Рабочая программа по литературе. 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 9 классы В.Ф.Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова Москва,: Просвещение, 2011г. Программа составлена для учащихся 5 -х классов и рассчитана на 105 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по литературе. Программа по литературе для 5 - х классов основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_lit_5g_rasshirennaya.doc | 355 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Темрюк
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
муниципального образования Темрюкский район
УТВЕРЖДЕНО решение педагогического совета от августа 2012 года протокол №_1_
Директор МБОУ СОШ № 2
_______ Л.В.Величко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Ступень обучения (класс) – основное общее, 5 класс.
Количество часов- 102
Учителя Педенко Л.А., Ищенко Л.М. , Милютина О.Н.
Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 9 классы В.Ф.Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова Москва,: Просвещение, 2011г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 9 классы В.Ф.Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова Москва,: Просвещение, 2011г. Программа составлена для учащихся 5 -х классов и рассчитана на 105 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по литературе. Программа по литературе для 5 - х классов основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения.
В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - метапредметном, личностном и предметном. Предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, трудовой, физической , эстетической.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения предмета «Литература» в основной общеобразовательной школе:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием , чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся , необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова , опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.)
- использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом совершенствовании.
Литература как предмет обладает огромным воспитательным потенциалом. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой , является одним из важнейших направлений школьного литературного образования и способствует решению важнейших целей, как:
- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в самореализации и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
- формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признанию за ней права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в общественном мире, активной жизненной позиции;
- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
- развитие нравственно- эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
- приобщение к творческому труду , направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
Характеристика учебного предмета
В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в различных сферах коммуникации и ситуациях общения.
Курс литература в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
В 5 классе осуществляется переход от начального литературного образования к систематическому курсу литературы. Пятиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров, эпических, лирических и драматических, а также с историей. Особое внимание уделяется специфическим признакам художественного текста, выделению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания.
Для 5 класса ключевой проблемой ,задающей основные направления работы с художественным текстом, диктующей выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы является художественный образ в литературе.
Основные виды учебной деятельности- работа над техникой чтения и его выразительностью, составление плана, аннотации, отзыва о литературном произведении, пересказы разного типа, устные и письменные ответы на вопросы, связанные с с анализом произведения в заданном аспекте.
Место учебного предмета «Литература » в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ (вариант 1) предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в объеме 105 часов.
Информация о количестве учебных часов в соответствии с учебным планом.
№П/П | Разделы ,темы. | Количество часов по примерной программе | Количество часов в авторской программе |
I | Литература как искусство слова. | 1 | 1 |
II | Мифология. | 3 | 3 |
III | Русский фольклор. | 8+1 | 8+1 |
IV | Древнерусская литература. | 5 | 5 |
V | Русская литература 19 века. | 30+7 | 30+7 |
1 | И.А. Крылов. | 3 | 3 |
2 | А.С.Пушкин. | 6 | 6 |
3 | М.Ю.Лермонтов. | 3 | 3 |
4 | Н.В.Гоголь. | 4 | 4 |
5 | Образ времени года в литературном произведении. | 1+1 | 1+1 |
6 | И.С. Тургенев. | 3+1 | 3+1 |
7 | Н.А. Некрасов. | 2+2 | 2+2 |
8 | Л.Н. Толстой. | 3+1 | 3+1 |
9 | А.П. Чехов. | 2+2 | 2+2 |
10 | Образ родины в русской поэзии. | 3 | 3 |
VI | Русская литература 20 века. | 38+9 | 38+9 |
1 | И.А.Бунин. | 2 | 2 |
2 | С.А.Есенин. | 3+2 | 3+2 |
3 | П.П.Бажов. | 2 | 2 |
4 | Образ детей в мировой литературе. | 4 | 4 |
5 | А.С. Грин. | 5 | 5 |
6 | А.П. Платонов. | 2 | 2 |
7 | С.Я. Маршак. | 2+3 | 2+3 |
8 | Образы детей в военной поэзии и прозе Великой Отечественной войны. | 5 | 5 |
9 | В.П. Астафьев. | 3 | 3 |
10 | Образы животных в мировой литературе. | 6+2 | 5+3 |
11 | Жанр рассказа в мировой литературе. | 4+1 | 4+1 |
VII | Итоговый урок. | 1 | 1 |
VIII | Резервный урок. | 4 | - |
Итого | 89+16(105) | 85+17(102) |
Содержание программы
Художественный образ в литературе
Виды деятельности:
- чтение
- Чтение литературных произведений, включенных в программу
- Выразительное чтение басен, фрагментов лирических и эпических произведений.
- Внеклассное чтение произведений.
2) анализ
- Объяснение метафорической природы художественного образа.
- Выявление в тексте разных видов художественных образов.
- Выделение в сюжете литературного произведения отдельных эпизодов.
- Объяснение художественной функции отдельных изобразительно-выразительных средств.
- Определение темы и идеи литературного и фольклорного произведений.
- Выявление признаков отдельных жанров в литературном произведении.
- Наблюдение над особенностями ритма и рифмы в стихотворном произведении.
3) развитие устной и письменной речи
-Разные виды пересказа
-Устный и письменный ответ на вопрос.
