Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Муравьева Марина Валериевна

рабочая программа по литературе для 7 класса рассчитана на 3 часа в неделю( 102 часа в год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_3_chasa.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                                             Директор МОУ Волченковской СОШ

                                                                                      ________________А.И. Устинова                        

                                                                                               «_____» ____________________ 2011  г.

МОУ Волченковская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по литературе для 7-го класса

Учебник – хрестоматия в 2-х частях:  

Автор-составитель: В.Я. Коровина

Составитель программы:   Алферова Екатерина Владимировна  - учитель русского языка и литературы

Рассмотрено  на заседании Т/О

«Освоение новыми педагогическими технологиями»

Протокол №     от «___» ____________ 2011 г.

Руководитель Т/О   __________ Е.В. Алферова

Согласовано

Зам. директора по УВР _______   В.Н. Ососкова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7-М КЛАССЕ.

    Данная рабочая программа по литературе рассчитана на изучение предмета в 7 классе в объеме 102   годовых часа (3 часа в неделю).

Настоящий тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Календарно - тематическое планирование по литературе в 7  классе

3  часа в неделю – 102 часа   в год

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Дата урока

1-я четверть

1.

Вводное занятие

1

Беседа, тестирование

Изображение человека как важнейшая проблема литературы

2.

Предания как  поэтическая автобиография народа.

1

Рассказ учителя. Беседа

Исторические события в преданиях.

3-4

Понятие о былинах. Собирание былин.

2

Рассказ учителя. Беседа.

«Вольга и Микула Селянинович». Идеалы русского народа в главном герое.  

5-6

Киевский цикл бесед.

2

Урок внеклассного чтения.

«Илья Муромец и Соловей  -разбойник», «Садко».

7

Пословицы и поговорки.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Особенности смысла и языка пословиц.

8-9

Древнерусская летопись. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).

2

Рассказ учителя. Беседа.

«Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха».

10-11

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

2

Беседа.  Обучение устному рассказу.

Прославление любви и верности.

12

Подготовка к письменной работе по темам:

  1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.
  2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора.
  3. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1

Практикум.

13-14

М.В. Ломоносов. Поэт. Ученый.

2

Рассказ учителя.

Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия ея Величество государыни Императрицы Елисаветы Петровны.

15

Н.Р. Державин. Поэт. Философ.

1

Рассказ учителя. Беседа.

«Река времен в течении своем», «На птичку», «Признание», философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

16

А.С. Пушкин. Слово о поэте.

1

Обучение выразительному чтению.

«Полтава» (отрывок), Петр I и

 Карл XII

17

А.С. Пушкин «Медный всадник»

1

Рассказ учителя. Беседа.

Выражение чувств к Родине. Прославление деяний Петра.

18-19

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

2

Беседа, практикум.

Художественное воспроизведение быта и нравов. Своеобразие языка.

20-21

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

2

Урок развития речи.

Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению.

22

А.С, Пушкин. «Станционный смотритель»

1

Беседа.

Изображение «маленького» человека.

23

Дуня и Минский.

1

Практикум.

Анализ эпизода «Самсон В. у Минского». Развитие понятия о повести.

24

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Песня про купца Калашникова».

1

Рассказ учителя.

Картины быта 16 века и их роль в понимании характера и идеи поэмы.

25-26

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

2

Беседа. Практикум.

Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

27-28

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»

2

Практикум.

Проблема гармонии  человека и природы. Обучение  анализу одного стихотворения.

29

Тестирование по творчеству А.С, Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

1

Урок контроля.

Тестирование.

2-я четверть.

30

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»

1

Рассказ учителя. Беседа.

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей.

31-32

Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

2

Обучение устному рассказу.

Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

33-34

Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

2

Урок развития речи..

Авторская оценка образа Тараса Бульбы.

35-36

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника»

2

Рассказ учителя. Беседа.

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Художественные достоинства рассказа.

37-38

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Близнецы».

2

Урок развития речи.

Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности  жанра.  Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.

39-40

Н.А. Некрасов.

2

Рассказ учителя. Беседа.

«Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

41

Н.А. Некрасов.  «Размышления у парадного подъезда»

1

Урок внеклассного чтения.

Боль поэта за судьбу народа.

42

А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

1

Урок внеклассного чтения.

Правда и вымысел в поэмах

43-44

М.Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе. Сказки.

2

Рассказ учителя. Беседа.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение пороков общества.

45-46

М.Е. Салтыков – Щедрин.  «Дикий помещик»

2

Урок развития речи.

Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовиться к домашнему сочинению по сказкам М.Е. Салтыков – Щедрина.

