рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе«Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы". М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г.Маранцмана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit_8.docx | 26.79 КБ |
ktp_lit_8_kl.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Ейский район
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация гимназия № 14 имени первого летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина города Ейска
муниципального образования Ейский район, Краснодарского края
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 29 августа 2014 года
Председатель педсовета
А.П.Кравцова
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Уровень обучения: основное общее образование
Класс: 8
Количество часов: 68 (2 часа в неделю) Уровень базовый
Учитель Коломиец Светлана Григорьевна _
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе основного общего образования, в соответствии с «Программой по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы".М.:«Просвещение»,2009г. под редакцией В.Г.Маранцмана.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8-го класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе основного общего образования, в соответствии с «Программой по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы» (М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г.Маранцмана), учителем русского языка и литературы С.Г.Коломиец и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Сквозными доминантными проблемами курса литературы 8-го класса являются проблемы «Герой и время» (социально-нравственное содержание) и «Жанры литературных произведений» .
Программа составлена таким образом, чтобы на конкретном литературном материале показать ученикам смену времен, познакомить с характерными для каждой эпохи типами литературных героев. Расширяется диапазон национальных культур и исторических времен, ставших предметом рассмотрения (Античность, Средневековье, Возрождение, XIX и XX века). Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества, подчеркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.
Таким образом, 8-й класс, завершая определенный этап в развитии школьников, дает возможность решить ряд ключевых нравственных проблем, важных как для понимания эволюции литературы, так и для формирования личности подростка.
Выделение проблемы «Герой и время» в качестве доминирующей помогает проследить развитие литературы от античности до наших дней в одном только, но этически и социально наиболее важном аспекте и готовит учеников к восприятию курса литературы старших классов.
Жанровое своеобразие изученных произведений и возможность сопоставления в пределах одного жанра (роман, повесть, поэма, рассказ, баллада, эпиграмма, элегия и т. д.) разных писательских позиций, художественных индивидуальностей подготавливает учеников к самостоятельной оценке литературных явлений.
Особое внимание следует обращать на противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий, учить воспринимать позицию художника целостно, в сложном диалектическом единстве. Для этого особенно важно добиваться аргументации оценки героев и событий всем строем художественного произведения — от отдельного тропа до композиции, выделять основной конфликт произведения и последовательно прослеживать его развитие на всех уровнях художественной системы. Для более объективного представления о позиции автора важно показать учащимся движение поэтической мысли писателя — от замысла произведения к художественному его осуществлению.
Система творческих работ строится на идее переноса выработанных в процессе изучения литературных произведений способов читательской интерпретации героев и ситуаций на реальную жизнь современного школьника с целью формирования свободного от догмы мышления и многомерного восприятия действительности.
Круг внеклассного чтения не только углубляет темы программы, но и содействует перекличке времен в разножанровых произведений и сознании читателя. В литературно-творческих работах возрастает роль самостоятельного создания оценки разных видов искусства.
Курс включает в себя региональный компонент, который помогает формировать у учащихся любовь к своему краю, чувство гордости за него, формировать общие представления о литературном наследии Краснодарского края, воспитывать интерес к творчеству писателей и поэтов Краснодарского края, прививать уважение к литературному творчеству народов, проживающих на территории Краснодарского края.
