Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
рабочая программа по литературе для 7 класса рассчитана на 3 часа в неделю( 102 часа в год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_3_chasa.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Волченковской СОШ
________________А.И. Устинова
«_____» ____________________ 2011 г.
МОУ Волченковская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 7-го класса
Учебник – хрестоматия в 2-х частях:
Автор-составитель: В.Я. Коровина
Составитель программы: Алферова Екатерина Владимировна - учитель русского языка и литературы
Рассмотрено на заседании Т/О
«Освоение новыми педагогическими технологиями»
Протокол № от «___» ____________ 2011 г.
Руководитель Т/О __________ Е.В. Алферова
Согласовано
Зам. директора по УВР _______ В.Н. Ососкова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7-М КЛАССЕ.
Данная рабочая программа по литературе рассчитана на изучение предмета в 7 классе в объеме 102 годовых часа (3 часа в неделю).
Настоящий тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
∙ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
∙ устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
∙ научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
∙ отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Календарно - тематическое планирование по литературе в 7 классе
3 часа в неделю – 102 часа в год
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Дата урока |
1-я четверть | |||||
1. | Вводное занятие | 1 | Беседа, тестирование | Изображение человека как важнейшая проблема литературы | |
2. | Предания как поэтическая автобиография народа. | 1 | Рассказ учителя. Беседа | Исторические события в преданиях. | |
3-4 | Понятие о былинах. Собирание былин. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | «Вольга и Микула Селянинович». Идеалы русского народа в главном герое. | |
5-6 | Киевский цикл бесед. | 2 | Урок внеклассного чтения. | «Илья Муромец и Соловей -разбойник», «Садко». | |
7 | Пословицы и поговорки. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Особенности смысла и языка пословиц. | |
8-9 | Древнерусская летопись. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха». | |
10-11 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 2 | Беседа. Обучение устному рассказу. | Прославление любви и верности. | |
12 | Подготовка к письменной работе по темам:
| 1 | Практикум. | ||
13-14 | М.В. Ломоносов. Поэт. Ученый. | 2 | Рассказ учителя. | Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия ея Величество государыни Императрицы Елисаветы Петровны. | |
15 | Н.Р. Державин. Поэт. Философ. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | «Река времен в течении своем», «На птичку», «Признание», философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | |
16 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. | 1 | Обучение выразительному чтению. | «Полтава» (отрывок), Петр I и Карл XII | |
17 | А.С. Пушкин «Медный всадник» | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Выражение чувств к Родине. Прославление деяний Петра. | |
18-19 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | 2 | Беседа, практикум. | Художественное воспроизведение быта и нравов. Своеобразие языка. | |
20-21 | А.С. Пушкин. «Борис Годунов» | 2 | Урок развития речи. | Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению. | |
22 | А.С, Пушкин. «Станционный смотритель» | 1 | Беседа. | Изображение «маленького» человека. | |
23 | Дуня и Минский. | 1 | Практикум. | Анализ эпизода «Самсон В. у Минского». Развитие понятия о повести. | |
24 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Песня про купца Калашникова». | 1 | Рассказ учителя. | Картины быта 16 века и их роль в понимании характера и идеи поэмы. | |
25-26 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | 2 | Беседа. Практикум. | Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. | |
27-28 | М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» | 2 | Практикум. | Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. | |
29 | Тестирование по творчеству А.С, Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | 1 | Урок контроля. | Тестирование. | |
2-я четверть. | |||||
30 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба» | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей. | |
31-32 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. | 2 | Обучение устному рассказу. | Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. | |
33-34 | Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 2 | Урок развития речи.. | Авторская оценка образа Тараса Бульбы. | |
35-36 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Художественные достоинства рассказа. | |
37-38 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Близнецы». | 2 | Урок развития речи. | Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе. | |
39-40 | Н.А. Некрасов. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. | |
41 | Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» | 1 | Урок внеклассного чтения. | Боль поэта за судьбу народа. | |
42 | А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | 1 | Урок внеклассного чтения. | Правда и вымысел в поэмах | |
43-44 | М.Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе. Сказки. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение пороков общества. | |
45-46 | М.Е. Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик» | 2 | Урок развития речи. | Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовиться к домашнему сочинению по сказкам М.Е. Салтыков – Щедрина. | |
47 | Литературный ринг. «Проблемы и герои произведений Н.В. гоголя, И.С, Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова – Щедрина». | 1 | Практикум | Выявление знаний учащихся. | |
