Занятие-консультация "Подготовка к ГИА по литературе"
консультация по литературе (9 класс) на тему

Езофатова Елена Викторовна

Занятие знакомит со структурой экзаменационной работы по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otk_urok_gia_literatura.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие -консультация .Подготовка к ГИА  по литературе

1.Мы с вами уже начали подготовку к экзамену по литературе. Вспомним некоторые важные моменты, связанные с этим экзаменом.

-Сколько частей в  экзаменационной работе по литературе?(две)

-В чём особенность первой части? ( два варианта на выбор ,в каждом по три задания)

-А вторая часть что собой представляет?( 4 темы для сочинения ,выбираем одну)

2. Сегодня мы продолжим начатую работу. На партах у вас два отрывка. Просмотрите?

-Узнали произведения?

3.Прочитаем первый отрывок( стр.1)по ролям: г.Простакова, Митрофан, Цыфиркин

Вопрос 1.1.1.  - Какое понятие вы должны раскрыть?( речевые характеристики)

-Что такое речевые характеристики?( отвечают, смотрим СЛАЙД)

-Что вы помните о Простаковой и Митрофане?

Я раздаю вам карточки, где указаны качества этих героев( некоторые из этих качеств  вы уже назвали),напротив названия качества, черты характера напишите конкретный пример из текста(слова, фразу, которую говорит герой)

Простакова

Митрофан

привыкла хитрить-

глуп-

ханжа-

груб-

презирает людей-

не видит пользы в учёбе-

Слово "ханжа"?

Зачитаем. Мы подобрали материал для ответа на вопрос 1.1.1. Теперь попробуем сформулировать сам ответ.

-Сколько предложений должно быть в ответе?(3-5).Указание на объём условно. Это должно быть краткое оценочное суждение о прочитанном, прямой связный ответ без пространного вступления.

Попробуйте написать, опираясь на подобранные материалы. Я предлагаю вам начало ответа, продолжите.

Благодаря речи героев мы  можем лучше представить себе Простакову и Митрофана .Слушая слова Простаковой, понимаем, что её смело можно назвать ханжой(постоянно упоминает Бога, но при этом живёт не по законам Божьим): она привыкла хитрить("Ты хоть для виду поучись"),..........

Зачитаем

4. Вопрос следующий: 1.1.2. Прочитайте формулировку вопроса.

- Какое понятие должны раскрыть? (проблематика)

  • - Как понимаете? (ответы, СЛАЙД) ПРОБЛЕМАТИКА - совокупность, круг проблем.
  • Основная проблема (которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается;  по которой отчётливо заявлена авторская позиция 

- Какие проблемы поднимает автор в комедии?

(Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе “Недоросля”. Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства во времена крепостного права..Он ищет причины этого упадка. И находит их в  неправильном воспитании- это вторая проблема)

Напишите ответ на вопрос 1.1.2.на этом же листочке. Сколько примерно предложений должно быть?

Зачитаем

5. Следующий вопрос 1.1.3. Он предполагает не только размышление над предложенным текстом , но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом.

- Что значит сопоставить?

Прочитаем формулировку. Перечитайте отрывок.

- Вспомним кратко сюжет сказки

- Что сближает Митрофана и генералов?( невежество, неумение ничего делать самостоятельно, лень,  эгоизм, неуважение других)

- Какой по объёму должен быть ваш ответ(5-8 предложений)

Попробуем написать. Чтобы вам было проще это сделать, я даю шаблон, куда вы можете вставить свои высказывания. Если не хотите писать по шаблону, пожалуйста, переверните лист и пишите сами.

Между генералами из сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина и Митрофаном из комедии Д.И.Фонвизина много общего. Они не привыкли..................., за них ............................... .

При этом других людей они................................

Поражает то, насколько невежественны герои этих двух произведений. Так генералы ..................................................................................................................................................................................................................................................................................., а Митрофан.................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Зачитаем

Мы выполнили 3 задания экзаменационной работы. Максимально смогли заработать(если всё верно) 11 баллов (3+3+5), ещё 12 сможете заработать , если напишите сочинение( минимум из 200 слов). Тему сочинений я вам даю одну. А на экзамене сколько будет предложено?

_Прочитайте формулировку 2.1.

-Что такое просветительские идеалы? Это идеалы эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ: люди , творящие добро, стремление к образованию, серьёзное отношение к нравственному  совершенствованию, а ,значит, воспитанию. Напомню, именно об этом говорит герой комедии Стародум (мы выписывали с вами его мудрые мысли, когда изучали произведение)

-Полезным оказался урок?

-Что нового узнали? Что вспомнили?

Продолжайте готовиться, больше читайте, и всё у вас получиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...