47

Литературный ринг. «Проблемы и герои произведений Н.В. гоголя, И.С, Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова – Щедрина».

1

Практикум

Выявление знаний учащихся.

2-е полугодие.  3- я четверть.

48-49

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы)

2

Рассказ учителя. Беседа.

Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

50

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство»

1

Беседа, обучение устному рассказу.

Его чувства, поступки и духовный мир.

51

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры»

1

Рассказ учителя. Беседа.

Сложность взаимоотношения детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

52-53

 И.А. Бунин «Лапти»

2

Урок развития речи.

Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению по произведениям Л.Н. Толстого и И.А. Бунина.

54

А.П. Чехов. Слово о писателе.

1

Рассказ учителя. Беседа.

«Хамелеон» Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.

55

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

1

Практикум.

Развитее понятий о юморе и сатире.

56

«Два лица России» в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

1

Беседа

Анализ рассказа.

57

Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «размазня» и др.

1

Внеклассное чтение.

58-59

Стихи русских поэтов о родной природе

2

Практикум.

В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край», И.А. Бунин «Родина».

60-61

М. Горький. «Детство» (главы)

2

Рассказ учителя. Беседа.

Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

62-63

Бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

2

Беседа.

Вера в творческие силы народа.

64

Обучение анализу эпизода из повести М. горького «Детство»

1

Практикум.

Портрет как средство характеристики героя.

65

«Легенда о Данко», «Старуха Изергиль»

1

Внеклассное чтение. Практикум.

Романтический характер легенды.

66-67

В.В. Маяковский. Слово о поэте.

2

Рассказ учителя

Беседа.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Обучение выразительному чтению.

68

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»

1

Урок внеклассного чтения.

Понятие о лирическом герое.

69-70

Л.Н. Андреев. Слово о писателе.

2

Рассказ учителя. Беседа.

«Кусака». Сострадание и бессердечие по отношению к животным.

71-72

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка».

2

Рассказ учителя. Беседа.

Друзья и враги главного героя.

73-74

А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире»

2

Внеклассное чтение.

Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова.

75

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» (по произведениям писателей 20 века).

1

Урок внеклассного чтения

76-77

Б.Л. Пастернак

2

Рассказ учителя. Практикум.

«Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картины природы в стихах Пастернака.

78

Контрольная работа.

1

Практикум.

Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

4-я четверть.

79-80

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского

2

Внеклассное чтение.

Содержание стихов, их понимания учащимися.

81-82

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади»

2

Рассказ учителя, беседа.

Эстетические и нравственные. Экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции

83-84

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла»

2

Рассказ учителя.  Беседа.

Нравственные проблемы рассказа.

85-86

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро»

2

Урок внеклассного чтения.

Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как  мерило нравственной ценности  человека.

87

Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

1

Урок внеклассного чтения.

Стихи В. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого и др.

88-89

А.Т. Твардовский. Слово о  писателе. Стихи.

2

 Рассказ учителя. Беседа.

«Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.

90

Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине.

1

Урок внеклассного чтения.

«Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

91

М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда»

1

Рассказ учителя. Беседа.

Смешное и грустное  в рассказах писателя.

92

Песни на слова поэтов 20 века.

1

Урок внеклассного чтения.

А.Вертинский «Доченьки», И. Гафф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге»

93

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте.

1

Рассказ учителя. Беседа.

«Опять за степью родная земля», «О моей Родине».

94

Р. Бернс. Слово о поэте «Честная бедность»

1

Рассказ учителя. Беседа.

Представление поэта о честности и справедливости.

95

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте.

1

Рассказ

учителя. Практикум.

«Ты кончил жизни путь, герой…». Прославление подвига во имя Родины.

96

Японские хокку.

1

Практикум.

Особенности жанра.

97-98

О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».

2

Семинар.

Преданность  и жертвенность во имя любви.

99-100

Р.Д. Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы»

2

Урок внеклассного чтения.

Мечта о победе добра.

101-102

Выявление уровня литературного развития учащихся 7-го класса. Тестирование. Задание на лето.

2

Практикум, тестирование, беседа.

Подведение итогов года.

                                

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

1.  И.В. Золотарева, С.М. Аникина. «Поурочные разработки по литературе 7 класс».

2.  Программа по литературе  на 102 часа, М., Просвещение, 2007 г. Под редакцией В.Я. Коровиной.

3. Н.А. Миронова. Тесты по литературе к учебнику – хрестоматии «Литература 7 класс в 2-х частях. Автор – составитель: В.Я. Коровина, издательство  «Экзамен, Москва, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....