«Недаром помнит вся Россия…» (стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова)
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок на тему «Недаром помнит вся Россия…» (стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова) проводится первым в цикле уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова в 5 классе. Данная разработка нацелена на составление у обучающихся полноценной интерпретации стихотворения, систематизацию теоретических знаний по анализу художественного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedarom_pomnit_vsya_rossiya._stihotvorenie_borodino_m.yu_._lermontova.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №507, Степанова Елена Владимировна. Тема: «Недаром помнит вся Россия…» (стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова) | Тип: интегрированный урок | ||||
Задачи: • познакомить учащихся с основным событием войны 1812 г. – Бородинским сражением; • проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»; • воспитать патриотический дух, любовь к Родине; • учить говорить о произведении, опираясь на авторскую позицию; • учить говорить о мировоззрении автора с включением цитат из произведения | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
• усвоить понятия «тема», «идея», «лирический герой произведения»; •расширить пассивный словарный запас устаревшей лексикой; •закрепить понятия «диалог», «монолог»; • формулировать связный ответ по собственному пониманию рассказа; •знать и уметь апеллировать предметной терминологией (композиция, экспозиция, развитие, кульминация, развязка, эпилог); •выразительно читать и пересказывать произведение; •вспомнить основные средства создания образа в литературе: «эпитет», «метафора» и др. | регулятивные: •формулировать цели работы на уроке; •прогнозировать результат деятельности; •контролировать способы деятельности, оценивать их действенность в достижении результата; •устанавливать уровень достигнутого результата; •устанавливать «зоны» непонимания произведения и задавать вопросы на уточнение понимания произведения; коммуникативные: •составлять монологическое высказывание по заданным параметрам о позиции автора, проявленной в произведении. познавательные: •объяснять причинно-следственную связь явлений, находить закономерности, связи и разного рода отношения; • подходить к анализу текста с точки зрения целостности анализа, проектировать свои рассуждения. | •жизненное, личностное самоопределение; •формирование коммуникативной компетенции; •формирование мотивации учения; •формирование общекультурной и этнической идентичности; •проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи; •определять своё отношение к прочитанному; •совершенствовать культуру речи; • уважать мнение автора; •овладевать языком искусства; •принимать литературное произведение как ценность; •вести диалог с классом и с учителем. | |||
Межпредметные связи: живопись, музыка, ИКТ | |||||
Ресурсы урока: учебник литературы В.Я. Коровиной; Егорова «Поурочные разработки по литературе», «Бородино», рисунки детей к произведению, аудиозаписи «Вставайте, люди русские…» С. Прокофьева, «Бородино». | |||||
Ход урока | |||||
Содержание деятельности обучающихся | Содержание деятельности учителя | ||||
Мотивация познавательной деятельности | |||||
1. Слушают песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева. 2. Слушают вопросы учителя и отвечают на них. 3. Называют ассоциации, связанные со словом БОРОДИНО (бой, решающий, победа, жестокий, Кутузов, Наполеон и др.) 4. Выдвигают предположения о теме урока | 1. Включает песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева. 2. Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся:
3. Просит подобрать ассоциации к слову БОРОДИНО 4. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. | ||||
Актуализация необходимых знаний | |||||
1. Учащиеся слушают учителя и составляют бортовой журнал "Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове из начальной школы?" 2. Подготовленный учащийся из группы «Историки» рассказывает, почему Лермонтову интересна тема Отечественной войны, основываясь на биографических сведениях. 3. Все остальные учащиеся слушают и дополняют свои бортовые журналы "Что нового они узнали о М. Ю. Лермонтове?" 4. Слушают сообщение группы «Историки» об исторических событиях, лежащих в основе стихотворения "Бородино". 5. Учащиеся просматривают презентацию о Бородинской битве, по ходу просмотра выписывают основные этапы битвы. 6. Осуществляют самопроверку по эталону, дополняют свои записи. | 1. Активизирует знания учащихся. 2.Организует работу в парах по проверке бортового журнала урока. 3. Создает проблемную ситуацию. 4. Организует обсуждение содержания выступлений учащихся 5. Организует просмотр презентации о том, как протекала Бородинская битва | ||||
Мотивация познавательной деятельности | |||||
• Объявляет задачу урока и просит определить вид деятельности, предложить план действий. • Предлагает свой план действий на уроке, объясняет цель этих действий. • Просит предположить, каким будет результат урока, чего смогут добиться в совместной работе друг с другом и с учителем. | • Вникают в задачу урока, определяют виды деятельности, предлагают план действий для достижения цели. • Слушают, сопоставляют собственные цели с целями учителя. • Предполагают, каким будет результат урока. | ||||
Организация познавательной деятельности | |||||
1. Слушают учителя.
