Конспект урока литературы.
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока литературы на тему: "В.А. Жуковский "Спящая царевна"", 5 класс, с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spyashchaya_tsarevna.pptx | 1.23 МБ |
urok_spyashchaya_tsarevna.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Василий Андреевич Жуковский Сказка «Спящая царевна».
Сходные и различные черты литературной и народной сказки .
Цели урока: 1. Образовательная: продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством. 2. Развивающая: формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения. 3. Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе.
II . Проверка домашнего задания: Биография Жуковского В.А. Что вы знаете о В.А. Жуковском? 2) Каким он был человеком? 3) Чем он прославился?
III . Объяснение нового материала : Сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки. Что такое литературная сказка? Литературная сказка - это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.
III . Объяснение нового материала : Сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки. К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? Волшебной Назовите основные черты волшебной сказки Наличие чуда Столкновение с волшебной силой Существование какого-либо запрета Волшебные персонажи Волшебные предметы
III . Объяснение нового материала : Сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки. Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? А незваная стоит Над царевной и ворчит:"На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!" Как она отомстила?
III . Объяснение нового материала : Сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки. А теперь расскажите о царе Матвее -царевне - царевиче ВЫВОД: эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок
III . Объяснение нового материала : Сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки. Сходство Различие 1. Счастливый конец 2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера) 3.Построение: зачин , развитие действия, концовка. 4.Употребление устойчивых выражений 5.Волшебные «заколдованные предметы " 1. Автор 2. Более разнообразные приключения. 3.Стихотворная речь 4.Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, « авторские «эпитеты»)
Рефлексия: А.С. Пушкин говорил: Сказка-ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок. А какой урок извлекли вы из сказки « Спящая царевна»?
Домашнее задание 1. Прочитать поэму В.А. Жуковского «Кубок». 2. Индивидуальное задание: Подготовить выразительное чтение наизусть понравившихся фрагментов сказки «Спящая красавица»
Предварительный просмотр:
Урок в 5-м классе "
Сказка В.А. Жуковского "Спящая царевна".
Сходные и различные черты литературной и народной сказки"
Зотова Лилия Анатольевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ №246
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством.
- Развивающая: Формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
- Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе
План урока:
- Оргмомент ( 2 мин.)
- Проверка д/з. (5 мин.)
- Объяснение нового материала ( 26мин.)
- Подведение итогов (3 мин.)
- Мотивирование и объяснение оценок (2 мин.)
- Задание на дом (2 мин.)
Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».
Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопросы учебника (ст. 65, вопросы №2-5)
Ход урока
I. Оргмомент. | |||||
. Слайд №1-4Сообщение темы. Целевая установка на урок. | |||||
(Слайд №5) II. Проверка д/з (фронтальный опрос). | |||||
Учитель | – Что вы знаете о В.А. Жуковском? | ||||
III. Объяснение нового материала. | |||||
Учитель | Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение). | ||||
Учащиеся | Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки. | ||||
Учитель | Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Многие писатели используют истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом. | ||||
Учащиеся | Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь) | ||||
Учитель | - К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского ? (Слайд 7) | ||||
Учащиеся | Волшебной | ||||
Учитель | - Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты) | ||||
Учащиеся | · Наличие чуда (цитата) | ||||
Определение уровня читательского восприятия сказки | |||||
Учитель | - Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Что именно вам понравилось? (звучат ответы детей) | ||||
Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. (по мере ответов учащиеся заполняют таблицу композиционно-сюжетная линия) | |||||
Учитель | – С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. | ||||
Учащиеся | А незваная стоит | ||||
Учитель говорит о главных и второстепенных героях. | |||||
Учитель | – Слайд 9) А теперь расскажите | ||||
Учитель | – Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка? | ||||
Учащиеся | Свадьба, пир, и я там был | ||||
Учитель | – Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
| ||||
Выразительное чтение сказки | |||||
Учитель | Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды) | ||||
IV. Подведение итогов. | |||||
Учитель | Подведем итоги : - Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки? | ||||
Учащиеся | (Звучат ответы) | ||||
Учитель | Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой. | ||||
V. Мотивирование и объяснение оценок. | |||||
VI. Задание на дом. | |||||
Слайд 12 Прочитать поэму В.А. Жуковского « Кубок» |
Использованная литература:
- Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.
- Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др.
- «Литература. 5 класс»/ О.А. Ермина. – М., 2013.
- Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.
- Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.
Разработка вводного урока литературы в 8 классе....
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"...
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....