-Составление плана небольшого эпического произведения, цитатный план.
-Отзыв о прочитанном произведении.
-Составление краткой аннотации.
-Составление вопросов , связанных с анализом художественного образа.
«Литература как искусство слова»
Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образов в литературе.
Мифология.
«Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис». «Орфей в подземном царстве».
Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания.
Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, аллегория.
Развитие речи. Устное и письменное изложение мифа. Постановка вопроса и развернутый ответ на вопрос.
Вн.чт. Мифы о Нарциссе. А.С. «Славянская и российская мифология».
Русский фольклор
Русские пословицы из собрания В.И.Даля. Пословица как воплощение житейской мудрости. Темы пословиц.
Сказки «Царевна-лягушка», «Жена –доказчица», «Лиса и журавль».
Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок. Положительный герой и и его противники. Простота сказочного сюжета.
Теория литературы. Фольклор. Малые жанры фольклора .Основные темы русского фольклора. Постоянный эпитет.
Развитие речи. Использование пословиц и поговорок в устной и письменной речи. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки.
«Литературная сказка» (обзор)
Ш.Перро.»Золушка». Х.К.Андерсена «Снежная королева». А.Погорельского «Черная курица , или Подземные жители».
Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи. Нравственные проблемы литературных сказок.
Теория литературы. Литературная сказка, ее отличие от фольклорной
Развитие речи. Сочинение сказок. Отзыв о самостоятельно прочитанных сказках.
«Аннотация»(практикум)
Знакомство с аннотациями к отдельным литературным произведениям и сборникам. Примерный план аннотации.
Древнерусская литература
«Повести временных лет» .(«Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»). Предание о летописце Несторе. Исторические события и их отражение в летописи. Нравственные проблемы в «Повести временных лет».
Теория литературы. Летопись. Повесть . Древнерусская литература. Сказание.
Вн.чт. «Сказание о Белгородском киселе»
«Жанр басни в мировой литературе»(обзор)
Эзоп. «Ворон и Лисица», «Муравей и Жук». Федр «Лисица и Ворон». Ж..де Лафонтен «Дуб и Трость». Г.Э.Лессинг «Свинья и дуб».
Сюжеты античных басен и их обработка в литературе 17-18 веков. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи.
Теория литературы. Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория.
Развитие речи. Выразительное чтение басен наизусть.
Русская литература 19 века.
И.А.Крылов.
Басни «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под дубом».
Связь басен с традицией русского устного народного творчества. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях. Особая роль диалогов и разговорных интонации в баснях.
Теория литературы. Аллегория. Идея басни.
Развитие речи. Выразительное чтение басен наизусть.
А.С.Пушкин
«Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».
Реальная основа и художественный образ няни. Образ человека и образ русской зимы в стихотворении. Изображение природы и настроения человека.
Теория литературы. Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
Вн.чт. И.А. Бунин «Няня».
«Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении Пушкина. Традиционный сказочный сюжет. Поучительный характер сказки.
Теория литературы. Стихотворная литературная сказка.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов сказки наизусть.
Вн. ч. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтов
Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Образы русских солдат и образ Бородинской битвы. Основная идея стихотворения.
Теория литературы. Ритм. Рифма .Звукопись.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов стихотворения наизусть.
Вн.ч. Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поле Бородина» , «Два великана».
Н.В.Гоголь
Повесть «Ночь перед Рождеством». Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы Вакулы и Оксаны. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Образ рассказчика.
Теория литературы. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов повести. Составление цитатного плана. Пересказ фрагментов повести.
Вн.ч. Повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место».
«Образ времени года в литературном произведении» (обзор)
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится ..»
А.А.Фет. «Чудная картина…», «Я пришел к тебе с приветом….»
А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш сад…»
И.А.Бунин «Лес . точно терем расписной….»
Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и образ человека .Средства создания образа времени года.
Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Описание любого времени года с использованием цитат.
И.С.Тургенев. Повесть «Муму».
Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и барыни. Образ муму . средства его создания. Смысл финала повести.
Теория литературы. Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отношении учащихся к событию или герою.
Н.А.Некрасов . Стихотворение «Крестьянские дети».
Изображение жизни простого народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Роль диалогов в стихотворении.
Теория литературы. Собирательный образ. Диалог. Ритм.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов стихотворения наизусть. Устный ответ на вопрос с использованием цитаты из стихотворений.
Вн.ч . Н.А.Некрасов .Стихотворения.
«Заглавный образ в произведении и средства его создания» (практикум)
Определение вида заглавного образа литературного произведения. Примерный план рассказа о заглавном образе произведения.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтический образ Дины. Смысл названия.
Теория литературы. Сюжет. Эпизод.
Развитие речи. Составление цитатного плана .Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей рассказа .
А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики».Образы детей. Проблема взаимопониманий взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова.
Теория литературы. Комическое. Юмор.
Развитие речи. Написание рассказа на основе личных впечатлений.
Вн.ч. Рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»
«Письменный отзыв о литературном произведении»( практикум)
Письменный план письменного отзыва о литературном произведении. Самостоятельная работа над отзывом о литературном произведении.