Тематическое распределение часов
№ | Раздел | Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Введение. | 1 | 1 |
2 | Плутарх. «Сравнительные жизнеописания» (Александр Македонский и Юлий Цезарь) (для чтения и обсуждения) | 1 | 1 |
3 | Ли Бо. Стихотворения «Прощание с другом», «Весенним днем прихожу к омуту», «Ощущение осени», «Пусамань» | 2 | 2 |
4 | Ермолай Еразм. «Житие Петра и Февронии». | 2 | 2 |
5 | М. Сервантес. «Дон Кихот» (фрагменты). Для чтения и обсуждения | 3 | 3 |
6 | И. В. Гёте. «Лесной царь» (перевод В. А. Жуковского) | 1 | 1 |
7 | В. А. Жуковский. «Узник» | 1 | 1 |
8 | Э. По. «Падение дома Ашеров» | 1 | 1 |
9 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» | 4 | 4 |
10 | А. Пушкин. «Чаадаеву», «Деревня», «Анчар», «На Аракчеева», «Ночь», «Я помню чудное мгновенье...», «Метель», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка» | 12 | 12 |
11 | Н. Гоголь. «Ревизор», «Шинель» | 7 | 7 |
12 | Н. Некрасов. «Душно без счастья и воли...», «Размышления у парадного подъезда», «Саша». | 2 | 2 |
13 | Ф. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Еще земли печален вид...», «Тени сизые смесились...», «Предопределение» | 2 | 2 |
14 | А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...», «Следить твои шаги, молиться и любить...», «Учись у них: у дуба, у березы...», «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Еще весны душистой нега...» | 2 | 2 |
15 | В. Гаршин. «Красный цветок» | 2 | 2 |
16 | А. Блок. Цикл «На поле Куликовом» | 2 | 2 |
17 | И. А. Бунин. «Танька», «Лапти» | 2 | 2 |
18 | В. Набоков. «Пильграм» | 2 | 2 |
19 | М. Булгаков. «Собачье сердце» | 4 | 4 |
20 | Е. Шварц. «Дракон» | 2 | 2 |
21 | А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» | 3 | 3 |
22 | М. А. Шолохов. «Судьба человека» | 2 | 2 |
23 | А. И. Солженицын. «Матренин двор» | 2 | 2 |
24 | «О времени и о себе». Современная поэзия: Б. Окуджава. «Былое нельзя воротить...», «Я пишу исторический роман...»; В. Высоцкий. «Песня о времени», «Я не люблю...»; Д. Самойлов. «Вечность — предположенье», «Вот и все. Смежили очи гении...»; А. Галич. «Петербургский романс», «Век нынешний и век минувший»; И. Бродский. «Письма римскому другу» | 5 | 5 |
25 | Заключительный урок по теории литературы: «Жанры литературных произведений» | 1 | 1 |
Итого | 68 часов | 68 часов |
Так как количество часов авторской программы и рабочей программы совпадает, то в рабочей программе не прописывается содержание предмета, требования к уровню подготовки учащихся.
Формы контроля
№ | Вид контроля | Кол-во работ в год |
1 | Аудиторное сочинение | 4 |
2 | Домашнее сочинение | 1 |
3 | Выразительное чтение наизусть | 3 |
Литература:
- Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы. Под редакцией В.Г.Маранцмана (М.: «Просвещение», 2008г.)
- В.Г.Маранцман «Литература 8 класс» (М.: «Просвещение», 2008г.)
- Бунеев Р.Н. «Литература 8 класс. История твоей литературы» (М.: «Баласс», 2007г.)
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 8 класс. (М.: «Вако», 2008г)
- Зинина Е.А.Теория литературы в таблицах. (М.: «Дрофа», 2007г)
- Кондрашов В.Н.Литературные викторины. (М.: Просвещение, 1998г.)
- Назаров Н.Д,, В.К.Богданов. Кубань литературная (антология) (Краснодар, 2002г.)
- Петрович В.Г., Н.М.Петрович. Литература. Тетрадь для учащихся 8 класса 1-2 части. (Саратов: Лицей, 2002г.)
- Репин А.В. Литература 8 класс. Проверочные работы. (Саратов: Лицей, 2007г.)
Средства обучения
- Словари литературоведческих терминов.
- Раздаточный и дидактический материал.
- Тексты художественных произведений.
- Портреты писателей и поэтов.
- Аудиокниги и видеофильмы.
- Таблицы по литературе.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО Заместитель директора
Е.Н.Шурубура С.О.Борисова
Протокол заседания методического
объединения учителей русского языка
и литературы № 1
Предварительный просмотр:
№ | Изучаемая тема | часы | оборудование | дата | Факт дата |
1 | «Герой и время». Печать времени на внутреннем облике литературных героев. | 1 | Таблица «Художественная система в литературе» | 1.09-6.09 | |
2 | Плутарх «Сравнительные жизнеописания». Сравнительное жизнеописание Александра и Цезаря. | 1 | Тексты произведений | ||