2-е полугодие. 3- я четверть. | |||||
48-49 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы) | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | |
50 | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство» | 1 | Беседа, обучение устному рассказу. | Его чувства, поступки и духовный мир. | |
51 | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры» | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Сложность взаимоотношения детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. | |
52-53 | И.А. Бунин «Лапти» | 2 | Урок развития речи. | Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению по произведениям Л.Н. Толстого и И.А. Бунина. | |
54 | А.П. Чехов. Слово о писателе. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | «Хамелеон» Живая картина нравов. Смысл названия рассказа. | |
55 | Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» | 1 | Практикум. | Развитее понятий о юморе и сатире. | |
56 | «Два лица России» в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» | 1 | Беседа | Анализ рассказа. | |
57 | Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «размазня» и др. | 1 | Внеклассное чтение. | ||
58-59 | Стихи русских поэтов о родной природе | 2 | Практикум. | В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край», И.А. Бунин «Родина». | |
60-61 | М. Горький. «Детство» (главы) | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | |
62-63 | Бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. | 2 | Беседа. | Вера в творческие силы народа. | |
64 | Обучение анализу эпизода из повести М. горького «Детство» | 1 | Практикум. | Портрет как средство характеристики героя. | |
65 | «Легенда о Данко», «Старуха Изергиль» | 1 | Внеклассное чтение. Практикум. | Романтический характер легенды. | |
66-67 | В.В. Маяковский. Слово о поэте. | 2 | Рассказ учителя Беседа. | «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Обучение выразительному чтению. | |
68 | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | Урок внеклассного чтения. | Понятие о лирическом герое. | |
69-70 | Л.Н. Андреев. Слово о писателе. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | «Кусака». Сострадание и бессердечие по отношению к животным. | |
71-72 | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Друзья и враги главного героя. | |
73-74 | А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире» | 2 | Внеклассное чтение. | Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова. | |
75 | Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» (по произведениям писателей 20 века). | 1 | Урок внеклассного чтения | ||
76-77 | Б.Л. Пастернак | 2 | Рассказ учителя. Практикум. | «Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картины природы в стихах Пастернака. | |
78 | Контрольная работа. | 1 | Практикум. | Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. | |
4-я четверть. | |||||
79-80 | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского | 2 | Внеклассное чтение. | Содержание стихов, их понимания учащимися. | |
81-82 | Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади» | 2 | Рассказ учителя, беседа. | Эстетические и нравственные. Экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции | |
83-84 | Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Нравственные проблемы рассказа. | |
85-86 | Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро» | 2 | Урок внеклассного чтения. | Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственной ценности человека. | |
87 | Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Стихи В. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого и др. | |
88-89 | А.Т. Твардовский. Слово о писателе. Стихи. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | «Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. | |
90 | Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. | 1 | Урок внеклассного чтения. | «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. | |
91 | М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда» | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Смешное и грустное в рассказах писателя. | |
92 | Песни на слова поэтов 20 века. | 1 | Урок внеклассного чтения. | А.Вертинский «Доченьки», И. Гафф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге» | |
93 | Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | «Опять за степью родная земля», «О моей Родине». | |
94 | Р. Бернс. Слово о поэте «Честная бедность» | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Представление поэта о честности и справедливости. | |
95 | Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. | 1 | Рассказ учителя. Практикум. | «Ты кончил жизни путь, герой…». Прославление подвига во имя Родины. | |
96 | Японские хокку. | 1 | Практикум. | Особенности жанра. | |
97-98 | О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». | 2 | Семинар. | Преданность и жертвенность во имя любви. | |
99-100 | Р.Д. Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы» | 2 | Урок внеклассного чтения. | Мечта о победе добра. | |
101-102 | Выявление уровня литературного развития учащихся 7-го класса. Тестирование. Задание на лето. | 2 | Практикум, тестирование, беседа. | Подведение итогов года. |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. И.В. Золотарева, С.М. Аникина. «Поурочные разработки по литературе 7 класс».
2. Программа по литературе на 102 часа, М., Просвещение, 2007 г. Под редакцией В.Я. Коровиной.
3. Н.А. Миронова. Тесты по литературе к учебнику – хрестоматии «Литература 7 класс в 2-х частях. Автор – составитель: В.Я. Коровина, издательство «Экзамен, Москва, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....