«Образ Родины в русской поэзии» (обзор)
И.С.Никитина «Русь», «Край ты мой, родимый край…» А.К.Толстого, И.Северянин «Запевка», Н.М.Рубцов «Родная деревня»
Картины родной природы. Изображение жизни русских людей. Национальных характеров, традиций.
Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная песня.
Вн.ч. Произведения русской поэзии.
Русская литература 20 века.
И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги», « У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении. Символическое значение природных образов.
Теория литературы. Символ.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
С.А. Есенин . «Гой ты, Русь, моя родная…», «топи да болота …», « Нивы сжат.рощи голы»..Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов .
Теория литературы. Фольклорные образы . Метафора. Эпитет.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
Вн.ч. С.А. Есенина «Песнь о собаке».
П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».Особенности сказовой манеры повествования. Сочетание реального и фантастического. Образ исторического времени.
Теория литературы. Сказ. Сказ и сказка.
Развитие речи. Пересказ фрагментов с сохранением сказовой манеры повествования.
«Образы детей в мировой литературе»
В.Гюго «Отверженные».Ч.Диккенс «Оливер Твист».М.Твен «Приключения Тома Сойера». О.Генри «Вождь краснокожих».
Образы детей в произведениях для детей. Ребенок в мире взрослых и среди сверстников.
Теория литературы .Образ персонажа и средства его создания.
Развитие речи. Устный отзыв о понравившемся литературном произведении.
А.С.Грин . Повесть «Алые паруса».
Мечта и реальность действительности в повести. Образы Ассоль и Грея. Символические образы моря, солнца. паруса. Смысл названия.
Теория литературы .Образы предметов.
Развитие речи .Описание одного из символических образов с использованием цитат.
А.П.Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»
Основная тема и идейное содержание рассказа .Философская символика образа цветка.
Теория литературы .Символ. Язык произведения.
Развитие речи .Устный ответ на вопрос с использованием цитат.
Вн.чт. Рассказ А.П. Платонова «Цветок на земле».
«Проза и поэзия как формы художественной речи» ( практикум)
Ритм в художественной прозе и поэзии. Особенности стихотворной речи. Рифма. Способы рифмовки. Определение стихотворного размера.
С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Фольклорные традиции в пьесе-сказки . Поучительный смысл. Роль монологов и диалогов.
Теория литературы. Драматическое произведение. Пьеса-сказка. Монолог. Диалог.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов.
«Монолог и диалог как средства создания художественного образа» (практикум)
Начальное представление об эпосе, драме, лирике как литературных родах. Определение места и художественной функции монологов и диалогов в ранее изученных произведениях.
«Образы детей в военной поэзии и прозе» (обзор)
А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста». В.П. Катаева «Сын полка».
Образ детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.
Развитие речи. Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор воспоминаний о событиях военного времени.
В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя рассказа.
Теория литературы. Пейзаж.
Развитие речи. Краткий пересказ фрагмента произведения с использованием цитат.
Вн.ч. В.П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» («Удар сокола»)
«Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей» (обзор)
Дж.Лондон. «Белый клык» Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка. Ю.П.Казакова «Арктур-гончий пес». В.П.Астафьев «Жизнь Трезора».
Животные в жизни человека. Судьбы животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.
Развитие речи. Написание отзыва об одном из произведений о животных .
«Жанр рассказа в мировой литературе» (обзор)
А.П.Чехов «Хирургия», А.Конан Дойл «Камень Мазарини».М.М.Зощенко «Галоша» Р. Бредбери «Все лето в один день».
Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра . Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический , научно-фантастический , детективный.
Развитие речи. Устные отзывы о прочитанных рассказах.
«Тема и идея литературного произведения»
Начальное представление о теме и идее литературного произведения. «Вечные» темы в литературе .Взаимодействие нескольких тем в одном произведении.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература »
Личностные:
- совершенствование духовно- нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу структурировать материал , подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать , использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:
- познавательная сфера:
– понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, произведений древнерусской литературы 18 века, произведений русских писателей 19- 20 веков, произведений литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, ,непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров ; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения , характеризовать его героев , сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении сюжета ,композиции , изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) ценностно-ориентационная сфера:
- приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственным ценностям других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
3)коммуникативная сфера:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров , осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста ; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;
