Конспект урока литературы.
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Зотова Лилия Анатольевна

Конспект урока литературы на тему: "В.А. Жуковский "Спящая царевна"", 5 класс, с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spyashchaya_tsarevna.pptx1.23 МБ
Файл urok_spyashchaya_tsarevna.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Василий Андреевич Жуковский Сказка «Спящая царевна».

Слайд 3

Сходные и различные черты литературной и народной сказки .

Слайд 4

Цели урока: 1. Образовательная: продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством. 2. Развивающая: формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения. 3. Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе.

Слайд 5

II . Проверка домашнего задания: Биография Жуковского В.А. Что вы знаете о В.А. Жуковском? 2) Каким он был человеком? 3) Чем он прославился?

Слайд 6

III . Объяснение нового материала : Сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки. Что такое литературная сказка? Литературная сказка - это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.

Слайд 7

III . Объяснение нового материала : Сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки. К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? Волшебной Назовите основные черты волшебной сказки Наличие чуда Столкновение с волшебной силой Существование какого-либо запрета Волшебные персонажи Волшебные предметы

Слайд 8

III . Объяснение нового материала : Сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки. Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? А незваная стоит Над царевной и ворчит:"На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!" Как она отомстила?

Слайд 9

III . Объяснение нового материала : Сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки. А теперь расскажите о царе Матвее -царевне - царевиче ВЫВОД: эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок

Слайд 10

III . Объяснение нового материала : Сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки. Сходство Различие 1. Счастливый конец 2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера) 3.Построение: зачин , развитие действия, концовка. 4.Употребление устойчивых выражений 5.Волшебные «заколдованные предметы " 1. Автор 2. Более разнообразные приключения. 3.Стихотворная речь 4.Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, « авторские «эпитеты»)

Слайд 11

Рефлексия: А.С. Пушкин говорил: Сказка-ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок. А какой урок извлекли вы из сказки « Спящая царевна»?

Слайд 12

Домашнее задание 1. Прочитать поэму В.А. Жуковского «Кубок». 2. Индивидуальное задание: Подготовить выразительное чтение наизусть понравившихся фрагментов сказки «Спящая красавица»



Предварительный просмотр:

Урок в 5-м классе "

Сказка В.А. Жуковского "Спящая царевна".

Сходные и различные черты литературной и народной сказки"

Зотова Лилия Анатольевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ №246

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: 

  1. Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством.
  2. Развивающая: Формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
  3. Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе

План урока:

  1. Оргмомент ( 2 мин.)
  2. Проверка д/з. (5 мин.)
  3. Объяснение нового материала ( 26мин.)
  4. Подведение итогов (3 мин.)
  5. Мотивирование и объяснение оценок (2 мин.)
  6. Задание на дом (2 мин.)

Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопросы учебника (ст. 65, вопросы №2-5)

Ход урока

I. Оргмомент.

. Слайд №1-4Сообщение темы. Целевая установка на урок.

(Слайд №5)  II. Проверка д/з (фронтальный опрос). 

Учитель

– Что вы знаете о В.А. Жуковском?
– Что это был за человек?

Чем он прославился?

III. Объяснение нового материала.

Учитель 

Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение).
Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?

Учащиеся

Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.

Учитель

Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Многие писатели используют истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь) (Слайд № 6)

Учащиеся

Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь)

Учитель

 - К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского ? (Слайд 7)

Учащиеся

Волшебной

Учитель

 - Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)

Учащиеся

· Наличие чуда (цитата)
· Столкновение с волшебной силой (цитата)
· Существование какого-либо запрета (цитата)
· Волшебные персонажи (цитата)
· Волшебные предметы (цитата)
· (Одна из добрых чародеек у нас в гостях. Волшебница принесла с собой волшебные предметы и даже продемонстрирует, как действует волшебная палочка).

Определение уровня читательского восприятия сказки

Учитель

 - Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Что именно вам понравилось? (звучат ответы детей)

Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. (по мере ответов учащиеся заполняют таблицу композиционно-сюжетная линия)

Учитель

– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте.
– Как развиваются события дальше?
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (
Слайд 8)
Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

Учащиеся

А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
"На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!

Учитель говорит о главных и второстепенных героях.

Учитель

 Слайд 9)  А теперь расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царевиче
(После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя)
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок.

Учитель

– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?

Учащиеся

Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.

Учитель

– Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу)
(Слайд 10)

Сходство

Различие

1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы

1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)

Выразительное чтение сказки

Учитель

Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды)

IV. Подведение итогов.

Учитель

Подведем итоги :

- Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки?
-В чем сходство его сказки с народной?
- А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке?

Учащиеся

(Звучат ответы)

Учитель

Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

Рефлексия:
(Слайд 11)
А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?

V. Мотивирование и объяснение оценок.

VI. Задание на дом.

Слайд 12

Прочитать поэму В.А. Жуковского « Кубок»
Индивидуальное задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна»

Использованная литература:

  1. Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.
  2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др.
  3. «Литература. 5 класс»/ О.А. Ермина. – М., 2013.
  4. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.
  5. Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М., 1984.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....