Подготовка к сочинению в форме сказки.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы для учеников 5 класса.
Автор Коляденко Валентина Станиславовна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 4 имени А.С.Пушкина ст.Каневской Краснодарского края.
Тема: Творческая работа .Составление волшебной сказки.
Цель урока : совершенствовать речевые умения, восприятие и понимание отличий
волшебной сказки от литературного произведения, повторить «законы»
волшебной сказки, помочь овладеть навыком создания творческих работ,
учить сочинять свою сказку, побуждать к успешному выполнению
поисковых и проблемных заданий.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»- писал в XIX веке А.С. Пушкин. А вот слова из его же произведения:
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!
III. Игра «Подбери постоянный эпитет»
лес (дремучий) стрелы (острые)
море (синее) стрелы (калёные)
солнце (красное) сокол (ясный)
дуб ( могучий) ворон (чёрный)
Вопросы:
- Можно сказать, что все указанные слова— «жители» одной сказки?
Почему же при назывании этих существительных эпитеты к ним возникают как бы сами собой?
- Назовите особенности сказки? Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?
- Какими частями начинается и заканчивается сказка? ( Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба Яга и другие) Что же такое сказка?
Сказка (волшебная)— это «автономное государство» со своими границами, жителями, законами, с обязательным присутствием волшебства.
IY. Беседа о композиции сказки.
Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. ( «Не пей из лужицы, козлёночком станешь») Затем герой делает всё возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают самые разные испытания. Зло в сказке бывает побеждено, торжествует Добро.
Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский учёный В.Я. Пропп. Он нашёл более 30 элементов, которые составили определённую схему.
СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.
- Предписание или запрет.
- Нарушение.
- Вредительство или недостача.
- Отъезд героя.
- Задача.
- Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).
- Появление противника.
- Борьба.
- Победа.
- Возвращение героя.
- Ложный герой.
- Трудные испытания.
- Узнавание героев.
- Узнавание ложного героя. Наказание его.
- Счастливый конец.
Не все элементы могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очерёдности. Всё это и есть основа сказки.
Y. Составление сказки. Коллективная работа.
- Подбор возможной присказки, зачина, концовки.
Присказка. Сказка будет ох как увлекательна, слушайте-ка её внимательно, всё
всё примечайте, не зевайте.
Зачины. В некотором царстве, в некотором государстве…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Концовки. Сказка вся, более врать нельзя…
Вам- сказку, а мне – бубликов связку, гречневой кашки в крашеной чашке,
масла горшок да горячий пирожок.
- Героем сказки будет соломенный человечек. Он должен будет действовать, двигаться, заводить знакомства, быть причиной определённых событий в соответствии с материалом, из которого сделан.
- Из какого материала сделан человечек? (из соломы)
- Каковы свойства соломы? (хрупкая, лёгкая, в воде не тонет, боится огня, несъедобная)
- Какое имя можно дать соломенному человечку? (Соломон, Соломка, Соломинка и др.)
- Как появился человечек из соломы на свет? Опишите его.
- С какого необычайного события начнётся ваша сказка?
- Каким испытаниям подвергнется соломенный человечек? (попадёт в город Разбойников, будет сражаться с огнём, злым волшебником, переплывёт через бурные реки)
- Появятся ли у героя вашей сказки друзья? Какие? (Чучело, Пугало, Прыгунок, ячменное зёрнышко, пшеничное зёрнышко, Камышонок, Горошек, Черенок)
- Какие волшебные помощники будут помогать соломенному человечку?(волшебная палочка, скатерть-самобранка, клубок, волшебная дудка, пузырьки с живой и мёртвой водой)
- Как закончится ваша сказка?
Ответы на вопросы сопровождаются записями в тетради.
YI . Итог урока.
YII. Домашнее задание. Сочинить сказку, оформить иллюстрациями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"
Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке....
Подготовка к сочинению в форме сказки.
Разработка урока развития речи по литературе в 5 классе....
Подготовка к сочинению в форме сказки.
Разработка урока развития речи по литературе в 5 классе....
Подготовка к сочинению в форме сказки.
Представлена разработка урока...
Подготовка к сочинению в форме ЕГЭ
Материал направлен на обучение написанию сочинения по требованиям единого государственного экзамена. занятие подразумевает составление плана сочинения, содержания каждой части....
Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (подготовка к сочинению).
Урок подготовки к сочинению с использованием технологии развития критического мышления....
Презентация "Подготовка к сочинению в форме ОГЭ"
В презентации раскрыты критерии оценивания и требования к сочинению в форме ОГЭ...