Обучение учщихся формулировать цели и задачи урока
статья по литературе на тему

Езофатова Елена Викторовна

Как помочь ученикам осознанно учиться?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

        В современной  концепции обучения процесс обучения понимается как двусторонний и управляемый учителем, который руководит деятельностью учеников, организует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, избегая недостатков традиционной системы. Учащиеся должны приобретать знания и познавать мир через собственные открытия в системе целенаправленного и управляемого процесса обучения со стороны учителя. [ 2,с.4 ]

        Целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он должен уметь ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

        Л.Н.Толстой утверждал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

        Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания, которые строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

        Как подвести учащихся к осознанию того, над чем им предстоит работать на уроке, при этом заинтересовать, вызвать желание найти ответы? Современный учитель решает эти вопросы практически каждый урок.

        Я преподаю русский язык и литературу, поэтому часто в начале урока обращаюсь к коротким художественным или публицистическим текстам, которые введут в проблемную ситуацию урока. Так, перед обсуждением рассказа Л.Н.Толстого "Бедные люди"можно прочитать стихотворение в прозе И.С.Тургенева "Два богача", в начале урока "Роль русского языка в мире" можно послушать стихотворение А.Ахматовой "Мужество".

        Хорошо использовать легенды, притчи, афоризмы. На уроке по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита", где речь пойдёт о перевоплощении Маргариты в ведьму,  можно предложить учащимся слова Саши Чёрного:" Если лучшие будут бросаться в пролёты, Скиснет мир от бескрылых гиен и тупиц! Полюби безотчётную радость полёта…Разверни свою душу до полных границ." Афоризмы можно брать из того произведения, которое обсуждается на уроке. При анализе "Аси" И.С.Тургенева - слова из повести"У счастья нет завтрашнего дня", при изучении "Плахи" Ч.Айтматова  - слова"А что в таком случае камыши, когда гибель самого озера, пусть и уникального, никого не остановит, если речь идет о дефицитном сырье. Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву."

        Использую на уроках аудио-подсказки( музыкальные фрагменты-романсы на стихи известных поэтов, песни по мотивам известных произведений).Например, при изучении "Гамлета" Шекспира слушаем фрагмент из песни В.Высоцкого "Мой Гамлет"( "разгадывать" образ Гамлета будем и через восприятие В.Высоцкого).

         Настроить на осознание целей и задач урока могут иллюстрации , портреты героев и авторов, рисунки детей.

        Часто обращаюсь к биографии авторов, рассказываю о каком-то малоизвестном факте из жизни известного человека, пытаюсь научить детей видеть удивительное в обыденном и понимать взаимосвязь между жизнью и творчеством, а через конкретный эпизод биографии подвожу к проблемам, решить которые нужно на уроке.

        Не раз использовала в своей практике такой приём: предлагала учащимся вспомнить свои собственные рассуждения на определённую тему прошлых лет  и через это подвести к новому. Так, начиная разговор по повести "Алые паруса" А.Грина, раздавала ребятам выписанные  выдержки из их прошлогодних сочинений о счастье. А перед анализом свободолюбивых стихотворений М.Ю.Лермонтова в 9 классе, предлагала учащимся вспомнить их сочинения о героях стихотворений поэта, написанные в 6 классе.

        Всё это поможет ученикам не просто сформулировать цель  урока, но и эмоционально настроиться на восприятие нового.

        Когда цель сформулирована, необходимо записать её на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи, которые тоже лучше записать. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

        Вся работа по обучению формулировать цели и задачи урока должна строиться с учётом уровня знаний и опыта детей, должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Литература:

1. Технология целеполагания урока. Г.О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

2. Урок как целостная система (дидактический материал). Составитель: Панфилова И.П., к.п.н., зав. каф. педагогики и психологии, Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования,2004

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные цели и задачи уроков (воспитательных мероприятий)

Небольшая "шпаргалка", которая может пригодиться при подготовке любого урока или внеклассного мероприятия, представляет собой набор наиболее распространенных целей и задач....

Цели и задачи урока в коррекционной школе

Данная подборка поможет учителю сформулировать цели и задачи урока в коррекционной школе. Особое внимание уделено коррекционно-развивающим задачам....

Цели и задачи обучения английскому языку в системе дополнительного образования

Образовательный  процесс в системе дополнительного  образования детей  строится  в парадигме развивающего образования,  обеспечивая информационную,     обу...

Из опыта работы "Как подвести обучающихся к формулировке целей и задач урока"

Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний. Современная педаг...

Цели и задачи обучения ИЯ на старшем этапе в условиях средней общеобразовательной школы.

Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигаетзадачу развития духовной сферы учащихся, по­вышения гуманистическогосодержания обучения, более полную реализацию воспитател...

Как правильно формулировать цели урока

Как правильно формулировать цели урока...

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ. В ПОМОЩЬ МОЛОДЫМ ПЕДАГОГАМ.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ (ЦЕЛИ УРОКА):- обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов и теорий, научных фактов (преподаватель вписывает их возмож...