- написание изложение, сочинений на темы , связанные с тематикой , проблематикой изученных произведений , классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) эстетическая сфера:
- понимание образной природы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы ; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова и его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Система оценки планируемых результатов
Техника чтения
Класс | Вслух | Про себя |
5 6 7 8 9 | 120 140 140 – 150 150 150 | 140 – 170 170 – 210 210 – 250 250 – 260 260 – 280 |
КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Отметка «5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Отметка «4»
Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
Отметка «3»
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
Отметка «2»
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Колич-во часов | Дата/ план | Дата /факт | неделя | Оборудование | Основные виды УУД | |
Литература как искусство слова. | 1 | Личностные :воспитание уважительного отношения к русской лит.; Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации; Предметные: уметь рассказывать об образах в худ. лит. | ||||||
1 | Литература как искусство слова. | 1 | 01 | |||||
Мифология | 3 | |||||||
2/1 | Мифы об искусстве «Аполлон и музы», «Дедал и Икар». | 1 | 01 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | Л: воспитание уважительного отношения к культурам других народов; М: составлять рассказ по крылатым выражениям из греческой мифологии; П: давать развернутые ответы о мифе. | |||
3/2 | Художественный образ в мифе. | 1 | 01 | |||||
4/3 | Славянская мифология | 1 | 02 | Л: воспитание уважительного отношения к славянской культуре; М: составлять рассказ по крылатым выражениям из славянской мифологии; П: давать развернутые ответы о мифе | ||||
Русский фольклор. | 8+1 | |||||||
5/1 | Фольклор и народная словесность .Русские пословицы из собрания В.И. Даля. | 1 | 02 | Выставка книг. | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; | |||
6/2 | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка», «Жена –доказчица», «Лиса и журавль» | 1 | 02 | Иллюстрации | М: использовать загадки, пословицы , поговорки в устных и письменных высказываниях ;сочинять сказки; П: отличать сказу от других жанров. | |||
7/3 | РР. Творческая работа с использованием пословиц, поговорок и загадок. | 1 | 03 | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: развивать навыки самостоятельной деятельности; П: использовать загадки, пословицы , поговорки в устных и письменных высказываниях ;сочинять сказки | ||||
Литературная сказка. | 4+1 | |||||||
8/1 | Сказка А.Погорельского «Черная курица , или Подземные жители». | 1 | 03 | Портрет А.Погорельского | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; П: уметь различать пословицы и поговорки; сказки волшебные, бытовые; выявлять худ. приёмы ;отличать лит. сказку от фольклорной. М: уметь работать с разными источниками информации; | |||
9/2 | Авторская позиция в сказке А.Погорельского «Черная курица , или Подземные жители». | 1 | 03 | Иллюстации (детей) | ||||
10/3 | Сказка Х.К.Андерсена «Снежная королева». | 1 | 04 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | ||||
11/4 | Сил добра и зла в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева». | 1 | 04 | |||||
12/5 | Вн. чт. Читаем литературные сказки. | 1 | 04 | |||||
13/8 | РР. Практикум. Аннотация. | 1 | 05 | Таблица | Л: использование различных источников информации; М: уметь понимать проблему, выдвигать гипотизу; : использование различных источников информации П: написание аннотации . | |||
Древнерусская литература. | 5 | |||||||
14/1 | Древнерусские летописи. «Повести временных лет» .(«Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке» | 1 | 05 | Выставка книг | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества; М:уметь понимать проблему ,выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; П: сопоставлять мифологию, фольклорные произведения и лит.Д.Руси; выделять худ. Приёмы и черты басни. | |||
15/2 | Сказание о белгородском киселе. | 1 | 05 | Иллюстрации | ||||
Жанр басни в мировой литературе. Басни Эзопа. | 3 | |||||||
16/1 | Жанр басни в мировой литературе. Басни Эзопа. | 1 | 06 | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; ;М: анализ, синтез. П: создание модели жанра, выразительное чтение; чтение в лицах | ||||
17/2 | Басни Ж..де Лафонтена и Г.Э.Лессинга. | 1 | 06 | |||||
18/3 | Басни А.П.Сумарокова, И.И. Дмитриева . | 1 | 06 | |||||
Русская литература 19 века. | 30+7 | |||||||
И.А. Крылов | 3 | |||||||
19/1 | Басни И.А. Крылова «Волк и ягненок», «Волк на псарне» | 1 | 07 | Портрет И.А.Крлова | Л: приобщение к духовно-нравственным ценностям; М: овладевать умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность; П: уметь анализировать басни и стихотворения; представлять биографическую основу и худ. картину, нарисованную поэтом. | |||
20/2 | Басенные образы. «Квартет», «Свинья под дубом». | 1 | 07 | Выставка книг | ||||
21/3 | Выразительное чтение басен И.А. Крылова. | 1 | 07 | Иллюстрации
| ||||
А.С.Пушкин. | 6 | |||||||
22/1 | Стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро». | 1 | 08 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | Л: приобщение к духовно-нравственным ценностям; М: овладение умениями самостоятельно организовать собственную деятельность П: чтение фрагментов сказки; выразительное чтение наизусть, устный рассказ о персонаже. Выразительное чтение фрагментов ;беседы по вопросам ;письменный рассказ о сказочном персонаже. | |||
23/2 | Природа и человек в стихотворениях А.С. Пушкина. | 1 | 08 | |||||