3 | Ли Бо «Ощущение осени», «Пусамань». Поэтическое отношение человека к природе. | 1 | ПК, презентация № 3 | 8.09-13.09 | |
4 соч | Сочинение-эссе «Природа и поэзия». | 1 | Таблица «Как писать сочинение по литературе» | ||
5 | Ермолай Еразм «Житие Петра и Февронии». Жанр жития и композиция. | 1 | ПК, презентация № 5 | 15.09-20.09 | |
6 | Сходство и различие «Жития...» и фольклорной легенды «О крестьянке Февронии из деревни Ласково». | 1 | ПК, презентация № 6, тексты произведений | ||
7 | Человек эпохи Возрождения. Испания XVI—XVII веков. Рыцари и рыцарские романы. | 1 | ПК, презентация № 7 | 22.09-27.09 | |
8 | М. Сервантес. «Дон Кихот». Образ героя как выражение гуманистических идеалов Возрождения. | 1 | ПК, презентация № 8 | ||
9 | Своеобразие стиля Сервантеса. Юмор и ирония в романе. Авторское отношение к главному герою. | 1 | ПК, презентация № 9 | 29.09-4.10 | |
10 | И. В. Гёте. «Лесной царь». Человек в необычных обстоятельствах. Драматизм, таинственность. | 1 | Таблица «Баллада как жанр литературы» | ||
11 | В. А. Жуковский. «Узник». Необычность сюжета, неожиданность финала, таинственность событий. | 1 | Таблица «Баллада как жанр литературы» | 6.10-11.10 | |
12 | Э. По. «Падение дома Ашеров». Сюжет рассказа и образ главного героя. | 1 | Тексты произведений | ||
13 | Драматургический конфликт. Способы создания комического эффекта. Д.И.Фонвизин «Недоросль». | 1 | Таблица «Особенности драмы как рода литературы» | 13.10-18.10 | |
14 | Крепостное право как путь к катастрофе для помещиков. Анализ образов Простаковых, Скотинина. | 1 | Таблица «Система образов комедии Фонвизина «Недоросль» | ||
15 | Отражение в комедии идей 18 века. Значение комедии для современников и последующих поколений. | 1 | ПК, презентация № 15 | 20.10-25.10 | |
16 соч | Сочинение «Три главных закона в комедии Фонвизина». | 1 | Таблица «Как писать сочинение по литературе» | ||
17 | А. Пушкин «Чаадаеву», «Деревня». Просвещенность и духовная развитость человека как условия свободы. | 1 | ПК, презентация «А.С.Пушкин» | 27.10-1.11 | |
18 | А.С.Пушкин «Анчар» — размышление о рабстве и деспотизме. | 1 | ПК, презентация № 18 | ||
19 | Жанр эпиграммы в поэзии Пушкина. «На Аракчеева». | 1 | ПК, презентация № 19 | 10.11-15.11 | |
20 | А.С.Пушкин «Бесы». Смятение стихий природы и души человека. | 1 | ПК, презентация № 20 | ||
21 | Мир природы и мир человека в стихотворениях А.С.Пушкина. Выразительное чтение наизусть. | 1 | Таблица «Как подготовиться к выразительному чтению» | 17.11-22.11 | |
22 | Любовная лирика А.С.Пушкина. «Ночь», «Я помню чудное мгновенье». Любовь как приближение человека к природе. | 1 | Таблица «Жанры лирики» | ||
23 | А.С.Пушкин. «Метель» — повесть об истинных и ложных чувствах. | 1 | Таблица «Герой литературного произведения» | 24.11-29.11 | |
24 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека». | 1 | ПК, презентация № 24 | ||
25 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Проблема нравственного долга, верности и чести. | 1 | Таблица «Замысел и историческая основа романа «Капитанская дочка» | 1.12-6.12 | |
26 | Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Кубан. Интерес Пушкина к кубанским казакам. | 1 | Аудиокнига «А.Пушкин «Капитанская дочка» | ||
27 | Композиция и система образов. Особенности повествовательной манеры. Реализм романа. | 1 | Таблица «Система образов романа Пушкина «Капитанская дочка» | 8.12-13.12 | |
28 | Смысл финала повести «Капитанская дочка». | 1 | ПК, презентация № 28 | ||
29 | Н.В.Гоголь — обличитель зла и патриот. Понятие о сатирической комедии. | 1 | ПК, презентация «Н.В.Гоголь» | 15.12-20.12 | |
30 | Комедия «Ревизор». Композиция драматургического произведения. | 1 | Таблица «Система образов в пьесе Гоголя «Ревизор» | ||
31 | Комедия «Ревизор». Своеобразие сюжета, системы образов. | 1 | Аудиокнига «Н.Гоголь «Ревизор» | 22.12-27.12 | |
32 | Гоголевский смех. Своеобразие конфликта. | 1 | ПК, презентация № 32 | ||
33 | Н.В.Гоголь «Шинель». Комическое и трагическое содержание повести. | 1 | Таблица «Маленький человек» в произведениях Гоголя | 12.01-17.01 | |
34 соч | Сочинение. «Маленькие люди и значительные лица». | 1 | Таблица «Как писать сочинение по литературе» | ||
35 | Н. В. Гоголь «Портрет». Фантастика и реальность в романтической повести. | 1 | Тексты произведений | 19.01-24.01 | |
