Презентация "Смысловое прочтение текста" для учителей словесников
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Презентация "Смысловое прочтение текста" для учителей словесников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1_smyslovoe_chtenie.pptx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Двадцатое октября Классная работа Что такое смысловое чтение? Творчество учителя и ученика – самый мощный импульс в развитии гармоничной личности ребенка.
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, эта работа включает в себя, прежде всего, смысловое чтение. К организации работы с текстом выдвигаются особые требования: восприятие текста (на слух или зрительно при особом настрое, который помог бы ввести ребенка в систему художественных образов анализируемого текста); его лингвистический анализ (осознание учащимися изобразительно выразительных возможностей тех языковых явлений, которые изучаются в школе); выразительное чтение (знакомство с основными элементами интонации: логическое ударение, пауза, темп чтения, тембр голоса, тон, понижение/повышение голоса). заучивание наизусть (тренируется память, обогащается словарный запас не отдельными словами, а словосочетаниями, фразами, крылатыми выражениями и т.п., которые позже активно используются в речи учащихся); 5) проведение творческой работы на основе проанализированного текста .
Андре Моруа: «Книга дает возможность человеку подняться над самим собой». «Понимание речи заключается в цепи ассоциаций», - писал Л.Выготский «Наша задача – помочь детям увидеть и «расшифровать» изобразительно-выразительные средства языка, и путь к этому - двойное – аналитическое и синтетическое – прочтение художественного текста», -писал Н.М.Шанский .
Как развивать речь и мышление учащихся? Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Обучение учащихся грамотному, зрелому чтению – это процесс восприятия и активной переработки информации: Смысловая обработка текста: - выделение информации; организация; предвосхищение; обобщение; критическое осмысление; - оценка
В ходе смыслового чтения развивается умение членить текст на смысловые куски и определяется связь между ними, находить опорные слова, предложения, группировать излагаемые факты, ориентироваться в тексте. Главные признаки текста: * связность; * единство; * целостность
Уроки литературы … Среди прочих предметов школьного курса они стоят особняком, потому что знания, умения и навыки, которые являются целью овладения любой школьной дисциплиной, здесь, пожалуй, чуть-чуть уступают самому главному умению, не прописанному ни в каких образовательных стандартах, - умению быть человеком .
Академический час - праздник мысли, поединок позиций, интересный диалог , колодец души, поиск истины… идея личностного подхода к воспитаннику; идея практико-ориентированного обучения; идея гуманизации образовательного процесса; идея обучения и воспитания в деятельности; идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе; идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия; идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека.
Каждый ребенок есть в известной степени гений. Шопенгауэр Творчество всегда диалогично . Это диалог со зрителем, с читателем, со слушателем. Даже с самим собой. Урок – это диалог , рождающийся из внутреннего диалога учителя и стимулирующий внутренний диалог учащихся. Поэтому со творческая наука превращает класс в мастерскую, где учитель и ученик учат друг друга главной науке – умению делать открытия, прежде всего через осмысленное чтение.
Существует предположение, что XXI век будет временем торжества гуманитарного знания, гуманитарных наук. В это хочется верить: ведь гуманитарные науки, по словам М.М. Бахтина, – это «науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи… Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт текст… Всякий истинно творческий текст всегда есть в какой-то мере свободное… откровение личности».
Технология опыта. Труд учителя отличается от труда скульптора лишь тем, что тот творит из камня, а учитель – из наинежнейшего на свете материала: чистой души ребёнка – творца и героя. В . Келер.
Какие же признаки текста должны быть усвоены на уроках русского языка? Текст . Заимств . в XVIII в. из нем. яз., где Техt tехtus «словесное единство» ( tехо «тку». ( Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка). Поэт-просветитель XVIII века А . Кантемир в одной из сатир пишет : Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати , Богат, нищ, весел, скорбен — буду стихи ткати ...
Опора на текст как речеведческое понятие Приблизиться, прикоснуться к «словесной ткани» художественного произведения — значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла, значит попытаться разгадать загадку, тайну, которая заключена в каждом истинном создании мастеров искусства слова. Вспомним слова замечательного филолога А. А. Потебни : «Понимание есть повторение процесса творчества в измененном порядке». Поэтому при выполнении заданий в классе надо опираться не только на знания, но и на чувство языка, которое развивается, совершенствуется в процессе творческой работы с текстом. Без развитого чувства языка не может быть языковой личности.
Люблю появление ткани , Когда после двух или трех, А то четырех задыханий Придет выпрямительный вздох — И так хорошо мне и тяжко, Когда приближается миг — И вдруг дуговая растяжка Звучит в бормотаньях моих. (О. Мандельштам).
Заглядывал я в старь в Академический словарь. А.С.Пушкин Словарь . А .Тарковский Я ветвь меньшая от ствола России, Я плоть ее, и до листвы моей Доходят жилы, влажные, стальные, Льняные, кровяные, костяные, Прямые продолжения корней. Есть высоты властительная тяга, И потому бессмертен я, пока Течет по жилам — боль моя и благо — Ключей подземных ледяная влага, Все эР и эЛь святого языка. Я призван к жизни кровью всех рождений И всех смертей, я жил во времена, Когда народа безымянный гений Немую плоть предметов и явлений Одушевлял, даруя имена. Его словарь открыт во всю страницу, От облаков до глубины земной,— Разумной речи научить синицу И лист единый заронить в криницу, Зеленый, рдяный, ржавый, золотой. Криница, ы, ж. нар.-разг. Колодец, родник. Напоить ковшом из криницы.
НАКАЗ РОДИТЕЛЯМ: Читайте детям книги, а не нотации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграционные технологии в работе учителя – словесника при изучении творчества А.Н.Островского
Статья из сборника Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании русской словесности"....
Кожина ИА Интеграционные технологии в работе учителя словесника. Презентация Microsoft Office PowerPoint
Авторская презентация учителя представляет собой иллюстративный материал к статье "Интеграционные технологии в работе учителя-словесника при изучении творчества А.Н.островского в 10 классе", опу...
Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.
В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...
Обобщение опыта педагогической работы учителя-словесника
Вот уже 20 лет я преподаю русский язык и литературу, но не утратила живого интереса к своей профессии, потому что убеждена « Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле»....
Активные методы обучения в педагогической деятельности учителя словесника.
Доклад на научной конференции....
Презентация "Сайты для работы учителя -словесника"
Сссылки на полезные сайты, подготовлена по материалам рубрики Интерент-копилка Издательского дома Первое сентября...
Презентация "Смысловое прочтение текста" для учителей словесников
Презентация "Смысловое прочтение текста" поможет коллегам выработать свою стратегию смыслового чтения...