24/3 | Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. | 1 | 08 | |||||
25/4 | Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина. | 1 | 09 | |||||
26/5 | Вн. ч. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина. | 1 | 09 | Просмотр фрагментов сказки. | ||||
27/6 | Выразительное чтение произведений А.С.Пушкина. | 1 | 09 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | ||||
М.Ю.Лермонтов | 3 | |||||||
28/1 | Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» | 1 | 10 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества; М: уметь работать с различными источниками информации(словари)П: создание сообщения учебно-научного или научно- популярного характера с использованием фрагментов худ. произведения | |||
29/2 | Образ исторического события в стихотворении. | 1 | 10 | |||||
30/3 | Вн.ч. Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поле Бородина» , «Два великана». | 1 | 10 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | П: выразительно читать ст-я, готовить сообщения об историческом событии, сравнивать учебно-научное и худ. повествование; выявлять особенности языка, стиля, интонации. | |||
Н.В.Гоголь | 4 | |||||||
31/1 | Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» | 1 | 11 | Портрет ,иллюстрации | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деят-ть, оценивать ее; Л :расширение культурного кругозора; М: | |||
32/2 | Фантастические события в повести. | 1 | 11 | |||||
33/3 | Мир Диканьки. | 1 | 11 | Реализация проекта в PowerPoint | ||||
34/4 | Вн.ч. Повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место». | 1 | 12 | П: уметь составлять цитатный план, вопрос, и задания к повести ; Л: воспитание чувства прекрасного ,выраженного в слове. М: подробный пересказ выбранного фрагмента, искать реальное и фантастическое в повести. | ||||
Образ времени года в литературном произведении | 1+1 | |||||||
35/1 | Образ времени в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А.Фета. | 1 | 12 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | Л: воспитание любви к родной природе; П: устные пересказы статьи о писателе; М: работа с иллюстрациями. | |||
36/2 | РР. Описание любимого времени года с использованием цитат. | 1 | 12 | М: уметь обосновать с вой выбор(время года);уметь составлять поэтическую аналогию об одном из времен года; .П: находить ХВС в стих-ии. | ||||
И.С. Тургенев | 3+1 | |||||||
37/1 | Повесть И.С.Тургенева «Муму». | 1 | 13 | Реализация проекта в PowerPoint «Творчество И.С.Тургенева» | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества; М: уметь работать с различными источниками информации(словари)П: собственная интерпретация , понимание авторской позиции; уметь пересказывать фрагмент текста. | |||
38/2 | Образ Герасима. | 1 | 13 | |||||
39/3 | Образ исторического времени в повести. | 1 | 13 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком | ||||
40/4 | РР. Сочинение(обучающее) Смысл названия повести. | 1 | 14 | Л: использование различных источников информации; М: уметь понимать проблему, выдвигать гипотизу; П: написание сочинения связанного с заданной темой. | ||||
Н.А. Некрасов. | 2+2 | |||||||
41/1 | Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» | 1 | 14 | Словарь | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: поиск и выделение необходимой информации самостоятельное создание способов решения.; П: Жанры, художественные средства:... Части произведения:.. Рассказ о герое. Работа со словарями. | |||
Н.А. Некрасов. | 2+2 | |||||||
41/1 | Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» | 1 | 14 | Словарь | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: поиск и выделение необходимой информации самостоятельное создание способов решения.; П: Жанры, художественные средства:... Части произведения:.. Рассказ о герое. Работа со словарями. | |||
42/2 | Вн.ч .Выразительное чтение произведений Н.А.Некрасова. | 1 | 14 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности П: анализ стихотворений по выработанному алгоритму; М: работа с кратким словарем литературоведческих терминов (группирование по темам) | |||
43 | РР . Практикум. Заглавный образ в литературном произведении | 1 | 15 | Л: формирование гуманистического мировоззрения М: анализ; синтез; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; П: уметь создавать отзыв о произведении | ||||
44 | РР. Письменная характеристика заглавного образа с использованием цитат. | 1 | 15 | Л: формирование гуманистического мировоззрения М: анализ; синтез; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; П: уметь создавать отзыв о произведении | ||||
Л.Н. Толстой. | 3+1 | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества; М: уметь работать с различными источниками информации(словари)П: собственная интерпретация , понимание авторской позиции; уметь пересказывать фрагмент текста. | ||||||
45/1 | Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» | 1 | 15 | Портрет Л.Н.Толстого | ||||
46/2 | Образы горцев. | 1 | 16 | Иллюстрации | ||||
47/3 | Образы Жилина и Костылина. | 1 | 16 | Кинопоказ(фрагменты) | ||||
48/4 | РР. Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей. | 1 | 16 | Л: формирование гуманистического мировоззрения М: анализ; синтез; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; П: уметь создавать письменный ответ об одном персонаже произведения. | ||||
А.П. Чехов | 2+2 | |||||||
