется любовь и героика. Найдите в тексте цитаты, подтверждающие это.
.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие.
- Стихотворение посвящено подвигу молодых людей, отдавших свою жизнь ради спасения отечества, но, несмотря на это, стихотворение не звучит печально.
И весело переходили
В небытие.
- Этому помогает и размер стихотворения, определите его.
Чувство горечи, грусти ощущается в смене ритма. Все последние строчки в каждой строфе обрубаются автором: четырехстопный ямб сменяется двустопным. И самые трагичные ноты звучат именно в этих последних строчках («И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег»)
- А сейчас мы обобщим все сказанное на уроке.
1. тема идеального и благородного героя, обреченного на гибель;
2. Стихотворение пропитано восхищением, к которому примешивается чувство грусти, горечи;
3. Чувства передаются через восклицательные предложения, через антитезу, через смену ритмов
- Звучит романс на стихи Цветаевой из к\ф «о бедном гусаре замолвите слово»(возможно, вначале)
Рефлексия
Учащиеся письменно подводят итоги урока по следующему плану:
Меня особенно заинтересовало…
Для меня было особенно значимо…
Я получил знания, которые мне помогут…
Мне было не совсем понятно…
Я хотел бы еще узнать…
Литература:
М.И. Цветаева Избранное Москва, «Просвещение», 1989г.
Кутьева Л.В. «Я с вызовом ношу его кольцо…» Марина Цветаева и Сергей Эфрон
«Литература в школе» №9 2003г.
Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Глинка Ф. Н. Очерки Бородинского сражения (Воспоминания о 1812 г.) — М.: в тип. Н.Степанова. 1839
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории "Недаром помнит вся Россия""Битвы 1812 года"
Презентация к Единому уроку истории, посвященная 200-летию Отечественной войне1812 года «Битвы 1812 года» содержит материал о Смоленской и Бородинской битвах, и о героях войны. Может испол...
Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся "Недаром помнит вся Россия»,посвященный 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года
Презентация Ивачева Юлия Викторовна Ознакомить учащихся и педагогов со следующими задачами материала: Причины и предпосылки войны Вторжение Наполеона в Россию Бородинское сражение. Коренной пе...
Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". "Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)"
Автор материала (ФИО)Сорокина Агнесса ИвановнаДолжностьУчитель изобразительного искусства, мировой художественной культуры, черченияОбразовательное учреждение«Муниципальное бюджетное общеобразов...
Научно-практическая конференция "Недаром помнит вся Россия...", посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года
Сегодня мы вспоминаем о войне 1812года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков. 1812 год. Огромная полумиллионная армия фра...
Методическая разработка "Недаром помнит вся Россия" к 200-летию Отечественной войны 1812 года.
Представленная работа может быть использована при проведении классного часа, посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года в 5-6 классах государственных образовательных учреждениях....
Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")
В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...
«Недаром помнит вся Россия…» (стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова)
Урок на тему «Недаром помнит вся Россия…» (стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова) проводится первым в цикле уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова в 5 классе....