36 | Н. А. Некрасов «Душно без счастья и воли...», «Размышления у …подъезда». Бесправие простых людей перед власть имущими. | 1 | Таблица «Основные мотивы лирики Н.Некрасова» | ||
37 | Поэма «Саша» — воспевание красоты человеческого сердца. | 1 | Таблица «Основные мотивы лирики Н.Некрасова» | 26.01-31.01 | |
38 | Стихотворения Ф.Тютчева. Влюбленность Тютчева в Россию и сожаления о ее судьбе. | 1 | Таблица «Основные мотивы лирики Ф.Тютчева» | ||
39 | Выразительное чтение наизусть стихотворений Ф.Тютчева. | 1 | Таблица «Как подготовиться к выразительному чтению» | 2.02-7.02 | |
40 | А.Фет — поэт радости бытия и трагического пути жизни. «Я пришел к тебе с приветом...». | 1 | Таблица «Основные мотивы в лирики А.Фета» | ||
41 | Романтические традиции в лирике А.Фета. | 1 | ПК, презентация № 41 | 9.02-14.02 | |
42 | В. М. Гаршин. «Красный цветок». Судьба писателя и его героя. | 1 | ПК, презентация № 42 | ||
43 | «Красный цветок» Гаршина как выражение протеста против покорности злу. | 1 | Тексты произведений | 16.02-21.02 | |
44 | Образ России в цикле А. Блока «На поле Куликовом». Отношение поэта к России и выбор пути. | 1 | ПК, презентация № 44 | ||
45 | Значение сквозных образов-символов в стихотворениях А.Блока. | 1 | ПК, презентация № 45 | 23.02-28.02 | |
46 | И.Бунин «Танька». Суровая жизнь крестьянских детей, выражение глубокого сочувствия автора им. | 1 | Тексты произведения | ||
47 | «Лапти» - философское размышление писателя о связи человека и природы, жизни и смерти. | 1 | Тексты произведения | 2.03-7.03 | |
48 | В. В. Набоков. «Пильграм». Несвязность внешней и внутренней жизни героя Набокова. | 1 | Таблица «Способы раскрытия характера героя литературного произведения» | ||
49 соч | Сочинение-размышление на тему: «Мечта и судьба». | 1 | Таблица «Как писать сочинение по литературе» | 9.03-14.03 | |
50 | М. А. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов в повести. | 1 | ПК, презентация № 50 | ||
51 | Сатирические традиции русской литературы в повести, её новаторство. | 1 | Тексты произведения | 16.03-21.03 | |
52 | Отражение в повести революционной действительности и философской проблематики. | 1 | ПК, презентация № 52 | ||
53 | Фантастика и реальность в повести. Образы в повести, ставшие символами. | 1 | ПК, презентация № 53 | 30.03-4.04 | |
54 | Е. Л. Шварц. «Дракон». Смешное и страшное в пьесе «Дракон» | 1 | Таблица «Комическое в литературе» | ||
55 | История создания и постановки пьесы «Дракон». Особенности композиции пьесы. | 1 | ПК, презентация № 55 | 6.04-11.04 | |
56 | А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойцов. | 1 | ПК, презентация № 56 | ||
57 | Сюжет, композиция, образ главного героя в поэме. | 1 | ПК, презентация № 57 | 13.04-18.04 | |
58 | Образ солдата («служивого») в русском фольклоре: сказках, частушках, песнях. | 1 | Тексты | ||
59 | М. Шолохов. «Судьба человека». История создания и композиция рассказа. | 1 | ПК, презентация № 59 | 20.04-25.04 | |
60 | Смысл названия рассказа. Роль войны в жизни народа и человека. | 1 | ПК, презентация № 59 | ||
Дом соч | Домашнее сочинение на тему: «Человек, видевший войну». | Таблица «Как писать сочинение по литературе» | |||
61 | А. И. Солженицын — судьба писателя и его произведений. А. И. Солженицын «Матренин двор». | 1 | ПК, презентация № 61 | 27.04-2.05 | |
62 | Судьба тургеневских, некрасовских крестьянок и судьба Матрены. | 1 | ПК, презентация № 62 | ||
63 | Традиции и новаторство литературы 2 половины 20 века. | 1 | ПК, презентация № 63 | 4.05-9.05 | |
64 | Отражение времени в творчестве Б.Окуджавы, В.Высоцкого. | 1 | ПК, презентация № 64 | ||
65 | Отражение времени в творчестве Д.Самойлова, А.Галича, И.Броцкого. | 1 | Тексты произведения | 11.05-16.05 | |
66 | Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов 2 половины 20 века (по выбору учащихся). Кубан. «За что я родину люблю» (по поэзии В. Архипова). | 1 | Таблица «Как подготовиться к выразительному чтению» | ||
67 | Кубан. Поэзия кубанских авторов. | 1 | Таблица «Как подготовиться к выразительному чтению» | 18.05-23.05 | |
68 | Заключительный урок по теории литературы: «Жанры литературных произведений» | 1 | Таблица «Жанровая система» |
Формы контроля
№ | Виды работ | Кол-во |
1. | Аудиторные сочинения | 4 |
2. | Домашние сочинения | 1 |
3. | Выразительное чтение наизусть | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....