49/1 | Рассказ А.П.Чехова «Мальчики» | 1 | 17 | Портрет А.П. Чехова. Реализация проекта в PowerPoint | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества; М: овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деят-ть, оценивать ее; П: уметь анализировать литературное произведение ; определять его принадлежность к одному из жанров; характеризовать героев. | |||
50/2 | Вн.ч. Рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» | 1 | 17 | |||||
51 | РР. Практикум. Письменный отзыв о литературном произведении. | 1 | 17 | Л: формирование гуманистического мировоззрения М: анализ; синтез; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; П: уметь создавать письменный отзыв о литературном произведении. | ||||
52 | РР.Анализ письменных работ. | 1 | 18 | |||||
Образ родин в русской поэзии. | 3 | |||||||
53/1 | Образ родины русской поэзии 19 века(«Русь» И.С.Никитина, «Край ты мой, родимый край…» А.К.Толстого. | 1 | 18 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | Л: формирование гуманистического мировоззрения ;патриотизма; М: чтение ознакомительное; краткие сообщения о поэтах, выразительное чтение стих-ий; беседы по вопросам учебника; работа с иллюстрациями; П: выявление ХВС | |||
54/2 | Образ родины русской поэзии 19 века(«Запевка» И.северянина, «Родная деревня» Н.М.Рубцова) | 1 | 18 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | Л: формирование гуманистического мировоззрения М: пересказ статьи о писателе; выразительное чтение стих-ий; беседа по вопросам учебника. П: уметь различать размеры стиха. | |||
55/3 | Вн.ч. Произведения русской поэзии. | 1 | 19 | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности М: выразительное чтение стих-ий; краткие биографические справки о поэтах; защита творческого проекта.; П: уметь различать размеры стиха. | ||||
Русская литература 20 века | 38+9 | |||||||
И.А.Бунин. | 2 | |||||||
56/1 | Стихотворения И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги», « У птицы есть гнездо, у зверя есть нора» | 1 | 19 | Реализация проекта в PowerPoint. «Творчество И.А.Бунина» | М: Слово о писателе; чтение стих-ий; анализ; синтез; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; П :выявление ХВС. | |||
57\2 | Стихотворение И.А.Бунина «Няня» | 1 | 19 | Тексты стихотворений | М: Слово о писателе; чтение стих-ий; анализ; синтез; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; П :выявление ХВС. | |||
С.А.Есенин | 3+2 | |||||||
58/1 | Стихотворения С.А.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», «топи да болота …», « Нивы сжат.рощи голы». | 1 | 20 | Реализация проекта в PowerPoint «Детство поэта» | Л: формирование расширение и реализация накопленного опыта; : воспитание любви к родной природе; М: устное словесное рисование (групповая работа) П :выявление ХВС | |||
59/2 | Образ родины в поэзии С.А.Есенина. | 1 | 20 | Л: формирование расширение и реализация накопленного опыта; : воспитание любви к родной природе; М: устное словесное рисование (групповая работа)П: выявление ХВС | ||||
60/3 | Вн.ч. Выразительное чтение стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке». | 1 | 20 | |||||
61 | Практикум. Поэзия и проза как формы художественной речи. | 1 | 21 | Л: формирование гуманистического мировоззрения; М: овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деят-ть, оценивать ее; П: проба пера., сочинение стихотворений. | ||||
62 | РР. Сочинение стихотворных загадок, ,монорима | 1 | 21 | Л: формирование гуманистического мировоззрения ;М: развитие самостоятельного сочинительства; П: закрепить знания по стихосложению. | ||||
П.П.Бажов | 2 | |||||||
63/1 | Сказ П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка» | 1 | 21 | Портрет писателя; иллюстрации к сказу. | Л: формирование гуманистического мировоззрения; М: устное словесное рисование (групповая работа)П: чтение фрагментов сказа; ответы на вопросы. | |||
64/2 | Образ рассказчика в сказе. | 1 | 22 | Презентация «Анализ образа народного умельца» | Л: формирование необходимости жизненного самоопределения; М: самостоятельное чтение сказа; П: пересказ фрагментов сказа. представление кроссворда, ответы на вопросы. | |||
Образ детей в мировой литературе | 4 | |||||||
65/1 | «Приключения Тома Сойера» М.Твена. | 1 | 22 | Портрет писателя. | Л: формирование основ ответственности за происходящее; М: уметь анализировать ситуацию; П: чтение первых глав, беседа по вопросам. | |||
66/2 | Мир детства в повести. | 1 | 22 | Просмотр фрагментов кинофильма «Приключения тома Соейра» М.Твена. | Л: формирование расширение и реализация накопленного опыта; М: сравнительная характеристика героев(работа в парах) ,рассказ о героях с использованием иллюстраций; П: :чтение фрагментов произведения, беседа по проблемным вопросам. | |||
67/3 | «Вождь краснокожих» О. Генри. | 1 | 23 | Презентация о творчестве О. Генри., тест по тексту. | Л: Л: воспитание уважительного отношения к культурам других народов; М: развитие читательского интереса ;самостоятельная работа ;П: чтение фрагментов новеллы с литвед. Анализом. | |||
68/4 | Вн. ч. Произведение о детях. | 1 | 23 | Викторина-презентация | Л: развитие читательского интереса(самост. выбор уч-ся);М: формирование навыков составления устного рассказа о лит. персонажах; викторина; П: чтение фрагментов, анализ прочитанного. | |||
А.С. Грин | 5 | |||||||
69/1 | Повесть А.С. Грина «Алые паруса» | 1 | 23 | Презентация о творчестве А.С.Грина | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: формировать наблюдательность (наблюдение за природой в произ-ии);П: составлять цитатный план рассказа о героях | |||
70/2 | Образ Ассоль. | 1 | 24 | Иллюстрации учеников «Ассоль» | Л: формирование гуманистического мировоззрения; М: устное словесное рисование (групповая работа)П: чтение фрагментов , анализировать жанровое своеобразие. ответы на вопросы | |||
