Подготовка к домашнему сочинению на тему «Мечты и терзания Андрея Болконского» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
конспект урока, раскрывающий методику подготовки к написанию сочинения по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_sochineniyu.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Мечты и терзания Андрея Болконского» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).
Цель: совершенствовать умение учащихся составлять тест-сочинение на литературную тему (индивидуальная характеристика).
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, запись на доске.
ХОД УРОКА
I. Объявляется тема и цель урока.
II.Беседа по вопросам.
1.О чем мечтает князь Андрей?
(о славе, подобной наполеоновской)
2.Как хочет добиться славы?
(в отличие от светских карьеристов, хочет добиться славы умом, знаниями, мужеством и отвагой)
3.Какие события способствуют исполнению мечты?
(начавшаяся война 1805 года с Австрией)
4.На какое сражение Андрей Болконский возлагал большие надежды?
(на Аустерлицкое)
5.О чем он мечтает?
(что спасет русскую армию, одержит блестящую победу, а затем ему предстоит головокружительная военная карьера)
6.В чем он признается сам себе?
(«Хочу славы, хочу быть известным людям,... ведь я не виноват, что я хочу этого, для одного этого я живу.»)
7.И вот час пробил. Настал день его Тулона. Князь Андрей весь полон жаждой подвига, предвкушением триумфа и славы. Что же происходит на поле боя?
(неожиданно появившиеся из тумана французы обращают русских в бегство. Паника охватила не только бегущих солдат, а и свиту Кутузова)
8.Какие действия предпринимает Андрей Болконский?
(он растерян, он понимает, что нужно остановить войска. Он забывает о славе, его охватывает стыд и злоба на бегущих, он соскакивает с лошади, подхватывает знамя и бежит вперед, увлекая за собой батальон)
9.Какая мысль приходит в голову князю?
(«Вот оно!» Его охватывает радость, он бежит прямо под пули, с наслаждением прислушиваясь к их свисту)
10.Он ранен. Ничего не понимая, медленно опускается на землю. Что же новое проникает в душу князя Андрея?
(все его мечты о славе рассыпались в прах)
11.Отношение к кумиру меняется. Наполеон – его идеал – пуст и ничтожен.
12.Князь переживает разочарование в своих мечтах, в прежних идеалах, приходит к новому выводу. Какому?
(жить для себя и для своих близких – это единственное, что ему осталось)
13.Встреча с Пьером Безуховым имеет огромное значение для Андрея. Почему?
(снова появляются честолюбивые мечты)
14.Какие это мечты? (князь намерен обрести смысл жизни в гражданской деятельности)
15.Однако участие в комиссии Сперанского по составлению законов приводит к новым разочарованиям. Каким?
(он понял, что Сперанский – «это один из тех людей, которые выбирают направление, как платье, - по моде»)
16.Встреча с Наташей возродила к жизни князя, но неожиданно на его пути встает Анатоль Курагин. Опять душевное страдание. Как жить? Чему посвятить жизнь? Его вновь терзают сомнения.
17.Наступает новый этап в жизни Болконского. Какой?
1812 г. – Отечественная война.
(Его личное горе отступило на задний план. Защита родины становится высочайшей целью его жизни. Возвращается в действующую армию)
18.Почему Л.Н.Толстой уделяет огромное внимание истории исканий, терзаний, разочарований в жизни своих любимых героев?
III.Подбор эпиграфа.
Примерные эпиграфы.
1.Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.
М.Горький
2.Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь.
Л.Н.Толстой
IV.Работа над сложным планом.
Примерный план.
I.Андрей Болконский – представитель лучшей части русского дворянства XIX в.
II.Мечты и терзания Андрея Болконского.
1.Мечты Болконского о подвиге, славе, военной карьере.
2.Роль Аустерлицкого сражения в жизни Андрея Болконского.
3.Разочарование в прежних идеалах.
4.Встреча с Пьером Безуховым. Желание обрести смысл жизни в гражданской деятельности.
5.Любовь к Наташе Ростовой. Возрождение к жизни.
6.Анатоль Курагин на его пути. Душевные страдания, сомнения, терзания.
7.1812 год. Защита родины – цель жизни князя. Возвращение в действующую армию.
8.Смерть Андрея Болконского.
III.В чем трагедия Болконского?
V.Работа с толковым словарем. Запись на доске (или плакат).
№ | Слово | Лексическое значение |
1. | Передовой | 1.Движущийся или находящийся впереди. 2.Перен. Не останавливающийся в развитии, прогрессивный. |
2. | Прогрессивный | Стремящийся к прогрессу, передовой. |
3. | Прогресс | Поступательное движение вперед, улучшение в процессе развития. |
4. | Дворянин | Лицо, принадлежавшее к дворянству. |
5. | Дворянство | Привилегированный господствующий эксплуататорский класс. |
6. | Мечты | 1.Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2.Предмет желаний, стремлений. |
7. | Терзать | Перен. Мучить нравственно. Терзать душу. |
8. | Терзания | Страдания, мучения. |
9. | Терзаться | Страдать, мучиться. Терзаться сомнениями. |
10. | Разочарование | Чувство неудовлетворенности от чего-нибудь несбывшегося, крушение веры в кого-что-нибудь. Глубокое разочарование. |
11. | Честолюбие | Жажда известности, почестей, стремление к почетному положению. |
VI.Словарно-орфографическая работа. Разбор слов: лучшая часть русского дворянства, впервые, честолюбие, в отличие от светских карьеристов, война 1805 года, Аустерлицкое сражение, военная карьера, день его Тулона, триумф, он растерян, подхватывает знамя; бежит вперед, увлекая за собой батальон; разочарование в прежних идеалах, комиссия Сперанского, Отечественная война 1812 года.
VII.Синтаксический разбор предложений.
- Его охватывает радость, он бежит прямо под пули, с наслаждением прислушиваясь к их свисту.
- Ничего не понимая, медленно опускается на землю.
- Он понял, что Сперанский – «это один из тех людей, которые выбирают направление, как платье, - по моде».
VIII.Устное сочинение. Рассказ учащихся с помощью учителя по пунктам плана.
IX.Работа учащихся с черновиками.
Х.Домашнее задание: написать сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толс...
Анализ эпизода «Отъезд Андрея на войну» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава XXVIII).
Урок решает задачи формирования ключевых компетенций литературного образования:- умения анализировать эпизод литературного произведения,- формирования нравственных семейных ценностей,- умения видеть с...
Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».
Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы»....
Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
В презентации содержатся примерные темы по роману Л.Н. Толстого "Война и мир", а также план написания....
Технологическая карта дистанционного урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир". Тема "Поиски плодотворной жизни Андрея Болконского".
Цель данного урока - анализ образа Андрея Болконского и его деятельности....
Уклад семьи Болконских( по роману Л.Н.Толстого "ВОЙНА И МИР" ).Презентация к уроку литературы в 10 классе .
Показать главные черты характеров членов семьи Болконских, их взаимоотношения , подвести итоги 1 части 1 тома романа Л.Толстого "Война и мир" -цель урока литера...