2. Работа в группах: 2.1. Группа «Актёры» представляет выразительное чтение стихотворения. Слушают актерское чтение с иллюстративным рядом стихотворения "Бородино". Выражают чувства, которые они испытали, слушая стихотворение. Обращают внимание на устаревшие слова, фиксируют затруднения в их понимании.
Осуществляется взаимопроверка, проводится лексическая работа.
Учащиеся участвуют в беседе по обсуждению характера русского солдата, делают обобщающий вывод по обсуждению стихотворения Лермонтова "Бородино"
Слушают фрагмент песни, участвуют в обсуждении рисунков | 1. Учитель рассказывает о первых стихотворениях Лермонтова, посвященных Бородинской битве: "Поле Бородина", "Два великана". 2. Организует чтение стихотворения "Бородино" с фиксацией внимания обучающихся на выразительности чтения, на развитии сюжета. Организует работу по осмыслению содержания текста:
Организует проверку работы: на слайдах показывает толкование устаревших слов, просит соотнести слова с картинками. Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции стихотворения. Организует обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста:
Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения:
4. Организует прослушивание отрывка песни "Бородино" на слова Лермонтова, музыка народная. На фоне музыки проводит обсуждение рисунков по произведению Лермонтова "Бородино": Что стремились передать в своих работах авторы рисунков? Каким они увидели этот бой? | ||||
Подведение итогов | |||||
Составление синквейна в группах (тема «Бородино» или «Мои впечатления от урока»). Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание. Учащийся, призер литературного конкурса, читает стихотворение собственного сочинения об Отечественной войне "Бородинский бой". | Организует работу в группах по составлению синквейна на тему "Бородино" или "Мои впечатления от урока". Предлагает заслушать синквейны
Предлагает выбрать домашнее задание: 1) сочинить стихотворение на тему «Недаром помнит вся Россия!»; 2) литературоведческая работа «Какие изобразительно-выразительные средства использует Лермонтов для создания картины Бородинского сражения и с какой целью?» | ||||
Дополнительный материал: Лермонтовская энциклопедия под редакцией В. А. Мануйлова, иллюстрированная биография автора от издательства «Белый город». | |||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнение домашнего задания: • Написать сюжетный план стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», обозначив основные композиционные элементы. | |||||
Самоанализ | |||||
Достижения | Сложности | Предложения | |||
Методический комментарий. Урок на тему «Недаром помнит вся Россия…» (стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова) следует проводить первым в цикле уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова в 5 классе. Данная разработка нацелена на составление у обучающихся полноценной интерпретации стихотворения, систематизацию теоретических знаний по анализу художественного текста. Занятие по данной разработке поможет обучающимся проанализировать стихотворение Лермонтова и сделать вывод о роли авторской позиции в произведении «Бородино».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...
Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются ииллюстрации....
"Недаром помнит вся Россия про день Бородина" классный час в форме интеллект-шоу "Своя игра"
Данный классный час разработан для учащихся 6-8 классов. Проходит классный час в два этапа: 1 - исторический экскурс, 2 - "Своя игра" по теме классного часа. Сценарий классного часа сопровождается пре...
Презентация "Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"
Презентация к уроку литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино" в 6-ом классе. ...
Буклет "Бородино - поле русской славы" . Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия"
Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходивших и с запада, и с востока. Но никогда прежде не знала Россия такого духовного пробуждения нации, как это п...
Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")
В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...