71/3 | Образ Грея. | 1 | 24 | Иллюстрации учеников «Грей» | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М :уметь находить и описывать символические образы писателя; П: уметь находить в тексте элементы сказки и повести. | |||
72/4 | Описание встречи героев. | 1 | 24 | Фрагмент кинофильма | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: формирование навыков ролевой игры; П: анализ ХВС | |||
73/5 | Финал повести. | 1 | 25 | Презентация «Море. Солнце. Корабль. Париса» | Л; формирование расширение и реализация накопленного опыта; М: формирование навыков составления цитатного плана; П: описание одного из символических образов с использованием цитат | |||
А.П. Платонов. | 2 | |||||||
74/1 | Рассказ А.П. Платонова «Неизвестный цветок» | 1 | 25 | Презентация творчестве А.П. Платонова. | Л:. формирование гуманистического мировоззрения; М: овладевать умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность; П: устные ответы на вопросы с использованием цитат | |||
75/2 | Вн.чт. Рассказ А.П. Платонова «Цветок на земле». | 1 | 25 | Л:. формирование гуманистического мировоззрения; М: овладевать умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность; П :анализировать язык произведения. | ||||
С.Я. Маршак. | 2+3 | |||||||
76/1 | Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | 26 | Портет, презентация «Биография. .Творчество С.Я. Маршака» | Л: :воспитание уважительного отношения к русской лит.; П; дать начальное представление о драматическом роде литературы; М: чтение наизусть, выразительное чтение фрагментов пьесы-сказки по ролям | |||
77/2 | Заглавный образ в пьесе –сказке. | 1 | 26 | Кинопоказ (фрагменты) | Л: формирование расширение и реализация накопленного опыта; М: устное словесное рисование; проектная деятельность (групповая работа);П: выразительное чтение по ролям, ответы на проблемные вопросы. | |||
78 | РР .Практикум. Монолог и диалог как средства создания образа. | 1 | 26 | Учебник, словарь | Л: :воспитание уважительного отношения к литературе как искусству слова.; М:: уметь работать с разными источниками информации; уметь делать выводы: П: обобщить представления учащих о монологе и диалоге. | |||
79 | РР. Работа над речевой характеристикой героя. | 1 | 27 | Л: :воспитание уважительного отношения к литературе как искусству слова; М: развитие навыков самостоятельной работы; развитие монологической речи;П: закрепить навыки работы над речевой характеристикой героев. | ||||
80 | РР. Сочинение. Речевая характеристика героя. | 1 | 27 | Сочинение | Л: формирование расширение и реализация накопленного опыта;М: развитие навыков самостоятельной работы; развитие письменной речи; П: письменная работа с использованием цитат, характеризующих героев. | |||
Образы детей в военной поэзии и прозе Великой Отечественной войны. | 5 | |||||||
81/1 | Стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» | 1 | 27 | Портет, презентация «Биография. .Творчество А.Т.Твардовского».,аудиокнига «Стихотворения и песни о Вов» | Л: воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории; М: расширять представления об исторических событиях; овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деят-ть, оценивать ее; П: выразительное чтение , устное сообщение ,устное словесное рисование. | |||
82/2 | Повесть В.П. Катаева «Сын полка» | 1 | 28 | Презентация «Биография В.П. Катаева», «Книга В.П. Катаева «Сын полка» | Л. формирование гражданского сознания и нравственных чувств; М: овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деят-ть, оценивать ее; П: рассказ о писателе, чтение первых глав повести. | |||
83/3 | Образ Вани Солнцева. | 1 | 28 | Иллюстрации. Опорные схемы | Л: развитие нравственно- эстетического подхода к оценке явлений действительности; М: сбор воспоминаний о событиях военного времени, участниках Вов (работа в парах);П: составление плана о лит. герое; беседа по вопросам учебника. | |||
84/4 | Смысл названия повести. | 1 | 28 | Презентация «Вопросы к тексту» | Л: развитие нравственно- эстетического подхода к оценке явлений действительности; М: овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деят-ть, оценивать ее; П: чтение по ролям, письменное составление вопросов к тексту. | |||
85/5 | Вн.ч. Произведения о Великой Отечественной войне. | 1 | 29 | Демонстрация фотографий мемориальных комплексов. Литвед. словарь. | Л: развитие читательского интереса(самост. выбор уч-ся); М: уметь работать с различными источниками информации; П: выразительное чтение , устное сообщение о событиях военного времени.. | |||
ё | В.П. Астафьев | 3 | ||||||
86/1 | Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | 29 | Презентация «Биография В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | Л :формирование основ гражданского самосознание, активной жизненной позиции; М: уметь понимать проблему ,выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; работа в группах по заданному проблемному вопросу; П: составление сложного плана рассказа; выразительное чтение фрагментов рассказа; | |||
87/2 | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | 29 | Презентация природа родного края . Словарь. | Л :формирование основ гражданского самосознание, активной жизненной позиции; любви к природе; М: уметь работать с разными источниками информации; П: пейзаж в лит. произведении; чтение и анализ фрагментов рассказа, лит-ая игра; | |||
88/3 | Вн.ч. В.П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» | 1 | 30 | Картины природы. | Л: формирование устойчивого интереса к художественной литературе; любви к природе; М: умении работать самостоятельно ; П: чтение (ознакомительное ) рассказа; сопоставление произведений на сходную тему. | |||
