Подготовка к сочинению в форме сказки.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Коляденко Валентина Станиславовна

Разработка урока развития речи по литературе в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка18.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Разработка урока литературы для учеников 5 класса.

 Автор Коляденко Валентина Станиславовна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 4 имени А.С.Пушкина ст.Каневской Краснодарского края.

Тема: Творческая работа .Составление волшебной сказки.

Цель урока : совершенствовать речевые умения, восприятие и понимание отличий

                     волшебной     сказки от литературного произведения, повторить «законы»

                     волшебной сказки, помочь овладеть навыком создания творческих работ,

                     учить сочинять свою сказку, побуждать к успешному выполнению

                     поисковых и проблемных заданий.

                             

                                                       Ход урока.

I. Организационный  момент.

II. Вступительное слово учителя.

         В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.

        «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»- писал в XIX веке А.С. Пушкин. А вот слова из его же произведения:

                                 Сказка ложь, да в ней намёк!

                            Добрым молодцам урок!

III. Игра «Подбери постоянный эпитет»

                   лес (дремучий)                                      стрелы (острые)                                                                                                                                      

                море (синее)                                          стрелы (калёные)

                солнце (красное)                                   сокол (ясный)

                дуб ( могучий)                                       ворон (чёрный)

    Вопросы:

  1. Можно сказать, что все указанные слова— «жители» одной сказки?

Почему же при назывании этих существительных эпитеты к ним возникают как бы сами собой?

  1. Назовите особенности сказки? Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?
  2. Какими частями начинается и заканчивается сказка? ( Зачин, концовка.) Назовите  сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба Яга и другие) Что же такое сказка?

Сказка (волшебная)— это «автономное государство» со своими границами, жителями, законами, с обязательным присутствием волшебства.

IY. Беседа о композиции сказки.

       Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. ( «Не пей из лужицы, козлёночком станешь») Затем герой делает  всё возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают самые разные  испытания. Зло в сказке бывает побеждено, торжествует Добро.

      Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский учёный В.Я. Пропп. Он нашёл более 30 элементов, которые составили определённую схему.

                СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.

  1. Предписание или запрет.
  2. Нарушение.
  3. Вредительство или недостача.
  4. Отъезд героя.
  5. Задача.
  6. Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).
  7. Появление противника.
  8. Борьба.
  9. Победа.
  10. Возвращение героя.
  11. Ложный герой.
  12. Трудные испытания.
  13. Узнавание героев.
  14. Узнавание ложного героя. Наказание его.
  15. Счастливый конец.

      Не все элементы могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очерёдности. Всё это  и есть основа сказки.

Y. Составление сказки. Коллективная работа.

  1. Подбор возможной присказки, зачина, концовки.

Присказка.    Сказка будет ох как увлекательна, слушайте-ка её внимательно, всё    

                     всё примечайте, не зевайте.

Зачины.      В некотором царстве, в некотором государстве…

                      В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…

  Концовки. Сказка вся, более врать нельзя…

                           Вам- сказку, а мне – бубликов связку, гречневой кашки в крашеной чашке,        

                      масла горшок да горячий пирожок.

  1. Героем сказки будет соломенный человечек. Он должен будет действовать, двигаться, заводить знакомства, быть причиной определённых событий в соответствии с материалом, из которого сделан.
  2. Из какого материала сделан человечек? (из соломы)
  3. Каковы свойства соломы? (хрупкая, лёгкая, в воде не тонет, боится огня, несъедобная)
  4. Какое имя можно дать соломенному человечку? (Соломон, Соломка, Соломинка и др.)
  5. Как появился человечек из соломы на свет? Опишите его.
  6. С какого необычайного события начнётся ваша сказка?
  7. Каким испытаниям подвергнется соломенный человечек? (попадёт в город Разбойников, будет сражаться с огнём, злым волшебником, переплывёт через бурные реки)
  8. Появятся ли у героя вашей сказки друзья? Какие? (Чучело, Пугало, Прыгунок, ячменное зёрнышко, пшеничное зёрнышко, Камышонок, Горошек, Черенок)
  9. Какие волшебные помощники будут помогать соломенному человечку?(волшебная палочка, скатерть-самобранка, клубок, волшебная дудка, пузырьки с живой и мёртвой водой)
  10. Как закончится ваша сказка?

Ответы на вопросы сопровождаются записями в тетради.

YI . Итог урока.

YII. Домашнее задание. Сочинить сказку, оформить иллюстрациями.

   

                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"

Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке....

Подготовка к сочинению в форме сказки.

Разработка урока развития речи по литературе в 5 классе....

Подготовка к сочинению в форме сказки.

Представлена разработка урока...

Подготовка к сочинению в форме сказки.

Представлена разработка урока...

Подготовка к сочинению в форме ЕГЭ

Материал направлен на обучение написанию сочинения по требованиям единого государственного экзамена. занятие подразумевает составление плана сочинения, содержания каждой части....

Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (подготовка к сочинению).

Урок подготовки к сочинению с использованием технологии развития критического мышления....

Презентация "Подготовка к сочинению в форме ОГЭ"

В презентации раскрыты критерии оценивания и требования к сочинению в форме ОГЭ...