Урок-коммуникация как эффективная форма системно-деятельностного подхода
статья по литературе по теме
Самоанализ урока-коммуникации по новейшей литературе "Герой нашего вресмени. Эволюция... Деградация... Или? (Гр.Данской. "В гостиничном номере").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-kommunikatsiya_kak_effektivnaya_forma_sistemno-deyatelnostnogo_podkhoda.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-КОММУНИКАЦИЯ
КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В настоящее время в теории и практике преподавания русского языка и литературы в школе появляются новые подходы. Один из таких подходов – системно–деятельностный по форме организации, а по содержанию обучения – культурологический.
Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области «Филология», филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической, информационной, что и становится целью урока-коммуникации.
Системно–деятельностный подход в образовательной области «Филология» реализует интеграцию предметов русского языка и литературы, привлечение сведений из истории, культурологии.
Содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской).
Ключевой элемент системно-деятельностного подхода – создание проблемной ситуации. Её целью является выход на личный образовательный результат (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).
Интегрированный урок литературы в 11 классе рекомендуется проводить на завершающем этапе школьного литературного обучения, когда обобщается изученное за все годы, проводится повторение сквозных тем (как то: проблема маленького человека, проблема лишнего человека, проблема Дома и Семьи, родового гнезда, отцов и детей, личность и государство, образ врача) и обзорное изучение произведений новейшей литературы.
Цели предлагаемого урок-коммуникации соответствуют новым стандартам.
Основная задача урока для учителя - создание условий для проявления познавательной активности учеников, развития их индивидуальных особенностей, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в работе с различными информационными источниками.
Урок-коммуникация начинается с проблемной постановки темы и прогнозирования плана урока и использования культурологического материала.
Затем лексическая работа со статьями толкового и философских словарями словарей по семантике слова «герой». Фронтально переработка слайдовой информации в схему «Визитная карта героя нашего времени». Затем - групповые и парные формы деятельности: аналитический обзор учебника истории и газетных статей, репродуктивный обзор литературы советского периода по предложенному списку по выявлению проблемного понятия.
На последующем этапе урока использован личностно-ориентированный подход. Это прослеживается в заданиях, предложенных учащимся: переработка прозаического текста в музыкально-поэтическую речь, сопоставление литературоведческого текста с данными соцопроса, актуализация ключевых понятий и определение личностной позиции. На этапе рефлексии обучающиеся на основе личностного выбора соотнесли характерные черты образа героя нашего времени с представлением собственного «Я».
Сочетание таких форм и видов деятельности можно считать инновационным на уроке литературы.
Содержательный аспект урока. В содержание урока включен учебный материал, соответствующий требованиям образовательной программы, заявленным целям и ведущим идеям урока: обобщить на основе изученного в предыдущие годы сведения по понятию «герой нашего времени», синтетически соотнести с материалом учебника истории и выявить особенности образа молодого человека современности. Была предложена проблема по развитию образа «герой нашего времени» на основе трехчастной структуры исследования.
Новизна. Принцип подхода к термину «герой нашего времени». Учащиеся воспринимают термины как нечто статичное, абстрактное. Урок подводит к выводу, что содержание термина «герой» наполняется содержанием времени, изменчиво, текуче, но подчиняется единым мировым законам.
Целостность мира показана наглядно через целевое наблюдение и проблемное обобщение на материале литературы, истории, СМИ.
Результативность:
В процессе урока были задействованы все виды речевой компетенции: учащиеся слушали монологическую речь учителя и сверстников, говорили, представляя результаты наблюдений и обобщений, читали учебник истории, газетные статьи, печатный материал, писали, заполняя схему.
При организации аналитической работы с информацией формировались умения мыслить: анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
Личностным образовательным результатом урока считаю заполненные визитки героя нашего времени, но главным результатом – созданные в результате сотрудничества монологические высказывания, музыкальное исполнение текста.
Наукоёмкость урока определяется литературоведческими понятиями: герой нашего времени, роды литературы, эпический жанр рассказ, стихотворный ритм и рифма. Межпредметная связь прослеживается с историей и обществознанием, музыкой, биологией.
Урок служит формированию целостной картины мира во взаимосвязи и взаимодействии. Реализовывается системно-деятельностный подход на культурологической основе. Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся успешно осуществляется на уроке-коммуникации проблемно-исследовательским характером организации их деятельности.
Реализовывался системно-деятельностный подход. Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся осуществлялось на уроке проблемно-исследовательским характером организации их деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...
Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.
Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....
Планирование эффективного урока с системно-деятельностным подходом
Системно деятельностный подход -основа стандартов начального общего образования.Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.Так как основной формой организации обучения я...
Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".
Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...
Системно-деятельностный подход обучения на уроках геометрии как эффективная форма подготовки к ЕГЭ
Системно-деятельностный подход обучения на уроках геометрии как эффективная форма подготовки к ЕГЭ...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.
Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....