Образы животных в мировой литературе. | 5+3 | |||||||
89/1 | Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка» | 1 | 30 | Презентация «Биография Э. Сетона-Томпсона». Иллюстрации. | Л: расширение круга чтения за счет произведений писателей- анималистов; М: совершенствовать навыки индивидуальной работы; П: работа с иллюстрациями, чтение фрагментов рассказа. | |||
90/2 | Образы животных и образы людей в рассказе. | 1 | 30 | Иллюстрации . | Л: формирование устойчивого интереса к художественной литературе; любви к животным ; М: закрепить представления об образах животных и образах людей в литературе; формирование; П чтение фрагментов рассказа., беседа по проблемному вопросу | |||
91/3 | Рассказ Ю.П.Казакова «Арктур-гончий пес». | 1 | 31 | Портрет Ю.П.Казакова | Л: формирование устойчивого интереса к художественной литературе; любви к животным : М: уметь понимать проблему ,выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; П: беседа по вопросам учебника; чтение и анализ фрагментов. | |||
92/4 | Ю.П.Казаков «Арктур-гончий пес».Образ Арктура. | 1 | 31 | Иллюстрации | Л: формирование устойчивого интереса к художественной литературе; любви к животным; М: организация самостоятельной работы; П: формирование навыков описания героя с использованием цитат. | |||
93/5 | Вн.ч. Произведения о животных .В.П.Астафьев «Жизнь Трезора» | 1 | 31 | Конкурс литературных кроссвордов . | Л: расширение круга чтения ;М:развитие навыков устной речи;П: отзыв о прочитанных произведениях | |||
94/6 | РР. Письменный отзыв с использованием цитат. | 1 | 32 | Л: расширение круга чтения ;М: развитие навыков самостоятельной письменной работы ;П: подбор цитат из произведений. | ||||
95 | РР .Практикум. Тема и идея литературного произведения. | 1 | 32 | Л: развитие нравственно- эстетического подхода к оценке явлений действительности; М: развитие навыков работы с текстом; П: формирование первоначальных навыков характеристики тематики и идейного содержания. | ||||
96 | РР. Практикум. Тема природы в художественной литературе. | 1 | 32 | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: уметь понимать проблему ,выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; П: письменный рассказ о тематике произведения | ||||
Жанр рассказа в мировой литературе. | 5+1 | |||||||
97/1 | Жанр рассказа в мировой литературе. А.П.Чехов «Хирургия». | 1 | 33 | Схемы, таблицы | Л: развитие читательского интереса М: постановка вопросов; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; П: рассказ (расширение и углубление); | |||
98/2 | Детективные рассказы А. Конан Дойля « Камень Мазарини». | 1 | 33 | Портрет А. Конан Дойля | Л: расширение круга чтения за счет произведений писателей зарубежной литературы; М: смысловое чтение; выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания: П: жанр детективного рассказа | |||
99/3 | Юмористический рассказ М.М.Зощенко «Галоша». | 1 | 33 | Портрет М.М.Зощенко | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества; М: анализ; синтез; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; П: строение и особенности юмористического рассказа. | |||
100/4 | Научно-фантастический рассказ Р. Бредбери «Все лето в один день». | 1 | 34 | Портрет | Л: расширение круга чтения за счет произведений писателей зарубежной литературы; постановка вопросов; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.; П: знакомство с научно- фантастическим рассказом. | |||
101/5 | РР. Отзыв о прочитанном произведении. | 1 | 34 | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества; М: структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритма деятельности; П: письменный рассказ о прочитанном произведении | ||||
!02/6 | Рекомендация книг для внеклассного чтения. | 1 | 34 | |||||
Вн.чт: 12 ; РР: 17 (в т.ч. практикум-12) |
Учебное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия
1.Литература. 5класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Ф.Чертова .Москва Просвещение 2008 год.
2.Поурочные разработки по литературе . 5 класс под редакцией В.Ф.Чертова .Москва «Просвещение», 2008 год.
3. Литература .Рабочие программы. 5-9 классы под редакцией В.Ф.Чертова .Москва «Просвещение» 2011
4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах.- 2-е изд., испр.-М.:Рольф, 2001.
5. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М., 1988.
6. Маранцман, В. Г. Анализ художественного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1977.
7. Обернихина, Т. А. и др. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе. – М. : Владос, 2001.
8. Современная русская литература. Элективный курс : учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. проф. Б. А. Ланина. – М.,2006.
9. Богданова, О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы. – Спб., 2004.
10. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 90-е годы ХХ века. – М. : Владос, 2002.
11. Нефагина, Г. Л. Русская проза конца ХХ века. – М. : Флинта, 2005.
Техническое и информационное оснащение
1. АРМ учителя, проектор
2. ЭОР:
- 1С: Репетитор. Литература. Адрес в интернете: http://obr.ru//product.isp?id=7;
www.gramota.ru Справочно-инормационный интернет- портал «Русский язык».
www.slovari.ru Электронные словари.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директор по УВР
методического объединения _______/С.А. Кириченко/
учителей русского языка и литературы СОШ№2 ___________20 года
_______________/Луканина О.М./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....