«Недаром помнит вся Россия…» (стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Степанова Елена Владимировна

Урок на тему «Недаром помнит вся Россия…»  (стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова) проводится первым в цикле уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова в 5 классе. Данная разработка нацелена на составление у обучающихся полноценной интерпретации стихотворения, систематизацию теоретических знаний по анализу художественного текста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №507,  Степанова Елена Владимировна.

Тема: «Недаром помнит вся Россия…»  (стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова)

Тип:  интегрированный урок

Задачи:

• познакомить учащихся с основным событием войны 1812 г.  – Бородинским  сражением;

• проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

• воспитать патриотический дух, любовь к Родине;

• учить говорить о произведении, опираясь на авторскую позицию;

• учить говорить о мировоззрении автора с включением цитат из произведения

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

• усвоить понятия «тема», «идея», «лирический герой произведения»;

•расширить пассивный словарный запас устаревшей лексикой;

•закрепить понятия «диалог», «монолог»;

• формулировать связный ответ по собственному пониманию рассказа;

•знать и уметь апеллировать предметной терминологией (композиция, экспозиция, развитие, кульминация, развязка, эпилог);

•выразительно читать и пересказывать произведение;

•вспомнить основные средства создания образа в литературе: «эпитет», «метафора»  и др.

регулятивные:

•формулировать цели работы на уроке;

•прогнозировать результат деятельности;

•контролировать способы деятельности, оценивать их действенность в достижении результата;

•устанавливать уровень достигнутого результата;

•устанавливать «зоны» непонимания произведения и задавать вопросы на уточнение понимания произведения;

коммуникативные:

•составлять монологическое высказывание по заданным параметрам о позиции автора, проявленной в произведении.

познавательные:

•объяснять причинно-следственную связь явлений, находить закономерности, связи и разного рода отношения; • подходить к анализу текста с точки зрения целостности анализа, проектировать свои рассуждения.

•жизненное, личностное самоопределение;

•формирование коммуникативной компетенции;

•формирование мотивации учения;

•формирование общекультурной и этнической идентичности;

•проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи;

•определять своё отношение к прочитанному;

•совершенствовать культуру речи;

• уважать мнение автора;

•овладевать языком искусства;

•принимать литературное произведение как ценность;

•вести диалог с классом и с учителем.

Межпредметные связи:  живопись, музыка, ИКТ

Ресурсы урока: учебник литературы В.Я. Коровиной;  Егорова «Поурочные разработки по литературе», «Бородино», рисунки детей к произведению, аудиозаписи «Вставайте, люди русские…» С. Прокофьева, «Бородино».

Ход урока

Содержание деятельности обучающихся

Содержание деятельности учителя

Мотивация познавательной деятельности

1. Слушают песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева.

2. Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

3. Называют ассоциации, связанные со  словом БОРОДИНО (бой, решающий, победа,  жестокий, Кутузов, Наполеон  и др.)

4. Выдвигают предположения о теме урока

1. Включает песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева. 

2. Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся:

  1. Как вы определите настроение музыкального отрывка?
  2. Какие чувства вы испытали, слушая отрывок?
  3.  К чему он призывает русских людей?

  3. Просит подобрать ассоциации к слову БОРОДИНО

4. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

Актуализация необходимых знаний

1. Учащиеся слушают учителя и составляют бортовой журнал "Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове из начальной школы?"

2. Подготовленный учащийся  из группы «Историки» рассказывает, почему Лермонтову интересна тема Отечественной войны, основываясь на биографических сведениях.

3. Все остальные учащиеся слушают и дополняют  свои бортовые журналы "Что нового они узнали о М. Ю. Лермонтове?"

4. Слушают сообщение группы «Историки» об исторических событиях, лежащих в основе стихотворения "Бородино".

5. Учащиеся просматривают презентацию о Бородинской битве, по ходу просмотра  выписывают основные этапы битвы.

6. Осуществляют самопроверку по эталону, дополняют свои записи.

1. Активизирует знания учащихся.

 2.Организует  работу в парах по проверке бортового журнала урока.

3. Создает проблемную ситуацию.

4. Организует обсуждение содержания выступлений учащихся

5. Организует просмотр презентации о том, как протекала Бородинская битва

Мотивация познавательной деятельности

• Объявляет задачу урока и просит определить вид деятельности, предложить план действий. 

• Предлагает свой план действий на уроке, объясняет цель этих действий.

• Просит предположить, каким будет результат урока, чего смогут добиться в совместной работе друг с другом и с учителем.

• Вникают в задачу урока, определяют виды деятельности, предлагают план действий для достижения цели.

• Слушают, сопоставляют собственные цели с целями учителя.

• Предполагают, каким будет результат урока.

Организация познавательной деятельности

1. Слушают учителя.

 

2. Работа в группах:

2.1. Группа «Актёры» представляет выразительное чтение стихотворения.

Слушают актерское чтение с иллюстративным рядом стихотворения "Бородино".  Выражают чувства, которые они испытали, слушая стихотворение.

Обращают внимание на устаревшие слова, фиксируют затруднения в их понимании.

  1. Группа «Языковеды»  дает толкование лексического значения  слов: редут, мусью, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, улан, драгун, басурман и выражений: поле грозной сечи, постоять головою

Осуществляется взаимопроверка, проводится лексическая работа.

  1. Группа «Литературоведы» анализирует поэтическое произведение с целью определения:
  • темы, идеи стихотворения;
  • характера героев;
  • роли и значения лирического героя;
  • смысла поэтического произведения;

Учащиеся участвуют в беседе  по обсуждению характера русского солдата, делают  обобщающий вывод по обсуждению стихотворения Лермонтова "Бородино"

  1. Группа «Искусствоведы» представляет работы учащихся, иллюстрирующих стихотворение «Бородино»

Слушают фрагмент песни, участвуют в обсуждении рисунков

1. Учитель рассказывает о первых стихотворениях Лермонтова, посвященных Бородинской битве: "Поле Бородина", "Два великана".

2. Организует чтение стихотворения "Бородино" с фиксацией внимания обучающихся на выразительности чтения, на развитии сюжета.

Организует работу по осмыслению содержания текста:

  1. Обратите внимание на смену настроений и интонаций в стихотворении. Чем она вызвана?
  2. Что заставило старого солдата с гордостью говорить о прошлом?
  3. Чем можно объяснить наличие в тексте стихотворения  местоимений «мы», «наш», «наши», «все»?

Организует проверку работы: на слайдах показывает толкование устаревших слов, просит соотнести слова с картинками.

Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции стихотворения.

Организует  обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста:

  1. Охарактеризуйте героев стихотворения
  2. Что заставило молодого солдата задать вопрос: «Скажи-ка, дядя,..?»
  3. Каким вы видите центральный образ солдата-артиллериста?
  4. Как говорит рассказчик о начале сражения (перечислите глаголы, передающие движение)?

Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения:

  1. Каков исход сражения?
  2. Чем можно объяснить, что при чтении стихотворения возникает ощущение победы?
  3. Какую оценку вы дадите исторической битве?

4. Организует прослушивание отрывка песни "Бородино" на слова Лермонтова, музыка народная. На фоне музыки проводит обсуждение  рисунков по произведению Лермонтова "Бородино":

Что стремились передать в своих работах авторы рисунков? Каким они увидели этот бой?

Подведение итогов

Составление синквейна в группах (тема «Бородино» или «Мои впечатления от урока»). Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.  

Учащийся, призер литературного конкурса, читает стихотворение собственного сочинения об Отечественной войне "Бородинский бой".

Организует работу в группах по составлению синквейна на тему "Бородино" или "Мои впечатления от урока".

Предлагает заслушать синквейны

 

Предлагает выбрать домашнее задание:

1) сочинить стихотворение на тему «Недаром помнит вся Россия!»;

2) литературоведческая работа «Какие изобразительно-выразительные средства использует Лермонтов для создания картины Бородинского сражения и с какой целью?»

Дополнительный материал: Лермонтовская энциклопедия под  редакцией  В. А. Мануйлова, иллюстрированная биография автора от издательства «Белый город».

Диагностика достижения планируемых результатов:

Выполнение домашнего задания:

 • Написать сюжетный план стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», обозначив основные композиционные элементы.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

             Методический комментарий. Урок на тему «Недаром помнит вся Россия…»  (стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова) следует проводить первым в цикле уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова в 5 классе. Данная разработка нацелена на составление у обучающихся полноценной интерпретации стихотворения, систематизацию теоретических знаний по анализу художественного текста. Занятие по данной разработке поможет обучающимся проанализировать стихотворение Лермонтова и сделать вывод о роли авторской позиции в произведении «Бородино».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

"Недаром помнит вся Россия про день Бородина" классный час в форме интеллект-шоу "Своя игра"

Данный классный час разработан для учащихся 6-8 классов. Проходит классный час в два этапа: 1 - исторический экскурс, 2 - "Своя игра" по теме классного часа. Сценарий классного часа сопровождается пре...

Презентация "Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"

Презентация к уроку литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино" в 6-ом классе. ...

Буклет "Бородино - поле русской славы" . Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Не раз поднимался рус­ский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходивших и с запада, и с востока. Но никогда прежде не знала Россия такого духовного пробуждения нации, как это п...

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...